РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 декабря 2014 года г.Самара
Ленинский районный суд г.Самары в составе
председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,
при секретаре Гуровской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5805/14 по иску Сутормина В. В.ча, Суторминой О. А. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара, Администрации г.о.Самара, Главе г.о.Самара о признании незаконным распоряжения заместителя Главы Г. округа Самара, обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в Ленинский районный суд г.Самары с иском к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании незаконным распоряжения заместителя Главы Г. округа Самара, обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, мотивировав свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ они обратились в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением и необходимым пакетом документов о принятии их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением первого заместителя Главы г.о.Самара № им отказано в признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ. Считают указанное постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку выводы о том, что их семья обеспечена жилой площадью более учетной нормы, являются необоснованными и противоречат фактическим обстоятельствам, т.к. площадь жилых помещений на одного члена семьи истцов составляет 8,14 кв.м. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просили признать распоряжение первого заместителя Главы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, отменить указанное распоряжение, признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий, обязать ответчика поставить их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, взыскать с ответчика в их пользу государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Глава г.о.Самара.
В ходе судебного разбирательства истцы заявленные требования уточнили, требования предъявили в Департаменту управления имуществом г.о. Самара и Администрации г.о.Самара, в иске просили признать распоряжение первого заместителя Главы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, отменить указанное распоряжение, обязать первого заместителя Главы г.о.Самары вынести новое распоряжение, которым признать истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставить их на учет в качестве нуждающихся, признать истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «молодой семье – доступное жилье» федеральной целевой программы «Жилище»; обязать Администрацию г.о. Самара в лице отдела по учету и распределению жилой площади поставить на учет истцов в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «молодой семье – доступное жилье» федеральной целевой программы «Жилище»; обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара проинформировать истцов о принятом решении в установленный срок.
В судебном заседании истцы и их представитель по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Филиппов А.В. исковые требования уточнили, просили признать незаконным распоряжение первого заместителя Главы Г. округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № и обязать Администрацию Г. округа Самара осуществить постановку Сутормина В. В.ча и Суторминой О. А. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «молодой семье – доступное жилье» федеральной целевой программы «Жилище». Заявленные требования поддержали по мотивам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Михин А.В. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Главы г.о. Самара по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Дюкарева Л.В. в судебном заседании исковые требования не признала, в удовлетворении требований просила отказать.
Администрация г.о.Самара своего представителя в судебное заседание не направила, представила отзыв, в котором в удовлетворении требований истцов просила отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Федеральная программа «Жилище» на 2011-2015 годы», в состав которой входит Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
Средства на реализацию указанной Подпрограммы предоставляются из федерального бюджета субъектам РФ для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Объем финансирования программы корректируется с учетом возможностей областного бюджета на текущий финансовый год.
Для признания молодых семей участниками Подпрограммы одним из условий является признание семьи местного самоуправления нуждающейся в жилом помещении.
Согласно положений указанной подпрограммы под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
На основании норм, предусмотренных ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу положений ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 ЖК РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Постановлением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в г.о.Самара» установлена учетная норма площади жилого помещения в виде минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 11,0 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах, 13,0 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в квартирах коммунального заселения.
Ч.1 ст.31 ЖК РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
ДД.ММ.ГГГГ Сутормина О.А. обратилась в Администрацию г.о.Самара с заявлением о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставив необходимый пакет документов (л.д. 24-57).
Распоряжением первого заместителя Главы г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ Суторминым отказано в признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы (л.д. 104-108).
Вместе с тем, из материалов дела следует, что молодая семья Суторминых, состоящая из четырех человек (в т.ч. супруг Сутормин В.В., супруга Сутормина О.А. и две дочери Сутормина А.В. и Сутормина М.В.), зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> (л.д. 55). Также в указанной квартире зарегистрирована и проживает семья Гончаровых с составом семьи два человека.
Как видно из свидетельства о государственной регистрации права серии 63-АД № от ДД.ММ.ГГГГ года, Сутормину В.В. принадлежит 1/3 доля в общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, общая площадь квартиры по указанному адресу составляет 58,7 кв.м (л.д. 9).
Из свидетельства о государственной регистрации права серии 73-АА № следует, что Суторминой (до брака – Гордеевой) О.А. принадлежит 3/25 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 108,3 кв.м по адресу: <адрес> (л.д. 10).
Суду представлен акт осмотра квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, из которого усматривается, что комиссией из числа жильцов <адрес> в <адрес> установлено следующее: осматриваемая квартира общей площадью 58,7 кв.м, жилой площадью 44,5 кв.м, подсобной площадью 14,2 кв.м, площадью лоджий, балконов, террас, веранд, холодных кладовок 0,8 кв.м состоит из трех комнат площадью 12,9 кв.м, 16,6 кв.м и 15,0 кв.м. Жилые комнаты площадью 12,9 кв.м и 16,6 кв.м занимают Гончарова Н.Н. и Гончарова Д.Н., комнату площадью 15,0 кв.м занимают Сутормины, в указанных комнатах находится мебель и личные вещи соответственно указанных лиц. Местами общего пользования пользуются все зарегистрированные в указанной квартире лица.
В судебном заседании свидетель Зенькин И.К. пояснил, что в <адрес> он живет более 40 лет. Гончаровых знает более 40 лет, Суторминых около 5. Бывал в квартире в гостях и на похоронах родителей Гончаровых. Последний раз были с комиссией ДД.ММ.ГГГГ года, обследовали жилищные условия, по результатам чего был составлен акт, согласно которого в изолированной комнате проживают Сутормины, родители и двое детей, в двух других смежных комнатах - Гончарова Н.Н. с дочерью, местами общего пользования они пользуются все вместе. Раньше в изолированной комнате жил брат Гончаровой Н.Н. Гончаров А.Н., потом он комнату продал Суторминым. Сутормины и Гончаровы не родственники, членами одной семьи не являются, они живут в одной квартире, т.к. брат Гончаровой продал свою комнату им. Согласно плана в изолированной комнате истцов 15,0 кв.м стояли две кроватки детские, диван, два кресла, шкаф-купе, стол, а так же присутствовали сами истцы и их дети, были вещи истцов. В других комнатах вещей истцов нет, их присутствие не обнаруживалось, т.к. игрушек и детских вещей там не было. Комнаты в квартире закрываются, но не на ключ, самая большая комната - это зал, она является проходной комнатой для спальни, эти две комнаты принадлежат Гончаровым, они там раньше жили с матерью, а в маленькой комнате, где сейчас Сутормины, жил брат. При составлении акта комнаты визуально сверялись с планом квартиры, замечаний на осмотре не было, подписали акт, представители администрации не явились.
В судебном заседании свидетель Гончарова Н.Н. пояснила, что в <адрес> в <адрес> ей и её дочери принадлежат 2/3 доли. Это квартира её родителей, после их смерти доли распределились следующим образом: 1/3 – ей, 1/3 – её брату Гончарову А.Н. и 1/3 её дочери Гончаровой Д.Н. В <адрес> комнаты, две смежные из которых занимают они с дочерью, в одной изолированной живут Сутормины. Они с дочерью – одна семья, Сутормины – другая семья. Семья Суторминых состоит из 4 человек, родители и двое детей. После смерти родителей Гончаровых, она (свидетель), ее дочь и брат приватизировали указанную квартиру в равных долях – по 1/3, потом брат продал свою долю Сутормину В.В., поскольку она отказалась от права первоочередного приобретения его доли, поэтому в комнату, которую раньше занимал брат, вселились Сутормины. В квартире сложился такой порядок пользования: комнатой 15,0 кв. м пользуются Сутормины, комнатами 16,6 кв.м и 12,9 кв.м пользуются они с дочерью, местами общего пользования пользуются все вместе, лицевой счет открыт один, поскольку разделить счет по закону нельзя, оплату производят по договоренности пропорционально долям, свет пополам, а газ - из количества людей.
В судебном заседании установлено, что Сутормины и Гончаровы членами одной семьи не являются, общего хозяйства не ведут, Сутормины заселились в спорную квартиру в связи с приобретением Суторминым В.В. 1/3 доли в спорной квартире.
Как видно из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, Гончаров А.Н. (продавец) заключил указанный договор с Суторминым В.В. (покупатель), согласно которого продавец продал, а покупатель купил в собственность 1/3 долю (размер доли соответствует комнате площадью 15 кв.м) в праве общей долевой собственности на 3-х комнатную квартиру общей площадью 58,7 кв.м, жилой площадью 44,5 кв.м, расположенную на 2-ом этаже крупнопанельного 5 этажного дома по адресу: Самарская <адрес> (л.д. 86-87).
Таким образом, уровень обеспеченности общей жилой площадью каждого члена семьи Суторминых исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи Суторминых, составляет 8,15 кв.м ((58,70кв.м х 1/3) : 4) + (108,3кв.м х 3/25) : 4).
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Сутормины являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с чем оснований для отказа в принятии их семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, не имелось.
Поскольку обжалуемым распоряжением Суторминым было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, и учитывая, что они являются таковыми, суд находит требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчиков о том, что обеспеченность общей жилой площадью каждого члена семьи Суторминых превышает установленный Самарской Г. Д. размер учетной нормы площади жилого помещения, проверялись судом и не нашли своего подтверждения, поскольку Сутормины и Гончаровы одной семьей не являются, совместного хозяйства не ведут, занимают в квартире комнаты, соответствующие долям в праве собственности каждого, в связи с чем расчет, произведенный ответчиком при отказе в постановке на учет Суторминых, суд признает неправильным, поскольку он противоречит установленным в судебном заседании обстоятельствам.
Исходя из изложенного, суд полагает требования Суторминых В.В. и О.А. удовлетворить, признав незаконным распоряжение первого заместителя Главы Г. округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы и обязав Администрацию Г. округа Самара осуществить постановку Сутормина В.В. и Суторминой О.А. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение первого заместителя Главы Г. округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в признании Сутормина В. В.ча и Суторминой О. А. нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Обязать Администрацию Г. округа Самара осуществить постановку Сутормина В. В.ча и Суторминой О. А. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12.12.2014 года.
Судья (подпись) Э.Н.Грищенко
Копия верна:
Судья
Секретарь