Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 апреля 2019 года Кировский районный суд года Астрахани в составе:
председательствующего судьи Г.К. Шамшутдиновой
при секретаре А.П.Шевченко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Овсянникова Владимира Юрьевича, Овсянниковой Татьяны Георгиевны, Орловой Екатерины Владимировны, Ашуровой Любови Вячеславовны к администрации МО «Город Астрахань» о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском, указав, что на основании договора социального найма жилого помещения № 388 к-н от 10 июля 2002 года они проживают в жилом помещении - квартире 10, состоящей из двух комнат общей площадью 40,4 кв.м, в том числе жилой площадью 25,4 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>
Заключением межведомственной комиссии от 11 декабря 2015 года жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. При этом, эксперты пришли к выводу, что дальнейшая эксплуатация дома невозможна.
При наличии перечисленных обстоятельств следует, что состояние жилого
помещения, в котором они проживают, создает реальную угрозу их жизни и здоровью, переселение их из спорной квартиры должно производиться незамедлительно, в связи с чем, у ответчика имеется обязанность предоставить вне очереди другое благоустроенное жилое помещение для проживания по договору
социального найма.
Переселение жильцов аварийного дома должно осуществляться в соответствии распоряжением и.о. главы администрации МО «Город Астрахань» №22-р от 21 января 2016 года, согласно которому многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в реестр многоквартирных домов, непригодных для проживания, аварийных и подлежащих сносу, при этом установлен срок отселения граждан до 31 декабря 2018 года.
Согласно п.3 распоряжения жилищное управление до указанной даты обязано произвести необходимые действия по предоставлению жилья.
До настоящего времени, несмотря на то, что срок отселения установлен до
31 декабря 2018 года, нанимателю Овсянникову В.Ю. жилое помещение взамен аварийного и подлежащего сносу не предоставлялось, уведомлений о наличии вариантов для вселения в жилые помещения, предоставляемые взамен аварийного и подлежащего сносу, не вручалось.
В связи с чем, истцы просят суд обязать администрацию муниципального образования «Город Астрахань» предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, состоящее из двух комнат, общей площадью не менее 40,4 кв.м, в том числе жилой не менее 25,4 кв.м, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям города Астрахань, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению,
отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и находиться в черте г. Астрахань.
В судебном заседании представитель истца Овсянникова В.Ю. -Никитин А.В. исковые требования поддержал. Истцы в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель администрации МО «Город Астрахань» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.).
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О и от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О).
Судом установлено, что Овсянников В.Ю. и члены его семьи Овсянникова Т.Г. (супруга), Орлова Е.В.(дочь), Ашурова Л.В. (дочь Овсянниковой Т.Г.) зарегистрированы и проживают в муниципальной квартире № 10, состоящей из двух комнат общей площадью 40,4 кв. метров, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается договором социального найма жилого помещения №388 к-н от 10 июля 2002 года.
Заключением межведомственной комиссии от 11 декабря 2015 года № ЗАК-2/11 указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением и.о. главы администрации МО «Город Астрахань» №22-р от 21 января 2016 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Астрахань,
ул.Н.Качуевской/ул.Победы д.25/18 литера «Б,б», включен в реестр многоквартирных домов, непригодных для проживания, аварийных и подлежащих сносу; при этом установлен срок отселения граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях, до 31 декабря 2018 года.
Согласно п.3 распоряжения жилищное управление до указанной даты обязано произвести необходимые действия по предоставлению жилья.
В судебном заседании установлено и не оспорено стороной ответчика, что до настоящего времени жилое помещение взамен аварийного истцам не предоставлялось.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома следует отличать от предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), в связи с чем ссылка истцов на положения ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации является несостоятельной.
Согласно ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Иными словами, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определенных вспомогательных помещений.
Таким образом, поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, потребительские свойства помещения определяются, в том числе, количеством комнат. Предоставление гражданам в порядке ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначного по общей площади жилого помещения не предполагает предоставление квартиры, меньше ранее занимаемой по количеству комнат.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194,196-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию МО «Город Астрахань» предоставить Овсянникову Владимиру Юрьевичу, Овсянниковой Татьяне Георгиевне, Орловой Екатерине Владимировне, Ашуровой Любови Вячеславовне жилое помещение по договору социального найма в черте г.Астрахани, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца.
Судья: