Дело № 2-27/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Шалинское Красноярского края 14 января 2015 г.
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Сидоренко А.В.,
с участием истца Андреева В.М.,
представителя ответчика - Управления пенсионного фонда РФ в Манском районе Красноярского края - Васяниной В.В., действующей на основании доверенности,
при секретаре Маркиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреева Виктора Михайловича к Управлению пенсионного фонда РФ в Манском районе Красноярского края о признании решение незаконным, возложении обязанности на Управление пенсионного фонда РФ в Манском районе Красноярского края включить спорный период в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, о досрочном назначении пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Андреев В.М. обратился в суд с исковыми требованиями к Управлению пенсионного фонда РФ в Манском районе Красноярского края, согласно которым просит:
1. Признать решение Управления пенсионного фонда РФ в Манском районе Красноярского края №170 от 14.11.2014 г. об отказе в назначении Андрееву Виктору Михайловичу досрочной трудовой пенсии незаконным;
2. Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Манском районе Красноярского края включить Андрееву Виктору Михайловичу в специальный педагогический трудовой стаж период работы освобожденным секретарем комитета комсомола совхоза «Красный Октябрь» Манского РК ВЛКСМ с 17.12.1985 г. по 30.04.1987 г. (1 год 4 месяца 14 дней);
3. Назначить Андрееву Виктору Михайловичу пенсию по старости в связи с педагогической работой с момента обращения за ней, то есть с 15.08.2014 г.
Заявленные требования мотивированы тем, что 15.08.2014 г. истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях». 14.11.2014 г. решением пенсионного органа в назначении досрочной трудовой пенсии истцу было отказано, по причине отсутствия необходимого специального стажа работы в соответствующих учреждениях. Пенсионный орган не засчитал истцу в стаж, работу освобожденным секретарем комитета комсомола совхозы «Красный Октябрь» (Манского РК ВЛКСМ), с 17.12.1985 г. по 30.04.1987 г. итого 1 год 4 месяца 14 дней. С указанным решением истец не согласен, не включение в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии указанного периода, является неправомерным.
В судебном заседании истец Андреев В.М. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика Васянина В.В., исковые требования не признала, представила отзыв на исковое заявление, согласно которому, правовых оснований для включения спорных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, не имеется. В подсчет стажа не включен период работы в качестве освобожденного секретаря комитета комсомола Манского РК ВЛКСМ. Согласно п.2 ст.27 Закона о трудовых пенсиях Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости (в том числе в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста) утверждаются Правительством РФ и которыми руководствуются органы Пенсионного фонда РФ, кроме того, при определении права на досрочную трудовую пенсию про старости пенсионные органы руководствуются Правилами утвержденными постановлением правительства РФ от 29.10.2002 г. №781. Список является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. В разделе «Наименование должностей) должность освобожденный секретарь не поименована и учреждение РК ВЛКСМ не предусмотрено вышеуказанным Списком. Учитывая постановление Конституционного суда от 29.01.2004 г. №2-П, исчисление стажа за периоды работы до вышеназванного постановления может производиться по ранее действующим нормам. В частности, за периоды до 01.11.1999 г. - в соответствии со Списком профессий и должностей…, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 6.09.1991 г. №463, за периоды работы после 1.11.1999 г. - в соответствии со Списком должностей и Правилами исчисления сроков выслуги, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067. Ни одним из названных Списков не предусмотрено такое наименование должности как освобожденный секретарь РК ВЛКСМ, в связи с чем период работы истца в этой должности с 17.12.1985 г. по 30.04.1987 г. (1 год 4 месяца 14 дней) не подлежит зачету в специальных стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в отзыве поддержал.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Андреева В.М. подлежащими удовлетворению.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.1 ст.1 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях).
Согласно ст. Закона о трудовых пенсиях, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п.17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 30 от 11.12.2012 г. «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
По п.20 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.
При оценке пенсионных прав застрахованных лиц может применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного выше Федерального закона (п. 12 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. № 8-П и Определение от 05.11.2002 г. № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации постановлением от 17.10.2003 г. № 70 утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2003 г. № 5280), в соответствии с которым, расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (действовавшего до 1.10.1993 г.), утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях.
Основываясь на положении пункта 3.1. Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 г. № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15.08.2014 г. истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001 г.
Решением пенсионного органа от 14.11.2014 г. №170 истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001 г. отказано, по тем основаниям, что на дату подачи заявления (15.08.2014 г.) стаж на соответствующих видах работ по пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001 г. составил 23 года 8 месяцев 15 дней, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости требуется 25 лет (л.д.13).
Согласно архивной справе, истец протоколом №14 заседания бюро Манского райкома ВЛКСМ от 12.12.1985 г. п.18 п.3 утвержден секретарем ПКО совхоза «Красный Октябрь», в ведомостях по начислению заработной платы сотрудникам Манского райкома ВЛКСМ с. Шалинское Красноярского края за 1985-1987 г.г. имеются сведения, что истцу начислена заработная плата с декабря 1985 г. по апрель 1987 г. (л.д.17).
Согласно трудовой книжке, истец в период с 17.12.1985 г. по 30.04.1987 г. работала в должности освобожденного секретаря комитета комсомола совхоза «Красный Октябрь» (л.д.7-10).
Таким образом, исходя из приведенных выше правовых норм и установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу, что период работы истца с 17.12.1985 г. по 30.04.1987 г. в должности освобожденного секретаря комитета комсомола Манского РК ВЛКСМ работа истца была выборной, указанный период подлежит включению в стаж, дающий право на назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Поскольку, на дату подачи истцом заявления о назначении досрочной трудовой пенсии, стаж на соответствующих видах работ по пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» составлял 23 года 8 месяцев 15 дней, а с учетом подлежащего включению в него периода работы освобожденным секретарем комитета комсомола Манского РК ВЛКСМ составляет (23 года 8 месяцев 15 дней + 1 год 4 месяца 14 дней) 25 лет 29 дней, исковые требования истца о назначении ему досрочной трудовой пенсии подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Андреева Виктора Михайловича к Управлению пенсионного фонда РФ в Манском районе Красноярского края удовлетворить.
Признать решение Управления пенсионного фонда РФ в Манском районе Красноярского края от 14.11.2014 г. №170 об отказе Андрееву Виктору Михайловичу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - незаконным.
Возложить на Управление пенсионного фонда РФ в Манском районе Красноярского края обязанность включить в специальный трудовой стаж Андрееву Виктору Михайловичу, в связи с осуществлением педагогической деятельности, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы освобожденным секретарем комитета комсомола совхоза «Красный Октябрь» Манского РК ВЛКСМ с 17.12.1985 г. по 30.04.1987 г.
Возложить на Управление пенсионного фонда РФ в Манском районе Красноярского края обязанность назначить Андрееву Виктору Михайловичу досрочную трудовую пенсию по старости, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения за назначением пенсии - с 15.08.2014 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Манский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 19.01.2015 г.
Председательствующий: Сидоренко А.В.