Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-258/2023 ~ М-99/2023 от 13.02.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Безенчук                                         11 апреля 2023 года

Безенчукский районный суд Самарской области в составе:

Председательствующего судьи Бурдиной Д.Ю.,

при секретаре ФИО2,

с участием административного истца помощника прокурора <адрес> ФИО3,

представителя административных ответчиков ГБОУ СОШ с.<адрес> м.<адрес>, Министерства образования <адрес> ФИО4, действующей на основании доверенности,

представителя административного ответчика МКУ м.<адрес> "Ресурс" ФИО5, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                   по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к ГБОУ СОШ с.<адрес> м.<адрес>, Министерству образования <адрес>, Администрация м.<адрес>, МКУ м.<адрес> "Ресурс" о возложении обязанности по обустройству пандусом здания школы,

установил:

<адрес> действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГБОУ СОШ с.<адрес> м.<адрес>, Министерству образования <адрес>, Администрация м.<адрес>, МКУ м.<адрес> "Ресурс" о возложении обязанности по обустройству пандусом здания школы.

В обоснование уточненного административного иска указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения ГБОУ СОШ с.<адрес> законодательства об образовании, о несовершеннолетних и молодежи, о социальной защите инвалидов. В ходе проверки установлено, что вход здания ГБОУ СОШ с.<адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, не оборудован пандусом. В целях устранения нарушений прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ годы вынесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства. Нарушения устранены не были, в связи с чем истец был вынужден обратиться в суд.

В ходе рассмотрения дела, административный истец уточнил требования, просил обязать муниципальное казенное учреждение муниципального района <адрес> «Ресурс» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить недостатки образовательного объекта государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы сельского поселения Прибой муниципального района <адрес> путем установления на входе в здание пандуса; обязать администрацию муниципального района <адрес> обеспечить финансирование муниципального казенного учреждения муниципального района <адрес> «Ресурс» в целях устранения недостатков образовательного объекта, государственного бюджетного общеобразовательного    учреждения средней общеобразовательной школы сельского поселения Прибой муниципального района <адрес>, для установления на входе в здание пандуса.

Представитель истца помощник прокурора ФИО3 в судебном заседании уточненный административный иск поддержала, просила требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Министерства образования и науки <адрес> ФИО4 в судебном заседании пояснила, что Министерство образовании и науки <адрес>, ГБОУ СОШ с.<адрес> м.<адрес> являются ненадлежащими ответчиками в связи с тем, что Администрация м.<адрес> является собственником имущества, МКУ м.<адрес> «Ресурс» правообладатель

Представитель административного ответчика МКУ м.<адрес> «Ресурс» ФИО5 в судебном заседании пояснил, что уточненные требования удовлетворению не подлежат, установка пандуса относится к деятельности Министерства, поддержал позицию изложенную в возражениях на иск.

Представитель административного ответчика - администрации м.<адрес> ФИО6 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит уточненные административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобретает особое общественное значение.

Конституция Российской Федерации провозгласила ФИО1 социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается, в том числе, государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).

Социальная защита, социальное обеспечение относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, пункт "ж" ч. 1 Конституции РФ). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 2, 7, 18 и 19).

В соответствии со ст. 2 и ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов гарантируется государством и направлена на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Органы местного самоуправления независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами" световых сигналов светофоров, и устройств, регулирующих движений пешеходов через транспортные коммуникации).

К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 273-Ф3 государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается в том числе на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.

В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-Ф3 в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования данного уровня впервые, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп население с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" одними из основных принципов в сфере образования являются обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность; недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования.

Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 181-ФЗ гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденных Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 904/<адрес>, в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия для использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

Частью 3.15 указанного Свода Правил определено, что пандус это сооружение, предназначенное для сопряжения поверхностей пешеходных путей на разных уровнях, состоящее из одного или нескольких маршей, имеющих наклонную поверхность с продольным уклоном и, при необходимости, горизонтальные поверхности. Согласно п. 6.1.1 Свода Правил в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

Пунктом 6.1.2 Свода Правил определено, что в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.

