Дело №
УИД 91RS0022-01-2020-000538-55
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 июня 2020 года город Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Глуховой И.С., при секретаре Мурко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селезнёвой Н.Н. к Администрации города Феодосии Республики Крым, третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании права собственности на реконструированный объект,
УСТАНОВИЛ:
Истец Селезнёва Н.Н. через своего процессуального представителя обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации города Феодосии Республики Крым, третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в котором просит признать за ней право собственности на реконструированный объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес> состоящий из: жилого дома с подвалом и жилой мансардой литер «А»; гаража литер «а»; открытой веранды литер «№»; террас литер «№», «№», «№», «№»; лестницы I; балкона II, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №.
Требования мотивированы тем, что она является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного частным нотариусом Феодосийского городского нотариального округа ФИО3 и зарегистрированного в реестре под №, а также на основании Государственного акта на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ серии №. Право собственности зарегистрировано в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ №. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, проведено межевание границ, кадастровый №.
В ДД.ММ.ГГГГ была подготовлена проектная документация и получено разрешение на строительство жилого дома на принадлежащем истцу земельном участке. Согласно Решения Коктебельского поселкового совета № от ДД.ММ.ГГГГ, строительство жилого дома должно было быть закончено в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ строительство жилого дома было завершено, однако объект не был введен в эксплуатацию.
Согласно техническому паспорту № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и справки - характеристики Филиала ГУП РК «Крым БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес> состоял из не сданного в эксплуатацию жилого дома с подвалом и жилой мансардой литер «А», гаражом литер «а», открытой верандой литер «№», террасами литер «№ №,№,№», лестницей 1 и балконом 11 общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой – <данные изъяты> кв. м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, жилому дому, расположенному по вышеуказанному адресу, был присвоен кадастровый №, площадь <данные изъяты> кв.м.
С целью ввода в эксплуатацию жилого дома, были поданы заявления в Администрацию города Феодосии Республики Крым и в Службу государственного строительного надзора Республики Крым.
При этом, Администрацией города Феодосии Республики Крым было рекомендовано по указанному вопросу обратиться в Службу государственного строительного надзора Республики Крым.
В свою очередь Служба государственного строительного надзора Республики Крым, направила истцу ответ, в котором указывала, что документом, подтверждающим принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов, является, в том числе разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. При этом, было обращено внимание на то, что срок действия разрешительных документов истёк ДД.ММ.ГГГГ, и в случае невозможности предоставить необходимые действующие документы, дающие право на выполнение строительных работ, решение данного вопроса возможно только в суде, в порядке гражданского судопроизводства.
Поскольку в настоящее время истица лишена возможности в ином порядке оформить право собственности на объект недвижимости в реконструированном виде, она вынуждена была обратиться в суд с указанным иском для защиты своих прав.
Истец Селезнёва Н.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, её представителем – Степановой Л.Н., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности, подано суду заявление, в котором она просит рассмотреть дело в её отсутствие и в отсутствие истца и сообщает, что исковые требования поддерживает в полном объеме и просит иск удовлетворить с учетом заключения судебной строительно-технической экспертизы.
Ответчик Администрация города Феодосии Республики Крым при надлежащем извещении, представителя в судебное заседание не направила, на электронный адрес Феодосийского городского суда направила ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации города Феодосии Республики Крым, решение вынести на основании подтверждающей доказательственной базы.
Третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым при надлежащем извещении, представителя в судебное заседание не направило, о причинах неявки не сообщило, об отложении судебного разбирательства не просило.
Информация о дате и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда в Интернет-портале.
Согласно статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути требований, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
При рассмотрении дела судом установлено, что на основании договора купли-продажи земельного участка, удостоверенного от ДД.ММ.ГГГГ частным нотариусом Феодосийского городского нотариального округа ФИО3, зарегистрированного в Реестре сделок за №, а также Государственного акта на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, серии №, Селезнёва Н.Н. является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>, целевое назначение для строительства и обслуживания жилого дома.
Право собственности за Селезнёвой Н.Н. зарегистрировано в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ за №. Земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый №, проведено межевание границ земельного участка. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные». Объект недвижимости является ранее учтенным.
ДД.ММ.ГГГГ за № заказчику Селезнёвой Н.Н. выдано положительное комплексное заключение № государственной экспертизы по рабочему проекту «Жилой дом по <адрес>», которым установлено, что проектная документация отвечает действующим государственным строительным нормам и рекомендуется к утверждению.
Решением Исполнительного комитета Коктебельского поселкового совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Селезнёвой Н.Н. разрешено строительство жилого дома на земельном участке, находящемся в собственности по <адрес>. Указано о том, что строительство вести после получения разрешения на выполнение строительных работ в ГАСКе Автономной Республики Крым в строгом соответствии с утвержденной проектной документацией. При этом, законченный строительством объект в срок до ДД.ММ.ГГГГ должен был быть представлен государственной приемочной комиссии для ввода в эксплуатацию.
ДД.ММ.ГГГГ Селезнёвой Н.Н. Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым выдано разрешение на выполнение строительных работ №.
Как следует из технического паспорта №, составленного ФМБРТИ г. Феодосии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, состоит из: жилого дома с подвалом и жилой мансардой литер «А», гаража литер «а», открытой веранды литер «№», террасами литер «№», «№», «№», «№», лестницы 1 и балкона 11. Общая площадь <данные изъяты> кв.м, в том числе жилая <данные изъяты> кв. м. Годом постройки указанных строений значится ДД.ММ.ГГГГ. Строения внесены в графу: «Выстроено самовольно», с указанием в примечаниях – жилой дом литер «А», гаража литер «а», открытая веранда литер «№» - не сданы в эксплуатацию.
Согласно справке-характеристике №, выданной ДД.ММ.ГГГГ Филиалом Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» в г. Феодосия, по данным технической инвентаризации проведенной ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес> состоял из не сданного в эксплуатацию жилого дома с подвалом и жилой мансардой литер «А», гаража литер «а», открытой верандой литер «а1», террасами литер «№», «№», «№», «№», лестницы I и балкона II., общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой <данные изъяты> кв. м. Также, дополнительно указано, что гараж литер «а» площадью застройки <данные изъяты> кв.м., открытая веранда литер «№» площадью застройки <данные изъяты> кв.м. Учитывая, что последняя техническая инвентаризация жилого дома была проведена в ДД.ММ.ГГГГ, подтвердить или опровергнуть сведения о наличии и/или отсутствии реконструкции самовольного строительства, перепланировки на день предоставления справки-характеристики не представляется возможным.
По информации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об объекте недвижимости – жилом доме, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый №. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Сведения необходимые для заполнения раздела 2 отсутствуют. Особые отметки: Литера А,А,А,А,п/а,а4,а5,а3,а2, II,I. Отсутствует графическая часть.
Из ответа Администрации города Феодосии Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ на заявление от ДД.ММ.ГГГГ Селезнёвой Н.Н. от её представителя ФИО5, следует, что согласно законодательству Республики Крым, Администрация города не располагает полномочиями по приёмке в эксплуатацию объектов капитального строительства, в том числе самовольно построенных, административный регламент по вводу в эксплуатацию такого объекта отсутствует. По вопросам, касающимся разрешений на строительство (реконструкцию) и регистрации деклараций о начале выполнения строительных работ и о готовности объекта к эксплуатации. Касающиеся уведомлений о планируемых строительстве и реконструкции объектов, рекомендовано обратиться согласно компетенции в Службу государственного строительного надзора Республики Крым.
В сообщении Службы государственного строительного надзора Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ на обращение представителя Селезнёвой Н.Н. - ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что особенности градостроительных отношений на территории Республики Крым по вопросам оформления документов, подтверждающих принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов, урегулированы Порядком принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденным Постановлением Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции Постановления Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №. Документом, подтверждающим принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов, выстроенных лицом (заказчик), на основании документов, дающих право на выполнение строительных работ (зарегистрированная декларация о начале выполнения строительных работ), на земельном участке, предоставленном для этих целей, является декларация о готовности объекта к эксплуатации.
Документом, подтверждающим принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов, выстроенных лицом на основании документов, дающих право на выполнение строительных работ (зарегистрированная декларация о начале выполнения строительных работ, разрешение на выполнение строительных работ выданные до ДД.ММ.ГГГГ или разрешение на строительство), является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. При этом, обращено внимание на то, что срок действия разрешительных документов, дающих право на выполнение строительных работ по вышеуказанному объекту - разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ, истек ДД.ММ.ГГГГ, и в случае невозможности предоставить необходимые действующие документы, дающие право на выполнение строительных работ, решение данного вопроса возможно только в суде, в порядке гражданского судопроизводства, о признании права собственности согласно части 3 статьи 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
В связи с заявленным представителем истца ходатайством о назначении судебной строительно-технической экспертизы, с целью определения соответствия объекта недвижимости строительным нормам и правилам, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Как следует из заключения судебной строительно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного судебным экспертом ООО «ФИО12» ФИО7, объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, состоящий из жилого дома с подвалом и жилой мансардой литер «А»; гаража литер «а»; открытой веранды литер «№»; террас литер «№», «№», «№», «№»; лестницы I; балкона II; общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый № соответствует градостроительным, строительным, противопожарным, санитарным нормам и правилам и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, с технической стороны не нарушает права граждан.
Проанализировав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что в данном случае при вынесении решения необходимо руководствоваться экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ.
Сопоставив данное экспертное заключение с другими добытыми по делу доказательствами, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для выражения несогласия с указанным заключением судебной экспертизы.
Суд полагает, что заключение судебной экспертизы в данном случае отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, основания сомневаться в его правильности отсутствуют. Кроме того, следует отметить, что заключение эксперта не противоречит совокупности имеющихся в материалах дела доказательств.
Согласно статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (ч. 1 ст. 4 ГК РФ)
Таким образом, к спорным правоотношениям должны применяться нормы материального права Украины за исключением случаев, когда последствия их применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации с учетом характера отношений, осложненных иностранным элементом. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права (статья 1193 ГК РФ).
Статьей 29 Закона Украины «О планировании и застройке территорий» предусматривалось, что разрешение на выполнение строительных работ – документ, удостоверяющий право заказчика и подрядчика на выполнение подготовительных и строительных работ, подключение объекта строительства к инженерным сетям и сооружениям. Разрешение на выполнение строительных работ предоставляется инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля.
Осуществление строительных работ на объектах градостроительства без разрешения на выполнение строительных работ или его перерегистрации, а также осуществление не указанных в разрешении строительных работ считается самовольным строительством и влечет за собой ответственность по закону (часть 17 статьи 29 Закона Украины «О планировании и застройке территорий»).
Согласно положениям статьи 16 Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов» предусмотрено ограничение при использовании объектов благоустройства. Так, на объектах благоустройства запрещается выполнять земляные, строительные и другие работы без разрешения, выданного в установленном законодательством порядке.
Статьей 34 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» установлено, что заказчик имеет право выполнять строительные работы после: регистрации органом государственного архитектурно-строительного контроля декларации о начале выполнения строительных работ, выдачи заказчику органом государственного архитектурно-строительного контроля разрешения на выполнение строительных работ.
В соответствии с положениями статьи 376 Гражданского кодекса Украины жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество считаются самовольным строительством, если они построены или строятся на земельном участке, не отведенном для этой цели, или без надлежащего разрешения или должным образом утвержденного проекта, или с существенными нарушениями строительных норм и правил. Лицо, которое осуществило или осуществляет самовольное строительство недвижимого имущества, не приобретает права собственности на него.
Частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей право на обращение в суд, установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Положения части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусматривают каждому гарантии на судебную защиту его прав и свобод. Право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статьи 17, 18; части 1, 2 статьи 46, статья 52 Конституции Российской Федерации).
В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено положение о судебной защите нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Как следует из части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с положениями частей 1,2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно положениям статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
По смыслу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и приведенных разъяснений созданием нового объекта является изменение характеристик, индивидуализирующих объект недвижимости (высоты, площади, этажности и пр.).
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, тогда как возможность перепланировки и переустройства жилого помещения предусмотрена Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, в соответствии с требованиями статей 51, 52, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее – требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (часть 1.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 1) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества; 1.1) строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства; 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства; 4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр; 4.3) строительства, реконструкции посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом; 4.4) строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно; 4.5) размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи; 5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу части 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 26 и 28 постановления от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснили, что, в силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка). Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к её легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственным признаком самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и /или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан. Признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда.
Согласно пункта 2.8. Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года, при самовольном изменении первоначального объекта недвижимости посредством пристройки к нему дополнительных помещений, право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде, а не на пристройку к первоначальному объекту недвижимости.
Проанализировав нормативно-правовую базу, учитывая, что истец Селезнёва Н.Н. осуществила реконструкцию жилого дома после получения соответствующего разрешения, предпринимала надлежащие меры к легализации реконструкции жилого помещения, произведенные изменения не нарушают требований действовавшего в тот момент законодательства Украины, представлены доказательства того, что произведенной реконструкцией, не допущено существенных нарушений строительных, пожарных норм и правил, отсутствует угроза жизни и здоровью других лиц, представлено заключение о техническом состоянии объекта недвижимости, суд приходит к выводу о наличии правовых основания для удовлетворения исковых требований Селезнёвой Н.Н. о признании за ней права собственности на реконструированный объект недвижимого имущества, расположенный по адресу расположенный по адресу: <адрес>, состоящий из: жилого дома с подвалом и жилой мансардой литер «А»; гаража литер «а»; открытой веранды литер №»; террас литер «№», «№», «№», «№»; лестницы I; балкона II, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Селезнёвой Н.Н. к Администрации города Феодосии Республики Крым, третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании права собственности удовлетворить.
Признать за Селезнёвой Н.Н. право собственности на реконструированный объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, состоящий из: жилого дома с подвалом и жилой мансардой литер «А»; гаража литер «а»; открытой веранды литер «№»; террас литер «№», «№», «№», «№»; лестницы I; балкона II, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: И.С.Глухова
Решение изготовлено в окончательной форме 16 июня 2020 года.