В окончательной форме решение суда принято 06 апреля 2017 года
Дело № 2а-1080/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 03 апреля 2017 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Лемешко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Центр» к Администрации города Ялты Республики Крым о признании действий незаконными, обязательстве совершить определенные действия, заинтересованное лицо - Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым,
у с т а н о в и л :
ООО «Центр» обратилось в суд с иском к Администрации города Ялты Республики Крым, уточнив требования которого просит признать незаконным бездействие Администрации г. Ялты в части не принятия решения в виде постановления по вопросу рассмотрения ею на основании заявления ООО «Центр», постановления Севастопольского апелляционного административного суда от 09 декабря 2013 года по делу №-а в редакции его определения от 25 декабря 2014 года, исполнительного листа Ялтинского городского суда серии ФС № от 14 июня 2016 года вопроса о составлении проекта землеустройства ООО «Центр» по отводу земельного участка площадью 0,15 га в аренду для строительства и обслуживания отеля и кафе по адресу: <адрес>
признать незаконным письменный отказ Администрации г. Ялты от 07 ноября 2016 года № 02.1-25/8243 ООО «Центр» в удовлетворении его требований о завершении процедуры оформления прав на земельный участок площадью 0,15 га в аренду для строительства и обслуживания отеля и кафе по адресу: <адрес>
обязать Администрацию г. Ялты повторно рассмотреть вопрос о завершении ООО «Центр» (ОГРН: №; ИНН: № процедуры оформления прав на аренду земельного участка площадью 0,15 га для строительства и обслуживания отеля и кафе по адресу: <адрес>», на основании решения Кореизского поселкового совета № 2120 от 7 октября 2005 года, постановления Севастопольского апелляционного административного суда от 09 декабря 2013 года по делу № 121/2027/13-а на условии передачи земельного участка в аренду без проведения аукциона и конкурса.
Исковые требования обоснованы тем, что решением Кореизского поселкового совета № 2120 от 7 октября 2005 года ООО «Центр» было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,1500 га из земель Кореизского поселкового совета для строительства и обслуживания отеля и ресторана по адресу: <адрес>». Указанный проект был разработан до 1 января 2008 года. По независящим от истца причинам проект не был вынесен на рассмотрение сессией поселкового совета, в связи с чем он не был утвержден, и вопрос поселковым советом не был рассмотрен. Постановлением Севастопольского апелляционного административного суда от 09 декабря 2013 года Кореизский поселковый Совет было обязано рассмотреть вопрос об утверждении кооперативу «Центр» проекта отвода земельного участка на ближайшей сессии, однако решение суда так и не было исполнено по независящим от истца обстоятельствам. На основании вступившего в законную силу решения суда истцом был получен исполнительный лист, который был передан для исполнения в Администрацию города Ялта, которой переданы полномочия Кореизского поселкового Совета в части распоряжения земельными участками. Вместе с тем, Администрация города Ялта уклоняется от рассмотрения вопроса о передаче истцу в аренду земельного участка, указывая на то, что в действующем законодательстве отсутствуют нормы, предусматривающие порядок и основания составления проекта землеустройства по отводу земельных участков в аренду, а также в связи с тем, что решение о даче истцу разрешения на составление проекта отвода земельного участка по состоянию на 21 марта 2014 года утратило силу. Считает бездействие ответчика незаконным, поскольку процедура предоставления земельных участков в порядке завершения оформления прав установлена нормативно – правовыми актами Республики Крым, а проект отвода не был истцом утвержден в срок до 21 марта 2014 года не вследствие бездеятельности истца, а в связи с противоправными действиями органа местного самоуправления, что уже установлено вступившим в законную силу решением суда.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика администрации города Ялты Республики Крым в судебное заседание не явился, был извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки представителя не сообщил.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты в судебное заседание не явился, был извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил суду письменные возражения на иск, в которых просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в удовлетворении иска просил отказать. В письменном отзыве на иск указал, что в администрацию города Ялты Республики обратилось ООО «Центр» с заявлением в порядке завершения оформления прав на предоставление в аренду земельного участка площадью 0,15 га по адресу: <адрес> К заявлению также был приложен исполнительный лист от 14.06.2016 года № о возложении на Ялтинский городской совет обязанности рассмотреть вопрос о составлении проекта землеустройства ООО «Центр» по отводу испрашиваемого земельного участка. Письмом администрации города Ялты от 07.11.2016 года заявление ООО «Центр» было оставлено без рассмотрения, в связи с отсутствием в законодательстве Российской Федерации норм, предусматривающих порядок и основания составления проектов отвода по землеустройству. Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 № 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок), которым установлены правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон). В связи с чем считает, что письменный отказ администрации города Ялты ООО «Центр» является законным, так как вынесение постановления по существу заявления ООО «Центр» не предусмотрено законодательством. Кроме того считает, что требования истца о признании незаконным письменного отказа в завершении оформления прав на земельный участок и обязании администрацию города Ялты повторно рассмотреть заявление ООО «Центр» по оформлению аренды земельного участка так же не законны, поскольку в нарушение Порядка истцом также не был представлен кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок.
В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие сторон и заинтересованного лица.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Кореизского поселкового совета № 2120 от 07 октября 2005 года было предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по составлению проекта отвода земельного участка из земель, находящихся в ведении Кореизского поселкового совета, кооперативу «Центр» на земельный участок ориентировочной площадью 0,15 га, для обслуживания гостиницы, кафе (зеленая зона) по адресу: <адрес>» (в аренду).
07 октября 2011 года Кореизским поселковым советом на 13-й сессии 6-го созыва были приняты решения о предоставлении разрешений на разработку проектов землеустройства земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес>», для предоставления в собственность (ориентировочной площадью 0,0800 га из земель Кореизского поселкового совета), а именно: № - ФИО 3, № – ФИО 4, № - ФИО 5, № - ФИО 6, № - ФИО 1, № - ФИО 2, № – ФИО 7
Кооператив «Центр» обжаловал указанные решения Кореизского поселкового совета № 182-188 от 07.10.2011 года в судебном порядке, в связи с тем, что Кооператив осуществил разработку проекта технической документации землеустройства на земельный участок, который фактически пересекает границы земельных участков, в отношении которых предоставлено разрешение на составление проекта землеустройства по отводу указанным лицам.
Постановлением Севастопольского апелляционного административного суда от 09 декабря 2013 года с внесенными в него исправлениями определением Севастопольского апелляционного административного суда от 25 декабря 2014 года, были признаны противоправными и отменены решения Кореизского поселкового совета № 182-188 от 07.10.2011 года «О предоставлении согласия ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6, ФИО 1, ФИО 2, ФИО 7 на составление проекта землеустройства по отводу земельных участков - для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек по адресу: <адрес> Обязано Кореизский поселковый совет на ближайшей сессии рассмотреть вопрос о составлении проекта землеустройства Кооператива «Центр» по отводу земельных участков общей площадью 0,1500 га, в аренду для строительства и обслуживания отеля и кафе по адресу: <адрес>».
Вышеуказанным постановлением суда от 09 декабря 2013 года было установлено, что Кооператив «Центр» в течение 2008-2010 года осуществлял разработку технической документации по землеустройству и получил дополнительные согласования: заключение № Алупкинской городской санитарно-эпидемиологической станции, заключение Республиканского комитета АР Крым: по охране окружающей природной среды №, заключение Управления главного архитектора Ялтинского городского совета №, заключение Республиканского комитета по охране культурного наследия №, справку Ялтинского управления земельных ресурсов №, выписку Управления Госкомзема в г. Ялта АР Крым №, в связи с чем согласовал и вынес в натуру земельный участок общей площадью 0,15 га, которому был присвоен кадастровый №.
При этом решением суда установлено, что Кооператив «Центр» не предоставил на утверждение проект землеустройства не по своей вине, а поскольку между Кореизским поселковым советом и Алупкинским городским советом возник спор относительно территориальных границ населенного пункта, что временно ограничивало ответчика в рассмотрении и утверждении проекта отвода земельного участка кооператива «Центр». Постановлением Хозяйственного суда АРК от 21.06.2007 по делу №а, оставленным бет изменений постановлением Высшего административного суда от 23.10.2009 года по делу №, признано и отменено решение 14-й сессии 23-го созыва Кореизского поселкового совета от 08.07.1999 года № 310 «Об утверждении границ пгт. Кореиз г. Ялта» и решение № 39 сессии 23 созыва Ялтинского городского совета от 01.08.2001 года № 40 «Об утверждении проекта установления границ пгт. Кореиз Кореизского поселкового совета г. Ялта АРК».
Также окружным административным судом АРК по делу № 2а-11227/10/17/0170 рассмотрен спор по иску Алупкинского городского совета к Верховному Совету АРК о признании недействительным решения от 20.02.2002 № 2278-2/02 «Об установлении границ поселка Кореиз». Производство по делу окончено в 2013 году.
Также судом было установлено, что при принятии обжалуемых решений № 182-188 от 07.10.2011 года Кореизский поселковый совет действовал с нарушением норм действующего законодательства, а именно были нарушены права кооператива «Центр», поскольку Кореизский поселковый совет не учел, что фактически произошло пересечение границ земельных участков, то есть наложение границ земельного участка кооператива «Центр» на границы земельных участков указанных лиц.
На основании Постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым от 17 марта 2014 года «О независимости Крыма» Крым провозглашен независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.
Согласно ч. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.
Ст. 10 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (за исключением юридических лиц, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично-правовое образование), могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года.
Так, Кооперативом «Центр» были приведены учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, о чем 21 января 2015 года были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о регистрации ООО «Центр», как о его правопреемнике.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 марта 2016 года, с внесенными в него дополнениями 21 апреля 2016 года, было частично удовлетворено заявление ООО «Центр», восстановлено утраченное судебное производство по административному делу № 121/2027/13-а (2а/121/184/13) по иску Кооператива «Центр» к Кореизскому поселковому совету, третьи лица: Республиканский комитет по земельным ресурсам АР Крым, ФИО 8, ФИО 3, ФИО 4, ФИО 9, ФИО 6, ФИО 1, ФИО 10, ФИО 11 о признании противоправным и отмене решения органа местного самоуправления.
Указанным судебным актом было также установлено, что исполнительный лист по данному делу не выдавался, исполнительное производство не возбуждалось. Кореизским поселковым советом была начата процедура добровольного исполнения решения суда, однако не окончена, в связи с ликвидацией Кореизского поселкового совета.
Согласно письму-ответу Ялтинского городского суда Республики Крым от 05 ноября 2015 года, административное дело № 121/2027/13-а (2а/121/184/13) по иску кооператива «Центр» к Кореизскому поселковому совету, третьи лица: Республиканский комитет по земельным ресурсам АР Крым, ФИО 8, ФИО 3, ФИО 4, ФИО 9, ФИО 6, ФИО 1, ФИО 10, ФИО 11 о признании противоправным и отмене решения органа местного самоуправления, направлено в Высший административный суд Украины и по состоянию на 05 ноября 2015 года в Ялтинский городской суд Республики Крым не возвращено.
28 сентября 2015 года ООО «Центр» обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 0,1500 га для строительства и обслуживания отеля и кафе по адресу: <адрес> на условиях аренды, на основании решения Кореизского посСовета.
Письмом Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта от 19 октября 2015 года истцу было сообщено, что предоставленное решение Кореизского посСовета № 2120 от 07.10.2005 года является недействующим. По существу заявление истца ни Департаментом, ни Администраций города Ялта не рассматривалось.
14 июня 2016 года по заявлению ООО «Центр» Ялтинским городским судом Республики Крым был выдан исполнительный лист серии ФС № по данному гражданскому делу № 2-1021/2017 в части возложения обязанности на Ялтинский городской совет Республики Крым первого созыва на ближайшей сессии рассмотреть вопрос о составлении проекта землеустройства ООО «Центр» по отводу земельных участков общей площадью 0,1500 га, в аренду для строительства и обслуживания отеля и кафе по адресу: <адрес>
04 июля 2016 года ООО «Центр» обратилось в Ялтинский городской совет Республики Крым с заявлением о рассмотрении вопроса о составлении проекта землеустройства ООО «Центр» по отводу земельного участка общей площадью 0,1500 га в аренду для строительства и обслуживания отеля и кафе по адресу: <адрес>» на основании судебного решения и исполнительного листа, выданного во его исполнение, либо предоставлении Администрации города Ялта рекомендации рассмотреть вышеуказанный вопрос в виду того, что функции в части распоряжения земельными участками муниципальной собственности в настоящее время переданы Администрации города Ялта.
08 июля 2016 года обращение ООО «Центр» было передано Ялтинским городским Советом на рассмотрение по существу в Администрацию города Ялта.
22 сентября 2016 года за № 02.1-25/5096 Администрацией города Ялты Республики Крым на заявление ООО «Центр» был дан письменный ответ о том, что функции в сфере распоряжения земельными участками муниципальной формы собственности отнесены к полномочиям администрации города Ялты Республики Крым в соответствии с уставом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. Также было сообщено, что завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых в период с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (за исключением решений, в которых указан срок действия, истекший до 21.03.2014). Постановление администрации города Ялты о рассмотрении требований исполнительного листа от 14.06.2016 по делу от 09.12.2013 № в ближайшее время будет принято.
24 августа 2016 года ООО «Центр» повторно обратилось в Ялтинский городской совет с заявлением об исполнении требований постановления Севастопольского апелляционного административного суда от 09.12.2013 года по делу № 121/2027/13-а в соответствии с исполнительным листом.
22 сентября 2016 года за 02.1-25/6464 Администрацией города Ялты Республики Крым был дан аналогичный ответ.
На обращение ООО «Центр» от 31.10.2016 года Администрацией города Ялты Республики Крым 07 ноября 2016 года за № 02.1-25/8243 также был дан ответ о том, что требования, указанные в исполнительном листе Ялтинского городского суда от 14 июня 2016 года по делу № серии ФС №, не могут быть удовлетворены, в виду отсутствия в действующем законодательстве Российской Федерации норм, предусматривающих порядок и основания составления проекта землеустройства по отводу земельных участков в аренду.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Украины (далее – ЗК Украины), действовавшей на момент возникновения правоотношений, к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов относится: а) распоряжение землями территориальных общин; б) передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии Кодексом; в) предоставление земельных участков в пользование из земель коммунальной собственности в соответствии с этим Кодексом.
Согласно ст. 116 ЗК Украины граждане и юридические лица приобретают право собственности и пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной ценности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах её полномочий, определенных ЗК. Украины.
Приобретение нрава на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность либо предоставления их в пользование.
В силу п. 6 ст. 118 ЗК Украины граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм безвозмездной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию либо сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желательное месторасположение земельного участка, согласование землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц) и документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие участка, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства). В случае если земельный участок государственной собственности расположен за границами населенных пунктов и не входит в состав определенного района, заявление подается в Совет министров Автономной Республики Крым.
Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 39.2. Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК), статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Согласно ст. 13 Закона № 38-ЗРК, завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (часть 1).
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом Министров Республики Крым (часть 5).
Постановлением Совета Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 года утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок № 313).
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 313, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
В соответствии с пунктом 5 Порядка № 313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014 г. N 78 к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом.
Во исполнение Постановления Совета Министров Республики Крым решением Ялтинского городского Совета № 37 от 30 марта 2015 года были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым (далее – Правила № 37).
Пунктом 4 решения Ялтинского городского Совета определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент).
В соответствии с пунктом 8 Правил, в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов пунктам 5, 6 Правил, Департамент в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления направляет копию поступившего заявления и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение:
1) В Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент архитектуры) (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, с указанием вида разрешенного использования.
Сроки предоставления результатов проверки Департамента архитектуры, с момента получения межведомственного запроса от Департамента - десять дней.
2) В исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия (в случае если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного фонда и особо охраняемых территорий), которые осуществляют проверку на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов.
В соответствии с п. 12 Правил № 37, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается Департаментом и издается главой администрации города Ялты в виде постановления.
При отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта Департамент обеспечивает принятие решения о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное бессрочное пользование) (п. 13 Правил № 37).
Пунктом 15 Правил № 37 установлено, что решение о предоставлении земельного участка, продаже земельного участка оформляется и издается главой администрации города Ялты в виде постановления администрации города Ялты Республики Крым.
Решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка (пункт 16 Правил № 37).
Таким образом, законодательством Республики Крым установлена процедура, предусматривающая возможность предоставления юридическим лицам Российской Федерации в аренду земельных участков на основании решений органа местного самоуправления о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Таким образом, суд считает, что выводы Администрации города Ялты Республики Крым, изложенные в ответе от 07 ноября 2016 года, о невозможности рассмотрения поданного истцом заявления в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК и в порядке, установленном Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 года № 313, в виду отсутствия в действующем законодательстве РФ норм, предусматривающих порядок и основания составления проекта землеустройства по отводу земельных участков в аренду, противоречат действующему законодательству, нарушают права истца, вследствие чего являются незаконными.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В обоснование правомерности своих действий ответчик в своих письмах также ссылается на п. 3 Раздела 2 Заключительных положений Закона Украины от 16 сентября 2008 года № 509 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству», согласно которому принятые и не исполненные до вступления в силу этого Закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка сохраняют силу на протяжении двух лет со дня вступления в силу этого Закона.
Указанный закон вступил в силу 14 октября 2008 года.
Законом Украины от 29.06.2010 года № 2367-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию государственного регулирования в сфере строительства жилья» п. 3 раздела 2 Заключительных положений Закона Украины от 16 сентября 2008 года № 509 изложен в новой редакции, в соответствии с которой принятые и не исполненные до вступления этим Законом решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на составление проекта отвода земельного участка сохраняют действие на протяжении двух лет со дня вступления в силу этого Закона, а разработанные в соответствии с этими решениями проекты землеустройства по отводу земельных участков рассматриваются в установленном законом порядке. Передача в аренду таких земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности осуществляется без проведения земельных торгов (аукционов).
Указанный Закон вступил в законную силу 23 июля 2010 года.
Ссылаясь на вышеперечисленные нормы законодательства Украины, ответчик полагает, что решение Кореизского поселкового Совета № 2120 от 07.10.2005 года о даче истцу разрешения на разработку проекта землеустройства по составлению проекта отвода земельного участка по состоянию на 21 марта 2014 года считалось утратившим в силу, в связи с чем не является основанием для завершения оформления прав на земельный участок в порядке, установленном ст. 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и Постановления Совета Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 года.
Вместе с тем, суд не может согласиться с вышеуказанными доводами ответчика, исходя из следующего.
Так, из представленной истцом землеустроительной документации следует, что истцом был разработан проект землеустройства, получены соответствующие согласования, вынесен в натуру земельный участок, то есть истец выполнил в установленный срок обязанность, возложенную на него решением Кореизского поселкового Совета № 2120 от 07.10.2007 года, а, следовательно данное решение повлекло те правовые последствия, в целях наступления которых оно было принято.
Таким образом, вышеуказанное решение было реализовано истцом в установленные законом сроки.
Однако данный проект землеустройства не был утвержден не по вине ООО «Центр», а в связи с наличием судебных споров относительного территориальных границ населенного пункта, что было установлено вступившим в законную силу решением суда.
При этом судом установлено, что решение Кореизского поселкового Совета № 2120 от 07.10.2005 года не было признано незаконным, никем не отменено, повлекло для истца правовые последствия, для наступления которых оно было принято, со стороны истца было выполнено в полном объеме и в кратчайшие сроки, в связи с чем суд считает, что основания для признания указанного решения утратившим силу отсутствуют.
Согласно п. 6 Порядка № 313, заявление о предоставлении земельного участка должно содержать: имя (наименование) заявителя; просьбу о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона. При этом должен быть указан желаемый вид права на земельный участок (при условии, что допускается предоставление земельного участка на различных видах прав); адрес, телефон или иной способ связи с заявителем; ссылка на правовое основание льготного (бесплатного) предоставления земельного участка.
Пункт 7 Порядка содержит перечень прилагаемых к нему документов.
В соответствии с п. 8 Порядка № 313, подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 настоящего Порядка является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления.
Как установлено судом, ООО «Центр» обратился в администрацию города Ялты Республики Крым с заявлением о завершении оформления прав на земельный участок на основании судебного решения и исполнительного листа, которое не соответствовало требованиям пунктов 6,7 Порядка № 313, в связи с чем подлежало оставлению без рассмотрения в соответствии с п. 8 Порядка № 313.
В тоже время, из ответа Администрации города Ялта от 07 ноября 2016 года, ответов Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта от 19 октября 2015 года, 16 ноября 2015 года следует, что данное заявление истца было рассмотрено ответчиком с нарушением установленной процедуры; изложенные в ответах выводы не соответствуют действующему законодательству.
Таким образом, требования истца о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в рассмотрении поданного им заявления путем предоставления письменного ответа от 07 ноября 2016 года, суд считает обоснованными.
В отзыве Департамента имущественных и земельных отношений, в обоснование правомерности действий ответчика Департамент также ссылалась на то, что истцом в нарушение требований пункта 7 Порядка не был предоставлен кадастровый паспорт земельного участка.
В пункте 61 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 36 от 27 сентября 2016 года «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Таким образом, поскольку вопрос соответствия поданного истцом заявления и приложенных к нему документов не были предметом рассмотрения административного ответчика при принятии оспариваемого решения, вышеуказанные доводы суд не может принять во внимание в обоснование правомерности обжалуемых действий Администрации города Ялта.
В тоже время, поскольку ответчиком не была проведена проверка соответствия поданного истцом заявления требованиям Порядка, требования истца в части признания незаконным бездействия Администрации города Ялта в части не принятия решения в виде постановления суд считает преждевременными, а потому не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Поскольку суд пришел к выводу о незаконности действий ответчика, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца на Администрацию города Ялты Республики Крым следует возложить обязанность рассмотреть заявление ООО «Центр» в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК, в порядке и в сроки, установленные Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 года № 313.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
иск Общества с ограниченной ответственностью «Центр» удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Администрации города Ялты Республики Крым по рассмотрению заявления Общества с ограниченной ответственностью «Центр» путем оформления ответа № 02.1-25/8243 от 07.11.2016 года.
Обязать Администрацию города Ялты Республики Крым рассмотреть заявление Общества с ограниченной ответственностью «Центр» о завершении процедуры оформления прав на аренду земельного участка площадью 0,15 га для строительства и обслуживания отеля и кафе по адресу: <адрес> на основании решения Кореизского поселкового Совета № 2120 от 7 октября 2005 года, в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК; в сроки и в порядке, установленные Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 года № 313.
В удовлетворении исковых требований в части признания незаконным бездействия отказать.
Обязать Администрацию города Ялты Республики Крым в течение одного месяца со дня исполнения судебного решения сообщить об его исполнении суду, а также Обществу с ограниченной ответственностью «Центр».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова