Решение по делу № 2-494/2018 (2-4135/2017;) ~ М-3939/2017 от 13.11.2017

ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

дело № 2-494/2018

07 августа 2018 года                                                г. Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя

под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,

при секретаре судебного заседания ОЧЕРЕТЯНОЙ А.В.,

с участием:

представителя ответчика Федотова Н.Б. – Поздняковой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Федотову Николаю Борисовичу о признании права отсутствующим; третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Правительство Севастополя, ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений Минобороны России», Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Булатов Карп Викторович, Буренкова Раиса Семеновна,

по встречному исковому заявлению Федотова Николая Борисовича о признании права собственности на земельный участок,

у с т а н о в и л:

Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Гагаринский районный суд г. Севастополя с исковым заявлением о признании отсутствующим права собственности ответчика Федотова Н.Б. на земельный участок, общей площадью 1000,00 кв.м., расположенный по адресу:                                   г. Севастополь, <адрес>.

Требования иска мотивированы тем, что спорный земельный участок в соответствии с Приложением № 2 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года находился в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, а именно в пределах территории земельного участка военного городка № 467, общей площадью 191,3 га., использующейся для размещения воинских формирований Черноморского флота Российской Федерации. После принятия Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации распоряжением Правительства Севастополя № 195-РП от 20.03.2015 года в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано недвижимое имущество, в том числе и военный городок № 467. Между Правительством Севастополя и Минобороны России, в лице ФГКУ «Крымское ТУИО МО России», 25.03.2015 года подписан акт приема-передачи имущества – военного городка № 467, площадь земельного участка 194,2815 га.

    В процессе оформления ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России правоустанавливающих документов на земельный участок военного городка                      № 467 стало известно о том, что фактически спорный земельный участок является частью земельного участка военного городка № 467, о чем свидетельствует ответ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 17.08.2016 года за исх. № 0316/5383.

    Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с требованиями о признании отсутствующим права собственности на принадлежащий ответчику земельный участок.

В иске указывается на то обстоятельство, что спорный земельный участок не мог быть передан в собственность физическому лицу, поскольку являлся предметом Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года.

    Земельный участок военного городка № 467 использовался Вооруженными Силами Российской Федерации под размещение аэродрома Херсонес, включен в состав аэродромной сети Вооруженных Сил Российской Федерации, зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов государственной авиации Российской Федерации.

    В ходе производства по делу от ответчика Федотова Н.Б. поступило встречное исковое заявление о признании права собственности на спорный земельный участок. Требования встречного иска мотивированы тем, что Федотов Н.Б. является добросовестным приобретателем земельного участка по возмездному договору, право собственности продавца было зарегистрировано в установленном порядке.

В судебное заседание представитель истца не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном порядке, о причинах неявки суд не известил, в связи с чем судом в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя ответчика Поздняковой М.Н. настаивавшей на рассмотрении исковых требований по существу, принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Позднякова М.Н. возражала против удовлетворения иска по тем основаниям, что в ходе судебного разбирательства не установлено доказательств, свидетельствующих о вхождении спорного земельного участка в состав земель военного городка. Пояснила, что земельный участок предоставлен в собственность физическим лицам в соответствии с действующим законодательством, её доверитель является добросовестным приобретателем. Просила требования встречного иска удовлетворить.

Ответчик Федотов Н.Б. о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке. Воспользовался правом ведения дела в суде через представителя. Согласно поступившего в суд заявления просит рассматривать дело в его отсутствие.

Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений Минобороны России» о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке, своих представителей в суд не направили и причинах неявки не известили, что в силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие их представителей.

    Третьи лица Булатов К.В. и Буренкова Р.С. о времени и месте рассмотрения извещались в установленном порядке, судебная корреспонденция возвращена по истечению срока хранения в отделении связи. В связи с чем, в силу положений ч. 2 и 3 ст. 113 ГПК РФ, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, разъяснений содержащихся в п. 67 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», их неявка не препятствует рассмотрению дела.

Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации, каждое лицо имеет право обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.

Согласно п. 2 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения.

Как разъяснено в п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ними – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записей в ЕГРП.

Судом установлено, что распоряжением Правительства Севастополя                       № 195-РП от 20.03.2015 года в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе военный городок                № 467 (№ «220» в прилагаемом перечне).

25.03.2015 года между Правительством Севастополя и Минобороны России, в лице ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России, подписан акт приема-передачи имущества, в том числе и военный городок № 467, площадь земельного участка 194,2815 га.

Пунктом 3 Распоряжения Правительства Севастополя № 195-РП от 20.03.2015 года ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России предложено обеспечить осуществление подготовки документации, необходимой для постановки передаваемого имущества на кадастровый учет и регистрации прав на него, иных фактических и юридических действий.

До передачи в федеральную собственность военный городок № 467 использовался Российской Федерацией на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года.

В соответствии со статей 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года, Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях № 2 и № 3 и картах № 1 и № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота.

Российская Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством Украины.

В соответствии со статьей 2 Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28 мая 1997 года, основная база Черноморского флота Российской Федерации находится в городе Севастополе. В основной базе Черноморского флота Российской Федерации размещаются его штаб и другие органы управления, а также воинские формирования, предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации. Перечень и параметры объектов, используемых Черноморским флотом Российской Федерации в городе Севастополе, содержатся в Приложении № 2.

Согласно Приложению № 2 к указанному Соглашению в пользовании Черноморского флота Российской Федерации находился военный городок               № 467 общей площадью 191,3 га.

Постановлением Правительства Севастополя от 14.11.2014 года № 483 утвержден Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.

Пунктом 2 указанного Порядка определено, что безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации подлежит передаче имущество, в том числе к фактическому использованию которого Черноморский флот Российской Федерации приступил до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации на основании Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота на территории Украины до 28 мая 1997 года; используемое Министерством обороны Российской Федерации, а также организациями и учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 14 Порядка право собственности Российской Федерации, право оперативного управления, право хозяйственного ведения, право постоянного бессрочного пользования на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Порядком, возникает с даты подписания передаточного акта.

Как усматривается из ответа Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 17.08.2016 года № 0316/5383В процессе оформления правоустанавливающих документов на земельный участок военного городка № 467 ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России стало известно о том, что схема расположения земельного участка военного городка не может быть согласована, в том числе и по причине полной накладки на земельные участки по <адрес> и <адрес>, переданных в частную собственность.

    С материалов дела следует, что ФИО5 на основании решения сессии Севастопольского городского Совета от 20.05.2008 года № 4362 передан в собственность земельный участок, общей площадью 0,10 га., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка – для индивидуального дачного строительства, (ранее присвоенный кадастровый ), в соответствии со ст. 116, 118 ЗК Украины, предусматривающих получение земельных участков в собственность гражданами Украины в порядке безоплатной приватизации.

    В последующем по договору купли-продажи от 27.06.2008 года земельный участок перешел в собственность Булатова К.В.

    По договору купли-продажи от 28.04.2010 года участок находится в собственности Федотова Н.Б., что подтверждается выпиской из Единого государственного недвижимости от 29.11.2017 года.

В силу положений части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 8 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

В силу положений Постановления Правительства Севастополя от 07.08.2014 N 202 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав» (вместе с «Перечнем документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации права») к документам, подтверждающим ранее возникшие права и необходимым для государственной регистрации прав относятся, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 1 марта 2014 года акты органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

    То есть документом, который подтверждает ранее возникшее право собственности на спорный земельный участок, является решение сессии Севастопольского городского Совета от 20.05.2008 года № 4362, выданный на его основании государственные акты о праве собственности и соответствующие договора купли-продажи.

    Согласно ответа Управления государственной регистрации права и кадастра от 09.12.2017 года № 17/10053 в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в наличии сведения о правообладателе земельного участка, основных характеристиках объекта недвижимости. Участок поставлен на кадастровый учет (кадастровый (ранее присвоенный кадастровый )), как актуальный, ранее учтенный.

В обоснование заявленных требований Министерства обороны Российской Федерации указано, что спорный земельный участок, общей площадью 0,100 га., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в соответствии с Приложением № 2 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года, находился в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, а именно в пределах территории земельного участка военного городка № 467, общей площадью 191,3 га., использующейся для размещения воинских формирований Черноморского флота Российской Федерации, т.е. не мог быть передан в собственность физического лица.

Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы                              № 56-03/18 от 30.05.2018 года Автономной некоммерческой организации «Эксперт-Сервис», земельный участок , расположенный по <адрес> в г. Севастополе, кадастровый (ранее присвоенный кадастровый ) на момент его предоставления в частную собственность не входил в состав земель военного городка № 467 ЧФ РФ.

Указанный вывод согласуется с материалами выбора земельного участка, разработанными при даче согласия Севастопольским городским Советом гражданке Буренковой Р.С. на разработку технической документации по землеустройству земельного участка , расположенного по <адрес> в г. Севастополе, предшествующему его предоставлению органом местного самоуправления в собственность.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом в порядке ст. 56 ГПК РФ не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок на момент его предоставления решением сессии Севастопольского городского Совета от 20.05.2008 года № 4362 в собственность Буренковой Р.С., являлся частью земель военного городка № 467 ЧФ.

Проанализировав исследованные доказательства, суд находит не обоснованными доводы истца о вхождении спорного земельного участка на момент его предоставления в собственность в состав земель военного городка.

Также относительно требования иска о признании отсутствующим права собственности ответчика на земельный участок, суд исходит их следующего.

Согласно разъяснений, содержащихся в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 года (ред. от 23.06.2015 года) в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Таким образом, предъявление иска о признании права отсутствующим допускается в тех случаях, когда возможность защиты нарушенного права иными средствами путем предъявления негаторного, виндикационного и иных исков исчерпана.

Кроме того, возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, которое в соответствии с данными ЕГРН является не только собственником спорного имущества, но и одновременно является лицом, владеющим имуществом.

В рассматриваемом случае основания для применения указанного способа защиты нарушенного права отсутствует. Право собственности истца на переданные земли военного городка в ЕГРН не зарегистрированы, доказательств реализации права на предъявление негаторного, виндикационного и иных исков также не предоставлено.

Относительно доводов встречного искового заявления Федотова Н.Б. о признании права собственности на земельный участок суд исходит из того, что основания встречных исковых требований фактически являются возражениями собственника земельного участка по заявленным требованиям Министерства обороны Российской Федерации. Конкретного материально-правового требования, а также доказательств фактического нарушения прав Федотова Н.Б. истцом относительно предмета спора не содержит. В связи, с чем требования встречного искового заявления также удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении искового заявления Министерства обороны Российской Федерации к Федотову Николаю Борисовичу о признании права собственности на земельный участок отсутствующим.

Отказать в удовлетворении встречного искового заявления Федотова Николая Борисовича о признании права собственности на земельный участок.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Мотивированный текст решения изготовлен 12.08.2018 года.

Председательствующий по делу

судья                                                            /подпись/                 Н.В. Моцный

Решение не вступило в законную силу

Копия верна:

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя                                                                        Н.В. Моцный

2-494/2018 (2-4135/2017;) ~ М-3939/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство обороны Российской Федерации
Ответчики
Федотов Николай Борисович
Другие
Буренкова Раиса Семеновна
Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" МО России
Иванова Анжелика Викторовна
Позднякова Марина Николаевна
Вертий Наталья Анатольевна
Правительство Севастополя
Булатов Карп Викторович
Филонов Александр Олегович
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Суд
Гагаринский районный суд города Севастополя
Судья
Моцный Николай Владимирович
Дело на странице суда
gagarinskiy--sev.sudrf.ru
13.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2017Передача материалов судье
13.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.01.2018Предварительное судебное заседание
15.02.2018Судебное заседание
06.06.2018Производство по делу возобновлено
15.06.2018Судебное заседание
20.06.2018Судебное заседание
07.08.2018Судебное заседание
12.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
21.11.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
20.12.2018Судебное заседание
27.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее