Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-475/2013 (2-9737/2012;) ~ М-10450/2012 от 12.12.2012

Дело № 2-475/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

***

Благовещенский городской суд Амурской области в составе

председательствующего судьи                                       Г.В. Фандеевой

при секретаре                                                                   А.А. Гальцевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора в Амурской области в интересах неопределенного круга потребителей к ООО «Техэкслуатация» о прекращении противоправных действий, -

УСТАНОВИЛ

Управление Роспотребнадзора по Амурской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к ООО «Техэкслуатация» с требованиями о прекращении противоправных действий, указав, что *** в Управление Роспотребнадзора по Амурской области поступило письменное обращение гражданина ВА о том, что избранная собственниками *** управляющая компания - ООО «Техэксплуатация» при вводе в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды требует оплатить опломбирование мест присоединения установленных приборов учета (водосчетчика) к сетям инженерно-технического обеспечения.

Обязанность собственников жилых помещений по оснащению домов приборами учета используемой воды, тепловой, электрической энергии, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, установлена ФЗ «Об энергосбережении и о повешении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На основании заявления ВА, Управлением Роспотребнадзора по Амурской области проведена внеплановая документарная проверка, в ходе проведения которой в Управление поступила еще одна жалоба потребителя - МФ В ходе проверки было установлено, что ООО «Техэксплуатация», являясь управляющей организацией, по устному или письменному заявлению собственника помещения, который обратиться в диспетчерскую службу предприятия, вводит в эксплуатацию индивидуальные приборы учета расхода воды, после чего передает данные показания прибора учета в соответствующие организации для начисления платы. Приемка в эксплуатацию приборов учета потребления коммунальных услуг производится представителем управляющей организации или энергосервиисной компании в присутствии представителя энергоснабжающей компании в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления потребителем. При приемке в эксплуатацию приборов учета потребления коммунальных услуг проверяются: соответствие утечки ресурсов на участке трубопровода с установленным прибором учета и дополнительным оборудованием; соответствие типа прибора учета и исполнения схемы его установки техническим условиям; паспорт прибора учета; соответствие заводствкого номера прибора учета указанному в паспорте; соответствие направленного потока ресурса указателю на корпусе прибора учета; показания прибора учета на момент приемки в эксплуатацию. Результаты приемки отражаются в акте приемки в эксплуатацию прибора учета потребления коммунальных услуг, один экземпляр которого вручается ресурсоснабжающей организации, второй - энергосервисной компании, третий - потребителю. В целях исключения случаев несанкционированного потребления ресурсов, демонтажа или вскрытия прибора учета потребления коммунальных услуг, энергосервисная компания и поставщик с подписанием акта приемки в эксплуатацию прибора учета производит опломбирование запорной арматуры на имеющихся свободных линиях.

ООО «Техэксплуатация» указывает, что предоставляемая ей услуга платная, в нее входит: вызов мастера (специалиста) на дом, замена труб по желанию собственника помещения, установка водосчетчиков и их опломбировка, составление и заполнение всех документов для ввода счетчика в эксплуатацию, составление и отправка сопроводительного письма в ресурсоснабжающую организацию ЭК с предоставлением копий паспортов на водосчетчики и проведение других вышеуказанных мероприятий. Отдельно за опломбировку водосчетчиков управляющая компания денежные средства с собственников помещений не взимает и в квитанции их не включает.

Между тем, в ООО «Техэксплуатация» имеется прейскурант, утвержденный ***, стоимость услуги по вызову мастера для установки счетчика (без замены труб), ввода в эксплуатацию, опломбировки, оформлении паспортов и передачи данных в ресурсоснабжающую организацию и РКЦ составляет ***. Стоимость услуги по вызову мастера (при самовольной установке), для ввода в эксплуатацию, опломбировки, оформлению паспортов и передачи данных в ресурсоснабжающую организацию и РКЦ составляет ***.

Считают, что действия ООО «Техэксплуатация» нарушают требования ч. 1 ст. 16 ФЗ «О защите прав потребителей», поскольку потребителям навязывается за плату дополнительная услуга по опломбировке места установки прибора учета, что не является обязательной частью процедуры по вводу прибора учета в эксплуатацию. Получение владельцами водосчетчиков услуги по опломбированию мест их установки не обусловлено заинтересованностью потребителя.

Истец требует обязать ответчика прекратить противоправные деяния в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании дополнительной услуги по опломбированию мест установки индивидуальных приборов учета холодной и (или) горячей воды; не допускать обсуславливания ввода в эксплуатацию установленных индивидуальных приборов учета холодной и (или) горячей воды обязательным платным опломбированием мест их установки; довести до сведения потребителей через средства массовой информации о состоявшемся решении суда.

В судебном заседании представитель истца на иске настаивала, указала, что опломбировка мест присоединения приборов учета необходима ответчику. Поскольку опломбировка является гарантией того, что счетчик не будет заменен, скручен, собственником жилого помещения. Заранее установить, что собственник намерен скрутить прибор учета, невозможно.

Представитель ответчика иск не признал, указывал, что опломбирование мест соединения счетчика с проводящей воду трубой производится при необходимости в целях обнаружения недозволенного снятия счетчика, что предусмотрено требованиями п. 3.1.4 ГОСТ *** «Измерение расхода воды в закрытых каналах, Счетчики холодной питьевой воды». Согласно ФЗ «О техническом регулировании», требования ГОСТов являются обязательными. Потребители имеют свободную возможность осуществить опломбировку мест установки приборов учета иными лицами и по другим условиям, а не исключительно ответчиком. Являясь коммерческой организацией, ООО «Техэксплуатация» основным видом своей деятельности имеет получение прибыли, в силу чего услуги оказывает на платной основе. Постановка прибора на учет состоит из вызова сантехников, направление бригады по адресу, сантехники проверяют прибор, устанавливают его (врезая в трубы). В соответствии с ГОСТом опломбируют. Стоимость услуг за ввод в эксплуатацию одного счетчика составляет *** (в соответствии с утвержденным прейскурантом). Просит в иске отказать.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно представленной выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ***, ООО «Техэксплуатация» зарегистрировано и осуществляет свою деятельность в качестве юридического лица. Следовательно, по правилам ст. 46 ГК РФ, может выступать ответчиком в суде.

Как установлено в ст. 46 ФЗ «О защите прав потребителей», орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Постановлением Правительства РФ от *** *** утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, установлено, что федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Пунктом 8.18 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека *** от ***, предусмотрено, что на территории Амурской области Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области.

Как видно из дела, по заявлению гражданина ВА от ***, Управлением Роспотребнадзора по Амурской области была организована проверка законности опломбирования мест присоединения приборов учета и взимание в связи с этим платы.

В рамках проведения проверки, *** Управлением Роспотребнадзора по Амурской области в адрес ООО «Техэксплуатация» был направлен мотивированный запрос с требованием о предоставлении письменного пояснения о порядке введения в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды для собственников помещений многоквартирных домов, для которых ООО «Техэксплуатация» является управляющей компанией; стандартной формы договора на оказание услуги по установке и введению в эксплуатацию индивидуального прибора учета воды; прейскурант цен на услуги по установке и введению в эксплуатацию индивидуального прибора учета воды.

Из ответа *** ООО «Техэксплуатация» ГЛ следует, что вводить в эксплуатацию приборы учета потребления холодной и горячей воды предприятие имеет право, в услугу приемки приборов в эксплуатацию входит: установка водосчетчиков и их опломбировка, составление и заполнение всех документов для ввода счетчика в эксплуатацию, составление и отправка сопроводительного письма в ресурсоснабжающую организацию ООО «Энергокомфорт. Единая Амурская сбытовая компания» с предоставлением копий паспортов на водосчетчики и проведение других вышеуказанных мероприятий. Отдельно за опломбировку водосчетчиков управляющая компания денежные средства с собственников помещений не взимает и в квитанции их не включает. Опломбирование запорной арматуры на имеющихся обводных линиях осуществляется в целях исключения случаев несанкционированного потребления ресурсов, демонтажа или вскрытия прибора учета потребления коммунальных услуг.

Между тем, как следует из прейскуранта цен на техническое обслуживание и ремонт систем отопления, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения, выполняемые ООО «Техэксплуатация», стоимость услуг по опломбировке электросчетчика составляет ***.

Таким образом, судом установлено, что основанием для предъявления иска в суд послужило оказание ответчиком услуг по опломбировке водосчетчиков холодной и (или) горячей воды за плату.

Судом установлено, что осуществление подачи воды (холодной, горячей) потребителю осуществляется ресурсоснабжающей организацией через присоединенную сеть.

Так, согласно ч. 1, 2ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии с правилами ч. 2 ст. 548 ГК РФ, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Частью 1 ст. 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.

В силу п. 5 ст. 13 Федерального закона от *** *** (ред. от ***) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до *** собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Пунктами 7, 8 Постановления Правительства РФ от *** *** "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии» установлено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), осуществляя действия, в том числе, по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются ими без взимания платы за их совершение, если иное прямо не установлено в настоящем документе.

Таким образом, возлагая на собственников жилых помещений в многоквартирных домах обязанность оборудовать квартиру приборами учета используемой воды, законодатель предусматривает, что ресурсоснабжающая организация, осуществляет действия по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, без взимания платы.

Обстоятельства взимания ответчиком платы за опломбирования мест присоединения индивидуальных приборов учета воды для учета контроля, ответчик не оспаривает, указывая, что данная процедура должна оказываться обязательно и с соблюдением экономического интереса ответчика, как коммерческой организации - за плату.

Согласно ч. 2 ст. 16 ФЗ «О защите прав потребителей», запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Как видно из приведенных положений закона, целью опломбировки мест присоединения приборов учета является визуальный контроль, а, следовательно, обеспечение единства показателей приборов учета (во избежание их срывов, замены и т.д.) для начисления платы за потребленные услуги, то есть служит целью обеспечения контроля ресурсоснабжающей организации фактически потребленных абонентом услуг. Таким образом, абонент может оплачивать потребленные ресурсы (воду) и без опломбировки мест присоединения счетчика к сетям, в предоставлении данной услуги его прямой заинтересованности нет.

Довод ответчика о том, что услуга по установке контрольных пломб оказывается за плату, поскольку ООО «Техэксплуатация» является коммерческой организацией, суд находит несостоятельным, как прямо противоречащий положениям действующего законодательства о том, что контрольные пломбы на приборах учета устанавливаются бесплатно.

Кроме того, суд находит также несостоятельными ссылки ответчика на то, что неопломбирование мест присоединения индивидуальных приборов учета влечет административную ответственность по основаниям ст. 19.19 КоАП РФ (нарушение законодательства об обеспечении единства измерений), поскольку в рамках рассмотрения настоящего дела судом проверяется законность взимание платы за установку контрольных пломб в местах крепления измерительных приборов, а не законности опломбирования самого прибора учета.

При таких обстоятельствах, требования истца об обязании ответчика прекратить противоправные деяния в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании дополнительной услуги по опломбированию мест установки индивидуальных приборов учета холодной и (или) горячей воды; не допускать обсуславливания ввода в эксплуатацию установленных индивидуальных приборов учета холодной и (или) горячей воды обязательным платным опломбированием мест их установки, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 46 ФЗ «О защите прав потребителей», орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Согласно правовой позиции истца, в опубликованном в средствах массовой информации ответчиком должна быть изложена информации о состоявшемся решении суда и его резолютивной части. Данное требование суд также находит обоснованным, поскольку состоявшееся по делу решение затрагивает пава неопределенного круга потребителей. Разумным, по мнению суда, для совершения указанных действий является срок - 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку текст подлежащей размещению в средствах массовой информации сводится к цитированию состоявшегося по делу резолютивной части решения и обстоятельств вынесения судом постановления.

По правилам ст. 98, 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере ***, поскольку истец, действовавший в интересах неопределенного круга потребителей, от уплаты государственной пошлины был освобожден.

              Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Техэксплуатация» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, выразившееся в навязывании дополнительной платной услуги по опломбированию мест установки индивидуальных приборов учета холодной и (или) горячей воды.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Техэксплуатация» не допускать обуславливание ввода в эксплуатацию установленных индивидуальных приборов учета холодной и (или) горячей воды обязательным опломбированием мест их установки.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Техэксплуатация» в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей через средства массовой информации о том, что решением Благовещенского городского суда от *** постановлено: обязать общество с ограниченной ответственностью «Техэксплуатация» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, выразившееся в навязывании дополнительной платной услуги по опломбированию мест установки индивидуальных приборов учета холодной и (или) горячей воды. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Техэксплуатация» не допускать обуславливание ввода в эксплуатацию установленных индивидуальных приборов учета холодной и (или) горячей воды обязательным опломбированием мест их установки.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Техэксплуатация» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. ***.

Судья                                                                                                                         Г.В. Фандеева

2-475/2013 (2-9737/2012;) ~ М-10450/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по АО в интер. неопред.круга потребителей
Ответчики
ООО Техэксплуатация
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
_Фандеева Г.В.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
12.12.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2012Передача материалов судье
17.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2012Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2013Судебное заседание
27.11.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее