РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ноября 2018 года город Усолье-Сибирское
Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Яновой О.В., при секретаре судебного заседания Рютиной И.В., с участием представителя истца старшего помощника прокурора Марченко Н.П., ответчика Кириллова П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2520/2018 по иску прокурора города Усолье-Сибирское Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации, неопределённого круга лиц к Кириллову Павлу Владимировичу о взыскании ущерба, причиненного охотничьим ресурсам вследствие незаконной рубки деревьев,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой города Усолье-Сибирское проведена проверка соблюдения требований законодательства о лесопользовании, охране животного мира. В обоснование предъявленных требований истцом указано, проверкой установлено, что в период времени с 18 часов 30 мин. 09.07.2018 г. до 00 часов 30 мин. 10.07.2018 г. в квартале № 84 выдела № 30 Биликтуйскойдачи Усольского участкового лесничества Усольского лесничества совершенанезаконная рубка 15 сырорастущих деревьев породы сосна, относящихся кгруппе эксплуатационных лесов, находящихся в федеральной собственности,общий объем рубки составил 5,94 куб.м.По результатам проведения проверки в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ по данному сообщению органами дознания возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 260 УК РФ - незаконная рубка лесных насаждений, если эти деяния совершены в значительном размере.В ходе предварительного расследования по уголовному делу установлено, что преступление совершено Кирилловым Павлом Владимировичем, 16.07.1994 г.р. По результатам рассмотрения уголовного дела судом вынесен обвинительный приговор в отношении Кириллова Павла Владимировича, 16.07.1994 года рождения, которым он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260 УК РФ и ему назначено наказание в виде обязательных работ 200 часов. Приговор вступил в законную силу 25.09.2018. Вместе с тем, при совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 260 УК РФ, Кирилловым П.В. нарушены не только нормы Уголовного кодекса РФ, охране животного мира. В результате незаконных действий ответчика Кириллова П.В. вследствие незаконной рубки лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов) впериод времени с 18 ч. 30 мин. 09.07.2018 г. до 00 ч. 30 мин. 10.07.2018 г. врезультате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участкеохотничьих угодий в квартале № 84 выдела № 30 Биликтуйской дачи Усольского участкового лесничества Усольского лесничества, причинен вред охотничьимресурсам в размере 174725 (сто семьдесят четыре тысячи семьсотдвадцать пять) руб. 08 коп., что подтверждается расчетом оценки вреда,произведенным главным специалистом - экспертом отдела охраны ирегулирования использования объектов животного мира и среды их обитанияМинистерства лесного комплекса Иркутской области Ковалевым А.В. от26.09.2018 г. (исх. № 02-91-9073/18). Таким образом, поскольку до настоящего времени вред, причиненный ответчиком Кириллови П.В. охотничьим ресурсам и среде их обитания в результатеуничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участках лесных охотничьихугодий, расположенных в квартале № 84 выдела № 30 Биликтуйской дачи Усольского участкового лесничества Усольского лесничества не возмещен, ущерб, причиненный охотничьим ресурсам и среде их обитания в вышеуказанном размередолжен быть взыскан с ответчика в судебном порядке.
Просил: взыскать с Кириллова Павла Владимировича, 16.07.1994 г.р., в бюджетмуниципального образования Муниципальный район Усольское районноемуниципальное образование ущерб, причиненный вследствие незаконной рубкилесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов) в результатеуничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий вквартале № 84, выдела № 30 Биликтуйской дачи Усольского участковоголесничества Усольского лесничества в размере 174725 (сто семьдесятчетыре тысячи семьсот двадцать пять) руб. 08 коп.
Старший помощник прокурора Марченко Н.П. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить иск.
Ответчик Кириллов П.В. в судебном заседаниивозражал против размера исковых требований, свою вину в причинении ущерба не оспаривал.
Представитель третьего лица Министерства лесного комплекса Иркутской области П.А. Минченко, действующий на основании доверенности, в письменном отзыве просил исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме (л.д. 30-34).
Выслушав представителя истца, ответчика,а также специалиста, исследовав в совокупности письменные доказательства по делу, и оценив их в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ) РФ, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), регулирующей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с п.п. 2, 6, 8 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации к одним из основных принципов лесного законодательства относятся: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов н использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 4 Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ. «Об охране окружающей среды» леса являются объектом охраны окружающей среды отзагрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативноговоздействия от хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со ст. 99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Понятие охотничьих ресурсов закреплено в ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 – № 209-ФЗ, под которыми понимаются объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Операции используются или могут быть использованы в целях охоты.
Расчет вреда, причиненного охотничьим ресурсам, производится согласно методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 г. № 948.
Всоответствии со ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающейсреды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновнымлицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий(бездействия) или по неосторожности.
В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
Согласно положениям ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Плата за пользование охотничьими ресурсами устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 42).
Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Лес является совокупностью лесной растительности, земли, животного мира, неотъемлемой частью окружающей природной среды. Для населения района, круг которого не может быть определен, состояние лесного фонда имеет экологическое, экономическое и социальное значение. Нарушениями в сфере лесопользования нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, экологическую обстановку.
Согласно п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе: обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке согласно ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
В соответствии с п.16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" присужденные судом суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов (абзац второй пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ, исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений подведомственны судам общей юрисдикции.
Судом установлено, что проведенной проверкой установлено, что в период времени с 18 часов 30 мин. 09.07.2018 г. до 00 часов 30 мин. 10.07.2018 г. в квартале № 84 выдела № 30 Биликтуйскойдачи Усольского участкового лесничества Усольского лесничества совершенанезаконная рубка 15 сырорастущих деревьев породы сосна, относящихся кгруппе эксплуатационных лесов, находящихся в федеральной собственности,общий объем рубки составил 5,94 куб.м.
По результатам проведения проверки в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ по данному сообщению органами дознания возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260 УК РФ - незаконная рубка лесных насаждений, если эти деяния совершены в значительном размере.
В ходе предварительного расследования по уголовному делу установлено, что преступление совершено Кирилловым Павлом Владимировичем, 16.07.1994 года рождения.
Приговором мирового судьи судебного участка №97 г.Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области 11 сентября 2018 года следует, что Кириллов Павел Владимирович, 16.07.1994 года рождения, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 260 УК РФ. приговор вступил в законную силу 25.09.2018.
Приговором установлено, что в период времени с 18 часов 30 минут 09 июля 2018 года до 00 часов 30минут 10 июля 2018 года Кириллов Павел Владимирович, находясь в лесном массиве,расположенном в 2 километрах 100 метрах от ДНТ «Сосновый бор», Усольского района,Иркутской области, в квартале № 84. выделе 30, Биликтуйской дачи, Усольского участковоголесничества, Усольского лесничества действуя умышленно, изкорыстнойзаинтересованности, с целью незаконной рубки деревьев в значительном размере, длядальнейшей реализации деревьев и получения материальной выгоды, осознаваяобщественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественноопасных последствий в виде нарушения экологической безопасности общества, и желая ихнаступления, действуя противоправно, не имея для производства лесозаготовительных работсоответствующего разрешения, при помощи бензопилы марки «CARVER», незаконнопроизвел рубку лесных насаждений, а именно: пятнадцати растущих деревьев породы соснав общем объеме 5,94 кубических метров, относящихся к группе эксплуатационных лесов,находящихся в федеральной собственности, причинив лесным насаждениям Лесного фондаРФ ущерб в сумме 38747 (тридцать восемь тысяч семьсот сорок семь) рублей 00 копеек, чтосоставляет значительный размер.
В соответствии с частью 4 статьи 61 ГПК Российской Федерации вступивший в законную силу постановление суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
В соответствии со статьей 56 Федерального закона «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно пункта 5 «Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 N 948 при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания; численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками); допустимый объем добычи каждого вида ресурсов; период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.
Согласно расчету, составленному главным специалистом-экспертом отдела охраны и регулирования природопользования объектов животного мира и среды их обитания Министерства лесного комплекса Иркутской области в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948, общий размер ущерба (вреда), причиненного объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, и среде их обитания в результате уничтожения Кирилловым П.В. среды обитания охотничьих ресурсов и воздействия фактора беспокойства на вышеуказанном лесном участке составила 174725 руб. 08 коп. (л.д. 15-23).
Специалист Тютрин А.А., допрошенный в судебном заседании, пояснил, что он занимается составлением расчетов ущерба, причиненного объектам животного мира.При составлении расчета численность животного мира производится на основании приказа № 1 Минприроды РФ, и согласно приказу на данной территории был проведен учет. Численность животных производится с 01.01. по 28.02. текущего года на основании данных. Исходя из этого, производится расчет ущерба.При расчете численности средний показатель животного на разницу, при расстоянии где-то может быть его больше численность, а где-то меньше. Рассчитывается на основании средних показателей.При этом учитывается миграция, в зимнее время на одной территории они обитают, в летнее в другой. Охотничий билет выдается лицам для того, чтобы удостоверить, что они обладают познаниями в области охоты, а конкретно на добычу зверей есть разрешение. На данной территории выдается Усольскому обществу охотников и рыболовов, так как территория закреплена за ними.Расчет выполняется на основании методики. В методике предусмотрено, что в расчет принимается средняя численность по району, а не в конкретном месте. Чтобы определить численность в конкретном месте, необходимо проводить специальные исследования. Если заранее не был сделан расчет именно в этом месте, берется средняя численность по району. В природе все взаимосвязано, если вырубается лес, значить там близлежащие болота и речки осушаются. Если высохнут болота и речки, это повлечет за собой остальное. Учет в конкретном месте не проводился, а проводился по всему Усольскому району. При вырубке деревьев расчет ущерба рассчитывается таким же образом, так как вырубается лес и нарушается среда обитания.В отчете по проведению зимнего маршрута учета численности охотничьих животных в Иркутской области в 2018 года указаны все границы охотничьих угодий.
Составленный главным специалистом расчет включает в себя нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяется, что государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, за состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.
Данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются для организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания (часть 3 настоящей статьи Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ).
Приказом Минприроды России от 06.09.2010 N 344 утвержден «Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных», согласно пункту 2 Порядка данные государственного мониторинга состоят из ежегодно обновляемых сведений о численности и распространении охотничьих ресурсов, размещении их в среде обитания, состоянии охотничьих ресурсов и динамике их изменения по видам и сведений о состоянии среды обитания охотничьих ресурсов.
В соответствии с п. 57 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утв. постановлением Правительства Иркутской области 27.02.2018 г. № 155-пп, на Министерство лесного комплекса Иркутской областивозложены функции по осуществлению федерального государственного надзора вобласти охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира исреды их обитания на территории Иркутской области, за исключением объектовживотного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемыхприродных территориях федерального значения, расположенных на территорииИркутской области; федерального государственного охотничьего надзора натерритории Иркутской области, за исключением особо охраняемых природныхтерриторий федерального значения, в том числе возложены функции по подготовкерасчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животногомира и среде их обитания, охотничьим ресурсам, природным комплексам и ихкомпонентам государственных природных заказников регионального значения, заисключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Расчет ущерба составлен по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов в Иркутской области, проведенного методом зимнего маршрутного учета и других специальных методов учета. Видовой состав объектов животного мира приведен в приложении 1 к расчету.
Утвержденная в установленном порядке методика исчисления вреда животному миру основана на том объективном положении, согласно которому при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов им причиняется вред. Размер такого вреда определяется по специальной формуле с использованием данных государственного мониторинга и в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, не имеется.
Реальность причинения вреда окружающей среде подтверждена материалами дела, определяется самим фактом незаконной рубки лесных насаждений ответчиком, являющихся средой обитания животного мира. Изъятие этих природных ресурсов влечет ухудшение условий обитания, при этом закон предусматривает расчетный способ определения размера вреда на основании данных государственного мониторинга. Сумма ущерба, причиненного охотничьим ресурсам, установлена в соответствии с методикой исчисления ущерба животному миру, данная методика подлежит применению судом в силу закона.
Исходя из вышеприведенных норм закона, суд приходит к выводу о том, что ответчиком Кирилловым П.В. в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий в квартале № 84 выдела № 30 Биликтуйскойдачи Усольского участкового лесничества Усольского лесничества, причинен вред охотничьим ресурсам в размере 174725 руб. 08 коп., в связи с чем исковые требования прокурора города Усолье-Сибирское в защиту интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, пп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку требования истца удовлетворены в полном объеме, то соответственно подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина в размере 4694 (четыре тысячи шестьсот девяносто четыре) руб. 50 коп. в бюджет муниципального образования г. Усолье-Сибирское.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Усолье-Сибирское в защиту интересов Российской Федерации, неопределённого круга лиц к Кириллову Павлу Владимировичуо взыскании ущерба, причиненного охотничьим ресурсам вследствие незаконной рубки деревьев - удовлетворить.
Взыскать с Кириллова Павла Владимировича в бюджет муниципального образования Муниципального района Усольского районного муниципального образования ущерб, причиненный вследствие незаконной рубки лесных насаждений (среды обитания охотничьим ресурсам) в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий в квартале № 84 выдела № 30 Биликтуйского дачи Усольского участкового лесничества в размере 174725 (сто семьдесят четыре тысячи семьсот двадцать пять) руб. 08 коп.
Взыскать с Кириллова Павла Владимировича государственную пошлину в размере 4694 (четыре тысячи шестьсот девяносто четыре) руб. 50 коп. в бюджет муниципального образования г. Усолье-Сибирское.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Иркутский областной суд через Усольский городской суд.
Судья О.В. Янова