Гр. дело № 2-2325/2021г.
УИД 36RS0006-01-2021-003664-51
Категория 2.127
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ22 июня 2021г. г. Воронеж
Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Шатских М.В.,
при секретаре Сафта О.А.,
с участием представителя истца Государственной жилищной инспекции Воронежской области, действующей на основании доверенности Гущиной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Воронежской области к Карташовой Надежде Александровне о предоставлении доступа в помещение для обследования на предмет осуществления самовольной перепланировки и (или) переустройства жилого помещения
установил:
Государственная жилищная инспекция Воронежской области обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в жилищную инспекцию поступило обращение ФИО1по вопросу проведения перепланировки нежилого помещенияII в лит. а, А2, А4 <адрес>, ее собственником – Карташовой Н.А.
В целях проверки поступившей информации Государственной жилищной инспекцией Воронежской области в адрес ответчика, являющегося собственником указанного нежилого помещения было направлено уведомление № 824-13 от 31.03.2021 о необходимости 05.05.2021 предоставить доступ в нежилое помещение с целью ее обследования, но в назначенное время доступ в нежилое помещение ответчиком обеспечен не был, о чем был составлен акт от 05.05.2021 № 02-05/807, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебном заседании представитель истца Государственной жилищной инспекции Воронежской области, действующая на основании доверенности Гущина А.М. исковые требования поддержала. Просила суд их удовлетворить. Не возражала против вынесения решения в порядке заочного производства.
Ответчик Карташова Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, согласно сведениям ОАСР УВМ ГУ МВД России по <адрес>, однако почтовая корреспонденция возвращена в адрес суда по истечении срока хранения, что суд считает надлежащим извещением, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. п. 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от23.06.2015г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ», согласно которых юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.
Таким образом, суд считает настоящее гражданское дело подлежащим рассмотрению в данном судебном заседании по имеющимся в деле письменным доказательствам в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о разбирательстве дела.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Истец не возражает против рассмотрения дела в порядке заочного производства, что подтверждается соответствующим заявлением.
Исследовав материалы гражданского дела, анализируя их в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, ответчик Карташова Н.А. является собственником нежилого встроенного помещения II в лит. а, А2, А4 <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (л.д. 12 - 16).
01.12.2020 в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области поступило обращение ФИО1 по вопросу проведения перепланировки нежилого встроенного помещения II в лит. а, А2, А4 <адрес>, ее собственником – Карташовой Н.А. (л.д. 18 - 19).
В целях проверки поступившей информации Государственной жилищной инспекцией Воронежской области в адрес ответчика, являющегося собственником указанного нежилого встроенного помещения II в лит. а, А2, А4 <адрес> было направлено уведомление №824-13 от 31.02.2021 о необходимости 05.05.2021 предоставить доступ в нежилое встроенное помещение II в лит. а, А2, А4 <адрес> с целью его обследования (л.д. 11), но в назначенное время доступ в нежилое встроенное помещение II в лит. а, А2, А4 <адрес> ответчиком обеспечен не был, о чем составлен акт проверки от 05.05.2021 № 02-05/807 (л.д. 6 - 7).
На основании ч. 1 ст. 11 ГК РФ, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд) в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан (ч. 2 ст. 1 ЖК РФ).
Статья 26 ЖК РФ предусматривает, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Согласно ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в частности Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 № 25, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170.
В силу подп. "е" п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Пунктом 85 вышеуказанных Правил установлен порядок осуществления исполнителем проверки, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя.
В соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493
задачами государственного жилищного надзора являются, в том числе, предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (п.2). Государственный жилищный надзор осуществляется посредством: а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (п.3). Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением (п.4).В случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрено наделение отдельными государственными полномочиями по государственному жилищному надзору органов местного самоуправления (за исключением полномочий по государственному жилищному надзору по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления обязательных требований), порядок осуществления государственного жилищного надзора должен предусматривать особенности осуществления государственного жилищного надзора органами местного самоуправления с учетом требований, содержащихся в пункте 5 настоящего Положения (п.6). В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (п.10). Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в том числе, обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержанию общего имущества в многоквартирном доме; порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 09.09.2013 № 799, государственная жилищная инспекция Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора. Инспекция является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области, который осуществляет полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж по осуществлению муниципального жилищного контроля (п.1.1.1). Основными задачами инспекции является в том числе, деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством (п.2). Инспекция исполняет государственные функции, в том числе, по осуществлению регионального государственного жилищного надзора (п.3.1.1). Инспекция вправе, в том числе, беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя (заместителя руководителя) инспекции о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследование; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю (п.4.2.2).
В соответствии с Законом Воронежской области от 14.12.2017 № 195-ОЗ «О перераспределении полномочий по осуществлению муниципального жилищного контроля между органами местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительными органами государственной власти Воронежской области» правительство Воронежской области определяет уполномоченные исполнительные органы государственной власти Воронежской области, которые осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж по осуществлению муниципального жилищного контроля (ст.2). Исполнительные органы государственной власти Воронежской области осуществляют полномочия по осуществлению муниципального жилищного контроля с 1 января 2018 года. С 1 января 2018 года законы Воронежской области и иные нормативные правовые акты Воронежской области, принятые до дня вступления в силу настоящего Закона Воронежской области и регулирующие отношения, связанные с реализацией перераспределяемых полномочий, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону Воронежской области (ст.4).
В силу приведенных выше положений законодательства истец, как орган государственного жилищного надзора, вправе требовать доступ в квартиру ответчика в целях проверки поступившего обращения по поводу самовольной перепланировки (переустройства) жилого помещения, при этом суд учитывает, что обращение является основанием для проведения проверки, так как оно касается возможного нарушения прав потребителей или возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или факта причинения такого вреда.
Указанные Правила и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, равно как и ЖК РФ, не содержат ограничений прав органов регионального государственного жилищного надзора по проведению проверок с осмотром помещений, связанных с ранее проведенными иными контролирующими органами проверками.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Права ответчика, как собственника жилого помещения, ограничены в соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ, п. 4 ст. 17 и п. 4 ст. 30 ЖК РФ в той мере, в какой осуществление ответчиком своих прав может нарушить законные интересы проживающих в доме граждан. Право государственной жилищной инспекции Воронежской области требовать обеспечения доступа в жилое помещение для обследования обусловлено наличием у указанной организации полномочий по жилищному надзору.
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с принципом процессуального равноправия стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности (ст. 38 ГПК РФ). Закон предоставляет истцу и ответчику равные процессуальные возможности по защите своих прав и охраняемых законом интересов в суде. Стороны независимо от того, являются ли они гражданами или организациями, наделяются равными процессуальными правами. Какие-либо юридические преимущества одной стороны перед другой в гражданском процессе исключаются.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо для лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
Содержание принципа состязательности раскрывают нормы ГПК РФ, закрепленные в ст. 35, 56, 57, 68, 71 и др. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия. Принцип состязательности состоит в том, что стороны гражданского процесса обязаны сами защищать свои интересы: заявлять требования, приводить доказательства, обращаться с ходатайствами, а также осуществлять иные действия для защиты своих прав.
Согласно обращению, поступившему в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области от ФИО1, в нежилом встроенном помещенииII в лит. а, А2, А4 <адрес>, принадлежащем ответчику, произведена незаконная перепланировка.
Ответчиком доступ в нежилое помещение для проверки поступившей информации о проведенной перепланировке в нарушение норм действующего законодательства не обеспечен.
Исходя из того, что указанное бездействие ответчика препятствует надлежащему выполнению истцом своих обязательств по жилищному надзору за соблюдением требований к проведению переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах. Кроме того, бездействие ответчика ставит под угрозу надежность и безопасность многоквартирного дома, а также безопасность жизни и здоровья жильцов дома, данное бездействие ответчика нарушает права и законные интересы собственников помещений многоквартирного дома, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Государственной жилищной инспекции Воронежской области о возложении на ответчика обязанности обеспечить доступ в нежилое помещение для его обследования на предмет выявления его самовольной перепланировки и (или) переустройства подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 234-237, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Карташову Надежду Александровну предоставить Государственной жилищной инспекции Воронежской области доступ в нежилое встроенное помещение II в лит. а, А2, А4 <адрес> для обследования нежилого помещения на предмет выявления их самовольной перепланировки и (или) переустройства, использования по назначению.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Судья М.В. Шатских
Мотивированное решение
составлено 23.06.2021г.
Гр. дело № 2-2325/2021г.
УИД 36RS0006-01-2021-003664-51
Категория 2.127
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ22 июня 2021г. г. Воронеж
Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Шатских М.В.,
при секретаре Сафта О.А.,
с участием представителя истца Государственной жилищной инспекции Воронежской области, действующей на основании доверенности Гущиной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Воронежской области к Карташовой Надежде Александровне о предоставлении доступа в помещение для обследования на предмет осуществления самовольной перепланировки и (или) переустройства жилого помещения
установил:
Государственная жилищная инспекция Воронежской области обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в жилищную инспекцию поступило обращение ФИО1по вопросу проведения перепланировки нежилого помещенияII в лит. а, А2, А4 <адрес>, ее собственником – Карташовой Н.А.
В целях проверки поступившей информации Государственной жилищной инспекцией Воронежской области в адрес ответчика, являющегося собственником указанного нежилого помещения было направлено уведомление № 824-13 от 31.03.2021 о необходимости 05.05.2021 предоставить доступ в нежилое помещение с целью ее обследования, но в назначенное время доступ в нежилое помещение ответчиком обеспечен не был, о чем был составлен акт от 05.05.2021 № 02-05/807, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебном заседании представитель истца Государственной жилищной инспекции Воронежской области, действующая на основании доверенности Гущина А.М. исковые требования поддержала. Просила суд их удовлетворить. Не возражала против вынесения решения в порядке заочного производства.
Ответчик Карташова Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, согласно сведениям ОАСР УВМ ГУ МВД России по <адрес>, однако почтовая корреспонденция возвращена в адрес суда по истечении срока хранения, что суд считает надлежащим извещением, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. п. 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от23.06.2015г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ», согласно которых юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.
Таким образом, суд считает настоящее гражданское дело подлежащим рассмотрению в данном судебном заседании по имеющимся в деле письменным доказательствам в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о разбирательстве дела.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Истец не возражает против рассмотрения дела в порядке заочного производства, что подтверждается соответствующим заявлением.
Исследовав материалы гражданского дела, анализируя их в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, ответчик Карташова Н.А. является собственником нежилого встроенного помещения II в лит. а, А2, А4 <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (л.д. 12 - 16).
01.12.2020 в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области поступило обращение ФИО1 по вопросу проведения перепланировки нежилого встроенного помещения II в лит. а, А2, А4 <адрес>, ее собственником – Карташовой Н.А. (л.д. 18 - 19).
В целях проверки поступившей информации Государственной жилищной инспекцией Воронежской области в адрес ответчика, являющегося собственником указанного нежилого встроенного помещения II в лит. а, А2, А4 <адрес> было направлено уведомление №824-13 от 31.02.2021 о необходимости 05.05.2021 предоставить доступ в нежилое встроенное помещение II в лит. а, А2, А4 <адрес> с целью его обследования (л.д. 11), но в назначенное время доступ в нежилое встроенное помещение II в лит. а, А2, А4 <адрес> ответчиком обеспечен не был, о чем составлен акт проверки от 05.05.2021 № 02-05/807 (л.д. 6 - 7).
На основании ч. 1 ст. 11 ГК РФ, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд) в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан (ч. 2 ст. 1 ЖК РФ).
Статья 26 ЖК РФ предусматривает, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Согласно ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в частности Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 № 25, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170.
В силу подп. "е" п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Пунктом 85 вышеуказанных Правил установлен порядок осуществления исполнителем проверки, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя.
В соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493
задачами государственного жилищного надзора являются, в том числе, предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (п.2). Государственный жилищный надзор осуществляется посредством: а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (п.3). Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением (п.4).В случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрено наделение отдельными государственными полномочиями по государственному жилищному надзору органов местного самоуправления (за исключением полномочий по государственному жилищному надзору по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления обязательных требований), порядок осуществления государственного жилищного надзора должен предусматривать особенности осуществления государственного жилищного надзора органами местного самоуправления с учетом требований, содержащихся в пункте 5 настоящего Положения (п.6). В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (п.10). Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в том числе, обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержанию общего имущества в многоквартирном доме; порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 09.09.2013 № 799, государственная жилищная инспекция Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора. Инспекция является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области, который осуществляет полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж по осуществлению муниципального жилищного контроля (п.1.1.1). Основными задачами инспекции является в том числе, деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством (п.2). Инспекция исполняет государственные функции, в том числе, по осуществлению регионального государственного жилищного надзора (п.3.1.1). Инспекция вправе, в том числе, беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя (заместителя руководителя) инспекции о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследование; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю (п.4.2.2).
В соответствии с Законом Воронежской области от 14.12.2017 № 195-ОЗ «О перераспределении полномочий по осуществлению муниципального жилищного контроля между органами местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительными органами государственной власти Воронежской области» правительство Воронежской области определяет уполномоченные исполнительные органы государственной власти Воронежской области, которые осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж по осуществлению муниципального жилищного контроля (ст.2). Исполнительные органы государственной власти Воронежской области осуществляют полномочия по осуществлению муниципального жилищного контроля с 1 января 2018 года. С 1 января 2018 года законы Воронежской области и иные нормативные правовые акты Воронежской области, принятые до дня вступления в силу настоящего Закона Воронежской области и регулирующие отношения, связанные с реализацией перераспределяемых полномочий, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону Воронежской области (ст.4).
В силу приведенных выше положений законодательства истец, как орган государственного жилищного надзора, вправе требовать доступ в квартиру ответчика в целях проверки поступившего обращения по поводу самовольной перепланировки (переустройства) жилого помещения, при этом суд учитывает, что обращение является основанием для проведения проверки, так как оно касается возможного нарушения прав потребителей или возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или факта причинения такого вреда.
Указанные Правила и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, равно как и ЖК РФ, не содержат ограничений прав органов регионального государственного жилищного надзора по проведению проверок с осмотром помещений, связанных с ранее проведенными иными контролирующими органами проверками.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Права ответчика, как собственника жилого помещения, ограничены в соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ, п. 4 ст. 17 и п. 4 ст. 30 ЖК РФ в той мере, в какой осуществление ответчиком своих прав может нарушить законные интересы проживающих в доме граждан. Право государственной жилищной инспекции Воронежской области требовать обеспечения доступа в жилое помещение для обследования обусловлено наличием у указанной организации полномочий по жилищному надзору.
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с принципом процессуального равноправия стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности (ст. 38 ГПК РФ). Закон предоставляет истцу и ответчику равные процессуальные возможности по защите своих прав и охраняемых законом интересов в суде. Стороны независимо от того, являются ли они гражданами или организациями, наделяются равными процессуальными правами. Какие-либо юридические преимущества одной стороны перед другой в гражданском процессе исключаются.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо для лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
Содержание принципа состязательности раскрывают нормы ГПК РФ, закрепленные в ст. 35, 56, 57, 68, 71 и др. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия. Принцип состязательности состоит в том, что стороны гражданского процесса обязаны сами защищать свои интересы: заявлять требования, приводить доказательства, обращаться с ходатайствами, а также осуществлять иные действия для защиты своих прав.
Согласно обращению, поступившему в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области от ФИО1, в нежилом встроенном помещенииII в лит. а, А2, А4 <адрес>, принадлежащем ответчику, произведена незаконная перепланировка.
Ответчиком доступ в нежилое помещение для проверки поступившей информации о проведенной перепланировке в нарушение норм действующего законодательства не обеспечен.
Исходя из того, что указанное бездействие ответчика препятствует надлежащему выполнению истцом своих обязательств по жилищному надзору за соблюдением требований к проведению переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах. Кроме того, бездействие ответчика ставит под угрозу надежность и безопасность многоквартирного дома, а также безопасность жизни и здоровья жильцов дома, данное бездействие ответчика нарушает права и законные интересы собственников помещений многоквартирного дома, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Государственной жилищной инспекции Воронежской области о возложении на ответчика обязанности обеспечить доступ в нежилое помещение для его обследования на предмет выявления его самовольной перепланировки и (или) переустройства подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 234-237, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Карташову Надежду Александровну предоставить Государственной жилищной инспекции Воронежской области доступ в нежилое встроенное помещение II в лит. а, А2, А4 <адрес> для обследования нежилого помещения на предмет выявления их самовольной перепланировки и (или) переустройства, использования по назначению.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Судья М.В. Шатских
Мотивированное решение
составлено 23.06.2021г.