Решение по делу № 2-474/2021 (2-4843/2020;) ~ М-4655/2020 от 02.12.2020

дело (№)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 января 2021 года                  г. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре (адрес) под председательством судьи Ильченко А.С.,

при секретаре судебного заседания Ждановой А.В.,

с участием истцов Дмитриевой Л.Г., Дмитриева И.С., Дмитриевой А.С., Дмитриева В.С., Дмитриевой А.С., их представителя Родионовой Д.Е.,

третьего лица Дмитриева С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дмитриевой Л. Г., Дмитриева И. С., Дмитриевой А. С., Дмитриева В. С., Дмитриевой А. С. к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» о признании действий незаконными, признании отказа в перечислении выплаты незаконным, права на получение меры социальной поддержки

У С Т А Н О В И Л:

Дмитриева Л.Г., Дмитриев И.С., Дмитриева А.С., Дмитриев В.С., Дмитриева А.С. обратились в суд с иском к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» о признании действий незаконными, признании отказа в перечислении выплаты незаконным, права на получение меры социальной поддержки, указывая на то, что Дмитриев С.В. является собственником земельного участка кадастровый (№) общей площадью 650 кв.м. и расположенного на нем индивидуального жилого дома, площадью 50,1 кв.м., расположенного по адресу: (адрес), г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес). Постановлением администрации (адрес) указанный жилой дом признан непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации природного характера на территории (адрес). Распоряжением (адрес) (№)-рп от (дата) в связи с выпадением обильных осадков и подъемов уровней воды на реках (адрес) на территории (адрес), в том числе в границах городского округа «(адрес)» введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера. Постановлением администрации (адрес) от (дата) (№)-па на территории (адрес) введен режим чрезвычайной ситуации. В соответствии с ч. 2 ст. 29 ФКЗ от (дата) № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении», лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством РФ. Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от (дата) № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от (дата) (№), а так же в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением (адрес) от (дата) (№)-пр в перечне документов, прилагаемых к заявлению, предусмотрено обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения и о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (земельного участка) в муниципальную собственность гражданами - для граждан, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания. При этом, приобретенные, построенные за счет выплаты жилые помещения оформляются в общую долевую собственность всех граждан, учтенных при расчете размера выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Таким образом, из вышеизложенного следует, что в случае неоформления жилого помещения в собственность всех граждан, учтенных при расчете размера выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в перечислении выплаты будет отказано. В таком случае заключение договора купли-продажи квартиры при невозможности произвести оплату продавцу является незаконным. При непредоставлении договора купли-продажи жилого помещения в предоставлении выплаты также будет отказано. В вышеуказанных нормативных правовых актах отсутствует связь между дачей такого обязательства собственником утраченного жилого помещения и реализацией права на жилище членами семьи собственника утраченного жилого помещения. Также отсутствует обусловленность реализации права на жилище членами семьи собственника и реализацией собственника своего права на жилище. В данном случае невозможно изъять жилой дом и земельный участок, принадлежащие на праве собственности Дмитриеву С.В., без его согласия. Дмитриев С.В. считает, что изъятие земельного участка вместе с утраченным жилым домом является излишней мерой, направленной не на восстановление его жилищных прав, а на нарушение его прав собственника. Дмитриев С.В. считает, что положения Правил (№) и Порядка (№)-пр в данной части противоречат положениями Конституции РФ, поскольку при изъятии жилого дома и земельного участка расчет выплаты за утраченный дом и за земельный участок, который не пострадал от наводнения, рассчитывается исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, которая равна среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определенной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ по субъектам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения (адрес) перечней жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайных ситуаций. То есть, размер выплаты и за дом, и за земельный участок, который имеет для Дмитриева С.В. самостоятельную ценность, такой же, как и для граждан, которые утратили только жилое помещение (квартиру). В данном случае нарушается принцип равенства всех перед законом, а принудительное изъятие земельного участка, который имеет для Дмитриева С.В. самостоятельную ценность, и которым он мог бы распорядиться с выгодой для себя, нарушает его право иметь в собственности землю, пользоваться ей и распоряжаться. Изъятие у него земельного участка в обмен на восстановление его права на жилище является избыточной и необоснованной мерой, которая ведет к обогащению муниципального образования за его счет.

Помимо нарушения права собственности Дмитриева С.В. на землю, положениями Правил (№) и Порядка (№)-пр нарушено и его право на жилище, поскольку согласно указанным положениям права членов семьи собственников восстанавливаются за счет ущемления прав собственников жилых помещений. Чем больше членов семьи у собственника, тем меньшая часть выплаты приходится на самого собственника. Дмитриев С.В. является единоличным собственником индивидуального жилого дома и, если до признания жилого дома непригодным для проживания Дмитриев С.В. имел право распорядиться данным жилым домом по своему личному усмотрению без согласия членов его семьи, то после получения выплаты взамен утраченного жилого помещения он будет обязан приобрести новое жилье в общую долевую собственность всех членов семьи, на которых данная выплата предоставлена. Дмитриев С.В. посчитал нецелесообразным и незаконным предлагаемый государством такой вариант восстановления его жилищных прав, и не согласен отдавать принадлежащий ему земельный участок взамен на 1/6 долю в праве собственности на трехкомнатную квартиру, которую можно будет приобрести за счет социальной выплаты.

Уведомлением № Z112020-02-27 135 от (дата) о праве на получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения удостоверено право Дмитриева С.В., Дмитриева В.С., Дмитриева И.С., Дмитриевой А.С., Дмитриевой А.С., Дмитриевой Л.Г. на получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Российской Федерации в размере фактической стоимости жилого помещения, но не выше 3 275 738,40 рублей. (дата) Дмитриев С.В. обратился с заявлением в администрацию города и к ответчику о расторжении обязательства об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (земельного участка) в муниципальную собственность гражданами, подписанное им (дата). При этом, данное обязательство было подписано Дмитриевым С.В. одновременно с подписанием заявления от (дата) на получение выплаты. Однако, уведомление № Z11_2020-02-18_167 от (дата) ему отказали в удовлетворении заявления о предоставлении выплаты, так как необходимо было сначала вернуть произведенную выплату на капитальный ремонт. Новое обязательство Дмитриев С.В. не писал, так как проконсультировался с юристом и сделал выводы о том, что отобрание его земельного участка дополнительно к отобранию дома взамен на жилье противоречит Конституции РФ и здравому смыслу. При написании нового заявления о предоставлении социальной выплаты Дмитриев С.В. предупредил работников ответчика, что не намерен писать обязательство и что хочет забрать обязательство, подписанное ранее для другого заявления. Дмитриева С.В. предупредили, что в таком случае ему откажут в предоставлении социальной выплаты. Ему нужен был официальный отказ, чтобы оспаривать его в судебном порядке. Вместо этого Дмитриеву С.В. было выдано Уведомление от (дата) № Zll_2020-02-27_135 о праве на получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. На обращение от (дата) Дмитриев С.В. получил ответ от КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре», в котором ему не разъяснили ничего по поводу неправомерных действий работников КГКУ «Центра социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» по перекладыванию обязательства из одного пакета документов в другой, лишь ответили, что гражданин не будет обязан исполнять обязательство, если не подаст до (дата) заявление и документы на приобретение либо строительство жилого помещения. Обязательство не требует выполнения установленной Гражданским законодательством РФ процедуры по его расторжению, поскольку в случае отказа гражданина от мер социальной поддержки обязательство прекращает свое действие и не подлежит исполнению. (дата) истцы обратились с заявлением к ответчику, в котором просили дать разъяснения по поводу отказа в реализации их прав на предоставление мер социальной поддержки без участия собственника жилого помещения по Уведомлению № Z11 2020-02-27_135 от (дата), так как собственник жилого помещения отказался от мер социальной поддержки, но на данное заявление получили письменный отказ. Обращаясь в суд, истцы просят признать незаконными действия ответчика по приобщению к заявлению Дмитриева С.В. на получение мер социальной поддержки, на основании которого было выдано Уведомление от (дата), обязательства от (дата) о безвозмездном отчуждении жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено, в муниципальную собственность; признать незаконным отказ ответчика в перечислении выплаты истцам на приобретение жилого помещения при отсутствии волеизъявления собственника утраченного жилого помещения на получение данной выплаты и на отчуждение утраченного жилого дома и земельного участка; признать за истцами право на получение выплаты на приобретение жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, при отказе от реализации данного права собственником утраченного жилого помещения Дмитриевым С.В.

Определением судьи от (дата) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены (адрес), Министерство социальной защиты населения (адрес), комитет (адрес) по гражданской защите, администрация (адрес).

В ходе судебного разбирательства истцы Дмитриева Л.Г., Дмитриев И.С., Дмитриева А.С., Дмитриев В.С., Дмитриева А.С. на исковых требованиях настаивали просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

В ходе судебного разбирательства представитель истца Родионова Д.Е., допущенная к участию в деле на основании заявления, в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, поддержала заявленные исковые требования, дополнительно пояснив, что положения нормативных правовых актов – Правил (№) и Порядка (№)-пр истцами не оспариваются. Напротив, указанные акты позволяют самостоятельно реализовать истцам право на получение мер социальной поддержки без участия собственника жилого помещения, в котором они зарегистрированы. Обязательство об отчуждении жилого помещения может быть дано только собственником данного жилого помещения, зарегистрированные в качестве членов семьи собственника пострадавшего жилого помещения такое обязательство предоставить не могут. При этом, при обращении в апреле 2020 года Дмитриев С.В. данного обязательства не писал, так как не желает отдавать земельный участок. Сотрудники центра социальной поддержки приобщили к его заявлению другое обязательство, которое было подписано им при обращении (дата). Вместе с тем, по данному обращению Дмитриеву С.В. и истцам в предоставлении меры социальной поддержки было отказано.

В ходе судебного разбирательства третье лицо Дмитриев С.В. пояснил, что находит исковые требования обоснованными. Изначально ему была предоставлены денежные средства на капитальный ремонт дома, но после получения денежных средств дом признали непригодным для проживания. При первом обращении (дата) за получением выплаты они подписали обязательство на передачу пострадавшего жилого дома и земельного участка, на котором он расположен, в муниципальную собственность. Однако, в выплате им было отказано. При повторном обращении за выплатой он отказался подписывать такое обязательство, поскольку не намерен отдавать земельный участок. Считает, что сотрудники центра социальной поддержки неправомерно приобщили обязательство от (дата) к его последнему заявлению. Он хотел получить отказ в выплате по данному основанию для того чтобы обжаловать его в судебном порядке.

Представитель ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил.

Представитель третьего лица администрации (адрес) в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых просил рассмотреть гражданское дело без его участия и отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку в соответствии с Порядком предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайно ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 года на территории (адрес), утвержденным постановлением (адрес) от (дата) (№)-пр, предусмотрено, что при реализации своего права на меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на покупку жилья, собственник обязуется передать утраченное (поврежденное) жилое помещение как фактически, так и юридически безвозмездно в муниципальную собственность. В свою очередь право членов семьи собственника на меры социальной поддержки является производным от права собственника, так как отдельно от собственника они не могут предоставить никаких документов на утраченное жилое помещение, а так же им нечего передавать в муниципальную собственность, так как до наступления ЧС у них никакого жилья не было. Выплаты, предусмотренные постановлением (№)-пр носят компенсационный характер и не направлены на получение материальной выгоды или улучшения жилищных условий граждан.

Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения (адрес) в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых просил рассмотреть гражданское дело без его участия и отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением (адрес) от (дата) (№)-пр, предусмотрено предоставление выплаты гражданам, не являющимся на день введения режима ЧС собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим регистрацию по месту жительства в утраченном жилом помещении на день введения режима ЧС, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте «а» пункта 1.2 Порядка, и не имеющим на день введения ЧС в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания. При этом, право членов семьи собственника утраченного жилого помещения производно от права самого собственника жилого помещения. Самостоятельно обратиться за получением меры социальной поддержки в отсутствие собственника, члены его семьи не вправе. В случае отказа собственника утраченного жилого помещения от реализации права на предоставление выплаты, такое право не может быть передано членам семьи собственника. При этом, получение выплаты является реализацией социальных прав. В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции РФ размер и порядок предоставления выплаты определяется Российской Федерацией. Решение данных вопросов является прерогативой законодателя, который при определении мер социальной защиты, выборе критериев их дифференциации, регламентации условий предоставления располагает широкой свободой усмотрения. Правила (№) и Порядок (№)-пр в установленном законом порядке не отменены, решение суда о признании их недействующими или противоречащими Конституции РФ не принято, в связи с чем, основания для их неприменения и неисполнения отсутствуют. В соответствии с пунктом 19 Правил (№) условием предоставления выплаты является данное собственником жилого помещения, признанного непригодным для проживания, обязательства о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено, в муниципальную собственность. Отчуждение земельного участка является следствием добровольного согласия заявителя на получение меры социальной поддержки в виде выплаты. Ввиду того, что право членов семьи собственника утраченного жилого помещения производно от права самого собственника жилого помещения, а Дмитриев С.В. от получения меры социальной поддержки отказался, право на получение выплаты у истцов отсутствует.

Представитель третьего лица (адрес) в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых просил рассмотреть гражданское дело без его участия и оставить исковые требования без удовлетворения, указав, что изначально Дмитриевы обратились с заявление на получение выплаты для проведения капитального ремонта. Позднее они обратились с заявление о получении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Данное заявление было удовлетворено и за Дмитриевыми признано право на получение указанной выплаты в размере 3275738,40 рублей. Данным правом до настоящего времени Дмитриевы не воспользовались. (дата) истцы обратились в центр социальной поддержки населения с целью предоставления им указанной меры социальной поддержки без участия собственника пострадавшего жилого помещения – Дмитриева С.В. Отказ по данному заявлению озвучен истцам в устной форме сотрудниками центра. Вывод о незаконности такого отказа истцы связывают с положениями Порядка (№)-пр и Правил (№), согласно которым по их мнению зарегистрированные члены семьи собственника признанного непригодным для проживания жилого помещения правомочны на самостоятельное получение мер социальной поддержки, без участия собственника. Вместе с тем, указанный вывод основан на неверном толковании действующего законодательства. Данная мера социальной поддержки направлена на восстановление права на жилище лиц, лишившихся единственного жилья. При этом, из системного толкования положения Жилищного кодекса РФ, а так же Правил (№) и порядка (№)-пр следует, что право на данную меру социальной поддержки зарегистрированных членов семьи производно от прав собственника жилого помещения, признанного непригодным для проживания. В связи с чем, члены семьи собственника не могут вселиться в новое жилое помещение, а собственник остаться проживать в непригодном для этой цели доме. Предоставления жилых помещений за счет бюджетных средств, вне зависимости от воли собственника, родственных связей с ним, осуществляется в рамках механизма социального найма, предусмотренного Жилищным кодексом РФ. Требование о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (земельного участка) в муниципальную собственность преследовало цель вывода из оборота имущества непригодного для проживания и отселения граждан из зон подверженных негативному воздействию воды. Лица, получившие меры государственной поддержки в виде помощи на приобретение жилого помещения для проживания в результате признания домов аварийными и подлежащими сносу вследствие ЧС, но не выполнившие требования вышеназванного федерального законодательства в части фактического сноса таких домов и не переселившиеся в предоставленное жилье, берут на себя риски, связанные с проживанием аварийных домах в зоне, потенциально подверженной негативному воздействию вод. Такие лица не могут быть поставлены в равное положение с лицами, реально нуждающимися в государственной помощи, в том числе в будущем. Иное противоречило бы принципу социальной справедливости. В соответствии с условиями Порядка, земельный участок, на котором расположен жилой дом, признанный не пригодным для проживания, так же подлежит безвозмездному отчуждению в пользу муниципального образования. Вид разрешенного использования спорного земельного участка - для размещение индивидуального жилого дома. При этом, п. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. По смыслу приведенных правовых норм при переходе права собственности на жилой дом, земельный участок на котором расположен указанный объект недвижимости, также переходит к владельцу дома. Поэтому, установление обязательства об отчуждении в муниципальную собственность исключительно жилого дома, без земельного участка, на котором расположен такой дом, противоречило бы требованиям гражданского и земельного законодательства. Довод об обогащении муниципального образования в связи с предоставлением меры социальной поддержки в установленной форме необъективен, поскольку воля администрации г. Комсомольска-на-Амуре при отчуждении домовладения направлена на выполнение публичных функций, а именно на снос домов и утилизации строительного мусора. Получение меры поддержки является правом, а не обязанностью собственника жилого дома и членов его семьи. При этом действующее законодательство не предусматривает 100% компенсации за потерю имущества, его действие направлено на обеспечение прав граждан на жилье. Дмитриевым установлено право на получение бюджетной выплаты в размере не выше 3275738,40 рублей, что позволяет в условиях цен рынка недвижимости в г. Комсомольске-на-Амуре приобрести жилое помещение достаточной площади, то есть реализовать право на жилище.

Представитель третьего лица комитета (адрес) по гражданской защите в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса, которые надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела.

В ходе судебного разбирательства, по материалам дела установлено, что Дмитриев С.В. является собственником земельного участка категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый индивидуальным жилым домом, общей площадью 650 кв.м., расположенного по адресу: (адрес) г. Комсомольск-на-Амуре (адрес), а так же расположенного на нем индивидуального жилого дома площадью 50,1 кв.м., что подтверждается копией свидетельства о регистрации права, выпиской из единого государственного реестра недвижимости.

Согласно выписке из домовой книги в указанном жилом доме в качестве членов семьи собственника (супруги и детей) зарегистрированы Дмитриева Л.Г., Дмитриев И.С., Дмитриева А.С., Дмитриев В.С., Дмитриева А.С.

Распоряжением (адрес) (№)-рп от (дата) в связи с выпадением обильных осадков и подъемом уровней воды на реках (адрес) на территории (адрес), в том числе, в границах городского округа «(адрес)» введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.

Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре (№)-па от (дата) на территории муниципального образования городского округа «(адрес)» введен режим ЧС.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от (дата) (№)-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от (дата) № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу, в следствие чрезвычайных ситуаций.

Положениями п. «л» ч. 1 (адрес) закона от (дата) № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что органы государственной власти субъекта РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 постановления (адрес) от (дата) (№)-пр в целях предоставления мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 года на территории (адрес), реализуются следующие мероприятия:

- выплаты на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации;

- выплаты на проведение капитального ремонта жилых помещений, находящихся в собственности граждан, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации;

- предоставления из краевого бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований (адрес) на цели проведения капитального ремонта поврежденных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.

Жилой дом, расположенный по адресу: (адрес) г. Комсомольск-на-Амуре (адрес) постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от (дата) (№)-па включен в перечень объектов, попадающих в зону чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городского округа «(адрес)» в перечень затопленных жилых домов, подтопление улично-дорожной сети.

Заключением межведомственной комиссии от (дата) (№)-НП выявлены основания для признания дома, расположенного по адресу: (адрес) г. Комсомольск-на-Амуре (адрес), аварийным.

Постановлением администрации (адрес) от (дата) (№)-па указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.

(дата) Дмитриев С.В., Дмитриева Л.Г., Дмитриев И.С., Дмитриева А.С., Дмитриев В.С., Дмитриева А.С. обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения в замен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.

Уведомлением № Z11_2020-02-18_167 от (дата) истцам и Дмитриеву С.В. было отказано в предоставлении выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, поскольку по заявлению от (дата) им была предоставлена мера социальной поддержки в виде выплаты на капитальный ремонт жилого помещения.

(дата) Дмитриев С.В., Дмитриева Л.Г., Дмитриев И.С., Дмитриева А.С., Дмитриев В.С., Дмитриева А.С. повторно обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения в замен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.

Уведомлением № Z11_2020-02-27_135 от (дата) за Дмитриевым С.В., Дмитриевой Л.Г., Дмитриевым И.С., Дмитриевой А.С., Дмитриевым В.С., Дмитриевой А.С. признано право на получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Российской Федерации в размере фактической стоимости жилого помещения, но не выше 3 275 738,40 рублей. Вместе с тем, правом на использование указанной выплаты в установленный срок до (дата) истцы и Дмитриев С.В. воспользоваться не пожелали.

Порядок получения субъектами Российской Федерации средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации на социальную поддержку граждан, жилье которых утрачено или повреждено из-за чрезвычайных ситуаций, установлен Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от (дата) (№)

Трансферты предоставляются из резервного фонда Правительства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью федерального бюджета и доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мероприятий.

Цели предоставления трансфертов определены пунктом 5 Правил (№), к которым, в том числе, относится цель предоставление выплат гражданам, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.

В соответствии с пунктом 17 Правил (№) перечисление трансфертов субъектам Российской Федерации со счетов, открытых территориальными органами Федерального казначейства, осуществляется при условии предоставления субъектами Российской Федерации в территориальный орган Федерального казначейства утвержденных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии списков граждан, указанных в подпункте «г» пункта 6 Правил (№), по форме согласно приложению (№).

Территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии согласовывают списки граждан, указанные в пункте 17 Правил (№), в части подтверждения наличия у граждан права собственности на утраченные жилые помещения и поврежденные жилые помещения, а также отсутствия у граждан в собственности иных жилых помещений или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения.

В целях реализации Правил (№) постановлением (адрес) от (дата) (№)-пр утвержден Порядок предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайно ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 года на территории (адрес).

В соответствии с пп. «а» п. 1.2 указанного Порядка право на получение мер поддержки имеют граждане РФ, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Подпунктом «в» п. 1.2 указанного Порядка предусмотрено, что право на получение меры поддержки так же имеют граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпункте «а» настоящего пункта.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка для получения меры поддержки граждане подают заявление по месту нахождения утраченного жилого помещения, к которому прилагают, в том числе копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; копию заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания; обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (земельного участка) в муниципальную собственность гражданами.

Согласно п. 2.3 Порядка заявление и документы подаются в Учреждение собственником утраченного жилого помещения и членами его семьи.

При этом, как Порядок (№)-пр, так и Правила (№), предусматривающие условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, связанных с возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, входят в правовую систему Российской Федерации, обладают юридической силой, имеют прямое действие, в установленном законом порядке не отменены, решение суда недействующими либо противоречащими Конституции РФ не признаны, в связи с чем, оснований для их неприменения у суда не имеется. В этой связи ссылка искового заявления на противоречие Порядка (№)-пр и Правил (№) положениям Конституции РФ признается судом необоснованной.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ.

Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Из системного толкования указанных правовых норм следует, что право на получение меры социальной поддержки зарегистрированных членов семьи собственника производно от прав самого собственника жилого помещения, признанного непригодным для проживания, в связи с чем, члены семьи собственника не могут вселиться в новое жилое помещение, а собственник остаться проживать в непригодном для этой цели доме.

При этом, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 3.6[1] Порядка (№)-пр приобретенные, построенные за счет выплаты жилые помещения оформляются в общую долевую собственность всех граждан, учтенных при расчете размера выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В этой связи, доводы истцов и их представителя о наличии у членов семьи собственника самостоятельного права на получение меры социальной поддержки, без участия собственника, признаются судом несостоятельными, основанными на неверном толковании федерального и краевого законодательства, поскольку иное будет противоречить правовой природе социальной поддержки и конституционно значимым целям социальной защиты, которые в данном случае направлены на оказание помощи лицам, лишившимся жилых помещений ввиду чрезвычайной ситуации, и не направлены на полное восстановление или улучшение жилищных условий пострадавших граждан.

Ссылка истцов на нарушение их жилищных прав в случае отказа собственника утраченного жилого помещения от реализации права на получение меры социальной поддержки не принимается судом, поскольку в данном случае истцы не лишены возможности реализовать свои жилищные права за счет бюджетных средств в рамках механизма социального найма, предусмотренного Жилищным кодексом РФ.

Подпунктом 14 пункта 2.2 Порядка (№)-пр предусмотрено, что для получения выплаты заявитель должен предоставить, в том числе, обязательство о безвозмездном отчуждении утраченного жилого помещения (утраченного жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в муниципальную собственность.

Согласно ст. 135 Гражданского кодекса РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Как усматривается из свидетельства о государственной регистрации права, находящийся в собственности Дмитриева С.В. земельный участок предоставлен последнему для размещения индивидуального жилого дома.

Пунктом 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Таким образом, при переходе права собственности на жилой дом, земельный участок на котором расположен указанный объект недвижимости, также переходит к новому владельцу дома. В этой связи установление обязательства об отчуждении в муниципальную собственность исключительно жилого дома, без земельного участка, на котором расположен такой дом, противоречит требованиям гражданского и земельного законодательства.

При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Получение меры социальной поддержки является правом, а не обязанностью собственника пострадавшего жилого помещения, в связи с чем, он может отказаться от получения данной меры при наличии намерения сохранить за собой право собственности на спорное имущество.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, учитывая то, что право на получение меры социальной поддержки зарегистрированных членов семьи собственника утраченного жилого помещения производно от прав самого собственника такого жилого помещения, при этом, собственник поврежденного жилого помещения Дмитриев С.В. отказался от реализации признанного за ним и за истцами права на использование меры социальной поддержки в виде денежной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, пожелав сохранить за собой право собственности на поврежденное имущество, в связи с чем, суд приходит к выводу, что не имеется правовых оснований для признания за истцами права на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, при отказе от реализации данного права собственником такого помещения.

Рассматривая требования истцов о признании незаконными действий работников Центра социальной поддержки по приобщению к заявлению Дмитриева С.В. предназначенного для другого заявления обязательства от (дата) о безвозмездном отчуждении жилого дома и земельного участка, на котором он расположен, в муниципальную собственность, оснований для удовлетворения данного требования суд так же не усматривает, поскольку оно направлено на защиту интересов третьего лица Дмитриева С.В., а не самих истцов, не взаимосвязано с требованием о признании за истцами права на получение меры социальной поддержки при отказе от реализации данного права собственником поврежденного жилого помещения, и не влечет его удовлетворения. Так же достаточных и достоверных доказательств того, что указанное обязательство было приобщено к повторному заявлению не самим Дмитриевым С.В. или кем-то из истцов, а иным лицом без согласия последних, суду не представлено.

Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований суд не находит, в связи с чем, приходит к выводу об отказе в удовлетворении их в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Дмитриевой Л. Г., Дмитриева И. С., Дмитриевой А. С., Дмитриева В. С., Дмитриевой А. С. к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» о признании действий незаконными, признании отказа в перечислении выплаты незаконным, права на получение меры социальной поддержки – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в (адрес)вой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                 А.С. Ильченко

2-474/2021 (2-4843/2020;) ~ М-4655/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дмитриева Любовь Григорьевна
Дмитриева Алена Сергеевна
Дмитриев Владимир Сергеевич
Дмитриев Игорь Сергеевич
Дмитриева Анастасия Сергеевна
Ответчики
КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре»
Другие
Дмитриев Сергей Владимирович
Правительство Хабаровского края
Министерство социальной защиты населения Хабаровского края
Комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите
Городской округ город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края в лице администрации г. Комсомольска-на-Амуре
Суд
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
Судья
Ильченко Анастасия Сергеевна
Дело на странице суда
centralny--hbr.sudrf.ru
02.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2020Передача материалов судье
04.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2020Подготовка дела (собеседование)
23.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2021Судебное заседание
03.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2021Дело оформлено
08.06.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее