<данные изъяты> РЕШЕНИЕ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Административное дело №2а-137/2016 |
10 октября 2016 года город Воронеж
Воронежский гарнизонный военный суд в составе
председательствующего Маринкина <данные изъяты>
при секретаре Камининой <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Военный учебно-научный центр «Военно-воздушных сил Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) (далее ВВА) <данные изъяты> Стазаева <данные изъяты>, об оспаривании действий ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее 2 отдел) и ФКУ «УФО МО РФ по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия», связанных с отказом в принятии его супруги на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
установил:
Стазаев обратился в суд с заявлением, из которого следует, что в июне 2016 года обратился во 2 отдел с заявлением о постановке его с членами его семьи на жилищный учет. 25 июля 2016 года решением начальника 2 отдела №<данные изъяты> Стазаев с двумя детьми был принят на жилищный учет, а решением №<данные изъяты> в принятии на жилищный учет жены Стазаева было отказано, поскольку она ранее участвовала в приватизации жилья, а поскольку законом это право предоставляется один раз, то значит она утратила право состоять на жилищном учете.
Полагая свои права нарушенными, Стазаев просил суд признать незаконными решение начальника 2 отдела №<данные изъяты> от 25 июля 2016 года об отказе Стазаевой в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, и обязать начальника 2 отдела принять Стазаеву на учет нуждающихся в жилых помещениях с даты обращения - 28 июня 2016 года.
Стазаев, его супруга и их дети, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не прибыли.
Начальник 2 отдела и представитель 2 отдела, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не прибыли, а в направленных в суд возражениях начальник 2 отдела указал, что требования административного истца не признает, поскольку Стазаева распорядилась предоставленным от государства жильем, в связи с чем сдать его она не может, а значит не может претендовать на повторное обеспечение жильем от государства.
Начальник ЗРУЖО, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не прибыл.
Представитель ФКУ «УФО МО РФ по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия», будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не прибыла.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из копии заявления Стазаева на имя начальника 2 отдела от 28 июня 2016 года следует, что он просит принять его и членов его семьи (жена и двое детей) на жилищный учет.
В копии решения начальника 2 отдела №<данные изъяты> от 25 июля 2016 года указано, Стазаевой отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку она, будучи обеспеченной жильем по норме в квартире <данные изъяты>, участвовала в приватизации данного жилого помещения, а затем в 2008 году продала свою долю в праве собственности в нем, в связи с чем распорядилась своим правом на приватизацию один раз, а соответственно утратила право состоять на жилищном учете.
Согласно копии архивной выписки из постановления главы администрации Советского района г. Воронежа №<данные изъяты> от 11 апреля 1996 года <данные изъяты>. по ее заявлению взамен ранее предоставленной ей квартиры с большей площадью была предоставлена квартира <данные изъяты>, с меньшей площадью на состав семьи 3 человека, включая ее дочь - <данные изъяты>
Из копии ордера от 28 августа 1996 года №<данные изъяты> следует, что квартира <данные изъяты>, выделена на основании постановления главы администрации Советского района г. Воронежа №<данные изъяты> от 11 апреля 1996 года для вселения <данные изъяты>., ее мужа и ее дочери - <данные изъяты>
В копии свидетельства о заключении брака указано, что в 1999 году Стазаев заключил брак со <данные изъяты> года рождения, при этом ей присвоена фамилия Стазаева.
Согласно копии поквартирной карточки квартиры <данные изъяты>, Стазаева <данные изъяты> была зарегистрирована по данному адресу как член семьи нанимателя в 1996 году, а в 2006 году была снята с регистрационного учета.
Из копии договора купли-продажи от 2008 года Стазаева <данные изъяты> продала свою долю в праве собственности на квартиру <данные изъяты>.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 45 постановления Совета министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, при получении жилого помещения в доме государственного, муниципального или общественного жилищного фонда граждане обязаны освободить ранее занимаемую ими жилую площадь.
В ст. 1, 2, 3, 4 федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» указано, что ввести в действие Жилищный кодекс Российской Федерации с 1 марта 2005 года. Признать утратившими силу с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс РСФСР. С 1 марта 2005 года признать не действующими на территории Российской Федерации Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24 июня 1981 года. Впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
Согласно ч.8 ст. 5. ЖК РФ установлено, что в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса, при этом ст. 13 данного Кодекса установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а в ч.7 ст. 52 Кодекса указано, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В ст. 53 ЖК РФ указано, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, а в п. 2 и 3 ч.1 ст. 54 данного Кодекса, соответственно, определено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, или не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
В п.3 ч.1 ст.4 Закона Воронежской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Воронежской области» от 30 ноября 2005 года №71-ОЗ установлено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, допускается в случае, если не истек срок, в течение которого граждане не могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с действующим законодательством.
Анализ указанных выше нормативных актов, а также исследованных в судебном заседании доказательств, позволяет суду прийти к следующим выводам.
В связи с изданием, во исполнение требований ЖК РФ, Закона Воронежской области от 30 ноября 2005 года №71-ОЗ, которым устанавливается порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Воронежской области, постановление Совета министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335 фактически прекратило свое действие на территории Воронежской области, поскольку стало противоречить установленному ЖК РФ порядку принятия граждан и отказа им в принятии на жилищный учет, а также установленной ЖК РФ исключительной компетенции субъектов Российской Федерации по установлению порядка ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом положение п. 45 постановления Совета министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335 о возложении на граждан обязанности при получении жилого помещения в доме государственного, муниципального или общественного жилищного фонда освободить ранее занимаемую ими жилую площадь, с учетом ст. 53 ЖК РФ и ст. 4 федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ, а также п.3 ч.1 ст.4 Закона Воронежской области от 30 ноября 2005 года №71-ОЗ, недопустимо применять на территории Воронежской области при совершении гражданами действий указанных в ст.53 ЖК РФ в отношении жилья вне зависимости принадлежности его к указанным фондам жилья или нахождения его в собственности граждан, поскольку в статье 53 ЖК РФ отсутствует специальное указание на такого рода обстоятельства, которые исключали бы возможность принятия граждан на жилищный учет по истечение установленного срока после совершения таковых действий в отношении предоставленных жилых помещений в доме государственного, муниципального или общественного жилищного фонда.
Так в судебном заседании было установлено, что жена административного истца, будучи еще в несовершеннолетнем возрасте, была обеспечена жилым помещением в составе семьи свей матери от Воронежского механического завода, а после обмена имеющейся квартиры в 1996 году на меньшую по площади квартиру <данные изъяты>, в ходе приватизации данного жилого помещения приобрела право собственности на долю в данном жилом помещении, которой распорядилась в 2008 году, продав свою долю, при этом снявшись с регистрационного учета по данному адресу в 2006 году.
При таких обстоятельствах суд считает, что с учетом изложенного выше анализа нормативных актов, регулирующих правоотношения в жилищной сфере, жена административного истца в 2008 году совершила действия - продала приобретенную ею в ходе приватизации долю в праве собственности на квартиру <данные изъяты>, в результате которых могла быть признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения, в связи с чем и на основании ст. 53 ЖК РФ в течение пяти лет не могла быть принята на жилищный учет.
Учитывая изложенные выше выводы суда, а также то, что административный истец обратился во 2 отдел с заявлением об его с семьей постановке на жилищный учет в 2016 году, включая жену и детей, суд полагает, что установленный ст.53 ЖК РФ пятилетний срок истек к моменту подачи данного заявления после продажи в 2008 году женой административного истца доли в праве собственности на квартиру <данные изъяты>, а значит оснований для отказа в принятии ее на жилищный учет в составе семьи административного истца в связи с данной квартирой отсутствовали.
При этом позицию, изложенную административным ответчиком в своих возражениях, суд находит неоснованной на законе.
На основании изложенного выше суд полагает, что права административного истца решением начальника 2 отдела №<данные изъяты> от 25 июля 2016 года были нарушены и подлежат восстановлению.
В связи с чем суд находит необходимым удовлетворить требование административного истца о признании незаконным решения начальника 2 отдела №<данные изъяты> от 25 июля 2016 года об отказе Стазаевой в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, а для полного восстановления нарушенных прав административного истца суд считает необходимым возложить на начальника 2 отдела повторно рассмотреть вопрос о принятии Стазаевой в составе семьи административного истца на жилищный учет, при этом в удовлетворении требования административного истца о возложении на начальника 2 отдела обязанности принять Стазаеву на учет нуждающихся в жилых помещениях с даты обращения - 28 июня 2016 года, надлежит отказать, поскольку принятие такого решения находится в исключительной компетенции уполномоченных на то должностных лиц ДЖО, ЗРУЖО, 2 отдела.
Согласно квитанции Стазаев при подаче административного искового заявления уплатил государственную пошлину в размере 300 рублей.
Поскольку решение суда частично состоялось в пользу Стазаева, то в соответствии со ст. 111 КАС РФ, в его пользу надлежит присудить с ФКУ «УФО МО РФ по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 176, ч.1 ст.177 - 180, 227 КАС РФ, военный суд
решил:
Административное исковое заявление военнослужащего Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Военный учебно-научный центр «Военно-воздушных сил Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) <данные изъяты> Стазаева <данные изъяты>, об оспаривании действий ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и ФКУ «УФО МО РФ по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия», связанных с отказом в принятии его супруги на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ №<данные изъяты> от 25 июля 2016 года об отказе в принятии члена семьи военнослужащего Стазаева <данные изъяты> Стазаевой <данные изъяты> на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Обязать начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ повторно рассмотреть вопрос принятии члена семьи военнослужащего Стазаева <данные изъяты> Стазаевой <данные изъяты> на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» в пользу Стазаева <данные изъяты> в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.
В удовлетворении требования административного истца Стазаева <данные изъяты> о возложении на начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ обязанности принять Стазаеву <данные изъяты> на учет нуждающихся в жилых помещениях с даты обращения - 28 июня 2016 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
Председательствующий по делу <данные изъяты> Маринкин
Секретарь судебного заседания <данные изъяты>Каминина
<данные изъяты> РЕШЕНИЕ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Административное дело №2а-137/2016 |
10 октября 2016 года город Воронеж
Воронежский гарнизонный военный суд в составе
председательствующего Маринкина <данные изъяты>
при секретаре Камининой <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Военный учебно-научный центр «Военно-воздушных сил Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) (далее ВВА) <данные изъяты> Стазаева <данные изъяты>, об оспаривании действий ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее 2 отдел) и ФКУ «УФО МО РФ по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия», связанных с отказом в принятии его супруги на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
установил:
Стазаев обратился в суд с заявлением, из которого следует, что в июне 2016 года обратился во 2 отдел с заявлением о постановке его с членами его семьи на жилищный учет. 25 июля 2016 года решением начальника 2 отдела №<данные изъяты> Стазаев с двумя детьми был принят на жилищный учет, а решением №<данные изъяты> в принятии на жилищный учет жены Стазаева было отказано, поскольку она ранее участвовала в приватизации жилья, а поскольку законом это право предоставляется один раз, то значит она утратила право состоять на жилищном учете.
Полагая свои права нарушенными, Стазаев просил суд признать незаконными решение начальника 2 отдела №<данные изъяты> от 25 июля 2016 года об отказе Стазаевой в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, и обязать начальника 2 отдела принять Стазаеву на учет нуждающихся в жилых помещениях с даты обращения - 28 июня 2016 года.
Стазаев, его супруга и их дети, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не прибыли.
Начальник 2 отдела и представитель 2 отдела, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не прибыли, а в направленных в суд возражениях начальник 2 отдела указал, что требования административного истца не признает, поскольку Стазаева распорядилась предоставленным от государства жильем, в связи с чем сдать его она не может, а значит не может претендовать на повторное обеспечение жильем от государства.
Начальник ЗРУЖО, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не прибыл.
Представитель ФКУ «УФО МО РФ по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия», будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не прибыла.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из копии заявления Стазаева на имя начальника 2 отдела от 28 июня 2016 года следует, что он просит принять его и членов его семьи (жена и двое детей) на жилищный учет.
В копии решения начальника 2 отдела №<данные изъяты> от 25 июля 2016 года указано, Стазаевой отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку она, будучи обеспеченной жильем по норме в квартире <данные изъяты>, участвовала в приватизации данного жилого помещения, а затем в 2008 году продала свою долю в праве собственности в нем, в связи с чем распорядилась своим правом на приватизацию один раз, а соответственно утратила право состоять на жилищном учете.
Согласно копии архивной выписки из постановления главы администрации Советского района г. Воронежа №<данные изъяты> от 11 апреля 1996 года <данные изъяты>. по ее заявлению взамен ранее предоставленной ей квартиры с большей площадью была предоставлена квартира <данные изъяты>, с меньшей площадью на состав семьи 3 человека, включая ее дочь - <данные изъяты>
Из копии ордера от 28 августа 1996 года №<данные изъяты> следует, что квартира <данные изъяты>, выделена на основании постановления главы администрации Советского района г. Воронежа №<данные изъяты> от 11 апреля 1996 года для вселения <данные изъяты>., ее мужа и ее дочери - <данные изъяты>
В копии свидетельства о заключении брака указано, что в 1999 году Стазаев заключил брак со <данные изъяты> года рождения, при этом ей присвоена фамилия Стазаева.
Согласно копии поквартирной карточки квартиры <данные изъяты>, Стазаева <данные изъяты> была зарегистрирована по данному адресу как член семьи нанимателя в 1996 году, а в 2006 году была снята с регистрационного учета.
Из копии договора купли-продажи от 2008 года Стазаева <данные изъяты> продала свою долю в праве собственности на квартиру <данные изъяты>.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 45 постановления Совета министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, при получении жилого помещения в доме государственного, муниципального или общественного жилищного фонда граждане обязаны освободить ранее занимаемую ими жилую площадь.
В ст. 1, 2, 3, 4 федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» указано, что ввести в действие Жилищный кодекс Российской Федерации с 1 марта 2005 года. Признать утратившими силу с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс РСФСР. С 1 марта 2005 года признать не действующими на территории Российской Федерации Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24 июня 1981 года. Впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
Согласно ч.8 ст. 5. ЖК РФ установлено, что в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса, при этом ст. 13 данного Кодекса установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а в ч.7 ст. 52 Кодекса указано, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В ст. 53 ЖК РФ указано, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, а в п. 2 и 3 ч.1 ст. 54 данного Кодекса, соответственно, определено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, или не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
В п.3 ч.1 ст.4 Закона Воронежской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Воронежской области» от 30 ноября 2005 года №71-ОЗ установлено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, допускается в случае, если не истек срок, в течение которого граждане не могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с действующим законодательством.
Анализ указанных выше нормативных актов, а также исследованных в судебном заседании доказательств, позволяет суду прийти к следующим выводам.
В связи с изданием, во исполнение требований ЖК РФ, Закона Воронежской области от 30 ноября 2005 года №71-ОЗ, которым устанавливается порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Воронежской области, постановление Совета министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335 фактически прекратило свое действие на территории Воронежской области, поскольку стало противоречить установленному ЖК РФ порядку принятия граждан и отказа им в принятии на жилищный учет, а также установленной ЖК РФ исключительной компетенции субъектов Российской Федерации по установлению порядка ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом положение п. 45 постановления Совета министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335 о возложении на граждан обязанности при получении жилого помещения в доме государственного, муниципального или общественного жилищного фонда освободить ранее занимаемую ими жилую площадь, с учетом ст. 53 ЖК РФ и ст. 4 федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ, а также п.3 ч.1 ст.4 Закона Воронежской области от 30 ноября 2005 года №71-ОЗ, недопустимо применять на территории Воронежской области при совершении гражданами действий указанных в ст.53 ЖК РФ в отношении жилья вне зависимости принадлежности его к указанным фондам жилья или нахождения его в собственности граждан, поскольку в статье 53 ЖК РФ отсутствует специальное указание на такого рода обстоятельства, которые исключали бы возможность принятия граждан на жилищный учет по истечение установленного срока после совершения таковых действий в отношении предоставленных жилых помещений в доме государственного, муниципального или общественного жилищного фонда.
Так в судебном заседании было установлено, что жена административного истца, будучи еще в несовершеннолетнем возрасте, была обеспечена жилым помещением в составе семьи свей матери от Воронежского механического завода, а после обмена имеющейся квартиры в 1996 году на меньшую по площади квартиру <данные изъяты>, в ходе приватизации данного жилого помещения приобрела право собственности на долю в данном жилом помещении, которой распорядилась в 2008 году, продав свою долю, при этом снявшись с регистрационного учета по данному адресу в 2006 году.
При таких обстоятельствах суд считает, что с учетом изложенного выше анализа нормативных актов, регулирующих правоотношения в жилищной сфере, жена административного истца в 2008 году совершила действия - продала приобретенную ею в ходе приватизации долю в праве собственности на квартиру <данные изъяты>, в результате которых могла быть признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения, в связи с чем и на основании ст. 53 ЖК РФ в течение пяти лет не могла быть принята на жилищный учет.
Учитывая изложенные выше выводы суда, а также то, что административный истец обратился во 2 отдел с заявлением об его с семьей постановке на жилищный учет в 2016 году, включая жену и детей, суд полагает, что установленный ст.53 ЖК РФ пятилетний срок истек к моменту подачи данного заявления после продажи в 2008 году женой административного истца доли в праве собственности на квартиру <данные изъяты>, а значит оснований для отказа в принятии ее на жилищный учет в составе семьи административного истца в связи с данной квартирой отсутствовали.
При этом позицию, изложенную административным ответчиком в своих возражениях, суд находит неоснованной на законе.
На основании изложенного выше суд полагает, что права административного истца решением начальника 2 отдела №<данные изъяты> от 25 июля 2016 года были нарушены и подлежат восстановлению.
В связи с чем суд находит необходимым удовлетворить требование административного истца о признании незаконным решения начальника 2 отдела №<данные изъяты> от 25 июля 2016 года об отказе Стазаевой в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, а для полного восстановления нарушенных прав административного истца суд считает необходимым возложить на начальника 2 отдела повторно рассмотреть вопрос о принятии Стазаевой в составе семьи административного истца на жилищный учет, при этом в удовлетворении требования административного истца о возложении на начальника 2 отдела обязанности принять Стазаеву на учет нуждающихся в жилых помещениях с даты обращения - 28 июня 2016 года, надлежит отказать, поскольку принятие такого решения находится в исключительной компетенции уполномоченных на то должностных лиц ДЖО, ЗРУЖО, 2 отдела.
Согласно квитанции Стазаев при подаче административного искового заявления уплатил государственную пошлину в размере 300 рублей.
Поскольку решение суда частично состоялось в пользу Стазаева, то в соответствии со ст. 111 КАС РФ, в его пользу надлежит присудить с ФКУ «УФО МО РФ по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 176, ч.1 ст.177 - 180, 227 КАС РФ, военный суд
решил:
Административное исковое заявление военнослужащего Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Военный учебно-научный центр «Военно-воздушных сил Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) <данные изъяты> Стазаева <данные изъяты>, об оспаривании действий ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и ФКУ «УФО МО РФ по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия», связанных с отказом в принятии его супруги на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ №<данные изъяты> от 25 июля 2016 года об отказе в принятии члена семьи военнослужащего Стазаева <данные изъяты> Стазаевой <данные изъяты> на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Обязать начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ повторно рассмотреть вопрос принятии члена семьи военнослужащего Стазаева <данные изъяты> Стазаевой <данные изъяты> на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» в пользу Стазаева <данные изъяты> в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.
В удовлетворении требования административного истца Стазаева <данные изъяты> о возложении на начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ обязанности принять Стазаеву <данные изъяты> на учет нуждающихся в жилых помещениях с даты обращения - 28 июня 2016 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
Председательствующий по делу <данные изъяты> Маринкин
Секретарь судебного заседания <данные изъяты>Каминина