РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
4 марта 2020 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-530/2020 по иску Епифановой З. М. к Администрации г.о. Самара и Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права собственности на земельный участок,
Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Епифановой З. М. право собственности на земельный участок из состава земель населенных пунктов площадью 31,00 м2 по адресу: <адрес>, занимаемый жилым домом с прилегающей территорией, в границах, задаваемых характерными точками с координатами в системе №
Возвратить Епифановой З. М. из бюджета городского округа Самара государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 марта 2020 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-530/2020 по иску Епифановой З. М. к Администрации г.о. Самара и Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Епифанова З.М. обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с иском к Администрации г.о. Самара и Департаменту управления имуществом г.о. Самара о права собственности на земельный участок. В обоснование иска указывает, что является собственницей жилого дома блокированной застройки по адресу: <адрес>. Дом расположен на земельном участке площадью 31,00 м2. Для приобретения земельного участка в собственность она обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 3.10.2019 г. №731 ей было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка площадью 31,00 м2, занимаемого жилым домом по адресу: <адрес>, на основании пп.1.2 п.8 ст.39.15, пп.3 п.16 ст.11.10, п.19 ст.39.16 п.12 ст.85 ЗК РФ (предоставление земельного участка на заявленном виде права не допускается, земельный участок расположен в зоне многоэтажной застройки домами (Ж-4)). Жилой дом и испрашиваемый земельный участок находились в её пользовании с 21.03.1990 г. Дарителю недвижимое имущество принадлежало на основании договора купли-продажи от 5.11.1958 г. Жилой дом и испрашиваемый земельный участок находился в пользовании её правопредшественников с 1917 года, т.е. до вступления в силу Закона СССР «О собственности в СССР», и используется до настоящего времени. Просит признать за ней право собственности на земельный участок площадью 31,00 м2 из земель населённых пунктов, разрешённое использование – для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>, граница которого описывается точками с координатами №
В судебном заседании представитель истицы по доверенности от 29.04.2019 г. Юдина И.Г. заявленные требования поддержала.
Ответчики в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте разбирательства дела извещены, отзывов на иск не представили.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истицы, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Истице принадлежит на праве собственности жилой дом (блок в жилом доме блокированной застройки) по адресу: <адрес> с кадастровым номером №
Судом установлено, что 26.08.2019 г. истица обратилась в Администрацию г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность безвозмездно земельного участка площадью 31 м2, занимаемого указанным выше жилым домом и прилегающей территорией (л.д. 69-70). Распоряжением от 3.10.2019 г. №731 (л.д. 58) Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истице в предварительном согласовании безвозмездного предоставления земельного участка в собственность, указав, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В соответствии с п.1 ст.39.20 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно п.4 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» гражданин РФ вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ (30.10.2001 г.) либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ.
Истица по договору дарения от 21.03.1990 г., удостоверенному нотариусом первой куйбышевской государственной нотариальной конторы Теяневой К.И., по реестру №3-1373, приобрела долю в праве общей долевой собственности в размере 1/12 на жилой дом по адресу: <адрес> угол <адрес>, площадью 130,4 м2, расположенный на земельном участке площадью 410,3 м2 (л.д. 20).
Право собственности на жилой дом (блок в жилом доме блокированной застройки) по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 20,0 м2, возникло у истицы на основании решения Ленинского районного суда г. Самары от 19.09.2017 г. (л.д. 72-75) о разделе жилого дома по адресу: <адрес> <адрес>, т.е. является производным от права, возникшего у неё на основании договора дарения от 21.03.1990 г. (дом выделен в счёт доли истицы в праве общей долевой собственности).
Следовательно, истица вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, на котором расположен её дом, при отсутствии установленных законом ограничений оборотоспособности земельного участка.
Кроме того, согласно п.8 ст.9 Закона Самарской области «О земле» расположенный в границах населённого пункта земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, на котором расположен созданный до вступления в силу Закона СССР «О собственности в СССР» жилой дом, предоставляется бесплатно в собственность гражданина (граждан), который (которые) фактически использует (используют) данный земельный участок. На указанном земельном участке могут располагаться хозяйственные постройки (сарай, гараж или баня) при условии, что они находятся в фактическом пользовании этого гражданина (граждан). Предоставление в собственность гражданина (граждан) бесплатно земельного участка, указанного в абзаце первом настоящей части, осуществляется в пределах норм, установленных законом Самарской области, т.е. не более 0,1 га (ст.12 того же закона).
Закон СССР «О собственности в СССР» был введён с 1.07.1990 г.
Принадлежащий истице жилой дом был создан ранее 1917 г.
Следовательно, истица вправе приобрести в собственность бесплатно земельный участок, занимаемый принадлежащим ей домом, также и на основании указанной нормы регионального законодательства, при отсутствии установленных законом ограничений оборотоспособности земельного участка.
Земельный участок находится в фактическом пользовании истицы, границы его описаны в проекте схемы расположения земельного участка (л.д. 71).
Сопоставление проекта схемы расположения земельного участка с материалами инвентаризации домовладения (дело №2-3063/2017, л.д. 215) показывает, что испрашиваемый земельный участок занят принадлежащим истице жилым домом и отмосткой с одной стороны. В пределах границ испрашиваемого земельного участка отсутствуют строения, не принадлежащие истице, в эти границы не включены территории общего пользования либо территории, необходимые для использования иных объектов недвижимости. Земельный участок полностью находится в пределах исторически сложившихся границ ранее единого домовладения.
Таким образом, истица испрашивает к предоставлению земельный участок в пределах тех границ, которые соответствуют сложившейся застройке и которые указывались в материалах технической инвентаризации как часть домовладения. Следовательно, земельный участок сформирован истицей корректно, включённые в него территории при проведении технических инвентаризаций признавались необходимыми для использования дома.
Заинтересованные лица (в частности, смежные землепользователи) не лишены возможности при возникновении споров относительно границ земельного участка разрешить их в судебном порядке.
Согласно заключению кадастрового инженера Демиденко Н.Д. (л.д. 51), границы испрашиваемого истицей земельного участка не пересекаются с границами существующих земельных участков.
В соответствии с п.2 ст.15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В частности, законодателем установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования (п.12 ст.85 ЗК РФ).
Согласно полученной судом выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (л.д. 48-49), испрашиваемый истицей земельный участок находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) по карте правого зонирования Правил застройки и землепользования, утверждённых постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 г. №61. Объект находится в границах исторической части города, частично расположен в оранной зоне газопровода, расположен в границах памятника истории и культуры регионального значения (приказ Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области от 23.10.2015 г. №12), в границах территории исторического поселения регионального значения (постановление Правительства Самарской области от 27.12.2019 г. №1019). Сведений о принадлежности земельного участка к территории общего пользования в выписке не содержится, однако указано, что земельный участок расположен в границах красных линий и что на него не распространяется градостроительный регламент в соответствии с пп.2 п.4 ст.36 ГрК РФ (земельный участок в границах территорий общего пользования).
Между тем, согласно пп.11, 12 ст.1 ГрК РФ, красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Таким образом, не любая территория, ограниченная красными линиями, является территорией общего пользования. В пределах красных линий могут находиться также земельные участки, занимаемые линейными объектами, а также территории, в отношении которых планируется отнесение их в общее пользование.
В силу п.12 ст.85 ЗК РФ к территориям общего пользования относятся земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, т.е. территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Как с очевидностью следует из графических материалов, спорный земельный участок застроен находящимся в частной собственности индивидуальным жилым домом (который не является самовольной постройкой), и, следовательно, заведомо не может относиться к территории общего пользования.
Проходящая через земельный участок красная линия (если только её положение не внесено в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара произвольным образом, помимо установленной законодателем процедуры), может, по смыслу ст.1 ГрК РФ, ограничивать территорию, планируемую к выделению в общее пользование. Однако запрета на приватизацию земельного участка, на котором находится принадлежащий лицу на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть планируемого отнесения его к земельным участкам общего пользования, законодатель не установил.
Земельным законодательством установлен институт резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. В силу ст.70.1 ЗК РФ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст.49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем 3 года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до 20 лет.
Согласно пп.13 п.5 ст.27 ЗК РФ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограничиваются в обороте. Таким образом, резервирование территории, входящей в состав земельного участка, для государственных или муниципальных нужд влечет ограничение оборотоспособности земельного участка и, как следствие, препятствует его предоставлению в частную собственность.
Однако решения о резервировании для государственных или муниципальных нужд территории, входящей в состав испрашиваемого истицей земельного участка не принималось.
Кроме того, в соответствии со ст.26, 41, 42, 45, 46 ГрК РФ, документами, устанавливающими прохождение красных линий, являются проекты планировки территории. Последние разрабатываются в целях реализации документов территориального планирования (применительно к городскому округу – генерального плана городского округа) в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. Органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории (в том числе, проектов планировки территории) и обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий. Решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории. Орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий. По результатам проверки указанный орган принимает соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Орган местного самоуправления городского округа направляет главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний. Глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Сведений о том, что в отношении территории, входящей в испрашиваемый истицами земельный участок, разработаны и утверждены проекты планировки территории в соответствии с описанными выше правилами, суду не представлено. Таким образом, положение красной линии, проходящей через испрашиваемый земельный участок, не имеет должного обоснования.
Что же касается информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самары, то она не является сводом нормативно-правовой документации. При создании указанной информационной системы было проведено сканирование бумажных планшетов. Планшеты, на основе которых создавалась указанная информационная система, заводились в начале 1950-х гг.
Между тем, принадлежащий истице дом возведён ранее 1917 г. (точно год постройки в материалах технической инвентаризации не указан), т.е. заведомо до создания информационной системы на базе планшетов, и тем более, до утверждения схемы границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры генерального плана г.о. Самара. Следовательно, на момент определения прохождения красной линии через спорный земельный участок, кем бы и каким бы образом оно ни осуществлялось, соответствующая территория уже была занята частным жилым домом и не являлась территорией общего пользования.
Перечисленные в выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности особые правовые режимы испрашиваемого земельного участка (охранная зона газопровода, территория памятника истории и культуры, территория исторического поселения), не влекут, в силу п.4, 5 ст.27 ЗК РФ, ограничений оборотоспособности земельного участка, следовательно, не препятствуют его приватизации.
Согласно п.4 ст.85 ЗК РФ разрешается продолжать использование земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, не соответствующих установленному градостроительному регламенту, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. По смыслу данной правовой нормы в её связи с п.3 ст.85 ЗК РФ, речь идёт об использовании, начавшемся до установления градостроительных регламентов. Между тем, как усматривается из материалов дела, дом возведён до 1917 г. (л.д. 14-15), т.е. заведомо введения в действие градостроительных регламентов, а равно до утверждения схемы границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры генерального плана г.о. Самара. Следовательно, ограничения, вводимые действующими градостроительными регламентами, заведомо не являются препятствием для использования занимаемого этим объектом земельного участка и не препятствуют осуществлению истицей исключительного права на приватизацию земельного участка.
Границы земельного участка описаны в проекте схемы его расположения, суд находит необходимым привести их описание в резолютивной части решения в системе координат МСК-63
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Епифановой З. М. право собственности на земельный участок из состава земель населенных пунктов площадью 31,00 м2 по адресу: <адрес>, занимаемый жилым домом с прилегающей территорией, в границах, задаваемых характерными точками с координатами в системе №
Возвратить Епифановой З. М. из бюджета городского округа Самара государственную пошлину в размере 300 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 10.03.2020 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь