Решение по делу № 2-3560/2021 ~ М-3852/2021 от 05.08.2021

            РЕШЕНИЕ

            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        15 сентября 2021 Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Алферьевской С.А.,

        при секретаре Шевкиной М.С.

        с участием представителя истца Созоненко Н.В.Дементьевой Т.В., действующей на основании доверенности,

        представителя ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес>Фокиной Е.А., действующей на основании доверенности,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3560/2021 по иску Созоненко Н.В. к Министерству здравоохранения <адрес>, Министерству социального развития, опеки и попечительства <адрес> о признании права на организацию обеспечения транспортировки от места фактического проживания до места получения медицинской помощи и обратно за счет средств областного бюджета, признании отказа в организации и обеспечении транспортировки от места фактического проживания до места получения медицинской помощи и обратно за счет средств областного бюджета незаконным, обязании организовать обеспечение транспортировку от места фактического проживания до места получения медицинской помощи и обратно за счет средств областного бюджета,

        УСТАНОВИЛ:

        Созоненко Н.В. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения <адрес>, требуя признать ее право на организацию и обеспечение транспортировки от места фактического проживания до места получения медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной терапии, и обратно за счет средств областного бюджета; признать отказ министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в обеспечении и организации транспортировки от места фактического проживания до места получения медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной терапии, и обратно за счет средств областного бюджета незаконным; обязать министерство здравоохранения <адрес> организовать и обеспечить ее транспортировку от места фактического проживания до места получения медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной терапии, и обратно за счет средств областного бюджета. В обоснование требований указала, что является инвалидом-колясочником I группы, <данные изъяты>, в связи с имеющимся заболеванием, хронической почечной недостаточностью, является получателем медицинской помощи в виде заместительной почечной терапии методом планового амбулаторного гемодиализа, которая оказывается 3 раза в неделю. Ввиду ограниченной возможности передвигаться самостоятельно, вынуждена использовать коммерческий транспорт для транспортировки до места получения медицинской помощи. Услуги указанного транспорта стоят 2 800 руб. за одну поездку, что в месяц составляет около 34 000 руб., что для человека, имеющего источник дохода только от пенсии, является непосильной финансовой нагрузкой. Для получения медицинской услуги вынуждена нести значительные финансовые затраты. Ею написано письмо в адрес Уполномоченного по правам человека в <адрес> об оказании содействия в доступности необходимой ей медицинской помощи. По результатам рассмотрения ее обращения Уполномоченным направлено письмо в адрес министерства здравоохранения <адрес> о необходимости принять меры по обеспечению и организации транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной терапии и обратно, за счет средств областного бюджета. Согласно ответу, полученному от министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с разделом V «Финансовое обеспечение программы» Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год и плановой период ДД.ММ.ГГГГ утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2020 года № 1201-пп, за счет средств областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение социальных выплат пациентам, страдающим хронической почечной недостаточностью, с целью обеспечения проезда от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи и обратно. При этом указано, что данное мероприятие реализует министерство социального развития, опеки и попечительства <адрес>. Таким образом, по результатам рассмотрения письма Уполномоченного министерством здравоохранения <адрес> меры по восстановлению прав пациента, страдающих хронической почечной недостаточностью, не приняты. Полагает данный отказ в обеспечении транспортировки к месту жительства и обратно незаконным. В соответствии с разделом V территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пп, финансовое обеспечение социальных выплат пациентам, страдающим хронической почечной недостаточностью, с целью обеспечения проезда от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно, а также проживания иногородних граждан до и после процедуры гемодиализа осуществляется за счет средств областного бюджета. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пп предусмотрены меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих, в том числе на территории <адрес>, и нуждающихся в процедурах гемодиализа в виде единовременной социальной выплаты в размере 7 000 руб. Вместе с тем, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной терапии и обратно. Аналогичные положения изложены в письме Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ . Таким образом, законодателем предусмотрена возможность обеспечения транспортировки граждан, нуждающихся в проведении заместительной почечной терапии, за счет средств областного бюджета либо в рамках мер социальной поддержки, либо в рамках территориальной программы. Вышеприведенные положения законодательства <адрес>, предусматривающие социальную выплату, лицам, страдающим хронической почечной недостаточностью, а также финансовое обеспечение социальных выплат в рамках территориальной программы, не обеспечивают право инвалидов на доступную медицинскую помощь, а также на ее бесплатное предоставление в объеме, гарантированном федеральным законодательством. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Одним из принципов охраны здоровья в соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона об охране здоровья является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (статья 10 Закона об охране здоровья). К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации среди прочих видов медицинских услуг специализированной медицинской помощи (подпункт 5 части 1 статьи 16 Закона об охране здоровья). В силу части 2 статьи 83 Закона об охране здоровья финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования). На основании части 11 статьи 83 Закона об охране здоровья источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных настоящим Федеральным законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации. Таким образом, финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, организация оказания такой помощи относится к полномочиям министерства здравоохранения <адрес>. Несмотря на то, что транспортировка больных на гемодиализ не включается в тариф медицинских услуг, оказываемых за счет средств обязательного медицинского страхования, это не исключает возможности ее финансирования в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 83 Закона об охране здоровья, в рамках территориальной программы. Она является инвалидом-колясочником, инвалидом по зрению, которые ограничивают ее возможность свободно продвигаться и, следовательно, получать жизненно необходимое лечение. Отсутствие возможности транспортировки к месту проведения процедуры гемодиализа влечет невозможность получения ею жизненно важной специализированной медицинской помощи в объеме, гарантированном федеральным законодательством. Таким образом, специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу.

        Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ о дополнительной подготовке гражданского дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства <адрес>.

        Истец Созоненко Н.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, реализовала право на участие в судебном заседании путем направления представителя Дементьевой Т.В.

        В судебном заседании представитель истца Дементьева Т.В. заявленные Созоненко Н.В. требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

        Представитель ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> Фокина Е.А. требования Созоненко Н.В. не признала, в удовлетворении иска к Министерству социального развития, опеки и попечительства <адрес> просила отказать по доводам, указанным в письменных возражениях на исковое заявление.

        Ответчик Министерство здравоохранения <адрес>, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд своих представителей не направил. Представитель ответчика Галочкина Ю.П. обратилась с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства, представила письменные возражения на исковое заявление, согласно котором в удовлетворении иска Созоненко Н.В. просила отказать.

        Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Основными принципами охраны здоровья являются, в том числе:

- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

- приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

- доступность и качество медицинской помощи (ст. 4 Федерального закона).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

- организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

- предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

- транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Пунктом 2 ст. 9 Федерального закона регламентировано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации (пп. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона).

В силу п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе (п. 2 ст. 81 Федерального закона):

- целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

- перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования;

- порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке;

- перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

- объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В соответствии с п. 2 ст. 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет:

1) средств обязательного медицинского страхования;

2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования);

3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования);

3.1) бюджетных ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями, функции и полномочия учредителя которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти;

3.2) бюджетных ассигнований федерального бюджета на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования. Порядок софинансирования указанных в настоящем пункте расходов субъектов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Во исполнение приведенных выше положений федерального законодательства Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов.

В соответствии с разделом II Территориальной программы в рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляется специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Разделом IV Территориальной программы предусмотрено, что Территориальная программа обязательного медицинского страхования (далее соответственно - ТПОМС, Программа обязательного медицинского страхования) является составной частью Программы.

В рамках ТПОМС осуществляется финансовое обеспечение мероприятий, в том числе проведение заместительной почечной терапии методами планового амбулаторного гемодиализа и перитонеального диализа. Перечень медицинских организаций, оказывающих плановый амбулаторный гемодиализ в рамках ТПОМС, представлен в приложении 3 к Программе. Перечень медицинских организаций, оказывающих перитонеальный диализ в рамках ТПОМС, представлен в приложении 4 к Программе.

В Перечне медицинских организаций, оказывающих плановый амбулаторный гемодиализ в рамках ТПОМС, значится Международное учреждение здравоохранения и дополнительного образования Научно-исследовательский институт клинической медицины.

Согласно Разделу V Территориальной программы медицинская помощь на территории <адрес> оказывается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, областного бюджета и средств бюджета Территориального государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования.

За счет средств областного бюджета осуществляется, в том числе финансовое обеспечение социальных выплат пациентам, страдающим хронической почечной недостаточностью, с целью обеспечения проезда от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно, а также проживания иногородних граждан до и после процедуры гемодиализа.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.08.2002 № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» определено, что диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества. Широкое внедрение диализа в практическое здравоохранение Российской Федерации является одной из важных задач оказания специализированной медицинской помощи.

Согласно п. 1, п. 6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного названным приказом от 13.08.2002 № 254, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1271н утвержден стандарт специализированной медицинской помощи при почечной недостаточности.

В данном стандарте определены критерии:

категория возрастная: взрослые,

пол: любой,

фаза: хроническая; острая,

стадия: терминальная,

осложнения: вне зависимости от осложнений,

вид медицинской помощи: специализированная медицинская помощь,

условия оказания медицинской помощи: дневной стационар; стационар,

форма оказания медицинской помощи: плановая; экстренная,

средние сроки лечения (количество дней): 1.

Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от ДД.ММ.ГГГГ / разъяснено, что в соответствии законодательством в сфере охраны здоровья специализированная медицинская помощь включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

Заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов; при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи (раздел 6 письма).

Согласно письму Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 17.02.2016 № 1195/26/и заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования.

При этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включается в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, как направляющей, так и принимающей в целях получения застрахованным лицом сеанса гемодиализа медицинской организации.

Вместе с тем, в соответствии с частями 3 и 4 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования за счет платежей субъектов Российской Федерации, уплачиваемых в бюджет территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» установлены случаи медицинской эвакуации пациентов выездными бригадами скорой медицинской помощи в медицинские организации для дальнейшего оказания им медицинской помощи, а также поводы для вызова скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной форме, распространяющиеся в том числе на медицинскую помощь пациентам с хронической почечной недостаточностью.

Расходы, связанные с медицинской эвакуацией застрахованных лиц бригадами скорой медицинской помощи, включаются в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Из анализа вышеприведенных положений действующего законодательства и писем разъяснительного характера в их совокупности следует, что специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу.

Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной почечной терапии методом гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.

Финансирование данного вида специализированной помощи на территории <адрес> предусмотрено за счет средств обязательного медицинского страхования в силу Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годов, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пп.

В соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из основных принципов охраны здоровья является доступность медицинской помощи.

В свою очередь, доступность медицинской помощи реализуется, в том числе и путем организации транспортной доступности для пациентов

Судом установлено, что Созоненко Н.В. является инвалидом первой группы по общему заболеванию (инвалид по зрению) бессрочно (справка серии МСЭ-), страдает рядом заболеваний.

Согласно справке Центра амбулаторного диализа Международного учреждения здравоохранения и дополнительного образования Научно-исследовательский институт клинической медицины от ДД.ММ.ГГГГ Созоненко Н.В. установлены:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В данной справке от ДД.ММ.ГГГГ также указано, что пациентка Созоненко Н.В. получает гемодиализ в программном режиме 3 раза в неделю по 4 часа в условиях амбулаторного диализного центра по адресу: <адрес>. Продолжение жизни без заместительной почечной терапии не представляется возможным, пропуск сеанса гемодиализа чреват ухудшением состояния, увеличивает риск летального исхода. Пациентка самостоятельно не передвигается: ограничение движения ввиду <данные изъяты><данные изъяты>

Для прохождения обязательной процедуры гемодиализа, ввиду отсутствия возможности самостоятельно передвигаться Созоненко Н.В. вынуждена пользоваться платными услугами по транспортировке от места жительства до НИИ клинической медицины, что подтверждается договором на оказание услуг по транспортировке маломобильных пациентов от ДД.ММ.ГГГГ, актами оказанных услуг.

Вместе с тем, поскольку транспортировка больных хронической почечной недостаточностью в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии методом программного гемодиализа, является в данном случае составляющей частью мероприятия по ее оказанию, Созоненко Н.В. имеет право на организацию обеспечения ее транспортировки от места фактического проживания до места получения медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной терапии, и обратно за счет средств областного бюджета.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан.

Согласно пп. 7 п. 7 Положения о министерстве здравоохранения Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 16.07.2010 №174-пп, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет организацию оказания населению Иркутской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительному органу государственной власти Иркутской области.

В связи с чем, с учетом п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пп. 7 п. 7 Положения о министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 16.07.2010 №174-пп, суд полагает необходимым обязанность организовать обеспечение транспортировки Созоненко Н.В. от места фактического проживания до места получения медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной терапии, и обратно за счет средств областного бюджета возложить на Министерство здравоохранения <адрес>, при этом в удовлетворении требований к соответчику Министерству социального развития, опеки и попечительства <адрес> Созоненко Н.В. отказать в полном объеме.

Кроме того, суд не усматривает оснований и для удовлетворения требований Созоненко Н.В. о признании незаконным отказа Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в организации и обеспечении транспортировки от места фактического проживания до места получения медицинской помощи и обратно за счет средств областного бюджета.

Как установлено судом, в данном письме от ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения дан ответ на обращение Уполномоченного по правам человека в <адрес> по вопросу транспортировки Созоненко Н.В. до диализного центра и обратно.

В письме приведены положения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пп, указано, что заявителю Созоненко Н.В. направлен письменный ответ.

Данное письмо носит разъяснительный характер, решения об отказе Созоненко Н.В. в организации и обеспечении транспортировки от места фактического проживания до места получения медицинской помощи и обратно за счет средств областного бюджета не содержит, следовательно, ее прав и законных интересов не затрагивает и не нарушает.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

        РЕШИЛ:

        Требования Созоненко Н.В. удовлетворить частично.

Признать право Созоненко Н.В. на организацию обеспечения транспортировки от места фактического проживания до места получения медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной терапии, и обратно за счет средств областного бюджета.

Обязать Министерство здравоохранения <адрес> организовать обеспечение транспортировки Созоненко Н.В. от места фактического проживания до места получения медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной терапии, и обратно за счет средств областного бюджета.

В удовлетворении требований о признании отказа Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в организации и обеспечении транспортировки от места фактического проживания до места получения медицинской помощи и обратно за счет средств областного бюджета незаконным Созоненко Н.В. отказать.

В удовлетворении требований к Министерству социального развития, опеки и попечительства <адрес> Созоненко Н.В. отказать.

        На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

        Председательствующий

        Мотивированный текст решения изготовлен 27.09.2021.

2-3560/2021 ~ М-3852/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Созоненко Наталья Валентиновна
Ответчики
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Министерство здравоохрания Иркутской области
Другие
Дементьева Татьяна Васильевна
Суд
Кировский районный суд г. Иркутска
Судья
Алферьевская Светлана Александровна
Дело на странице суда
kirovsky--irk.sudrf.ru
05.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2021Передача материалов судье
06.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2021Судебное заседание
15.09.2021Судебное заседание
27.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее