Дело № (15)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> "25" февраля 2014 года
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Барабаш М.В.,
при секретаре Л.Е.С.,
с участием представителя истца П.С.Ю.,
представителя ответчика Б.Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Н.А. к администрации Екатеринославского сельсовета о признании недействительным договора безвозмездной передачи жилого дома и земельного участка, применении последствий недействительности сделки,
У С Т А Н О В И Л:
К.Н.А. обратилась в суд с указанным заявлением и просит признать недействительным (ничтожным) договор безвозмездной передачи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ней и администрацией Екатеринославского сельсовета <адрес>, применить последствия недействительности ничтожной сделки, признать недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок с кадастровым номером 28:19:011238:11, расположенные по адресу <адрес>, обязать администрацию Екатеринославского сельсовета безвозмездно передать в собственность истца указанные объекты недвижимости. В обоснование ссылается, что подписание указанного договора безвозмездной передачи в собственность Екатеринославского сельсовета было обусловлено Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №520, которым утверждены Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории <адрес>, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья. В соответствии с пп.3 п.4 раздела II указанных Правил лицо, претендующее на получение мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья, должно представить письменное обязательство о безвозмездной передаче утраченного жилья (земельного участка) в муниципальную собственность. Однако, данный пункт Правил определением судебной коллегии Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ был признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу. В связи с чем, в силу ст.35, 126 Конституции РФ, ст.166, 167, 168 ГК РФ, считает, что сделка по безвозмездной передаче истцом своего имущества в собственность Екатеринославского сельсовета является недействительной.
В судебном заседании представитель истца П.С.Ю., поддержал исковые требования в полном объеме, уточнив их, а именно просит признать недействительным (ничтожным) договор безвозмездной передачи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между К.Н.А. и администрацией Екатеринославского сельсовета <адрес>, прекратить регистрационную запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок с кадастровым номером 28:19:011238:11, расположенные по адресу <адрес>, обязать администрацию Екатеринославского сельсовета безвозмездно передать в собственность истца указанные объекты недвижимости. Ссылается, что получение истцом социальной выплаты на приобретение жилья, утраченного в результате чрезвычайной ситуации в августе 2013 года было возможно только при условии заключения ею договора о безвозмездной передаче в собственность муниципального образования жилого помещения и земельного участка, что противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права истца на владение, распоряжение принадлежащим ей имуществом.
Представитель ответчика администрации Екатеринославского сельсовета Б.Е.А. с иском не согласился, пояснил при этом, что оспариваемый истцом договор безвозмездной передачи жилого дома и земельного участка был заключен в июле 2014 года в соответствии с действующим на тот момент Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №520. В связи с чем действия администрации сельсовета считает правомерными. Кроме того, жилое помещение, принадлежавшее истцу на праве собственности, было признано непригодным для проживания, оно подлежит сносу.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, будучи извещенными надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются сведения. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд считает возможным рассмотреть иск в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В силу ст.167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии с п.1 ст.168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Пунктом 2 указанной нормы предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В судебном заседании установлено, что К.Н.А. являлась собственником земельного участка, принадлежавшего ей на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ, и расположенного на нем жилого помещения, право собственности на которое в силу приобретательной давности за ней признано решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Данные объекты недвижимости расположены по <адрес>. Указанным решением суда также подтверждается, что в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ дом и земельный участок, принадлежавшие истцу, были подтоплены, жилое помещение заключением № от ДД.ММ.ГГГГ и актом межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ был признан непригодным для проживания в результате подтопления.
Согласно договора безвозмездной передачи (без указания даты) жилого дома и земельного участка, К.Н.А. безвозмездно передала, а муниципальное образование Екатеринославский сельсовет <адрес> в лице главы Ч.В.А., приняло в собственность земельный участок с кадастровым номером 28:19:011238:11, и расположенный на нем жилой дом, общей площадью 38,8 кв.метров, с кадастровым номером 28:19:011238:71, по адресу: <адрес>.. Из текста договора следует, что безвозмездная передача К.Н.А. указанных объектов недвижимости в собственность муниципального образования произведена во исполнение Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и в целях реализации мер государственной поддержки (предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории <адрес>, социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья).
Выпиской из ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что за Муниципальным образованием Екатеринославский сельсовет ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на переданные безвозмездно истцом объекты недвижимости.
Проверяя доводы стороны истца о недействительности указанной сделки, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно части 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основано на гарантиях, установленных статье 29 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Согласно части 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с частью 1 указанной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с последующими изменениями) также на территории области гарантируются права граждан в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, закрепленных в Конституции РФ и соответствующих законах <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (действовавшим в период возникновения спорных правоотношений) утверждены Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории <адрес>, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья.
Согласно подпункта "3" пункта 4 раздела II указанных Правил для получения социальной выплаты совместно с заявлением представляется в том числе письменное обязательство о безвозмездной передаче (отказе) утраченного жилья (земельного участка) в муниципальную собственность, и начинающее действовать в случае принятия решения о предоставлении социальной выплаты заявителю.
Вместе с тем, Определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ подпункт "з" пункта 4 раздела II указанных Правил, в том числе, был признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу настоящего определения.
При этом Верховный Суд РФ исходил из того, что субъект Российской Федерации изменил установленные федеральными нормативными правовыми актами условия получения мер социальной поддержки гражданами, пострадавшими от наводнения, установив дополнительное требование в виде предоставления обязательства о безвозмездной передаче (отказе) утраченного жилья (земельного участка) в муниципальную собственность. В определении Верховного Суда РФ также указано, что, целью социальной поддержки является оказание безвозмездной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, что ни в Указе Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, Амурской и Магаданской областей, <адрес>", ни в Правилах предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан не содержится указание на то, что денежные средства выплачиваются в обмен на передачу гражданами своей собственности.
Таким образом, поскольку оспариваемый договор передачи в муниципальную собственность объектов недвижимости, зарегистрированный в ЕГРП прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, был заключен истцом с муниципальным образованием во исполнение указанного пункта Правил, который признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с ДД.ММ.ГГГГ, в результате совершения сделки были нарушены права истца, как собственника жилого дома и земельного участка на владение, пользование, распоряжение принадлежащим ей имуществом, что повлекло для нее негативные последствия в виде отчуждения данных объектов недвижимости. Следовательно, данная сделка в силу ст.166, п.1 ст.168 ГК РФ является оспоримой, требования истца о признании договора безвозмездной передачи жилого дома и земельного участка недействительным подлежат удовлетворению.
В силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п.1 ст.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация права является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с п.52 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ № и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В силу приведенных норм права подлежат также удовлетворению требования истца о применении последствий недействительности указанной сделки путем прекращения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, записей № и № от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права собственности Муниципального образования Екатеринославский сельсовет <адрес> на земельный участок, общей площадью 400 кв.м., с кадастровым номером 28:19:011238:11, и расположенное на нем жилое помещение (квартиру), общей площадью 38,8 кв.м., с кадастровым номером 28:19:011238:71, по адресу: <адрес>., обязании администрации Екатеринославского сельсовета безвозмездно передать указанные объекты недвижимости в собственность истца.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░ № ░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 400 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 28:19:011238:11, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░), ░░░░░ ░░░░░░░░ 38,8 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 28:19:011238:71, ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░