Дело № 2-415/2016
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
18 августа 2016 года г. Кемь, РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Гавриловой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костина И.Е. к администрации Кемского городского поселения о признании отказа в постановке на учет и обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л :
Костин И.Е. обратился в суд с иском к администрации Кемского городского поселения по тем основаниям, что 25 февраля 2016 года им в администрацию было подано заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на состав семьи 2 человека. В настоящее время он вместе с отцом Костиным Е.И. снимает квартиру у своего знакомого, иного жилого помещения у них в собственности нет, по договору социального найма жилье не предоставлялось, регистрации не имеется. Постановлением администрации Кемского городского поселения № 84 от 11 мая 2016 года ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Считает отказ администрации необоснованным, так как намеренно не ухудшал свои жилищные условия в квартире по адресу, в которой он был зарегистрирован: <адрес>. Данная квартира была продана его матерью К.. Он дал согласие на ее продажу, так как был введен в заблуждение, учитывая, что ему была обещана комната в общежитии. В настоящее время жилья, в котором может проживать, у него не имеется.
Просил признать отказ администрации Кемского городского поселения в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необоснованным и обязать поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Истец Костин И.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал и пояснил, что ранее он проживал по адресу: <адрес>, а затем его прописали к бабушке в <адрес>, но жил у отца – Костина Е.И. на <адрес>, она ему не говорила.После смерти бабушки его мать – К. (ныне Д. вступила в наследство на бабушкину квартиру и попросила его сняться с регистрации, чтобы продать квартиру на <адрес>, пообещав купить ему комнату в общежитии в <адрес> и прописать его туда. Он снялся с регистрации, но мать обещанного не выполнила. Он нигде не работает, доходов не имеет, малоимущим администрацией не признавался.
Представитель ответчика – администрации Кемского городского поселения - и.о. главы администрации Селиверстов Н.И. в судебное заседание не явился, в поступившем ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и отказать в удовлетворении заявленных требований. В ранее поступивших возражениях представитель ответчика по доверенности – Тюленев А.В. пояснил, что в заявлении о постановке на учет от 25.02.2016 года истец причину отсутствия жилой площади не указал, доказательств наличия не зависящих от него обстоятельств, повлекших ухудшение жилищных условий, не представил. В паспорте истца имеется отметка о снятии его с регистрационного учета 20 августа 2015 г. по адресу: <адрес>. Истец в иске утверждает, что дал согласие на продажу квартиры своей матери, будучи введенным ею в заблуждение, иных оснований для снятия с регистрации истец не заявляет. Истец сделку по продаже квартиры не оспорил, признав таким образом, что осознает и добровольно принимает наступившие для него негативные последствия, что свидетельствует о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В связи с чем вынесение постановления администрацией об отказе истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ и ст. 53 ЖК РФ администрация считает законным и обоснованным.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Костин Е.И. в суде заявленные требования поддержал, подтвердив сказанное сыном – истцом Костиным И.Е. и пояснил, что когда они с сыном ушли из квартиры на <адрес>, то проживали в его квартире по адресу: <адрес>, но нужно было платить почти по 14 тысяч рублей в месяц, поэтому квартиру пришлось продать племяннику. Иван на <адрес> фактически не жил, но навещал бабушку. В настоящее время он не работает, получает пенсию в размере <данные изъяты> рублей.
Суд, заслушав истца, 3-е лицо, изучив материалы дела, удовлетворяет исковые требования частично.
Судом установлено, что истец Костин И.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, будучи несовершеннолетним проживал и был зарегистрирован в <адрес>, затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован в <адрес>, принадлежавшей на праве собственности бабушке истца – К., но проживал вместе с отцом в квартире принадлежавшей отцу – Костину Е.И. по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, когда Костин Е.И. продал указанную квартиру, что подтверждается Выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 43). С регистрации в квартире на <адрес> истец снялся добровольно, по просьбе своей матери – К. (ныне Д. Квартиру на <адрес> К. приватизировала единолично, что подтверждается Договором о безвозмездной передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности за К. на указанную квартиру было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ квартиру на <адрес> К. продала, что подтверждается Выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ №. Собственником <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ являлась бабушка истца - К. в соответствии с договором приватизации. После смерти К. ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о праве на наследство по закону собственником квартиры ДД.ММ.ГГГГ стала мать истца Д., которая и является собственником жилья. Изложенное подтверждается: Выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ №, копиями паспортов истца и 3-го лица, Справкой о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО «Расчетный центр» <адрес> (л.д. 44). В настоящее время истец и 3-е лицо в собственности жилья не имеют, проживают на съемной квартире, что подтверждается их показаниями, а также выписками из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42,43).
Судом установлено, что 25.02.2016 г. Костин И.Е. обратился в городскую жилищную комиссию администрации Кемского городского поселения в связи с отсутствием жилой площади с заявлением о принятии на учет его и членов его семьи в составе 2-х человек (истец и его отец – Костин Е.И.) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Одновременно с указанным заявлением истцом было подано заявление о признании его и членов его семьи малоимущими в целях постановки на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Постановлением № 84 от 11 мая 2016 года администрацией Кемского городского поселения Костину И.Е. и его семье из 2-х человек отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ в связи с тем, что не истек предусмотренный стать ей 53 Жилищного кодекса РФ срок. С принятым решением истец не согласен по приведенным в исковом заявлении основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ).
Из части 2 статьи 49 ЖК РФ следует, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет (ч. 4 ст. 52 ЖК РФ).
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган (ч. 5 ст. 52 ЖК РФ).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Карелия от 06.02.2006 № 958-ЗРК "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Республике Карелия" (далее - Закон Республики Карелия № 958-ЗРК) к заявлению о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении прилагаются: документы, подтверждающие состав семьи гражданина (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебное решение о признании членом семьи и другие); документы, необходимые для признания гражданина малоимущим, или документы, свидетельствующие об отнесении гражданина к определенной федеральным законом или законом Республики Карелия категории граждан, которые могут состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; документы, подтверждающие право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении: выписка из домовой книги; документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и другие).
Граждане признаются малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма в порядке, установленном законом Республики Карелия, органом, осуществляющим принятие на учет, при решении вопроса о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Перечень документов, необходимых для признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, устанавливается законом Республики Карелия.
Согласно части 5 статьи 3 Закона Республики Карелия от 19.12.2006 № 1041-ЗРК "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" (далее - Закон Республики Карелия № 1041-ЗРК) решение о признании гражданина малоимущим или об отказе в признании гражданина таковым принимается органом местного самоуправления в течение тридцати рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о постановке на учет в целях предоставления ему и его семье (одиноко проживающему гражданину) по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.
Таким образом, из анализа приведенных норм права следует, что орган местного самоуправления при решении вопроса о постановке или отказе в постановке на учет семьи заявителя в качестве нуждающихся в жилых помещениях должен проверить наличие или отсутствие всех оснований для постановки семьи заявителя на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, включая возможность признания их малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
Частями 1 и 2 статьи 54 ЖК РФ предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 2 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Статьей 53 ЖК РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Однако, как следует из представленных ответчиком документов, орган местного самоуправления в нарушение положений части 5 статьи 3 Закона Республики Карелия № 1041-ЗРК одновременно при подаче истцом заявления от 25.02.2016 вопрос о признании его и членов его семьи малоимущими или об отказе в признании их таковыми для целей предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда фактически не принимал, а в силу части 2 статьи 49 ЖК РФ малоимущими граждане признаются органами местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, суд полагает необходимым частично удовлетворить заявленные требования, признав обжалуемый отказ незаконным и обязав орган местного самоуправления повторно рассмотреть заявление истца о постановке его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях от 25.02.2016 года, поскольку решение вопроса о признании истца и членов его семьи малоимущими не в ходит в компетенцию суда.
При повторном рассмотрении заявления истца от 25.02.2016 года органу местного самоуправления надлежит рассмотреть вопрос о признании заявителя и членов его семьи малоимущими или об отказе в признании их таковыми для целей предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда и по результатам рассмотрения указанного вопроса принять соответствующее решение.
В связи с тем, что по смыслу приведенных норм права суд не имеет полномочий по признанию (отказу в признании) граждан малоимущими, суд отказывает в удовлетворении требований истца об обязании ответчика поставить истца и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Руководствуясь ст., ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Костина И.Е. – удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации Кемского городского поселения Костину И.Е. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, выраженный в постановлении Заместителя главы администрации Кемского городского поселения № 84 от 11 мая 2016 года.
Обязать администрацию Кемского городского поселения устранить допущенное нарушение прав Костина И.Е. и его семьи путем повторного рассмотрения заявления Костина И.Е. от 25.02.2016 г. о постановке на учет семьи Костина И.Е. в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещений по договору социального найма в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
В удовлетворении остальной части исковых требований Костина И.Е. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: В.С.Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 23 августа 2016 г.