РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 сентября 2013 года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Хетагуровой М.Э.,
при секретаре Пилипенко С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования города Ессентуки к Бондаренко В.В., Администрации города Ессентуки, Комитету по муниципальной собственности города Ессентуки о признании недействительным постановления главы города Ессентуки *** от ***, признании договора купли-продажи земельного участка ничтожной сделкой, применении последствий недействительности ничтожной сделки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Ессентуки обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования города Ессентуки к Бондаренко В.В., Администрации города Ессентуки о признании недействительным постановления главы *** *** от ***, признании договора купли-продажи земельного участка *** от *** ничтожной сделкой, в соответствии с которым Администрация г. Ессентуки продала за плату в собственность покупателю земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м, расположенный по адресу: ***, ***», автостоянка ***, применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение: обязать Бондаренко В.В. возвратить муниципальному образованию *** земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м, категория земель- земли населенных пунктов, расположенный по адресу: ***, *** автостоянка ***; обязать муниципальное образование в лице администрации города Ессентуки возвратить Бондаренко В.В. полученные в качестве оплаты за указанный земельный участок денежные средства в сумме ***; признать недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ***, номер регистрационной записи *** о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
Прокуратурой города на основании ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», по многочисленным обращения граждан проведена проверка исполнения земельного и градостроительного законодательств.
В результате проведенной проверки установлено, что в соответствии с постановлением главы г. Ессентуки Л.О. от *** ***, муниципальным учреждением -администрацией *** края в лице и.о. председателя Комитета по муниципальной собственности Н.Я. в интересах муниципального образования - *** края с Бондаренко В.В. *** заключен договор купли-продажиземельного участка ***, в соответствии с которым администрация *** продала за плату в собственность покупателю земельный участок с кадастровым ***:***, общей площадью *** кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: ***, *** автостоянка ***.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК ***, номер регистрационной записи ***. Согласно договору цена земельного участка составляет ***.
В соответствии со ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение прав аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица -собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с решениями уполномоченных органов полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (пункт 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и статье 1 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» освоенная и используемая в лечебно- профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.
В соответствии со ст.ст.95 и 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно - оздоровительных местностей и курортов. Включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, допускается в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу пункта 7 статьи 2 и пункта 4 статьи 31 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федераций по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В пунктах 2, 3 статьи 32 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и статье 1 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» указано, что в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Границы оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 32 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», пункт 2 статьи 16 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»).
Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 № 309 району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона федерального значения в границах округа санитарной защиты курорта. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 № 462 установлены границы эколого - курортного региона.
Установлено, что особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды является федеральным курортом. В состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод вошел город Ессентуки.
Статья 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает, что курорт является одной из категорий особо охраняемых природных территорий. Согласно пункту 3 статьи 32 вышеназванного закона и статьи 1 Федерального закона от 23.02.1995 «О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах» внешний контур округа санитарной зоны (горно - санитарной) охраны является границей курорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 № 14 курорт Ессентуки признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск в Ставропольском крае».
Согласно ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом. Если земельный участок расположен в границах округов санитарной охраны курорта, к нему применяется режим земель особо охраняемых природных территорий в силу приведенных нормативных актов, независимо от наличия информации об этом в земельном кадастре.
То обстоятельство, что в соответствии с кадастровым паспортом, предоставленный администрацией г. Ессентуки в собственность земельный участок отнесен к числу земель населенных пунктов, не исключает его принадлежности к особо охраняемым природным территориям.
Таким образом, в результате заключения договора купли-продажи от *** в собственность Бондаренко В.В. передан земельный участок площадью *** кв.м. в пределах особо охраняемой природной территории - города-курорта Ессентуки, относящейся в соответствии с Федеральным законом от *** № 33-ФЗ к объектам общенационального достояния, что повлекло за собой нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.
Принадлежность земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов к категории земель населенных пунктов не изменяют и не отменяют установленный нормативными актами статус особо охраняемых земель.
Отнесение одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в пределах черты поселений могут включаться, в том числе участки, имеющие особое природоохранное значение.
Данная позиция соответствует судебной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от *** *** по делу ***
Земельные участки в границах особо охраняемых природных территорий относятся к землям особо охраняемых природных территорий и указаний на их отнесения к землям иных категорий согласно кадастровым паспортам данного обстоятельства не меняет.
Данные выводы подтверждены судебной практикой, изложенной в ряде
постановлений (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от *** *** *** по делу № *** ***, постановление ФАС *** от *** по делу ***, Постановление ФАС *** от ***,№ *** по делу № ***, Постановление ФАС *** от *** № ***, постановление ФАС *** от *** № *** по делу № *** и др.).
В соответствии с частью 5 статьи 27 Земельного кодекса земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничиваются в обороте, а в соответствии с частью 2 указанной статьи не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Аналогичные положения содержатся в статье 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснил, что правомерным основанием для отказа в приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие собственникам объекты недвижимого имущества, служит то обстоятельство, что земельный участок ограничен в обороте, федеральным законом установлен запрет на его приватизацию.
Позиция прокуратуры *** поддержана выводами, изложенными в Определении Верховного Суда РФ от *** по делу ***
Таким образом, постановление главы *** от *** ***, в соответствии с которым заключен договор купли- продажи земельного участка ***, не соответствуют действующему законодательству об особо охраняемых природных территориях.
Договор купли - продажи земельного участка от *** ***, в соответствии с которым администрация *** продала за плату в собственность покупателю земельный участок с кадастровым ***, общей площадью *** кв.м, категория земель- земли населенных пунктов, расположенный по адресу: *** автостоянка *** противоречит действующему законодательству, предусматривающему ограничения в обороте и использовании земельных участков, относящихся к землям особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ, сделка не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Таким образом, вышеуказанный договор купли-продажи земельного участка является ничтожной сделкой.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (статьи 166 и 167 Гражданского Кодекса РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 167 Гражданского кодекса РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Предусмотренное статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации применение последствий недействительности сделки купли - продажи земельного участка в рассматриваемом случае заключается в восстановлении положения, существовавшего до совершения оспариваемых действий администрации, то есть сохранение муниципальной формы собственности на земельный участок, возврат покупателям оплаченной по ничтожному договору выкупной цены, а также проведение государственного реестра в состояние, существовавшее до заключения и исполнения ничтожной сделки.
Определением Ессентукского городского суда от *** к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки.
Старший помощник прокурора города Ессентуки Джанбеков Г.Д. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просил суд признать недействительным постановление главы города Ессентуки *** от ***, признать ничтожной сделкой договор купли-продажи земельного участка *** от ***, в соответствии с которым Администрация *** продала за плату в собственность Бондаренко В.В. земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м, расположенный по адресу: ***», автостоянка ***, применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение: обязать Бондаренко В.В. возвратить муниципальному образованию г. Ессентуки земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м, категория земель- земли населенных пунктов, расположенный по адресу: ***, ***», автостоянка ***; обязать муниципальное образование в лице администрации города Ессентуки возвратить Бондаренко В.В. полученные в качестве оплаты за указанный земельный участок денежные средства в сумме *** копеек; признать недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ***, номер регистрационной записи *** о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок.
Ответчик Бондаренко В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных прокурором города Ессентуки исковых требований, поскольку считает, что законодательством РФ не запрещена передача земельных участков в собственность граждан. Требования прокурора города Ессентуки не основаны на законе.
Представитель ответчика Администрации города Ессентуки по доверенности Дусев В.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных прокурором города Ессентуки исковых требований, а также пояснил, что земельный участок был предоставлен Бондаренко В.В. на законных основаниях. Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 № 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положения об этих курортах» город Ессентуки признан курортом федерального значения, земли города-курорта Ессентуки отнесены к особо охраняемым природным территориям.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории города Ессентуки имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
В соответствии с ч. 2 ст. 96 ЗК РФ, п. 2 ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», ст. 4. Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», п. 18 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 № 1425 границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон являются объектами землеустройства.
В соответствии со ст. 17 указанного Федерального закона порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Такой порядок определён Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства».
Пункт 2 данных Правил указывает, что установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.
В соответствии с п. 3 Правил установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно п.6 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган государственной власти в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается зона с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения.
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости» орган государственной власти, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.
При этом в ст. 46 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» указано, что органы государственной власти, к компетенции которых отнесены вопросы в сфере установления или изменения территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий, обязаны представить соответственно сведения о данных границах и зонах, установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из вышеуказанного следует, что установление границ и зон, координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат является расходными обязательствами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июля 1985 г. № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае» определены границы I, II и III зон санитарной охраны курорта Ессентуки. Однако координаты характерных точек границ указанных зон, ни в какой, в том числе в установленной системе координат, не определены.
Правительством Российской Федерации координаты характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат не определены. Границы на местность не вынесены.
Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 № 14 город Ессентуки признан курортом федерального значения, в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июля 1985 г. N 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425
«Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством Российской Федерации по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Вынесение на местность установленных границ округа санитарной или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа.
В соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ«О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Однако, до настоящего времени границы и режим округа санитарной охраны курорта Ессентуки не утверждены Правительством Российской Федерации по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации, как того требует законодательство.
Спорный земельный участок находится на землях населенных пунктов, поэтому он может быть предоставлен в собственность. Кроме того, прокурором города Ессентуки пропущен срок обращения в суд с требованием о признании недействительным постановления главы города Ессентуки *** от ***. На основании изложенного, просил суд в удовлетворении заявленных прокурором города Ессентуки требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки по доверенности Еремина Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных прокурором города Ессентуки исковых требований по основаниям, изложенным представителем Администрации города Ессентуки, а также пояснила, что прокурор города Ессентуки ссылается на ФЗ №28 «О государственном земельном кадастре», однако указанный закон утратил силу. Поскольку в кадастровом паспорте нет указания на то, что спорный земельный участок расположен в границах первой, второй либо третьей зоне санитарной (горно-санитарной) охраны, то на него не распространяются ограничения и обременения. Указанный земельный участок на законных основаниях предоставлен в собственность Бондаренко В.В.
Представитель 3-го лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.
Суд, с согласия лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав мнения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором города Ессентуки исковых требований по следующим основаниям.
Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, обращение прокурора в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, соответствует требованиям закона.
В судебном заседании установлено, что Бондаренко В.В. является собственником гаража, расположенного по адресу: ***, на основании договора аренды земельного участка ***-*** от ***, декларации об объекте недвижимого имущества от ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от *** ***.
На основании постановления Администрации города Ессентуки Ставропольского края *** от ***, Бондаренко В.В. предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью *** кв.м, по существующим границам землепользования под гараж по адресу: ***, ***», автостоянка ***, категория земель- земли населенных пунктов, кадастровый ***:***.
*** между Администрацией города Ессентуки, в лице и.о. председателя Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Н.Я., с одной стороны, и Бондаренко В.В., с другой стороны, заключен договор купли-продажи земельного участка под гараж площадью *** кв.м, с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов.
В соответствии с п.2.1 указанного договора цена земельного участка составляет ***. Данная сумма полностью до момента подписания договора оплачена покупателем продавцу.
Переход права собственности на вышеуказанный земельный участок к Бондаренко В.В. зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ***, о чем сделана запись регистрации ***.
Полагая, что оспариваемое постановление Главы города Ессентуки *** от ***, в соответствии с которым заключен договор купли-продажи земельного участка не соответствует действующему законодательству об особо охраняемых природных территориях, в связи с чем, договор купли-продажи является ничтожной сделкой, прокурор города Ессентуки обратился в суд.
В соответствии со ст.27 ЗК РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом РФ.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Указом Президента РФ от 27.03.1992 N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" в целях сохранения природных свойств курортов Кавказских Минеральных Вод - всемирно известной местности с уникальными лечебными и оздоровительными факторами, историко-архитектурным и культурным обликом району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
В соответствии с Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.
Лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.
Курорт федерального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти;
Согласно ст.2. Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 ФЗ № 26-ФЗ от 23.02.1995 г. природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ).
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:
а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические сады;
ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.
В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
П.6 ст.2 ФЗ № 33-ФЗ от 14.03.1995 г. установлено, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006г. №14 город курорт Ессентуки признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, установленными Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 года № 300.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что земельные участки, расположенные на территории курорта Ессентуки в силу закона являются землями особо охраняемых природных территорий.
Расположение земельного участка с кадастровым номером *** в границах города Ессентуки, свидетельствует об отнесении его к землям особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, земельный участок площадью *** кв.м, с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, *** автостоянка ***, входит в состав особо охраняемых природных территорий, ограничен в обороте, в связи с чем не может быть объектом сделок, связанных с отчуждением и не может быть предоставлен в частную собственность.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что отчуждение (продажа) спорного участка в частную собственность противоречит закону (подпункт 1 пункта 5 ст. 27 ЗК РФ, п.8 ст.28 ФЗ от *** №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст. 58 ФЗ от *** №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а постановление Администрации *** *** от *** о предоставлении Бондаренко В.В. земельного участка в собственность за плату под гараж является недействительным, поскольку не соответствует требованиям законодательства.
Поскольку основанием для совершения сделки по заключению между Администрацией города Ессентуки, в лице и.о. председателя Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Н.Я., и Бондаренко В.В. договора купли-продажи земельного участка под гараж площадью *** кв.м, с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, послужило незаконное постановление Администрации города Ессентуки *** от ***, суд приходит к выводу, что договор купли-продажи спорного земельного участка *** от ***, является
ничтожным в силу ст.168 ГК РФ, как противоречащий требованиям закона.
В силу ст.ст. 166, 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иного нормативного правового акта, ничтожна независимо от признания ее ничтожности судом. Требование о применении последствий ничтожности сделки может быть заявлено любым заинтересованным лицом. Ничтожная сделка не порождает правовых последствий.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия сделки не предусмотрены законом (ст.167 ГК РФ).
Предусмотренное ст.167 ГК РФ применение последствий недействительности сделки купли-продажи земельного участка в рассматриваемом случае заключается в восстановлении положения, существовавшего до совершения оспариваемых действий администрации, то есть сохранение муниципальной формы собственности на земельный участок, возврат покупателю оплаченной по ничтожному договору выкупной цены, а также приведение государственного реестра в состояние, существовавшее до заключения и исполнения ничтожной сделки. При этом оснований для признания недействительной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним *** от *** не имеется, поскольку настоящее решение является основанием для погашения указанной записи о праве собственности Бондаренко В.В. на земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м, расположенный по адресу: ***, ***», автостоянка *** в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Доводы представителя ответчика Администрации города Ессентуки о том, что спорный земельный участок находится на землях населенных пунктов, поэтому он может быть предоставлен в собственность, не состоятельны, поскольку данный земельный участок находится на территории города Ессентуки и является особо охраняемой природной территорией.
Принадлежность земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов к категории земель населенных пунктов, отсутствие на местности границ первой, второй либо третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны не изменяют и не отменяют установленный нормативными актами статус особо охраняемых земель, их ограничение в обороте и запрет на приватизацию.
Отнесение одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса и статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых природных территорий, в которые включаются, в том числе участки, имеющие особое природоохранное значение.
Бездействие органов государственной власти и органов местного самоуправления по определению на местности картографических границ особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.07.1992 года №462 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ - Кавказских Минеральных Водах» не аннулирует особый статус земель указанного региона.
Далее, ч.1 ст. 256 ГПК РФ установлено, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3-х месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения ст. 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
В ходе судебного заседания представителем ответчика Администрации города Ессентуки заявлено о пропуске прокурором срока обращения в суд с требованием о признании недействительным постановления главы города Ессентуки *** от ***.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в связи с проведением прокуратурой города Ессентуки проверки исполнения земельного и градостроительного законодательства, Администрацией города Ессентуки в адрес прокуратуры направлено постановление Администрации города Ессентуки *** от *** ( исх. *** от ***).
Копия вышеуказанного постановления поступила в прокуратуру города Ессентуки ***, о чем свидетельствует штамп регистрации входящей корреспонденции (л.д.9).
*** по результатам проверки на основании представленных администрацией г. Ессентуки документов, прокурор города Ессентуки обратился в суд с вышеуказанным иском.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что доводы представителя ответчика Администрации города Ессентуки о пропуске прокурором срока для обращения в суд с требованием о признании недействительным постановления главы города Ессентуки *** от *** являются ошибочными, поскольку как следует из материалов дела, прокурору стало известно о нарушении прав неопределенного круга лиц ***, а обратился прокурор в суд с иском ***, то есть в установленный законом процессуальный срок для обращения в суд с таким заявлением.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 256 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования города Ессентуки к Бондаренко В.В., Администрации города Ессентуки, Комитету по муниципальной собственности города Ессентуки о признании недействительным постановления главы города Ессентуки *** от ***, признании договора купли-продажи земельного участка ничтожной сделкой, применении последствий недействительности ничтожной сделки - удовлетворить.
Признать недействительным постановление Главы города Ессентуки *** от ***.
Признать ничтожной сделкой договор купли-продажи земельного участка *** от ***, в соответствии с которым Администрация г. Ессентуки продала за плату в собственность Бондаренко В.В. земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м, расположенный по адресу: ***», автостоянка ***.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение: обязать Бондаренко В.В. возвратить муниципальному образованию *** земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м, категория земель- земли населенных пунктов, расположенный по адресу: ***, ***, автостоянка ***; обязать муниципальное образование в лице администрации города Ессентуки возвратить Бондаренко В.В. полученные в качестве оплаты за указанный земельный участок денежные средства в сумме ***.
Данное решение является основанием для погашения записи *** о праве собственности Бондаренко В.В. на земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м, расположенный по адресу: ***, *** автостоянка *** в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2013 года.
Председательствующий М.Э. Хетагурова