Дело № 2-5250/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Астафьевой Т.С.,
при секретаре Басистой И.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Сковородинского района об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Сковородинского района обратилась в Благовещенский городской суд с данным иском. В обоснование заявленных требований указала, что 06.04.2017 года судебным приставом-исполнителем СО по ИОВИД УФССП России по Амурской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора за неисполнение должником обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения Комбарову Д.А.. Вместе с тем, 22.03.2016 года письмом № 1482 администрация Сковородинского района дала ответ, что в настоящее время субвенции из областного бюджета для приобретения жилья для детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, поступившие в 2016 году, использованы для приобретения жилья для детей - сирот, которые стояли в очереди раньше чем Комбаров Д.А., а субвенции на 2017 год поступят только в 2017 году и только на 4 жилые помещения, а Комбаров Д.А. стоит 13 по счету в списке, при поступлении денежных средств, которых хватит для приобретения всем детям - сиротам жилых помещений, они будут приобретены. Считают, что вина администрации Сковородинского района в неисполнении решения суда отсутствует, так как поступление денежных средств для приобретения жилья лицам данной категории находится вне зависимости от администрации Сковородинского района. Просит суд освободить администрацию Сковородинского района от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 1622/17/28018-ИП.
В судебное заседание участвующие в деле лица не явились, от администарции Сковородинского района, специализированного отдела по исполнению особо важных документов УФССП России по Амурской области поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, Комбаров Д.А. извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Суд, руководствуясь ч.3 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть настоящее дело в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы исполнительного производства, гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Решением Сковородинского районного суда Амурской области от 02.12.2016 года на Администрацию Сковородинского района была возложена обязанность предоставить Комбарову Д.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Сковородино Амурской области, площадью не менее 33 кв.м.
10.03.2017 года судебным приставом-исполнителем СО по ИОВИД УФССП России по Амурской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 35002/17/28025.
В пункте 2 данного постановления должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
Постановлением судебного пристава – исполнителя Специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов от 06.04.2017 года с Администрации Сковородинского района Амурской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно частям 1 - 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, согласно приведенным положениям, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.
Исходя из системного толкования законодательства об исполнительном производстве, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагая на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры ответственности, возникающей в процессе исполнительного производства.
В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Часть 7 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства, наделяет суд правомочием освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (часть 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В рассматриваемом случае должник обратился в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, следовательно, должен доказать наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа, а также что им были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, истцом указано, что главный распорядитель бюджетных средств (министерство социальной защиты населения Амурской области) не обеспечивает достаточное финансирование администрации города Свободного переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот, в связи с чем у администрации города Свободного в настоящее время, несмотря на предпринимаемые меры, отсутствует реальная возможность по обеспечению Киреева Ю.Г. жилым помещением по независящим от органа местного самоуправления обстоятельствам.
В силу положений статьей 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Конституционного суда Российской Федерации, изложенным в Определении от 5 февраля 2009 года № 250-0-П, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с частью 6 статьи 19 названного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
По смыслу изложенного, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
Как следует из представленных материалов, 22.03.2017 года администрацией Сковородинского района в адрес судебного пристава-исполнителя направлено информационное письмо о том, что жилое помещение Комбарову Д.А. будет предоставлено после предоставления субвенций из областного бюджета в 2017 года.
Также 24.04.2017 года в адрес судебного пристава-исполнителя администрацией Сковородинского района направлено письмо с указанием, что Законом Амурской области «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы» бюджету Сковородинского района предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2017 год в сумме 3 442 560 рублей, доведенные лимиты бюджетных обязательств по состоянию на 01.03.2017 года составляют 1 721 280 рублей (федеральные средства). За 2015 год поступило в районный бюджет денежных средств из областного и федерального бюджета, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений 10 725 000 рублей (средства федерального бюджета 6 369 000 руб. средства областного бюджета 4 356 000 руб.), средства полностью израсходованы. За 2016 год поступило в районный бюджет денежных средств из областного и федерального бюджета, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений 7 485 000 рублей (средства федерального бюджета 5 307 104 руб. средства областного бюджета 2 178 000 руб.), средства полностью израсходованы. В 2015 г. за 10 725 000 рублей полученных из областного (федерального) бюджета приобретено и предоставлено всего 10 жилых помещений специализированного назначения. В 2016 г. за 7 485 000 рублей полученных из областного (федерального) бюджета приобретено и предоставлено всего 12 жилых помещений специализированного назначения. По состоянию на 01.01.2017 г. на территории Сковородинского района 20 детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которых администрация Сковородинского района обязана по решениям, полученным в 2015-2016 гг., незамедлительно обеспечить жилыми помещениями по договору найму специализированного помещения, а также имеются дети – сироты, стоящие в очереди по списку уже более 2 лет.
Указанная информация подтверждается и ответом финансового управления администрации Сковородинского района, направленным в адрес правового управления администрации Сковородинского района 10.03.2017 года.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд полагает, что администрацией Сковородинского района предпринимаются все необходимые меры для исполнения судебного акта, однако исполнение решения суда в установленный срок должником было невозможно по не зависящим от должника причинам, поскольку обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется не за счет собственных средств органа местного самоуправления, а за счет субвенций, перечисляемых из областного бюджета местному бюджету. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника - администрации Сковородинского района от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 35022/17/28025-ИП (ранее 1622/17/28018-ИП).
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Заявление Администрации Сковородинского района Амурской области – удовлетворить.
Освободить Администрацию Сковородинского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава – исполнителя специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов от 06 апреля 2017 года по исполнительному производству № 35022/17/28025-ИП (ранее 1622/17/28018-ИП).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.С. Астафьева
Решение суда в окончательной форме изготовлено 09 июня 2017 г.