Как следует из материалов дела, в нарушение требований ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ должностными лицами ГБОУ СОШ <адрес> м.<адрес> не принято мер, направленных на предоставление условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Вход в помещение образовательного учреждения не оборудован пандусом с поручнями или подъемными устройствами у лестниц, что существенно нарушает конституционные права инвалидов, в том числе несовершеннолетних, на беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры.

Из информации ГБОУ СОШ <адрес> следует, что в образовательном учреждении вход в здание не оборудован пандусом. Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются.

При таких обстоятельствах суд приходит к мнению, что ответчиками не соблюдены требования действующего законодательства, в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построен то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры, кому из субъектов оно принадлежит на праве собственности.

Доступность зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения обеспечивается, в том числе (причем в первую очередь) путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения ГБОУ СОШ с.<адрес> законодательства об образовании, о несовершеннолетних и молодежи, о социальной защите инвалидов.

В целях устранения нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства об образовании, о несовершеннолетних и молодежи, о социальной защите инвалидов. Представление рассмотрено, удовлетворено.

Из материалов дела следует, что Администрация м.<адрес> является собственником здания ГБОУ СОШ <адрес>, на основании заключенного договора от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями.

<адрес> и Администрацией м.<адрес> заключено соглашение от 29.03.2012г., в соответствии с которым техническое обеспечение здания образовательной организации в целом возложено на орган местного самоуправления, а осуществление образовательного процесса и реализация полномочий, вытекающих из требований закона об образовании на сами образовательные организации и их учредителя, в рассматриваемом случае- министерство образования и науки <адрес>.

В соответствии с Уставом, утверждённым постановлением Администрации м.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , МКУ «Ресурс» финансируется за счет средств бюджета муниципального района Безенчукский в соответствии с бюджетной сметой п.4.1..

В соответствии с п.2.2 Соглашения заключенного между <адрес> и администрацией м.<адрес> о взаимодействии в области образования (далее - соглашение) от ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления м.<адрес> обеспечивают наличие и содержание зданий и помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса по образовательным программам общего образования; осуществляют функции собственника муниципального имущества, переданного в пользование государственным бюджетным общеобразовательным учреждениям <адрес>, и контролирует его использование.

В контексте данного соглашения под пригодными зданиями и сооружениями подразумеваются объекты, удовлетворяющие требованиям законодательства Российской Федерации в области пожарной, антитеррористической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия.

Согласно пункту 2.2 указанного соглашения, органы местного самоуправления м.<адрес> в рамках своих полномочий в целях организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования:

обеспечивают наличие и содержание зданий и помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса по образовательным программам общего образования;

обеспечивают предоставление в безвозмездное пользование государственным бюджетным образовательным учреждениям зданий и помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса по образовательным программам общего образования;

обеспечивают заключение договоров на предоставление коммунальных услуг и эксплуатационное обслуживание переданного в пользовании государственным бюджетным общеобразовательным учреждениям самарской области муниципального имущества с организациями, осуществляющими предоставление соответствующих услуг (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и др.) и оплату данных услуг согласно условиям договоров;

осуществляют функции собственника муниципального имущества, переданного в пользование государственным бюджетным образовательным учреждениям и контролируют его использование;

осуществляет разработку, реализацию и финансирование муниципальных программ в области образования;

осуществляет иные полномочия в сфере образования в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п.2.3 вышеназванного Соглашения, к совместным обязательствам министерства образования науки <адрес> и администрации м.<адрес> относится обеспечение комплексной безопасности обучающихся, воспитанников и сотрудников государственных бюджетных общеобразовательных учреждений.

Таким образом, суд приходит к выводу, что собственником здания школы, расположенного по адресу: <адрес>, является Администрация муниципального района <адрес>.

В соответствии с Уставом, утверждённым постановлением Администрации м.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , МКУ «Ресурс» финансируется за счет средств бюджета муниципального района Безенчукский в соответствии с бюджетной сметой п.4.1. (л.д. 15-21).

Имущество школы является собственностью муниципального района <адрес> и передано школе по договору безвозмездного пользования, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием муниципальный район <адрес> от имени которого выступает комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального района <адрес> (собственник), МБУ «Ресурс» (ссудодатель) и школой (ссудополучатель).

В соответствии с п. 3.2.3 данного договора ссудодатель обязан организовать выполнение текущего и аварийного ремонтов недвижимого имущества, проведение работ, связанных с устранением нарушений требований законодательства.

Таким образом, обеспечение расходов, связанных с содержанием и ремонтом зданий муниципальной собственности, благоустройством прилегающей территории, относится к полномочиям органов местного самоуправления. Предоставление комплекса полномочий собственнику влечет за собой и возложение на него бремени содержания объектов собственности, если иное не предусмотрено законом или договором. Именно собственник обязан нести все расходы, обусловленные содержанием имущества - объекта права собственности.

Оборудовать пандусом вход в здание школы возможно в рамках проведения капитального или текущего ремонта здания. Обеспечение расходов, связанных с содержанием и ремонтом зданий муниципальной собственности, благоустройством прилегающей территории, относится к полномочиям органов местного самоуправления. Предоставление комплекса полномочий собственнику влечет, за собой и возложение на него бремени содержания объектов собственности.

Поскольку условия для посещения образовательной организации маломобильными группами населения не созданы (отсутствует оборудованный пандусом вход в здание школы), что лишает инвалидов-колясочников возможности для полноценной жизнедеятельности, нарушает их конституционные права на достойную жизнь и свободное развитие, ограничивает возможность получения без дискриминации качественного образования, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Министерство образования в структуру органов местного самоуправления не входит (п. 1 ст. 34 Закона о самоуправлении). Поэтому оно не отвечает за финансирование обеспечения антитеррористической защиты школы. Бюджет формируется на уровне муниципального района, администрация распределяет средства, в том числе, и на систему образования.

Положения п. 23 Соглашения заключенного между <адрес> и администрацией м.<адрес> о взаимодействии в области образования (далее - соглашение) от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому обеспечение комплексной безопасности обучающихся, воспитанников и сотрудников государственных бюджетных общеобразовательных учреждений относится к совместным обязательствам министерства образования науки <адрес> и администрации м.<адрес>, не означает обязанность по финансированию Министерством образования <адрес> данных мероприятий, а как указано выше, осуществляет данную деятельность в пределах своих полномочий.

В силу вышеприведенных норм права обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание образовательного учреждения и оборудования входа в здание специальными приспособлениями возложена на орган местного самоуправления и образовательное учреждение, у которого здание школы находится на праве оперативного управления.

В связи с этим, суд приходит к мнению о том, что требования прокурора о возложении на администрацию муниципального района <адрес> обязанности осуществления финансирования для оборудования входа в здание школы на администрацию м.<адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 290, 293 КАС РФ,

решил:

Уточненные административные исковые требования прокурора <адрес>, удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное учреждение муниципального района <адрес> «Ресурс» (ИНН ) в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить недостатки образовательного объекта государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы сельского поселения Прибой муниципального района <адрес> путем установления на входе в здание пандуса.

Обязать администрацию муниципального района <адрес> (ИНН ) обеспечить финансирование муниципального казенного учреждения муниципального района <адрес> «Ресурс» в целях устранения недостатков образовательного объекта, государственного бюджетного общеобразовательного    учреждения    средней общеобразовательной школы сельского поселения Прибой муниципального района <адрес>, для установления на входе в здание пандуса.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                                Д.Ю. Бурдина

2а-258/2023 ~ М-99/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Безенчукского района Самарской области
Ответчики
Министерство образования Самарской области
МКУ "Ресурс"
Администрация м.р.Безенчукский Самарской области
ГБОУ СОШ с.Прибой м.р.Безенчукский
Суд
Безенчукский районный суд Самарской области
Судья
Бурдина Д.Ю
Дело на странице суда
bezenchuksky--sam.sudrf.ru
13.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2023Передача материалов судье
15.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2023Подготовка дела (собеседование)
02.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.03.2023Предварительное судебное заседание
30.03.2023Судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
25.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее