Судебный акт #1 () по делу № 33а-2399/2021 от 25.05.2021

У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

 

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Лобина Н.В.                                                                    Дело № 33а-2399/2021

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                       29 июня 2021 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Агентства ветеринарии Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 9 апреля 2021 года по делу №2а-1-105/2021, по которому постановлено:

восстановить Ульяновскому межрайонному природоохранному прокурору срок на обращение с административным исковым заявлением к Агентству ветеринарии Ульяновской области, Областному государственному бюджетному учреждению «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» о признании незаконным и отмене распоряжения, возложении обязанности восстановить ликвидированные захоронения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил.

Административные исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Агентства ветеринарии Ульяновской области в непринятии мер по реализации полномочий по организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению на территории Ульяновской области, по защите населения Ульяновской области от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, выразившемся в необеспечении безопасности сибиреязвенного захоронения - скотомогильника, расположенного в с. Краснополка Карсунского района Ульяновской области.

Признать незаконным распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области Пелевиной Н.И. №781-р от 23.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Вешкаймского, Инзенского, Карсунского, Сурского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Цильнинского, Чердаклинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» в части, касающейся скотомогильника, расположенного в с. Краснополка Карсунского района Ульяновской области.

Обязать Агентство ветеринарии Ульяновской области в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить безопасность сибиреязвенного захоронения - скотомогильника в сраснополка Карсунского района Ульяновской области в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56: установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва».

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Агентства ветеринарии Ульяновской области Сафонова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя областного государственного бюджетного учреждения «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» Романовой М.А., согласившейся с апелляционной жалобой, прокурора Соколовой М.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Агентству ветеринарии Ульяновской области, Областному государственному бюджетному учреждению «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» о признании незаконным и отмене распоряжения, возложении обязанности восстановить ликвидированное захоронение в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил.

Указал, что распоряжением руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области Пелевиной Н.И. №781-р от 23.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Вешкаймского, Инзенского, Карсунского, Сурского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Цильнинского, Чердаклинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» принято решение о ликвидации, в том числе скотомогильника в с. Краснополка Карсунского района Ульяновской области.

На основании данного распоряжения организованы мероприятия по ликвидации вышеуказанных скотомогильников, как неиспользуемых и безопасных в ветеринарно-санитарном отношении.

Распоряжение Агентства ветеринарии Ульяновской области о ликвидации указанных скотомогильников является незаконным и подлежащим отмене, поскольку ветеринарно-санитарные карточки на скотомогильники (биотермическую яму) содержат сведения о том, что захоронения являются сибиреязвенными.

В соответствии с требованиями п.7.3 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 №13-7-2/469, на скотомогильник в сраснополка оформлена ветеринарно-санитарная карточка, которая содержит сведения о том, что животные, павшие от сибирской язвы, захоронены в 1970 году.   

Согласно п.1.2, п.1.3. Постановления Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 №302-П «Об утверждении порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области» требования указанного Порядка не распространяются на действующие (используемые) скотомогильники (биотермические ямы), земляные скотомогильники и биотермические ямы, в которые захоранивались трупы животных, павших от сибирской язвы, независимо от сроков давности (сибиреязвенные скотомогильники) (п. 1.4).

Полагает, что ликвидация скотомогильников противоречит требованиям законодательства, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права и законные интересы неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности населения и сельскохозяйственных животных при обращении с биологическими отходами и устранение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, создает угрозу распространения сибирской язвы, возникновения чрезвычайной ситуации.

Прокурор просил восстановить срок на обращение в суд с настоящим административным иском; признать незаконным и отменить распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области №781-р от 23.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Вешкаймского, Инзенского, Карсунского, Сурского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Цильнинского, Чердаклинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» в части скотомогильника в сраснополка Карсунского района Ульяновской области; признать незаконным бездействие Агентства ветеринарии Ульяновской области в непринятии мер по реализации полномочий по организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению на территории Ульяновской области, по защите населения Ульяновской области от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, выразившимся в необеспечении безопасности сибиреязвенного захоронения: скотомогильников, расположенных в сраснополка Карсунского района Ульяновской области; обязать ответчиков обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений - скотомогильника в с.Краснополка Карсунского района Ульяновской области в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56: установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва».

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечена главный государственный ветеринарный инспектор Ульяновской области   Пелевина Н.И., в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области, Управление Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, администрация МО «Карсунский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Агентство ветеринарии Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

Считает необоснованным привлечение судом к участию в деле в качестве административного соответчика Пелевиной Н.И. Отмечает, что определение суда по данному вопросу не выносилось. Кроме того, судом не разрешено ходатайство Пелевиной Н.И. о признании ее ненадлежащим ответчиком.

Не соглашается выводами суда о признании захоронений сибироязвенными скотомогильниками. Указывает, что захоронение золы после сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы, произведены в 1970 году. Действовавшие на момент захоронения, а также в настоящее время ветеринарные правила запрещают захоронение трупов животных без их сжигания. Нормативно-правовыми актами в сфере ветеринарии и в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрено, что зола не может быть источником сибирской язвы. Факт захоронения зольных остатков в сраснополка подтверждается подлинником ветеринарно-санитарной карточки на скотомогильник в с.Краснополка №2, Базой данных сибироязвенных захоронений в Ульяновской области, требованиями ветеринарно-санитарных правил, действовавшими с 1951 год, отсутствием карантина в с.Краснополка, а также отсутствием в местах захоронения инженерных объектов. Документы-первоисточники с указанием точного места сжигания трупа в сраснополка и описанием того, что было утилизировано, отсутствуют.

Копию ветеринарно-санитарной карточки на скотомогильник в сраснополка №4, подлинник которой отсутствует, считает подложной, представленной прокуратурой для обоснования своих незаконных доводов, о чем свидетельствует наличие в прокуратуре и ветеринарно-санитарной карточки №2 на скотомогильник в с.Краснополка.

Не соглашается с выводами суда о том, что зольный остаток является биологическим отходом, а место его захоронения – скотомогильником, поскольку это противоречит санитарно-эпидемиологическим правилам и возможно только при отклонении от правил сжигания трупа животного, когда в зольном остатке могут сохраниться  жизнеспособные споры возбудителя сибирской язвы.

Считает недопустимыми доказательствами письма заместителя Роспотребнадзора и директора Ставропольского НИИ Роспотребнадзора, поскольку данные письма искажают санитарно-эпидемиологические правила и признают захоронения зольных остатков скотомогильниками, что противоречит письму заместителя директора Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ Муковнина А.А. №25/2306 от 13.11.2020 по данному вопросу.

Факт бездействия со стороны Агентства ветеринарии Ульяновской области, на которое ссылается прокурор, отсутствует, поскольку безопасность скотомогильника до принятия распоряжения №781-р обеспечивалась в полном объеме. Ограждения и таблички на местах захоронений в сраснополка установлены муниципальным образованием Карсунского района в 2010 году во исполнение Областной целевой программы «Обеспечение устойчивого благополучия животноводства Ульяновской области на период 2005-2012 годы».

Считает невозможным восстановление ликвидированного скотомогильника, поскольку предполагается расходование бюджетных средств на объект недвижимости, не находящийся в собственности Ульяновской области. На момент ликвидации захоронений как объекты недвижимости они отсутствовали. Кроме того, судом не определены географические координаты места захоронения и площадь ограждения.

Указывает на необоснованность восстановления прокурору срока для подачи административного искового заявления.

ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» представило возражения, в которых данный административный ответчик соглашается с доводами апелляционной жалобы.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом, распоряжением руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области Пелевиной Н.И. №781-р от 23.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Вешкаймского, Инзенского, Карсунского, Сурского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Цильнинского, Чердаклинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» начальникам соответствующих ОГБУ поручено организовать и провести мероприятия по ликвидации скотомогильников, как неиспользуемых, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении, в том числе скотомольника в с. Краспонолка Карсунского района Ульяновской области.

Согласно проведенному 21.11.2019 ветеринарно-санитарному освидетельствованию «сибиреязвенного скотомогильника», расположенного в 730 метрах северо-западнее с. Краснополка Карсунского района Ульяновской области, от дома №113 по уленина, на указанном скотомогильнике в 1970 году уничтожено 2 трупа лошади, павших от сибирской язвы в колхозе «Красное поле», методом сжигания до образования золы. Место сжигания и захоронения золы подвергнуто дезинфекции и обезвреживанию.

Согласно акту инвентаризации от 11.12.2019 сибиреязвенный скотомогильник в сраснополка принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 18.11.2010.

Представленная Агентством ветеринарии Ульяновской области в Ульяновскую межрайонную природоохранную прокуратуру копия ветеринарно-санитарной карточки №4 на скотомогильник в сраснополка Карсунского района Ульяновской области содержит сведения о захоронении в 1970 году 3-х лошадей, павших от сибирской язвы. В карточке указано, что скотомогильник имеет площадь 100 кв.м, огорожен жердями, удален от сраснополка на 1500 м, от фермы на 1000 м, от реки Барыш на 800 м, от дороги Карсун-Инза на 2000 м; для дальнейших захоронений не используется.

Представленная административным ответчиком в суд копия ветеринарно-санитарной карточки №2 на спорный скотомогильник содержит сведения о первом и последнем захоронении в скотомогильник зольного остатка после сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы в 1970 году.

Согласно базы данных сибиреязвенных захоронений в Ульяновской области указанный скотомогильник является сибиреязвенным.

В 2015 - 2018 годах Агентством ветеринарии проводились обследования территории сибиреязвенного скотомогильника в с. Краснополка.

13.11.2019 Волжским межрегиональным природоохранным прокурором в адрес Правительства Ульяновской области было направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений на территории Ульяновской области.

23.12.2019 распоряжением Агентства ветеринарии Ульяновской области от №781-р «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Вешкаймского, Инзенского, Карсунского, Сурского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Цильнинского, Чердаклинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» принято решение о ликвидации, в том числе скотомогильника в сраснополка Карсунского района Ульяновской области.

В соответствии с данным распоряжением были организованы мероприятия по ликвидации скотомогильника как неиспользуемого и безопасного в ветеринарно-санитарном отношении.

На указанное распоряжение Агентства ветеринарии Ульяновской области Волжским межрегиональным природоохранным прокурором 31.01.2020 был принесен протест, по результатам рассмотрения которого Агентство ветеринарии Ульяновской области в ответе от 14.02.2020 указало на недостоверность приведенных в протесте сведений, сославшись на то, что в скотомогильниках имело место захоронение зольных остатков после сжигания трупов животных, павших от сибирской язвы, в связи с чем скотомогильники не являются почвенными очагами сибирской язвы. По результатам проведенных лабораторных испытаний возбудитель сибирской язвы на территориях скотомогильников не обнаружен.

Принимая решение по делу, суд пришел к выводу о том, что ликвидация скотомогильника в сраснополка Карсунского района Ульяновской области противоречит требованиям Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 №56, Федеральному закону от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права и законные интересы неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности населения и сельскохозяйственных животных при обращении с биологическими отходами и устранение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, создает угрозу распространению сибирской язвы, возникновения чрезвычайной ситуации.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом, поскольку он основан на надлежащей оценке исследованных доказательств, правильном применении норм права.

В соответствии со ст.ст. 1, 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.

Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно п.2.1 Санитарных правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 №56 сибирская язва (Anthrax) представляет собой острую зоонозную особо опасную бактериальную инфекционную болезнь, возбудитель которой относится ко II-й группе патогенности. Болезнь у человека чаще всего протекает в кожной форме, в отдельных случаях осложняется сибиреязвенным сепсисом; может развиться генерализованная инфекция, проявляющаяся в легочной и кишечной формах.

Основными источниками возбудителя сибирской язвы для человека являются сельскохозяйственные животные (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды, свиньи), больные сибирской язвой. Резервуаром возбудителя сибирской язвы служит почва и другие объекты окружающей среды, содержащие возбудителя в споровых и вегетативных формах (п.2.3 СП 3.1.7.2629-10).

Почвенными очагами сибирской язвы считаются места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (например - скотомогильники, биотермические ямы, «моровые поля») (п.2.8.4 СП 3.1.7.2629-10).

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно п.2 ст.2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (ст.6 названного Федерального закона).

Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 №302-П «Об утверждении порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области», принятому во исполнение Закона РФ от 14.05.1993 №4979-I «О ветеринарии», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 3, 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», действовавшему на дату принятия оспариваемого распоряжения Агентства ветеринарии Ульяновской области, земляные скотомогильники и биотермические ямы, в которые захоранивались трупы животных, павших от сибирской язвы, (сибиреязвенные скотомогильники) не подлежат ликвидации независимо от сроков давности.

В силу приведенных норм права у административного ответчика Агентства ветеринарии по Ульяновской области отсутствовали основания для принятия распоряжения №781-р от 23.12.2019 о ликвидации скотомогильника в сраснополка Карсунского района Ульяновской области.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не приняты во внимание нормы санитарного законодательства, в соответствии с которыми животные, павшие от сибирской язвы, подлежали захоронению только путем сжигания, в спорном скотомогильнике захоронена зола сожженных животных, которая не представляет опасности, ликвидированные места захоронений не являются сибиреязвенными скотомогильниками, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они противоречат материалам дела и приведенным нормам права.

Факт захоронения в скотомогильнике трупов животных, павших от сибирской язвы, установлен ветеринарными карточками, представленными в материалы дела. Ссылка Агентства ветеринарии Ульяновской области на то, что в соответствии с требованиями санитарного законодательства захоронение животных, павших от сибирской язвы, производилось путем сжигания, не свидетельствует о наличии оснований для ликвидации спорного сибиреязвенного скотомогильника, поскольку в соответствии с п.2.8.4 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила» захоронения зольных остатков павших от сибирской язвы животных считаются сибиреязвенными захоронениями, являются почвенными очагами сибирской язвы, представляющими эпизоотолого-эпидемиологическую опасность и не подлежат ликвидации вне зависимости от срока давности формирования захоронения.

При отклонении от правил сжигания трупов в зольном остатке могут сохраняться жизнеспособные споры возбудителя сибирской язвы.

Лабораторные исследования, по результатам которых установлено отсутствие сибиреязвенного микроба в почве захоронений не может свидетельствовать о безопасности захоронений в силу приведенных выше норм права, кроме того отсутствуют основания считать, что пробы взяты во всех возможных местах локализации спор.

Прекращение осуществления в отношении зольного захоронения, оставшегося после сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы, мероприятий, предусмотренных п.7.1 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила», влечет ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки и как следствие ухудшение безопасных условий жизнедеятельности человека.

Ссылка в жалобе на то, что в настоящее время не предусмотрено ведение ветеринарно-санитарных карточек на скотомогильники, не опровергает установленные судом обстоятельства и выводы суда о том, что спорное захоронение является сибиреязвенным и не подлежало ликвидации.

Судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы о процессуальных нарушениях судом первой инстанции при принятии судом в качестве доказательств по делу копий ветеринарных карточек и актов, поскольку они были предоставлены Агентством ветеринарии Ульяновской области в рамках проведенной прокуратурой проверки соблюдения ветеринарно-санитарного законодательства. Оснований для признания данных доказательств  недопустимыми, а также базы данных сибиреязвенных захоронений в Ульяновской области, предоставленной директором ФКУЗ «Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт» Роспотребнадзора в силу ст.59, ст.61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не имеется.

Также судебная коллегия обращает внимание, что данный скотомогильник  был включен как сибиреязвенный в областную целевую программу «Обеспечение устойчивого благополучия животноводства Ульяновской области на период 2005 - 2012 годы», утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 01.06.2011 №25/240-П. Разработчиком программы являлось, в том числе Управление ветеринарии администрации Ульяновской области. Согласно данной программы возбудитель сибирской язвы является опасным в течение 100 лет.

Несогласие Агентства ветеринарии по Ульяновской области с решением суда о возложении на Агентство обязанности по восстановлению скотомогильника не свидетельствует о необоснованности решения в данной части.

В соответствии с ч.ч.2 и 3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает в решении на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку требования административного истца о признании незаконным и отмене распоряжения Агентства ветеринарии по Ульяновской области от 23.12.2019 №781-р о ликвидации скотомогильника удовлетворены, суд обоснованно возложил на административного ответчика обязанность по обеспечению их безопасности в соответствии с требованиями СП 3.1.7.2629-10

Решение суда в данной части соответствует требованиям Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.7.1 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила».

Ссылка на то, что координаты скотомогильника не определены на местности, что будет препятствовать исполнению решения суда, не свидетельствует о законности принятого Агентством ветеринарии по Ульяновской области распоряжения о ликвидации скотомогильников и отсутствии оснований для исполнения данным административным ответчиком требований санитарного законодательства. Описание местоположения скотомогильников имеется у административных ответчиков, в том числе в ветеринарно-санитарных карточках. Кроме того названные обстоятельства не препятствовали Агентству ветеринарии по Ульяновской области провести мероприятия по отбору проб почвы с территорий скотомогильников и принять решение об их ликвидации, что свидетельствует о наличии у Агентства необходимой информации о месте нахождения спорного сибиреязвенного захоронения.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии оснований для восстановления прокурору срока на подачу настоящего административного иска, поскольку данный срок был пропущен в связи с осуществлением административным истцом действий, направленных на проверку всех обстоятельств спора и сбор доказательств для обоснования исковых требований. Обращение прокурора в суд с требованиями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также в связи с тем, что допущенное нарушение санитарно-экологического законодательства и, соответственно, нарушение прав неопределенного круга лиц носит длящийся характер.

Принятие закона, которым изменяется порядок ликвидации неиспользуемых скотомогильников, не может служить основанием для отмены решения суда в части признания незаконным и отмены оспариваемого распоряжения Агентства ветеринарии по Ульяновской области, поскольку, как указано выше, распоряжение и действия по ликвидации скотомогильника были приняты в нарушение действовавшего правового регулирования, запрещающего ликвидацию сибиреязвенных скотомогильников и биотермических ям независимо от сроков давности захоронений.

Всем имеющимся в деле доказательствам, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Российской Федерации, с которой судебная коллегия соглашается.

Судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 9 апреля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Агентства ветеринарии Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                  

 

Судьи

 

 

33а-2399/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Агенство ветеринарии Ульяновской области
ОГБУ Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия
Другие
Замалтдинов Р.Р.
Сафонов А.А.
Управление Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области
Соколова М.С.
Романова М.А.
Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--uln.sudrf.ru
26.05.2021Передача дела судье
29.06.2021Судебное заседание
06.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее