Решение по делу № 2-118/2018 (2-4151/2017;) ~ М-4221/2017 от 07.11.2017

РЕШЕНИЕ

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2018г. Кировский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.М., при секретаре Мангировой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-118/2018 по исковому заявлению Прокурора Куйбышевского района г. Иркутска в интересах Поповой Н.А. к Администрации г. Иркутска об обязании предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Куйбышевского района г. Иркутска обратился в интересах Поповой Н.А. в Кировский районный суд <адрес> с исковым заявлением (уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ) к Администрации города Иркутска об обязании предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Поповой Н.А. жилое помещение в виде квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, в черте населенного пункта, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, общей площадью не менее 27,9 кв.м., с учетом прав П.К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и П.Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указав, что Прокуратурой района проведена проверка по факту нарушения жилищных прав Поповой Н.А., проживающей по адресу: <адрес> <адрес> в результате которой установлено, что по вышеназванному адресу она проживает с ноября 1993г. на основании Договора социального найма, заключенного с Администрацией г. Иркутска 05.08.2015г.

22.01.2016г. на основании Заключения ООО «Предприятие Иркут-Инвест», оформленного в виде Отчета по результатам визуального обследования строительных конструкций многоквартирного жилого дома, в котором проживает Попова Н.А., Межведомственная комиссия пришла к выводу о том, что указанный дом является аварийным и подлежит сносу, дальнейшее проживание в нем опасно для жизни и здоровья граждан.

18.02.2016г. заместителем мэра-председателем Комитета по градостроительной политике Администрации <адрес> издано Распоряжение , согласно которому собственникам помещений предложено осуществить в установленном законом порядке расселение граждан и снос многоквартирного дома в течение 1,5 лет со дня принятия Распоряжения, то есть до 18.08.2016г. В указанный срок и до настоящего времени Попова Н.А. из дома не выселена, дом не снесен.

Между тем, исходя из Отчета по результатам визуального обследования строительных конструкций многоквартирного жилого дома, подготовленного ООО «Предприятие Иркут-Инвест» в 2015г. техническое состояние основных строительных конструкций здания характеризуется в интервале недопустимое – недопустимо-аварийное.

20.07.2017г. Попова Н.А. обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ей и членам ее семьи другого жилого помещения, отвечающего требованиям жилищного и санитарно-технического законодательства. По результатам рассмотрения обращения в удовлетворении заявления отказано, что подтверждается письмом администрации от 31.07.2017г. . Кроме того, включение многоквартирных жилых домов в муниципальную целевую подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» программы «Жилище на 2013-2019г.» Администрация города связывает с зависимостью от необходимости развития городских территорий в соответствии с градостроительной концепцией застройки районов города Иркутска, исходя из потребности осуществления строительства объектов капитального строительства местного значения.

Со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 85, ст. 86, ч. 1 ст. 89 ЖК РФ прокурор указывает, что Попова Н.А., проживающая по договору социального найма в аварийном доме, вправе требовать у органов местного самоуправления равнозначное жилье, а Администрация <адрес> в свою очередь обязана ее этим жильем обеспечить. Однако, данную обязанность Администрация <адрес>, не исполняет, чем ставит под угрозу жизнь и здоровье Поповой Н.А., не имеющей иного места жительства.

Просит суд возложить на Администрацию <адрес> обязанность предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Поповой Н.А., 29.06.196г.р., жилое помещение в виде квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, в черте населенного пункта, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, общей площадью не менее 27,9 кв.м. с учетом прав П.К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и П.Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Куйбышевского района г. Иркутска - Касьяненко Е.А., истец Попова Н.А., заявленные исковые требования с учетом уточнения поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточненном исковом заявлении, настаивали на удовлетворении требований.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Иркутска – Курьянова Т.И., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, полагает их не законными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в представленном в материалы дела письменном отзыве на исковое заявление. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебном заседании третьи лица П.К.С., П.Ю.С., извещенные о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, отсутствуют, о причинах неявки суд не уведомили, что не является препятствием к рассмотрению дела.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, представленные по делу доказательства каждое в отдельности, а также в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч.2 ст. 8 Конституции РФ).

Все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Согласно ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Конституционным положениям в ч. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ обозначены такие основные начала гражданского законодательства, как - признание равенства участников отношений, регулируемых гражданским законодательством; неприкосновенность собственности, свободы договора; недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав; обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 2 ст. 1 ГК РФ).

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен права на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Все гарантированные Конституцией РФ права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного ст. 17 Конституции РФ, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Реализация конституционных прав на получение жилого помещения должна осуществляться с соблюдением указанного принципа.

Статьей 1 Жилищного кодекса РФ определено, что Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с положениями ст. 2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

Основания возникновения жилищных прав и обязанностей регламентированы ст. 10 Жилищного кодекса РФ.

Способы защиты жилищных прав регламентированы ст. 11 Жилищного кодекса РФ.

Судом установлено, что на основании Типового договора социального найма жилого помещения от 05.08.2015г., Попова Н.А. на основании решения о предоставлении жилого помещения от 05.08.2015г. является нанимателем жилого помещения общей площадью 27,9 кв.м. по адресу: <адрес>

Согласно п.3. указанного договора, совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: П.Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ.р. (сын), П.К.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (дочь).

Поповой Н.А., П.К.С., П.Ю.С. зарегистрированы по постоянному месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается представленной в материалы дела Справкой -С6-001887 от 13.02.2018г. МКУ СРЦ г. Иркутска Отдел по работе с населением Правобережного округа.

В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с п. 7 названного Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

В соответствии с п.47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с пунктом 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Как указал Верховный Суд РФ в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014г., вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Заключением Межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениям, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции «О выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» от 22.01.2016г., выявлены основания для признания многоквартирного дома по адресу: г. <адрес> аварийным и подлежащим сносу в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской федерации от 28.01.2006г. .

На основании Заключения межведомственной комиссии от 22.01.2016г., Распоряжением заместителя мэра – председателя Комитета по градостроительной политике Администрации <адрес> от 18.02.2016г. , многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам помещений предписано осуществить в установленном законом порядке расселение граждан и снос многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в течение 1,5 лет со дня принятия распоряжения.

На момент рассмотрения настоящего гражданского дела многоквартирный дом по адресу: <адрес>, не расселен, что не оспорено в судебном заседании ответчиком, доказательств обратного суду не представлено.

Из представленного в материалы дела письма и.о. заместителя мэра – председателя Комитета по градостроительной политике Администрации <адрес> от 31.07.2017г. следует, что в 2013-2019 годах расселение многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, осуществляется в рамках подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» муниципальной программы «Жилище на 2013-2019 годы», утвержденной Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . Данной программой предусмотрено проведение мероприятий по расселению домов, включенных в реестр многоквартирных домов жилищного фонда <адрес>, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу (реестр) или в реестр многоквартирных домов жилищного фонда <адрес>, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими реконструкции. В рамках подпрограммы переселение граждан из аварийных домов осуществляется путем расселения дома целиком, а не только граждан, проживающих на основании договоров социального найма. Заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениям, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу от 22.01.2016г. , многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу и включен в реестр. На сегодняшний день указанный многоквартирный дом не включен в Перечень объектов аварийного жилищного фонда <адрес>, планируемых к расселению Плана мероприятий по реализации муниципальной программы «Жилище на 2013-2019 годы» на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденного распоряжением заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации <адрес> от 15.12.2016г. . В соответствии с Подпрограммой очередность включения многоквартирных домов в Перечень производится в зависимости от необходимости развития городских территорий в соответствии с градостроительной концепцией застройки районов <адрес>, исходя из потребности осуществления строительства местного значения. Указано, что на сегодняшний день на территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, не планируется строительство объектов капитального строительства местного значения. В случае выделения дополнительных денежных средств, будет рассмотрена возможность включения дома, расположенного по адресу: <адрес>, в Перечень.

Аналогичная информация содержится в представленном в материалы дела письменном отзыве Администрации <адрес> на исковое заявление.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Частью 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрены исключительные случаи, когда жилые помещения могут быть предоставлены гражданам и во внеочередном порядке.

Так, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 1, ч. 1; ст. 7, ч. 1; ст. 18; ст. 19, ч.ч. 1 и 2).

Провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Согласно правовой позиции, отраженной в определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009г. N 376-О-П федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Поскольку многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение в таком доме является непригодным для проживания и проживание в таком доме представляет опасность для жизни и здоровья граждан.

Иное толкование положений ст. 57 Жилищного кодекса РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых находятся в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащим сносу, либо жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Ни из ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.

По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам при признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, если они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом РФ основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств.

В соответствии со ст. 1 Закона Иркутской области от 17.12.2008г. N 125-оз "О порядке признания граждан малоимущими, порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Иркутской области", настоящий Закон в соответствии с Жилищным кодексом РФ устанавливает порядок признания граждан малоимущими, порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Иркутской области.

Порядок признания граждан малоимущими регламентирован ст. 3 указанного Закона.

Признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда производится органами местного самоуправления на основании документов о составе семьи, доходах членов семьи и принадлежащем им имуществе на праве собственности.

В соответствии со ст. 1 Закона Иркутской области от 17.12.2008г. N 127-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма", настоящий Закон определяет порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), а также устанавливает порядок определения общей площади предоставляемого по договору социального найма жилого помещения в случаях совершения гражданином действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, и период, за который учитываются такие действия и гражданско-правовые сделки.

Категории граждан, имеющих право состоять на учете предусмотрены ст. 2 указанного Закона.

На основании приказа Администрации г. Иркутска от 16.10.2017г. , Поповой Н.А. признана малоимущей и принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма составом семьи 1 человек.

Согласно представленных по запросу суда сведений МУП БТИ <адрес> от 06.09.2017г. за , сведений о принадлежности Поповой Н.А., П.К.С., П.Ю.С., объектов недвижимости не имеется.

Согласно сведений из ЕГРН от 17.012018г., от 18.01.2018г., сведений о принадлежности объектов недвижимости, зарегистрированных за Поповой Н.А., П.К.С., не имеется.

П.Ю.С. является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение площадью 59,3 кв.м. по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН от 18.01.2018г. .

Положениями подп. 6 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством отнесено к вопросам местного значения поселений.

Следовательно, оказание содействия в обеспечении нормальных жилищных условий малоимущим гражданам, чье единственное жилое помещение признано непригодным для проживания, является обязанностью государства в лице органов государственной и муниципальной власти.

В соответствии со ст. ст. 85, 86 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в том числе в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу. Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, т.е. в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ - оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и норма предоставления жилого помещения не применяется.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые находятся в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащим сносу, либо жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения. В данном случае целью законодателя является не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Как указано выше, истец Попова Н.А. занимает жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью 27,9 кв.м., в доме признанном аварийным и подлежащим сносу.

В договор социального найма жилого помещения от 05.08.2015г., также, включены П.К.С., П.Ю.С.

При этом, не включение многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в Перечень объектов аварийного жилищного фонда <адрес>, планируемых к расселению Плана мероприятий по реализации муниципальной программы «Жилище на 2013-2019 годы» на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденного распоряжением заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации <адрес> от 15.12.2016г. , не может являться основанием для отказа в предоставлении истцу с учетом прав П.К.С. и П.Ю.С. жилого помещения взамен занимаемого, поскольку если жилое помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока сноса дома и наличия свободных жилых помещений.

Оценивая вышеизложенное, учитывая, что право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, имеют истец и ее дети П.К.С., П.Ю.С., указанное жилое помещение располагается в многоквартирном жилом доме, признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, истец признана малоимущей и принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемому по договору социального найма, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением вне очереди по договору социального найма, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истцов о возложении на Администрацию <адрес> обязанности предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Поповой Н.А. жилое помещение в виде квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, в черте населенного пункта, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, общей площадью не менее 27,9 кв.м., с учетом прав П.К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и П.Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования <адрес> в интересах Поповой Н.А. – удовлетворить.

Обязать Администрацию города Иркутска предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Поповой Н.А. жилое помещение в виде квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, в черте населенного пункта, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, общей площадью не менее 27,9 кв.м., с учетом прав П.К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и П.Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения суда.

Судья А.М. Тимофеева

Мотивированный текст решения изготовлен 28.03.2018г. Судья.

2-118/2018 (2-4151/2017;) ~ М-4221/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Попова Надежда Александровна
Прокурор Куйбышевского района г. Иркутска
Ответчики
Администрация г.Иркутска
Другие
Попова Ксения Сергеевна
Попов Юрий Сергеевич
Суд
Кировский районный суд г. Иркутска
Судья
Тимофеева Анжик Маисовна
Дело на странице суда
kirovsky--irk.sudrf.ru
07.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2017Передача материалов судье
08.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2017Судебное заседание
26.12.2017Судебное заседание
20.02.2018Судебное заседание
19.03.2018Судебное заседание
28.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее