11 июня 2015 года гор. Самара
Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Антонова А.М. при секретаре: Лоран С., с участием заявителя, представителя заявителя Нянькина Д.А., старшего помощника военного прокурора Самарского гарнизона подполковника юстиции Смирнова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Лобанова <данные изъяты>, оспаривающего действия командующего войсками Центрального военного округа, связанные с досрочным увольнением заявителя с военной службы в запас в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями,
У С Т А Н О В И Л:
Лобанов проходил военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты> на воинской должности заместителя командира по материально-техническому обеспечению - начальника отделения материально технического обеспечения понтонно - мостового железнодорожного батальона.
25 июля 2013 года в войсковую часть <данные изъяты> поступила выписка, согласно которой во исполнение указаний начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 08 июля 2013 года № 314/6/3521 воинская должность, замещаемая Лобановым, подлежала сокращению с 01 октября 2013 года.
24 января 2014 года п. 19 § 2 приказа командующего войсками Центрального военного округа (далее по тексту – ЦВО) № 11 Лобанов зачислен в распоряжение, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
28 апреля 2014 года командир войсковой части № обратился к начальнику управления кадров Центрального военного округа с ходатайством о возможности размещения Лобанова на воинской должности, согласно имеющейся у Лобанова военно-учетной специальности (т. л.д. 9).
06 сентября 2014 года командование части с согласия вышестоящего командования представило Лобанова к назначению на высшую воинскую должность, при этом в представлении указало, что Лобанов не имеет не снятых дисциплинарных взысканий.
12 сентября 2014 года в силу п. 54 § 2 приказа командующего войсками ЦВО № 513 вступил в силу контракт о прохождении военной службы заключенный с Лобановым 16 июня 2014 года от имени Министерства обороны РФ командиром войсковой части №, до предельного возраста пребывания Лобанова на военной службе – 04 июня 2024 года.
04 декабря 2014 года в войсковую часть № поступило сообщение о том, что представление о назначении Лобанова на вышестоящую должность не реализовано в связи с тем, что воинская должность, на которую представлялся Лобанов, не вакантна.
10 декабря 2014 года врио командира войсковой части № провел с Лобановым беседу о его предстоящем увольнении с военной службы, в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, в ходе которой Лобанов довел до сведения командования о том, что он желает проходить военную службу на высшей, равной и низшей воинской должности.
22 декабря 2014 года командир войсковой части № направил в адрес Командующего войсками ЦВО представление о досрочном увольнении Лобанова с военной службы, в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями.
04 февраля 2015 года начальник управления кадров ЦВО направил запрос начальнику Главного управления кадров МО РФ, в котором просил рассмотреть вопрос о возможности назначения на воинскую должность № Лобанова, состоящего в распоряжении, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, изъявившего желание продолжить военную службу в любом регионе РФ.
11 марта 2015 года в войсковую часть № поступил ответ начальника 1 управления ГУК МО РФ на упомянутое обращение, в котором сообщалось, что возможности размещения Лобанова по основной или однопрофильной ВУС, в Министерстве обороны РФ, не имеется.
14 марта 2015 года Лобанов был ознакомлен с данным ответом.
10 апреля 2015 года п. 37 § 13 приказа командующего войсками ЦВО № 143 Лобанов досрочно уволен с военной службы в запас, в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями.
26 мая 2015 года Лобанов, посчитав, что указанными действиями командования нарушены его права и охраняемые законом интересы обратился с заявлением в суд, в котором просил:
- признать незаконными действия командующего войсками ЦВО, связанные с изданием приказа о его досрочном увольнении с военной службы в запас, а сам п. 37 § 13 приказа № 143 указанного должностного лица недействующим с момента его издания;
- обязать командующего войсками ЦВО отменить указанный приказ и восстановить Лобанова на военной службе.
В обоснование своего заявления Лобанов указал суду, что 10 декабря 2014 года в ходе беседы проводимой с ним командиром войсковой части перед представлением его досрочному увольнению с военной службы, он довел до сведения командования, что готов служить на любой воинской должности.
Однако командование, оставив без внимания его волеизъявление, представило его к увольнению и досрочно уволило с военной службы в запас, чего делать было не вправе, поскольку в силу п. 18 ст. 34 «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденному Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее по тексту - Положение) военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.
Кроме того, Лобанов указал суду, что командующий войсками ЦВО, досрочно уволив его с военной службы, нарушил его право на обеспечение жилым помещением, предоставляемым по избранному месту жительства перед увольнением с военной службы, так как в соответствии с ч. 17 указанной статьи Положения военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии на приобретение или строительство жилого помещения по нормам жилищного законодательства.
В судебном заседании заявитель полностью поддержал свои требования и дал пояснения по основаниям указанным в заявлении. Также пояснил суду, что желает проходить военную службу на любой должности.
Представитель заявителя Нянькин Д.А. поддержал правовую позицию своего доверителя и просил суд удовлетворить заявление Лобанова в полном объеме.
Своевременно извещенный о времени и месте судебного заседания командующий войсками ЦВО требования заявителя не признал. Его представитель Янченко М.А. в своих возражениях, направленных в суд, пояснила, что все действия командующего войсками округа в отношении Лобанова были законными и обоснованными, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Также Янченко М.А.. заострила внимание суда на том, что увольнение Лобанова с военной службы произведено в порядке, установленном действующим законодательством, с составлением при этом всех необходимых документов.
Кроме того, представитель командующего войсками ЦВО просил провести разбирательство этого гражданского дела без его участия.
Командир войсковой части № требования заявителя не признал. Его представитель Петрова Е.А. просила суд отказать Лобанову в удовлетворении заявленных им требований, поскольку командование выполнило все необходимые мероприятия перед досрочным увольнением Лобанова с военной службы. В том числе предлагало кандидатуру Лобанова для замещения воинских должностей во всех Вооруженных Силах РФ.
Выслушав мнение стороны заявителя, изучив представленные сторонами и имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав заключение старшего помощника военного прокурора Самарского гарнизона, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, суд находит, что заявление Лобанова не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Так, согласно копии выписки из п. 37 § 13 приказа командующего войсками ЦВО от 10 апреля 2015 года № 143 майор Лобанов досрочно уволен с военной службы в запас, в связи с организационно-штатными мероприятиями по подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Из этой копии выписки усматривается, что решение об увольнении Лобанова произведено на основании представления командира войсковой части № от 22 декабря 2014 года и листа беседы, проведенной с Лобановым 10 декабря 2014 года.
Оценивая указанный пункт приказа, суд, приходит к выводу о том, что он издан уполномоченным на то лицом и на законных основаниях.
К данному выводу суд приходит в связи со следующим.
Согласно п.п. 9 и 10 Порядка реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, утвержденным одноименным приказом Министра обороны РФ от 17 декабря 2012 года № 3733, командующий войсками военного округа уполномочен освобождать от воинских должностей и увольнять с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, замещающих воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские должности до подполковника включительно.
Согласно п. 1 ст. 50 Федерального закона от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» увольнение с военной службы военнослужащих в воинских званиях до полковников включительно осуществляется в порядке установленным Положением о порядке прохождения военной службы.
В соответствии с подп. «а» п. 2 ст. 51 названного Федерального закона, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту может быть уволен с военной службы досрочно в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Порядок реализации увольнения военнослужащего по этому основанию установлен ст. 34 Положения. Так согласно ч. 8 названной статьи Положения увольнение военнослужащих с военной службы, производится должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.
Согласно ч.. 12 названной статьи Положения увольнение военнослужащего по основанию, когда его согласие на увольнение не предусматривается, допускается без рапорта военнослужащего.
Досрочное увольнение по основанию, предусмотренному подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не зависит от воли военнослужащего, по данному основанию он может быть уволен по решению командования.
В судебном заседании достоверно установлено, что основание у командования для досрочного увольнения Лобанова с военной службы было и оно им правомерно воспользовалось.
Данный вывод суда подтверждается следующими доказательствами.
Так из копий распоряжения начальника организационного – мобилизационного управления ЦВО от 26 июля 2013 года, следует, что во исполнение указаний Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 08 июля 2013 года № 314/6/3521; изменений к штатам войсковой части № усматривается, что в связи с проводимым организационно-штатными мероприятиями воинская должность замещаемая Лобановым сокращена с 01 октября 2013 года.
Согласно абзаца 1 п. «а» ч. 4 ст. 34 Положения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы: в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения.
В судебном заседании на основе приведенных выше доказательств было установлено, что в войсковой части, в которой Лобанов замещал воинскую должность, проводились организационно-штатные мероприятия, в результате которых замещаемая им воинская должность была сокращена.
В силу абзаца 2 указанного пункта военнослужащий может быть досрочно уволен при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).
В судебном заседании на основе исследования упомянутых доказательств достоверно установлено, что воинская должность, замещаемая Лобановым, была сокращена и у командования не имелось возможности назначения его как на равную так и на высшую или низшую воинскую должность, во исполнение волеизъявления заявителя.
Это обстоятельство подтверждается как копиями запросов: командира войсковой части № в адрес начальника управления кадров ЦВО от 28 апреля 2014 года и запроса последнего должностного лица в адрес начальника Главного управления кадров МО РФ о необходимости размещения Лобанова на вакантных должностях, так и соответствующим ответом на них начальника 1 управления Главного управления кадров МО РФ согласно которого возможности размещения Лобанова по основной или однопрофильной ВУС не имеется.
На основании абзаца 3 указанного пункта военнослужащий может быть досрочно уволен по истечении сроков нахождения в распоряжении командира, установленных п. 4 ст. 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность.
Как усматривается из копии п. 19 § 2 приказа командующего войсками ЦВО от 24 января 2014 года № 11 Лобанов выведен в распоряжение командира войсковой части №, в связи с проведением организационно штатных мероприятий.
Из копии представления Лобанова к досрочному увольнению с военной службы, усматривается, что Лобанов представлен к увольнению с военной службы после истечения сроков, установленных п. 4 ст. 42 Федерального закона. Также из этого представления усматривается, что командование провело все необходимые мероприятия предшествующие досрочному увольнению Лобанова с военной службы.
Оценивая все вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что командир войсковой части № обоснованно представил Лобанова к досрочному увольнению с военной службы, а командующий войсками ЦВО издал законный приказ о досрочном увольнении Лобанова с военной службы в запас, в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями.
Довод Лобанова о том, что командующий войсками ЦВО не может досрочно уволить его с военной службы в запас, основанный на факте не обеспечения его жилым помещением для постоянного проживания, суд находит не состоятельным, поскольку согласно положений ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не могут быть уволены с военной службы без согласия военнослужащие – граждане общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Между тем, в судебном заседании достоверно установлено, что на момент принятия решения о досрочном увольнении с военной службы Лобанов на упомянутом учете не состоял.
Это обстоятельство подтверждается исследованными в судебном заседании сообщениями начальника 1 отдела (г. Самара) федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года и 01 июня 2015 года, согласно которых заявление Лобанова о признании его нуждающимся в жилом помещении в указанном учреждении не зарегистрировано.
Что касается утверждения Лобанова о том, что должностные лица, приняв решение о досрочном увольнении его с военной службы не провели перед этим все необходимые мероприятия по размещению Лобанова на низших, высших и равных воинских должностях, воинской должности которую замещал Лобанов, то суд находит его надуманным, так как согласно имеющихся в материалах дела доказательств, командование с момента начала проведения организационно-штатных мероприятий, по убеждению суда, предприняло все меры для размещения Лобанова на воинской должности.
Это обстоятельство подтверждается проработкой вопроса о размещении его на вакантных низших, равных и высших воинских должностях в Министерстве обороны РФ на основании запроса командира войсковой части № от 28 апреля 2014 года № 16/282 в адрес начальника управления кадров ЦВО и запроса последнего должностного лица в адрес начальника Главного управления кадров Министерства обороны РФ от 04 февраля 2015 года № 42/12/1153.
Кроме того данное обстоятельство подтверждается и ответами Врио начальника управления кадров ЦВО от 08 июня 2015 года № 42/1/2/8163 и начальника Главного управления кадров Вооруженных Сил Российской Федерации от 10 июня 2015 года № 173/1/15219 на запросы суда о возможности размещения Лобанова на вакантных низших, равных и высших воинских должностях, согласно которых перед принятием решения командующего войсками ЦВО о досрочном увольнении Лобанова с военной службы воинских должностей, которые мог бы заместить Лобанов в Центральном военном округе и Министерстве обороны РФ не имелось.
Руководствуясь ст.ст.194 – 198 и 258 ГПК РФ, гарнизонный военный суд, –
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Лобанова <данные изъяты>, оспаривающего действия командующего войсками Центрального военного округа, связанные с досрочным увольнением заявителя с военной службы в запас в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд, через Самарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме 16 июня 2015 года.