Судья Шевченко П.В. дело N 33-21198/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 июня 2019 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей Сидорова В.В., Бендюк А.К.,
по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В.,
при секретаре Власенко В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Руденко Н.В., Гусевой Н.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Горбут А.И., Горбут В.И., Горбут И.И. к администрации муниципального образования Туапсинский район о признании права на получение мер государственной поддержки на приобретение жилого помещения с апелляционной жалобой Руденко Н.В. и Гусевой Н.А. на решение Туапсинского районного суда от 12 марта 2019 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Руденко Н.В., Гусева Н.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Горбут А.И., Горбут В.И., Горбут И.И. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Туапсинский район об установлении факта постоянного проживания по адресу: <...> и признании права на получение мер государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, как лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванного подтоплением территорий населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней в муниципальных образованиях Апшеронский район, Туапсинский район и город-курорт Сочи в октябре 2018 года в составе отдельной семьи.
Решением Туапсинского районного суда от 12 марта 2019 г. исковые требования Руденко Н.В. и Гусева Н.А. удовлетворены частично. Суд установил факт постоянного проживания Руденко Н.В., Гусевой Н.А., Горбут А.И., Горбут В.И., Горбут И.И., на 25 октября 2018 г. по адресу: <...>.
В апелляционной жалобе Руденко Н.В. и Гусевой Н.А. выражают несогласие с принятым решением суда и просят его отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывают, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Заслушав Гусеву Н.А. и Руденко Н.В., настаивавших на доводах апелляционной жалобы, представителя администрации муниципального образования Туапсинский район на основании доверенности Негляд А.П., представителя министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края по доверенности Князеву Н.А., полагавших решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены судебного решения не усмотрела.
Как следует из материалов дела, 24, 25 октября 2018 г. в Туапсинском районе Краснодарского края произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение.
Согласно части 1 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 октября 2018 г. N 266-р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края» в результате дождей и ливней 24, 25 октября 2018 г. и произошедшего в результате этого подтопления территорий Краснодарского края о введения режима чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края.
Согласно указанному правовому акту территория муниципального образования Туапсинский район включена в зону чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 сентября 2015 г. N 891 утвержден Порядок предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края.
Порядок утвержден в целях регулирования отношений, связанных с предоставлением за счет средств краевого бюджета мер государственной поддержки по обеспечению жильем граждан Российской Федерации, жилые помещения которых признаны в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 г. N 3210-КЗ «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций», Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 года N 3211-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по реализации мер государственной поддержки по обеспечению жилье граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций».
Списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, имеющих право на получение мер государственной поддержки в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 г. N 3210-КЗ «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций» в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, формируются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Краснодарском крае.
В соответствии пунктом 2 статьи 1 Закона Краснодарского края N 3210-КЗ «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций» установлено, что меры государственной поддержки предоставляются гражданам, лишившимся жилого помещения, при условии отсутствия у них в собственности иного жилого помещения.
Пунктом 7 Раздела 2 Порядка предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края также предусмотрено, что основанием для отказа во включении в списки является если собственник и (или) члены его семьи имеют в собственности иное жилое помещение (долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение) на территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения администрации муниципального образования Туапсинский район от 15 ноября 2018 г. N 2178-р дом, расположенный по адресу: <...> признан непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями, произошедшей на территории муниципального образования Туапсинский район 24 октября 2018 г.
В материалах дела имеется письмо администрации МО Туапсинский район от 31 января 2019 г., из которого следует, что Гусевой Н.А. отказано во включении в списки граждан, имеющих право на получение мер государственной поддержки отдельным составом семьи без учета интересов других участников общей долевой собственности и их членов семей, постоянно проживающих в указанном жилом доме, так как она и члены ее семьи не являются собственниками и членами семьи собственника, утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: Туапсинский <...> кроме того, она и члены ее семьи не зарегистрированы по месту жительства в указанном жилом помещении.
В материалы дела представлена выписка из ЕГРН от 1 ноября 2018 г., согласно которой истцы не значатся собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <...>
Кроме того, в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения об основаниях предоставления истцам указанного жилого помещения для проживания.
Судом первой инстанции установлено, что истцы, являясь гражданами Российской Федерации, зарегистрированы по адресу: <...>, однако проживают по адресу: <...>
Согласно статьи 1 Закона Краснодарского края от 3 июля 2015 г. N 3210-КЗ «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций» определено, что право на получение мер государственной поддержки имеют следующие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на день ее возникновения: 1) собственники указанных жилых помещений и члены их семей; 2) члены семьи собственника, если собственник постоянно не проживал совместно с ними на день возникновения чрезвычайной ситуации в указанных жилых помещениях.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции о частичном удовлетворении требований истцов следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Туапсинского районного суда от 12 марта 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Руденко Н.В. и Гусевой Н.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда: