Решение по делу № 2-117/2016 ~ М-55/2016 от 13.01.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 февраля 2016 года                                                                                          а. Адыге-Хабль

Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской республики в составе:

председательствующего судьи Матакаева А-Г.И.

при секретаре Шебзуховой С.Х.,

с участием старшего помощника <данные изъяты> межрайонного прокурора Гужевой Р.Х.,

представителя ответчика - МКДОУ <данные изъяты> Баисовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению <данные изъяты> межрайонного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ <данные изъяты> и отделу образования администрации <данные изъяты> муниципального района об обязании МКДОУ <данные изъяты> и отдела образования администрации <данные изъяты> муниципального района обеспечить создание необходимой материально-технической базы и оснащение образовательного процесса, а именно: оборудовать здание дошкольного учреждения пандусами для беспрепятственного доступа детей-инвалидов, поручнями к пандусам в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012, СНиП 35-01-2001, ГОСТ Р 51261-99,

УСТАНОВИЛ:

<данные изъяты> межрайонный прокурор <данные изъяты> обратился в Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с исковым заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению <данные изъяты> и Отделу образования администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> об обязании ответчиков обеспечить создание необходимой материально-технической базы и оснащение образовательного процесса, а именно: оборудовать здание дошкольного учреждения пандусами для беспрепятственного доступа детей-инвалидов, поручнями к пандусам, в соответствии с указанными требованиями СП 59.13330.2012, СНиП 35-01-2001, ГОСТ Р 51261-99. Свои требования обосновал тем, что <данные изъяты> межрайонной прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры республики проведена проверка соблюдения требований ст.15, 19 ФЗ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в деятельности МКДОУ <данные изъяты>. Проверкой соблюдения прав детей-инвалидов на безбарьерную дошкольную среду в МКДОУ <данные изъяты> установлено отсутствие пандуса, который должен соответствовать требованиям Свода Правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года №605 (далее СП 59.13330.2012); строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года №73 (далее СНиП 35-01-2001); ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные», утвержденных Приказом Госстандарта РФ №123 от 13 апреля 1999 года (далее ГОСТ Р 51261-99); перед подъемом пандуса и после него должна обязательно находиться горизонтальная плоскость, которая вмещала бы в себя габариты кресла или коляски; при установке пандуса на лестнице с несколькими пролетами, то есть в случаях, когда изделие состоит из нескольких частей, обязательно наличие ровной плоскости между частями. Это необходимо для предоставления возможности развернуть коляску. Размеры такой промежуточной площадки составляют - ширина равна двойной ширине марша, а глубина от 1,5 м. Лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20; длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусмотреть свободную зону размером не менее 3 м, а в зонах интенсивного использования не менее 4 м. Свободные зоны должны быть также предусмотрены при каждом изменении направления пандуса, чтобы была возможность развернуть коляску. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные». Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9-1,0 м. Поручни при возможности должны располагаться с обеих сторон и быть длиннее подъемного марша, как минимум на 30 см с каждой стороны, при этом важно, чтобы они были непрерывного на всем протяжении. Диаметр перил может варьироваться от 3 до 5 см. Завершающие части поручней инвалидных должны быть немного длиннее марша на 300 мм. Колесоотбойные устройства высотой 0,1 м следует устанавливать на промежуточных площадках и на съезде. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности. Следует предусматривать бортики высотой не менее 5 см. по продольным краям маршей пандусов.

Таким образом, указанные нарушения и отсутствие условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в здание дошкольного учреждения нарушает права детей-инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и иным законодательством. Отсутствие в МКДОУ <данные изъяты> необходимой материально-технической базы и оснащения образовательного процесса, делает невозможным полноценное воспитание детей-инвалидов, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц, так как количество детей-инвалидов может меняться.

В судебном заседании старший помощник <данные изъяты> межрайонного прокурора Гужева Р.Х. поддержала заявленные исковые требования, по основаниям указанным в заявлении и просила суд обязать МКДОУ <данные изъяты> и Отдел образования администрации <данные изъяты> муниципального района Карачаево-Черкесской Республики обеспечить создание необходимой материально-технической базы и оснащение образовательного процесса, а именно: оборудовать здание МКДОУ <данные изъяты> пандусами для беспрепятственного доступа детей-инвалидов, поручнями к пандусам, в соответствии с указанными требованиями СП 59.13330.2012, СНиП 35-01-2001, ГОСТ Р 51261-99.

Представитель ответчика- МКДОУ <данные изъяты> Баисова М.А. в судебном заседании против заявленных прокурором исковых требований не возражала и пояснила, что создание необходимой материально-технической базы и оснащение образовательного процесса, а именно: оборудование здание МКДОУ <данные изъяты> пандусами для беспрепятственного доступа детей-инвалидов, поручнями к пандусам, в соответствии с указанными требованиями СП 59.13330.2012, СНиП 35-01-2001, ГОСТ Р 51261-99 не производилась в виду отсутствия финансирования.

Ответчик- Отдел образования администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения гражданского дела, о чем свидетельствуют поступившие уведомления о вручении, в судебное заседание не явился.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии со ст.ст.3, 5 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика в области образования основывается в том числе и на принципе общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Статьей 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены меры по обеспечению доступа инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

В соответствии со ст.19 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Постановлением Правительства Российской Федерации №297 от 15 апреля 2014 года утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, целью которой определены выявление существующих ограничений и барьеров, препятствующих доступности среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения, и оценка потребностей в устранении; реализация ведомственных и региональных целевых программ формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения; создание предпосылок для развития инклюзивного образования, в том числе создания безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов; анализ факторов, влияющих на возникновение барьеров при обеспечении доступности социальных услуг в сфере образования, разработку концепции и механизмов обеспечения доступности услуг в сфере образования, в том числе мер по созданию безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов и др.

Проверкой соблюдения прав детей-инвалидов на безбарьерную дошкольную среду в МКДОУ <данные изъяты> установлено, что отсутствует пандус, соответствующий требованиям свода Правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года №605 (далее СП 59.13330.2012); строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года №73 (далее СНиП 35-01-2001); ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные», утвержденных Приказом Госстандарта РФ №123 от 13 апреля 1999 года (далее ГОСТ Р 51261-99); перед подъемом пандуса и после него должна обязательно находиться горизонтальная плоскость, которая вмещала бы в себя габариты кресла или коляски; при установке пандуса на лестнице с несколькими пролетами, то есть в случаях, когда изделие состоит из нескольких частей, обязательно наличие ровной плоскости между частями. Это необходимо для предоставления возможности развернуть коляску. Размеры такой промежуточной площадки составляют - ширина равна двойной ширине марша, а глубина от 1,5 м. Лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче1:20; длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусмотреть свободную зону размером не менее 3 м, а в зонах интенсивного использования не менее 4 м. Свободные зоны должны быть также предусмотрены при каждом изменении направления пандуса, чтобы была возможность развернуть коляску. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные». Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9-1,0 м. Поручни при возможности должны располагаться с обеих сторон и быть длиннее подъемного марша, как минимум на 30 см с каждой стороны, при этом важно, чтобы они были непрерывного на всем протяжении. Диаметр перил может варьироваться от 3 до 5 см. Завершающие части поручней инвалидных должны быть немного длиннее марша на 300 мм. Колесоотбойные устройства высотой 0,1 м следует устанавливать на промежуточных площадках и на съезде. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности. Следует предусматривать бортики высотой не менее 5 см. по продольным краям маршей пандусов.

Таким образом, указанные нарушения и отсутствие условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в здание общеобразовательного учреждения нарушает права детей-инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и иным законодательством.

Отсутствие в МКДОУ <данные изъяты> необходимой материально-технической базы и оснащения образовательного процесса, делает невозможным полноценное обучение детей-инвалидов, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц, так как количество детей-инвалидов может меняться.

Согласно ч.4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска и его принятие судом.

Суд принимает решение о признании ответчиком иска и считает, что оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ в случае признания ответчиком иска и принятия его, судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд пришел к выводу, что поскольку МКДОУ <данные изъяты> и Отделом образования администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> в нарушение действующего законодательства, отсутствуют условия для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в здание дошкольного учреждения, чем нарушает права детей-инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и иным законодательством, то исковые требования <данные изъяты> межрайонного прокурора о возложении на ответчиков обязанности обеспечить создание необходимой материально-технической базы и оснащение образовательного процесса, а именно: оборудовать здание дошкольного учреждения пандусами для беспрепятственного доступа детей-инвалидов, поручнями к пандусам, в соответствии с указанными требованиями СП 59.13330.2012, СНиП 35-01-2001, ГОСТ Р 51261-99 подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление <данные изъяты> межрайонного прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКДОУ <данные изъяты> и Отделу образования администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> об обязании обеспечить создание необходимой материально-технической базы и оснащение образовательного процесса - удовлетворить.

Обязать Муниципальное казенное дошкольного образовательное учреждение <данные изъяты> и Отдел образования администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> обеспечить создание необходимой материально-технической базы и оснащение образовательного процесса, а именно: оборудовать здание МКДОУ <данные изъяты> пандусами для беспрепятственного доступа детей-инвалидов, поручнями к пандусам, в соответствии с указанными требованиями СП 59.13330.2012, СНиП 35-01-2001, ГОСТ Р 51261-99.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР в течение месяца со дня его принятия через Адыге-Хабльский районный суд.

Судья Адыге-Хабльского районного суда     Матакаев А-Г.И.

2-117/2016 ~ М-55/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Адыге-Хабльский межрайонный прокурор
Ответчики
Отдел образования администрации Ногайского МР
МКДОУ "Купелек"
Суд
Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики
Судья
Матакаев Адиль-Герей Ибрагимович
Дело на странице суда
adige-hablsky--kchr.sudrf.ru
13.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.01.2016Передача материалов судье
18.01.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2016Судебное заседание
01.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2016Дело оформлено
02.03.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее