Дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
16 января 2017 года п. Навля Брянской области
Судья Навлинского районного суда Брянской области Данилкин Д.В.,
при секретаре Савельевой Е.В.,
с участием должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении и вынесшего постановление по делу об административном правонарушении - Добрянской М.Н.,
представителя ООО «Транслес» - Катеринкиной Т.В.,
адвоката Тумаковой Е.Г., представившей удостоверение № и ордер №,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении ООО «Транслес», находящегося по адресу: <адрес>, по жалобе директора ООО «Транслес» ФИО5, на постановление о назначении административного наказания по делу № об административном правонарушении, главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Брянской области ФИО3 о признании ООО «Транслес» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и наложении административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением о назначении административного наказания по делу № об административных правонарушениях, главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Брянской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Транслес» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27.1 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем ООО «Транслес» подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей, поскольку в нарушение требований абз. 6 ч. 2 п. 2.3.2 Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» не обучены по охране как члены комиссии по проверке знаний у руководителей и специалистов: директор ФИО5, заместитель директора по производству ФИО6, специалист по охране труда ФИО7; в нарушение абз. 11 и 12 ч. 2 ст. 212, ч. 1 ст. 213 Трудового кодекса РФ, п. 1 ч. 3 приложения № 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» не организовано проведение периодических медицинских осмотров работников организации.
Представитель ООО «Транслес» ФИО5 обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указывает, что при вынесения постановления о назначении административного наказания не учтены положения ст.ст. 4.1, 4.1.1 и 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как ООО «Транслес» впервые привлекается к административной ответственности, имеется ряд обстоятельств, которые могут быть признаны смягчающими, а кроме того отсутствуют отягчающие обстоятельства, поэтому имеются основания для назначения административного наказания в виде предупреждения либо в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. В связи с вышеизложенным просит постановление № о назначении административного наказания, главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Брянской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Транслес» по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ отменить, как необоснованные.
В судебном заседании представитель ООО «Транслес» ФИО8 поддержала доводы вышеуказанной жалобы, просила назначить ООО «Транслес» наказание в виде предупреждения либо в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, поскольку ООО «Транслес» впервые привлекается к административной ответственности.
В судебном заседании главный государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Брянской области ФИО3 показала, что в связи с происшедшим ДД.ММ.ГГГГ тяжелым несчастным случаем на производстве со станочником деревообрабатывающего станка ООО «Транслес» ФИО10 в период с 26.09.2016г. по 14.10.2016г. в соответствии с распоряжением на проверку и.о. руководителя государственной инспекции труда в <адрес> ФИО9, в отношении ООО «Транслес», была проведена внеплановая, документарная проверка соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №, согласно которому ООО «Транслес» в нарушение требований абз. 6 ч. 2 п. 2.3.2 Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» не обучены по охране как члены комиссии по проверке знаний у руководителей и специалистов: директор ФИО5, заместитель директора по производству ФИО6, специалист по охране труда ФИО7, то есть комиссия которая принимала обучение по охране труда сама не прошла надлежащего обучения в специализированном учреждении, поэтому она не могла принимать знания по нормам действующего законодательства в области охраны труда, так как все это являлось недействительным. Кроме того в нарушение абз. 11 и 12 ч. 2 ст. 212, ч. 1 ст. 213 Трудового кодекса РФ, п. 1 ч. 3 приложения № 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» ООО «Транслес» не организовано проведение периодических медицинских осмотров работников организации, в том числе и пострадавшего в результате несчастного случая на производстве станочника деревообрабатывающих станков ФИО10, то есть при проведении периодических медицинских осмотров работников организации можно было установить пригоден ли данный работник организации для работы в данной должности и при данных условиях труда, а в ООО «Транслес» периодические медицинские осмотры вообще не проводились. После чего, ДД.ММ.ГГГГ на основании материалов расследования, в отношении ООО «Транслес» был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а затем в отношении ООО «Транслес» было вынесено постановление № о назначении административного наказания, при этом с учетом смягчающего обстоятельства в виде раскаяния директора ООО «Транслес» ФИО5, ООО «Транслес» было назначено минимальное административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Просит оставить вышеуказанное постановление без изменения, а жалобу ООО «Транслес» без удовлетворения, поскольку с учетом выявленных в ООО «Транслес» грубейших нарушений требований законодательства в области охраны труда, представляющих угрозу жизни и здоровью работников предприятия, а также принимая во внимание обстоятельства связанные с тяжелым несчастным случаем на производстве, произошедшим со станочником деревообрабатывающего станка ФИО10, считает, что отсутствуют основания для назначения наказания в виде предупреждения либо в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы административного производства и исследовав обстоятельства дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, установлена ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, санкция которой влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В силу ст. 1 Трудового кодекса РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Согласно ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Статьей 11 ТК РФ установлено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
Согласно абз. 1 ст. 212 ТК РФ - обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В силу абз. 11 и 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ - работодатель обязан обеспечить:
- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
В соответствии с ч. 1 ст. 213 ТК РФ - работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
В соответствии с п. 1 приложения № 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» - Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок), устанавливает правила проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) лиц, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Согласно п. 3 приложения № 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011г. № 302н - обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - периодические осмотры) проводятся в целях:
1) динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний;
2) выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;
3) своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников;
4) своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
5) предупреждения несчастных случаев на производстве.
В соответствии с п. 6. вышеуказанного приказа - обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 225 ТК РФ – все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержден порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.
В соответствии с абз. 6 ч. 2 п. 2.3.2 вышеуказанного Постановления - обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Обучение по охране труда проходят:
- члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения на проверку и.о. руководителя Государственной инспекции труда в Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № в период с 26 сентября по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Транслес» была проведена внеплановая, документарная проверка соблюдения требований трудового законодательства.
В ходе данной проверки выявлен ряд нарушений, в том числе установлено, что в ООО «Транслес» директор ФИО5, заместитель директора по производству ФИО6, специалист по охране труда ФИО7 не обучены по охране как члены комиссии по проверке знаний у руководителей и специалистов, а кроме того в ООО «Транслес» не организовано проведение периодических медицинских осмотров работников организации.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества ДД.ММ.ГГГГ протокола № об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения ООО «Транслес» ДД.ММ.ГГГГ к административной ответственности, установленной данной нормой.
С учетом вышеуказанных обстоятельств факт совершения ООО «Транслес» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и его виновность полностью подтверждается исследованными в судебном заседании допустимыми и достоверными доказательствами, которые согласуются между собой: выпиской из единого государственного реестра юридических лиц о регистрации юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Транслес» с основным видом деятельности производством пиломатериалов (л.д. 21-30); актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №, согласно которому в ООО «Транслес»: - в нарушение требований п. 2.3.2 Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» не обучены по охране как члены комиссии по проверке знаний у руководителей и специалистов: директор ФИО5, заместитель директора по производству ФИО6, специалист по охране труда ФИО7; - в нарушение ст.ст. 212, 213 Трудового кодекса РФ, Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» не организовано проведение периодических медицинских осмотров работников организации (л.д. 34); предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому в соответствии п. 2.3.2 Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003г. № 1/29, необходимо обучить по охране как членов комиссии по проверке знаний у руководителей и специалистов: директора ФИО5, заместителя директора по производству ФИО6, специалиста по охране труда ФИО7, а в соответствии с требованиями ст.ст. 212, 213 ТК РФ, Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011г. № 302н необходимо обеспечить проведение периодических медицинских осмотров работников организации (л.д. 35); протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о совершении ООО «Транслес» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (л.д. 36-37).
Доводы директора ООО «Транслес» ФИО5, представителя ООО «Транслес» ФИО8 и адвоката ФИО4, о том, что при вынесении постановления не учтены положения ст.ст. 4.1, 4.2 КоАП РФ, в связи с чем не назначено административное наказание в виде предупреждения либо в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, необоснованны, поскольку нарушение законодательства о труде и охране труда, независимо от степени причиненного ущерба, является грубым нарушением обязательных правил в сфере трудовых отношений, свидетельствующим об умышленном игнорировании требований закона, существенно нарушающим охраняемые общественные отношения в области трудового законодательства, при этом наказание в виде административного штрафа назначено ООО «Транслес» в пределах санкции ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1 и 4.2 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств совершения вмененных ООО «Транслес», выявленных грубейших нарушений требований законодательства в области охраны труда, представляющих угрозу жизни и здоровью работников предприятия, а также обстоятельств связанных с тяжелым несчастным случаем на производстве, произошедшим со станочником деревообрабатывающего станка ООО «Транслес» ФИО10, судья считает, что оснований для назначения наказания в виде предупреждения по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, признания правонарушения малозначительным и освобождения юридического лица от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, а также назначения наказания в размере менее минимального размера административного штрафа на основании ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ либо применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, в части замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, не имеется, а потому назначение минимального наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей не может быть признано незаконным, в том числе по доводам жалобы.
Анализируя собранные по делу доказательства, суд считает, что в действиях ООО «Транслес», усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27.1 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, главный государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Брянской области ФИО3, с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, в пределах, установленных санкцией ст. 5.27.1 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ДД.ММ.ГГГГ законно и обоснованно приняла решение о наложении на ООО «Транслес» минимального административного взыскания в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей, поэтому жалоба директора ООО «Транслес» ФИО5 удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 и 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 3 ░░. 5.27.1 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░ ░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░3 ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░░░5, - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ 10-░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░