Дело № 2-229/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2013 г. г. Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы РБ в составе:
председательствующего судьи Салимзяновой Г.М.,
с участием представителя истца Министерства культуры – Файзуллина Р.В. доверенность в деле,
представителя ответчика ООО «<данные изъяты>» – Суздальцева Г.Ю. доверенность в деле,
при секретаре Бекировой З.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства культуры Республики Башкортостан к ООО «<данные изъяты>» о приостановлении незаконной деятельности по ремонту, строительству на территории объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Министерство культуры Республики Башкортостан обратилось в суд с иском к ООО «<данные изъяты>» о приостановлении незаконной деятельности по ремонту, строительству на территории объекта культурного наследия.
Свои исковые требования мотивировали тем, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством культуры РБ установлен факт проведения несогласованных стоительных работ ООО «<данные изъяты>» на территории объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>.», расположенного по адресу <адрес>. Здание, расположенное данному адресу распоряжением Совета Министров БАССР №р отДД.ММ.ГГГГ и Указом Президиума Верховного Совета РБ №в от ДД.ММ.ГГГГпостановлено на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения. На основании ч.3 ст. 64 объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ.
В ходе судебного разбирательства представителя истца Министерства культуры – Файзуллин Р.В. иск поддержал и в обоснование привел доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» – Суздальцев Г.Ю. исковые требования не признали и пояснили, что неоднократно направляли запросы для того, чтобы им дали разъяснения, что является культурным наследием. При приобретении здания не было указано обременение. Предыдущий собственник также не знал, что здание является культурным наследием. Они никакие ремонты не делали, только убирали мусор и починили кровлю крыши.
Выслушав стороны судебного разбирательства, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ было направлено предписание № ООО «<данные изъяты>» о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, поведение которых может причинить вред объекту культурного наследия.
Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан «О сохранении историко-культурного наследия народов РБ» №в от ДД.ММ.ГГГГ Дом Сахарова ДД.ММ.ГГГГ постройки по <адрес> включен в этот перечень.
Распоряжением Совета Министров Башкирской АССР №р. от ДД.ММ.ГГГГ здание Дом Сахарова (Уфимский телеграф) по <адрес> включен в список памятников истории и культуры.
Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № принятым в целях сохранения национального культурного наследия и преодоления ведомственных тенденций, установлено, что таковое является республиканской собственностью и приватизации не подлежит. Министерство культуры Республики Башкортостан определено специально уполномоченным государственным органом по охране памятников от имени государства и указания последнего в данной сфере обязательны для предприятий, учреждений, организаций и граждан. На Совет Министров Республики, его министерства и ведомства возложена обязанность по обеспечению ряда соответствующих мер. Министерству культуры, в частности, - продолжить работу по дальнейшему выявлению, учету и постановке под госохрану памятников истории и культуры, их реставрации, инвентаризации и паспортизации. Пунктом 7 данного Указа утвержден выявленный Министерством культуры перечень объектов историко-культурного наследия.
Во исполнение Закона Республики Башкортостан "О культуре" и приведенного выше Указа (от ДД.ММ.ГГГГ № Распоряжением Кабинета Министров Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 359-р было принято предложение Минкультуры Республики о постановке на государственную охрану вновь выявленных недвижимых памятников истории и культуры.
Истцом на день рассмотрения подтверждено, что ими в настоящее время установленной федеральным законодательством правовой процедуры снятия с государственной охраны объектов культурного наследия народов Республики Башкортостан в отношении оспариваемого объекта нет, он как был в выше указанном списке так и остался. В настоящее время идет процедура по ормлению оспариваемого объекта в соответствии с Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», и Законом Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-з «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Республики Башкортостан».
Из анализа этих нормативных актов следует, что вопросы, связанные с исключением объектов культурного наследия как федерального, так и регионального значения, осуществляется только на основании акта Правительства Российской Федерации и только на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы.
Согласно преамбуле, пункту 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Подпунктом 8 пункта 2 ст. 33 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что выдача в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение, в том числе строительных работ, является одним из видов государственной охраны объектов культурного наследия.
В силу пункта 2 ст. 37 приведенного Федерального закона, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы, а также работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком и исполнителем работ после получения письменного предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо федерального органа охраны объектов культурного наследия.
Пунктом 3 ст. 37 предусмотрено, что в случае принятия мер по ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 настоящего ФЗ, или в случае устранения угрозы нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия приостановленные работы могут быть возобновлены по письменному разрешению соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, по предписанию которого работы были приостановлены.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Министерства культуры Республики Башкортостан обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Министерства культуры Республики Башкортостан удовлетворить.
Приостановить строительные и иные работы, касающиеся памятника архитектуры «Дом Сахарова» (<данные изъяты>), расположенного по адресу: <адрес> до разработки научно-проектной документации и получения здания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение месяца.
Судья Г.М. Салимзянова Решение не вступило в законную силу