Дело № 2-5213/2021 66RS0004-01-2021-006705-27
Мотивированное решение изготовлено 02.11.2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 26 октября 2021 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Пономарёвой А.А., при секретаре судебного заседания Кузнецовой Д.С.,
с участием истца Богавиевой Т.Ю., представителя ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области Болдыревой Т.И., действующей на основании доверенности, представителя ответчика ГАУЗ СО «Белоярская ЦРБ» Жукова Н.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Богавиевой Татьяны Юрьевны к Министерству здравоохранения Свердловской области, государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Белоярская центральная районная больница» о возложении обязанности по заключению договора, осуществлении выплаты, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Богавиева Т.Ю. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Министерству здравоохранения Свердловской области и государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Белоярская центральная районная больница» (далее – ГАУЗ СО «Белоярская ЦРБ», больница) о возложении обязанности по заключению договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, осуществления в установленные законом сроки перечисления денежных средств в размере 1500000 руб., компенсации морального вреда 300000 руб. Также истец просила считать время пятилетней отработки по договору с момента трудоустройства с 17.02.2020 г. после предоставления единовременной компенсационной выплаты.
В обоснование заявленных требований истец пояснила, что с 17.02.2020 г. трудоустроилась в ГАУЗ СО «Белоярская ЦРБ» на должность врача-анестезиолога-реаниматолога с условием получения денежных средств по программе «Земский доктор» для приобретения жилья в п.г.т. Белоярский. В течение 2020 и 2021 г. неоднократно обращалась к руководству больницы и в Министерство здравоохранения Свердловской области по вопросу заключения договора не предоставление единовременной компенсационной выплаты, однако в отделе кадров пояснили, что заявления Министерством не принимаются из-за пандемии коронавирусной инфекции, личный прием специалисты Министерства также не осуществляли. После обращения в различные инстанции (прокуратуру, депутату, Президенту РФ) письмом от 22.04.2021 г. Министерство здравоохранения Свердловской области сообщило об отказе в предоставлении выплаты. С доводами, приведенными в обоснование отказа, истец не согласна, поскольку замещаемая ей должность содержится в примерном перечне должностей медицинских работников, которым предусмотрена выплата по программе «Земский доктор», а также относится к должностям медицинских работников, осуществляющих первичную медико-санитарную помощь. Истец прибыла на работу в поселок городского типа с готовностью работы в течение пяти лет, фактически там работала с 17.02.2020 г. В настоящее время находится в отпуске по беременности и родам. Вследствие сложившейся ситуации испытывает стресс, который негативно сказывается на ее состоянии и здоровье ребенка.
В судебном заседании истец пояснила, что до трудоустройства в ГАУЗ СО «Белоярская ЦРБ» работала по профессии в г. Екатеринбурге, в данную больницу поступила по приглашению с обещанием получения единовременной компенсационной выплаты. На работу она согласилась именно из-за возможности получения денежных средств, которые планировала потратить на приобретение жилья по месту работы в п.г.т. Белоярский. В связи с отсутствием жилья все это время она каждый день ездила на работу из г. Екатеринбурга. На неоднократные обращения в отдел кадров, к главному врачу (должность которого в настоящее время замещает иное лицо) написать и зарегистрировать письменное заявление работодатель ей не предлагал, объяснив, что необходимо обратиться позже, поскольку документы не принимаются. В связи с этим, письменное заявление было подано только 14.04.2021 г.
Ответчик ГАУЗ СО «Белоярская ЦРБ» в лице представителя Жукова Н.А. в судебном заседании пояснил, что истец в течение 2020 г. с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и заключении договора к руководству больницы не обращалась. В связи с этим заявка в Министерство здравоохранения Свердловской области о включении программный реестр должностей должности врача- анестезиолога-реаниматолога больницей подана не была. На заявление истца от 14.04.2021 г. в заключении договора работодателем было отказано по причине того, что трудоустройство истца состоялось в 2020 г., то есть не в год реализации выплаты. При анализе документов, необходимых для получения выплаты, сделанному по запросу суда, ответчиком несоответствие их установленному перечню и требованиям для получения единовременной компенсационной выплаты не установлено. Также ответчик пояснил, что при трудоустройстве истца должность врача-анестезиолога-реаниматолога была вакантной, в данном специалисте больница нуждалась. В настоящее время данная должность на основании заявки больницы включена Министерством здравоохранения Свердловской области в соответствующий перечень, однако правом на данную выплату воспользуется иной работник, прибывший на работу после истца в 2021 г.
Ответчик Министерство здравоохранения Свердловской области в лице представителя Болдыревой Т.И. пояснил, что программный реестр должностей на 2020 год наименование должности «врач-анестезиолог-реаниматолог» в позициях ГАУЗ СО «Белоярская ЦРБ» не содержал, что свидетельствует об отсутствии нуждаемости в привлечении специалистов указанной специальности в 2020 году. Кроме того, Порядок предоставления выплаты в редакции 2020 года предусматривал осуществление выплаты работникам (врачам, фельдшерам), которые оказывают первичную медико-санитарную помощь. Замещаемая истцом должность врача-анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации к числу медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, не относится.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
С целью привлечения медицинских работников для работы в сельские населенные пункты, поселки городского типа и города с населением до 50 тысяч человек постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г № 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
В соответствии с Приложением № 7 государственной программы, определяющим цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, предусмотрено, что одним из критериев отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный орган)перечнявакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), разработанного на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 115н от 21.02.2020 г. «Об утверждении примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей)» среди должностей специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием предусмотрена должность врача-анестезиолога-реаниматолога.
Во исполнение государственной программы на момент возникновения спорных отношений постановлением Правительства Свердловской области от 16.07.2019 № 431-ПП утвержден порядок и условия предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области.
Согласно п. 2 указанного Порядка единовременная компенсационная выплата осуществляется медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60%), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области, и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Свердловской области или Управлению здравоохранения Администрации города Екатеринбурга, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, согласованный Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Выплата предоставляется однократно на основании договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты по форме согласно приложению N 1 к настоящему порядку, заключенного между медицинским работником, медицинской организацией и Министерством (пункт 4).
В судебном заседании установлено, что Богавиева Т.Ю. (до вступления в брак – Кучмий Т.Ю.) на основании трудового договора от 17.02.2020 г. принята на работу в ГАУЗ СО «Белоярская ЦРБ» на должность врача-анестезиолога-реаниматолога на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации.
Факт прибытия истца на работу в поселок городского типа, а также соответствие документов истца в части квалификации, уровня образования и иных необходимых для предоставления выплаты требованиям, ответчиками не оспаривается.
Трудоустройство Богавиевой Т.Ю. в ГАУЗ СО «Белоярская ЦРБ» на вакантную должность, нуждаемость медицинской организации в принятии на работу сотрудника по должности врача-анестезиолога-реаниматолога ответчиком ГАУЗ СО «Белоярская ЦРБ» в судебном заседании также не опровергалось.
Из пояснений ответчиков ГАУЗ СО «Белоярская ЦРБ» и Министерства здравоохранения Свердловской области следует, что заявка от медицинского учреждения на включение должности в программный реестр должностей подается после приема работника на работу и обусловлено наличием от него заявления на предоставление единовременной компенсационной выплаты. Исходя из положений постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г № 1640, указанная ответчиками последовательность действий противоречит установленному порядку получения субсидии и не соответствует целям государственной программы, поскольку включению в программный реестр должностей подлежат вакантные должности медицинских работников, в привлечении которых нуждается медицинское учреждение в очередном финансовом году. Наличие либо отсутствие от работника, фактически принятого на должность, заявления о предоставлении выплаты не обуславливает собой действия либо бездействия медицинской организации по подаче соответствующей заявки.
При наличии в 2020 году нуждаемости в привлечении специалиста по должности врача-анестезиолога-реаниматолога, а также наличии должности в утвержденном Министерством здравоохранения Российской Федерации примерном перечне должностей на 2020 год, оснований, препятствующих подаче ГАУЗ СО «Белоярская ЦРБ» заявки в Министерство здравоохранения Свердловской области на включение должности врача-анестезиолога-реаниматолога в программный реестр должностей Свердловской области на 2020 год, а также включению Министерством здравоохранения Свердловской области данной должности в программный реестр должностей, при установленных в судебном заседании обстоятельствах судом не установлено.
Кроме того, в настоящее время заявки на включение должностей врача-анестезиолога-реаниматолога медицинским учреждением поданы, приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 11.05.2021 г. № 932-П должность врача-анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реаниматологии ГАУЗ СО «Белоярская ЦРБ» включены в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2021 году (программный реестр должностей)».
В соответствии с п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 16.07.2019 № 431-ПП, для заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинский работник представляет руководителю медицинской организации следующие документы: письменное заявление о предоставлении единовременной компенсационной выплаты по форме согласно приложению N 2 к настоящему порядку с указанием реквизитов расчетного счета для перечисления выплаты; согласие на обработку персональных данных.
Медицинская организация в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 6 настоящего порядка организует учет документов, организует проверку соответствия документов требованиям настоящего порядка, полноты и достоверности содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в соответствующие органы и организации, в распоряжении которых находятся подлежащие проверке сведения, сверку представленных копий документов с оригиналами, заверяет представленные копии документов; принимает решение о заключении договора по форме согласно приложению N 1 к настоящему порядку или об отказе в заключении договора, готовит проект договора или уведомление об отказе в заключении Договора по форме согласно приложению N 3 к настоящему порядку с обоснованием причин (пункт 7).
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что после трудоустройства на протяжении 2020-2021 г.г. она неоднократно обращалась к руководителю ГАУЗ СО «Белоярская ЦРБ» с просьбой заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, однако предложения оформить и зарегистрировать письменное заявление ей не поступало, письменное заявление от 14.04.2021 г. подано уже после обращения истца в прокуратуру, Министерство здравоохранения Свердловской области (ответ от 05.03.2021г.) и иные инстанции. Оснований не доверять пояснениям истца с учетом указанной совокупности письменных доказательств у суда не имеется.
При таких обстоятельствах суд полагает, что бездействие ответчика ГАУЗ СО «Белоярская ЦРБ» по не предоставлению в Министерство здравоохранения Свердловской области заявки на включение должности врача-анестезиолога-реаниматолога в программный реестр должностей на 2020 г., отсутствие информирования работника о необходимости подачи и регистрации письменного заявления на получение единовременной компенсационной выплаты, а также уведомление от 19.04.2021 г. об отказе в заключении договора в связи с приемом истца на работу (трудоустройством) не в год реализации выплаты являются незаконными. Способом защиты нарушенного права истца на получение спорной выплаты является возложение на ответчиков ГАУЗ СО «Белоярская ЦРБ» и Министерства здравоохранения Свердловской области обязанности по заключению с Богавиевой Т.Ю. договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
В связи с тем, что действующим на дату вынесения решения суда постановлением Правительства Свердловской области от 30.07.2020 г. № 508-ПП предусмотрена выплата врачам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо поселки городского типа, расположенные в удаленных и труднодоступных территориях (п. 111 Перечня – поселок городского типа Белоярский) в размере 1500000 руб., на Министерство здравоохранения Свердловской области подлежит возложению обязанность по осуществлению в установленном порядке Богавиевой Т.Ю. единовременной компенсационной выплаты в размере 1500000 руб.
На основании положений ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации также с ответчика ГАУЗ СО «Белоярская ЦРБ» при установленном неправомерном бездействии работодателя подлежит взысканию в пользу истца компенсация морального вреда.
При определении размера компенсации суд учитывает длительность периода нарушения прав истца, нахождение ее в состоянии стресса, которое неблагоприятно в состоянии беременности и после рождения ребенка, и полагает, что с учетом характера нарушенного права, разумным и справедливым размером компенсации морального вреда является 20000 руб.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика ГАУЗ СО «Белоярская ЦРБ» в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины за требования неимущественного характера в размере 300,00 руб. (чек-ордер от 23.06.2021 г.).
При разрешении просьбы истца, изложенной в просительной части искового заявления, о том, чтобы считать время пятилетней отработки по договору с момента трудоустройства с 17.02.2020 г. после предоставления единовременной компенсационной выплаты, суд отмечает, что условие, предусматривающее обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы предусмотрено договором о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Форма договора утверждена Приложением № 2 к Порядку предоставления единовременных компенсационных выплат, оснований для внесения каких-либо изменений в утвержденную форму договора у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Богавиевой Татьяны Юрьевны к Министерству здравоохранения Свердловской области, государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Белоярская центральная районная больница» о возложении обязанности по заключению договора, осуществлении выплаты, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Возложить на государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области «Белоярская центральная районная больница» и Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность заключить с Богавиевой Татьяной Юрьевной договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Возложить на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность осуществить в установленном порядке Богавиевой Татьяне Юрьевне единовременную компенсационную выплату в размере 1500000 руб. 00 коп.
Взыскать с государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области «Белоярская центральная районная больница» в пользу Богавиевой Татьяны Юрьевны компенсацию морального вреда в размере 20000 руб. 00 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья А.А. Пономарёва