Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-8/2019 (2-588/2018;) ~ М-541/2018 от 07.09.2018

Дело № 2-8/2019

УИД24RS0036-01-2018-000629-04

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    

24 января 2019 года        п. Мотыгино

Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Петушковой О.Ю.

при секретаре Овчинниковой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гириной Л.А. к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотыгинском районе Красноярского края о признании действий незаконными, выразившихся в отказе в выплате компенсации по оплате льготного проезда, взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

УСТАНОВИЛ:

Гирина Л.А. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением мотивируя тем, что проживает в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и является пенсионером по старости. В июле 2018 года она выезжала на отдых в г. Санкт-Петербург, по приезду обратилась в ГУ Пенсионного фонда РФ в Мотыгинском районе Красноярского края с заявлением о компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Мотыгинском районе Красноярского края от 31.07.2018г. № 034-603658/18 ей было отказано в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда, поскольку ею с Управлением социальной защиты населения администрации Мотыгинского района заключен договор (гражданско-правового характера) о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в приемной семье. Она получает денежное вознаграждение через КГКУ «Центр социальных выплат Красноярского края», с которого уплачивает страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, вследствие чего, по мнению специалистов ГУ -Управления Пенсионного фонда РФ в Мотыгинском районе, она не относится к категории неработающих пенсионеров. После отказа Управления Пенсионного фонда РФ в Мотыгинском районе Красноярского края, она обратилась в УСЗН администрации Мотыгинского района, где ей разъяснили, что она не является штатным специалистом УСЗН или КГКУ «Центр социальных выплат Красноярского края» и осуществление деятельности по обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов в приемной семье не является основным местом работы. Она выполняет работу по договору возмездного оказания услуг, не состоит в штате УСЗН администрации Мотыгинского района или КГКУ «Центр социальных выплат Красноярского края»,     не подчиняется установленным

правилам внутреннего трудового распорядка в этих учреждениях, не подавала
личного заявления о приеме на работу, не заключала служебного контракта или
трудового договора, записи в трудовую книжку не вносились, личная карточка не
оформлялось. Гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым
законодательством, в том числе компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, не предоставляются в рамках заключенного договора. Также ей не предоставляются ежегодные отпуска и выходные дни с сохранением места работы и среднего заработка, выплата сумм по временной нетрудоспособности не производится. Размер вознаграждения, причитающегося за социальное обслуживание в приемных семьях, а также меры социальной поддержки, определяется договором об организации приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов в соответствии с Законом Красноярского края от 08.07.2010 № 10-4866 «Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Красноярском крае». Вышеизложенные обстоятельства подтверждают, у нее отсутствует статус «работающего пенсионера». Считает, что ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Мотыгинском районе Красноярского края ущемлены ее права. Ей должны быть возмещены фактически произведенные расходы по проезду к месту отдыха и обратно по маршруту: п. Мотыгино - г. Красноярск - г. Санкт-Петербург и обратно г. Санкт-Петербург - г. Красноярск - п. Мотыгино в размере 23 600 рублей. Просит признать решение об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда от 31.07.2018 № 034-603658/18 незаконным и взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мотыгинском районе Красноярского края компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отдыха и обратно в размере 23 600 рублей 00 копеек.

    На основании определения Мотыгинского районного суда от 02.11.2018 г. к рассмотрению данного дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований было привлечено Управление социальной защиты населения администрации Мотыгинского района.

На основании определения Мотыгинского районного суда от 07.11.2018 г. к рассмотрению данного дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований были привлечены Крылов Н.В., КГКУ «Центр социальных выплат Красноярского края».

На основании определения Мотыгинского районного суда от 06.12.2018 г. к рассмотрению данного дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований была привлечена инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска.

В судебном заседании истец Гирина Л.А. на удовлетворении исковых требований настаивала по изложенным в иске основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотыгинском районе Красноярского края по доверенности Лазарева Н.А., исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении искового заявления, суду показала, что статьей 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории РФ и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством РФ. Во исполнение указанной нормы Закона постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно. Пунктом 1 Правил предусмотрено, что настоящие Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно. В соответствии со статьей 152 СК РФ приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между уполномоченным органом и приемными родителями или приемным родителем. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, это противоречит существу таких отношений. Из положений письма Министерства образования Российской Федерации от 29.10.2001 № 1293/28-5 «Об оформлении трудовых отношений органов опеки и попечительства с приемными родителями» следует, что указанный договор является договором возмездного оказания услуг. Согласно ст. 217 НК РФ вознаграждение приемным родителям не относится к видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В соответствии с положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, время ухода за приемными детьми включаются приемным родителям в страховой стаж. Полагает, что пенсионеры, получающие вознаграждение по договору о приемной семье, относятся к категории работающих, период осуществления ухода включается в страховой стаж, в этой связи они не имеют право на компенсацию проезда к месту отдыха и обратно, предусмотренную Правилами от 01.04.2005 № 176.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Управления социальной защиты населения администрации Мотыгинского района Бабушкина Е.А. суду показала, что Гирина Л.А. в трудовых отношениях с Управлением социальной защиты населения администрации Мотыгинского района в период с 18.09.2017 г. и по настоящее время не состояла и не состоит. В соответствии с Законом Красноярского края от 08.07.2010 № 10-4866 «Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Красноярском крае», который предусматривает дополнительную меру социальной поддержки для граждан пожилого возраста и инвалидов - организацию приемной семьи на договорных условиях, с выплатой лицу, организовавшему приемную семью ежемесячного денежного вознаграждения, между Управлением социальной защиты населения администрации Мотыгинского района, Гириной Л.А. и Крыловым Н.В. был заключен трехсторонний договор об организации приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов. Управление социальной защиты населения администрации Мотыгинского района назначает ежемесячное денежное вознаграждение Гириной Л.А., как лицу, организовавшему приемную семью. Выплачивает ежемесячное денежное вознаграждение, а также налоги, страховые взносы КГКУ «Центр социальных выплат Красноярского края», учреждение подведомственное Министерству социальной политики Красноярского края. Выплаты единовременного денежного вознаграждения осуществляет КГКУ «Центр социальных выплат Красноярского края». Договор об организации приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов не имеет признаков трудового договора, поскольку не регулирует трудовые отношения по смыслу статьи 15 ТК РФ, является трехсторонним, а не двухсторонним, виды социальных услуг, оказываемых лицом, изъявившим желание организовать приемную семью лицу, нуждающемуся в социальных услугах, определяются самими лицами (а не УСЗН), размер единовременного денежного вознаграждения лицу, организовавшему приемную семью не зависит об объема предоставляемых услуг. Лицо, изъявившее желание организовать приемную семью, не является работником УСЗН по смыслу статьи 20 ТК РФ, не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка УСЗН, не выполняет трудовую функцию, не получает заработную плату и не имеет права на обязательное социальное страхование в связи с оказанием социальных услуг лицу, нуждающемуся в социальных услугах. Ежемесячное денежное вознаграждение, которое получает Гирина Л.А., является не ее заработной платой за выполнение трудовой функции, а установленной законодательством Красноярского края государственной поддержкой лиц, организовавших приемную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов. Считает, исковые требования Гириной Л.А. законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - КГКУ «Центр социальных выплат Красноярского края» не явился, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, согласно ходатайства просили судебное заседание провести в отсутствие представителя, представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором указали, что КГКУ «ЦСВ» создано на основании Распоряжения Правительства Красноярского края от 01.09.2014 № 630-р в целях осуществления публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края. В пользу истца, являющегося лицом, организовавшим приемную семью, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Красноярского края от 08.07.2010 10-4866 «Об организации семей для граждан пожилого возраста и инвалидов» КГКУ «ЦСВ» перечисляет денежные средства ежемесячного денежного вознаграждения. Перечисление денежных средств КГКУ «ЦСВ» осуществляет на основании ежемесячно направляемых, уполномоченным органом местного самоуправления списков получателей вознаграждения в соответствии с заключенными договорами. В рамках исполнения обязательств по договору об организации приемной семьи с денежных средств вознаграждения производится начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Социальное страхование КГКУ «ЦСВ» в отношении получателя вознаграждения не осуществляет, поскольку не является в отношении получателя вознаграждения работодателем. КГКУ «ЦСВ» участвует в реализации предоставления вознаграждения в части перечисления лицу, организовавшему приемную семью денежных средств вознаграждения. Полномочиями по заключению договора об организации приемной семьи, участию в назначении вознаграждения, разрешению юридических коллизий, возникающих из отношений по договору об организации приемной семьи КГКУ «ЦСВ» не наделено.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска не явился, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении дела не ходатайствовали.

В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Крылов Н.В. не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении не ходатайствовал.

Суд, с учетом мнения сторон считает возможным рассмотреть дело без явки указанных лиц.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Государство гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (части 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера установлены Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

В соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, один раз в два года осуществляется компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 176, утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно пунктом 1 которых предусмотрено, что настоящие Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

В соответствии с п. 3 Правил о компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года № 176 компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов.

На основании п. п. «г» п. 10 Правил, компенсация стоимости проезда осуществляется в виде возмещения фактически произведенных расходов воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса.

Согласно абз. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 « О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе.

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации).

В части первой статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации дано понятие трудового договора как соглашения между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном объеме выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (часть первая статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

Согласно с ч. 2 ст. 152 Семейного кодекса РФ к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, это не противоречит существу таких отношений.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами, в том числе, являются граждане Российской Федерации, работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.

Согласно ст. 1 Закона Красноярского края от 08.07.2010 10-4866 «Об организации семей для граждан пожилого возраста и инвалидов» приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов - форма оказания социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам путем организации совместного проживания и ведения общего хозяйства лица, нуждающегося в социальных услугах, и лица, изъявившего желание организовать приемную семью, на основании договора об организации приемной семьи с выплатой ежемесячного денежного вознаграждения лицу, организовавшему приемную семью.

В силу ст. 4 Закона Красноярского края от 08.07.2010 10-4866 «Об организации семей для граждан пожилого возраста и инвалидов» организацию приемных семей осуществляет уполномоченный орган местного самоуправления в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения

На основании ч.1 ст. 5 Закона Красноярского края от 08.07.2010 10-4866 «Об организации семей для граждан пожилого возраста и инвалидов» выплата ежемесячного денежного вознаграждения лицу, организовавшему приемную семью, производится краевым государственным казенным учреждением, уполномоченным на исполнение публичных обязательств в сфере социальной поддержки населения, на основании ежемесячно направляемых уполномоченным органом местного самоуправления списков получателей ежемесячного денежного вознаграждения в соответствии с заключенными договорами.

В судебном заседании установлено, что Гирина Л.А, 28.02.1953 года рождения является пенсионером, получает трудовую пенсию по старости.

18.09.2017 г. между Управлением социальной защиты населения администрации Мотыгинского района, Гириной Л.А. и Крыловым Н.В. был заключен трехсторонний договор об организации приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов, которым определяется размер вознаграждения, причитающийся лицу, организовавшему приемную семью, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье.

В соответствии с п. 1.1 договора предметом договора является организация приемной семьи между лицом, нуждающимся в социальных услугах, и лицом, изъявившим желание организовать приемную семью, при условии совместно проживания.

Согласно п. 5 договора лицу, изъявившему желание организовать приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 9 420 рублей с учетом налога на доходы физических лиц.

Таким образом, Гирина Л.А., является лицом, организовавшим приемную семью и в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Красноярского края от 08.07.2010 10 - 4866 «Об организации семей для граждан пожилого возраста и инвалидов», получателем ежемесячного денежного вознаграждения.

Перечисление ежемесячного денежного вознаграждения осуществляет КГКУ «Центр социальных выплат Красноярского края», на основании ежемесячно направляемых Управлением социальной защиты населения администрации Мотыгинского района списков получателей вознаграждения в соответствии с заключенными договорами.

В июле 2018г Гирина Л.А. совершила поездку в г. Санкт - Петербург, что подтверждается проездными документами, представленными истцом.

Гирина Л.А. следовала к месту отдыха по маршруту: Мотыгино – Красноярск - Санкт - Петербург и обратно Санкт - Петербург – Красноярск - Мотыгино.

Стоимость авиабилетов по маршруту Красноярск – Санкт- Петербург – Красноярск на одного взрослого человека составляет 21 200 рублей 00 копеек.

Стоимость проезда истца автомобильным транспортом по маршруту Мотыгино – Красноярск - Мотыгино составила 2 400 рублей (маршрут ИП Шокуров А.В. от 04.07.2018г., от 21.07.2018г.).

Таким образом, расходы истицы по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно в 2018 г. составили 23 600 рублей.

27.07.2018 г. Гирина Л.А. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотыгинском районе Красноярского края с заявлением о компенсации расходов на оплату стоимость проезда к месту отдыха и обратно.

Решением № 034-603658/18 от 31.07.2018 г. Гириной Л.А. было отказано в выплате компенсации расходов на оплату стоимость проезда к месту отдыха и обратно, поскольку Гирина Л.А. не относится к категории неработающих пенсионеров, согласно п.1 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

Из письма Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска от 25.12.2018 г. следует, что согласно представленных расчетов за 2018 г. КГКУ « ЦСВ» с Гириной Л.А. заключен договор гражданско – правового характера. Гирина Л.А. выполняет работу по договору возмездного оказания услуг, который является одним из видов гражданско – правового договора, выплаты, произведенные КГКУ « ЦВС» Гириной Л.А. облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Исходя из системного толкования положений Трудового кодекса Российской Федерации, следует, что неработающим является пенсионер, который не осуществляет деятельности по трудовому договору, по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, не осуществляет иную деятельность, за которую получает вознаграждение, являющееся объектом обложения страховых взносов, и не относится к застрахованным лицам.

Рассматривая исковые требования Гириной Л.А. со ссылкой на положения ст. 34 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» ст. 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», п. 1 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, Закона Красноярского края от 08.07.2010 г. № 10-4866 « Об организации семей для граждан пожилого возраста и инвалидов», суд приходит к выводу о том, что из буквального толкования вышеуказанных норм и содержания договора о приемной семье, следует, что Гирина Л.А. не является работающим лицом, осуществляющим трудовую деятельность в рамках трудовых отношений. Организация приемной семьи в рамках оказания социальных услуг лицу, нуждающемуся в социальных услугах на основании договора об организации приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов, не является осуществлением трудовой деятельности в рамках гражданско-правового договора, основной целью которого является получение ею дохода, в связи с чем, Гирина Л.А. не может быть отнесена к категории работающих пенсионеров.

Верховный Суд Российской Федерации в решении от 13 января 2009 г. N ГКПИ08-2132, вступившим в законную силу, указал, что государственная поддержка приемных семей осуществляется не через систему пособий, а через систему установления вознаграждений за воспитание ребенка, различных льгот и компенсаций.

Следовательно, пенсионера, получающего страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, заключившего договор о приеме в семью лица, нуждающегося в социальных услугах нельзя признать работающим пенсионером.

Аналогичный вывод содержится в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. N 94-КГ13-1, согласно которому приемный родитель не является работающим лицом, осуществляющим трудовую деятельность в рамках трудовых отношений, либо заключившим гражданско-правовой договор, основной целью которого является получение им дохода от осуществления какой-либо деятельности, и не имеет возможности получить компенсацию к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно по месту работы за счет работодателя.

    Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов - форма оказания социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам путем организации совместного проживания и ведения общего хозяйства лица, нуждающегося в социальных услугах, и лица, изъявившего желание организовать приемную семью, на основании договора об организации приемной семьи с выплатой ежемесячного денежного вознаграждения лицу, организовавшему приемную семью. Вознаграждение, выплачиваемое Гириной Л.А. по договору о приемной семье относится к мерам социальной поддержки лица, оказывающего социальные услуги, поэтому осуществление обязанностей по оказанию социальных услуг в соответствии с заключенным договором об организации приемной семьи нельзя считать выполнением оплачиваемой работы по смыслу ст. 15 ТК РФ, раскрывающей понятие трудовых отношений.

Государством гарантируется право всех лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, на компенсацию расходов стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Работники такую компенсацию получают по месту осуществления трудовой деятельности за счет работодателя, а неработающие пенсионеры - из Пенсионного фонда Российской Федерации.

Гирина Л.А. не является работающим лицом, осуществляющим трудовую деятельность в рамках трудовых отношений, либо заключившей гражданско-правовой договор, основной целью которого является получение ею дохода от осуществления какой-либо деятельности, и не имеет возможности получить компенсацию к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно по месту работы за счет работодателя.

Таким образом, стоимость проезда к месту отдыха и обратно с учетом положений ст. 34 Закона Российской Федерации « О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть компенсирована Гириной Л.А. ответчиком за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

К доводам представителя ответчика в части того, что из вознаграждения, выплачиваемого Гириной Л.А., на основании договора об организации приемной семьи уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов, а следовательно пенсионеры, получающие вознаграждение по договору о приемной семье относятся к категории работающих, суд относится критически, поскольку начисление страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на вознаграждение, выплачиваемое Гириной Л.А., являющейся пенсионером и получателем страховой пенсии по старости не является безусловным подтверждением осуществления истицей трудовой деятельности в смысле, придаваемом этому понятию законодательством о предоставлении гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Доводы, содержащиеся в ответе на судебный запрос инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска в части того, что договор возмездного оказания услуг, является одним из видов гражданско – правового договора, соответственно выплаты, произведенные КГКУ « ЦСВ» Гириной Л.А. по договору возмездного оказания услуг, в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, суд находит несостоятельными, поскольку государственная поддержка приемных семей осуществляется не через систему пособия, а через систему установления вознаграждений, различных льгот и компенсаций, следовательно, договор о приемной семье, предусматривающей выплату вознаграждения имеет разную правовую природу с договором о возмездном оказании услуг.

Оценив представленные доказательства, суд считает, что истцом Гириной Л.А. надлежащим образом подтвержден факт нахождения ее на отдыхе, приходит к выводу о том, что его исковые требования подлежат удовлетворению, истице должна быть оплачена компенсация расходов стоимости проезда, поскольку пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

С учетом изложенного, суд полагает, что исковые требования Гириной Л.А. к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотыгинском районе Красноярского края о признании действий незаконными, выразившихся в отказе в выплате компенсации по оплате льготного проезда, взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Гириной Л.А. к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотыгинском районе Красноярского края о признании действий незаконными, выразившихся в отказе в выплате компенсации по оплате льготного проезда, взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно – удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотыгинском районе Красноярского края № 034-603658/18 от 31.07.2018 г. об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотыгинском районе Красноярского края в пользу Гириной Л.А. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда в размере 23 600 (двадцать три тысячи шестьсот ) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд.

Председательствующий          Петушкова О.Ю.

2-8/2019 (2-588/2018;) ~ М-541/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гирина Лидия Анатольевна
Ответчики
УПФ
Другие
КГКУ Центр социальных выплат Красноярского края
Управление социальной защиты населения Мотыгинского района
инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска
Крылов Николай Васильевич
Суд
Мотыгинский районный суд Красноярского края
Судья
Петушкова Ольга Юрьевна
Дело на странице суда
motig--krk.sudrf.ru
07.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.09.2018Передача материалов судье
11.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.09.2018Предварительное судебное заседание
17.10.2018Судебное заседание
02.11.2018Судебное заседание
07.11.2018Предварительное судебное заседание
06.12.2018Судебное заседание
25.12.2018Предварительное судебное заседание
22.01.2019Предварительное судебное заседание
24.01.2019Предварительное судебное заседание
24.01.2019Судебное заседание
25.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2019Дело оформлено
24.11.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее