Решение по делу № 2а-1734/2017 от 09.02.2017

Дело № 2а-1734/17

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

17 апреля 2017 года

Ленинградский районный суд Калининграда в составе:

председательствующего судьи Дорошенко О.Л.

при секретаре Коноплевой Е.А.,

рассмотрев открытом судебном заседании административное дело по иску Таршинова В. Г. к Администрации ГО Город Калининград о признании незаконными действий по отказу в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства,

УСТАНОВИЛ:

Таршинов В.Г. обратился в суд с административным иском, в котором указал, что он, с целью распоряжения средствами материнского капитала на возмещение затрат по реконструкции жилого дома по адресу – <адрес>, в котором проживают и зарегистрированы члены его семьи, обратился к ответчику с требованием выдать акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, однако ответом от 19.12.2016 года было сообщено о невозможности выдачи данного документа по мотиву того, что жилое строение возведено на садовом участке, оно не является индивидуальным жилым домом, в связи с чем на его строительство не требуется разрешение, а без данного разрешения на его строительство администрация не может выдать соответствующий акт на освидетельствование проведения основных работ по объекту недвижимости.

Полагая такой ответ не соответствующим закону, Таршин В.Г. указывает, что решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 06 июля 2009 года, жилое строение в <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. было признано пригодным для постоянного проживания. Земельный участок, на котором располагается жилой дом согласно выписки из ЕГРП от 19.12.2016 года расположен на землях населенных пунктов с разрешенным использованием под существующий индивидуальный жилой дом ? этажа с придомовыми земельными участками и дворовыми постройками, общей площадью <данные изъяты> кв.м. В этой связи у административного ответчика не имелось оснований к отказу в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по объекту недвижимости. Более того, постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 года N 686 "Об утверждении Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала" содержит исчерпывающий перечень оснований к отказу в выдаче акта, однако оспариваемый отказ не содержит указания ни на одно из них.

Таршин В.Г. просит суд признать незаконными действия должностного лица - заместителя главы администрации, председателя комитета архитектуры и строительства А.Л. Крупина незаконными в части кающейся отказа в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, форма которого утверждена приказом Минрегиона РФ от 17.06.2011 года № 286 и обязать выдать акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства на объект недвижимости – жилой дом по адресу – <адрес>

К участию в деле в качестве административного соответчика привлечен комитет архитектуры и строительства администрации ГО Город Калининград.

В судебном заседании административный истец Таршинов В.Г. доводы иска поддержал по основаниям, подробно изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что 12.12.2016 года на личном приеме у председателя комитета архитектуры и строительства администрации ГО Город Калининград изложил устное обращение о выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, на которое получил письменный ответ, законность которого им оспаривается. Просил требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации ГО Город Калининград Кришталь И.С. в судебном заседании просила отказать истцу в удовлетворении иска. В обоснование такой позиции суду пояснила, что Таршиновым В.Г. нарушен порядок распоряжения средствами материнского капитала, установленный Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 862. Так, истребимый административным истцом акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства предоставляется на втором этапе распоряжения средствами материнского капитала, т.е. не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала и предоставлении необходимых документов, в том числе разрешения на строительство. Разрешение на реконструкцию объекта Таршинову В.Г. не выдавалось, часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала ему не выплачивалась. Ввиду того, что разрешение на реконструкцию не выдавалось, невозможно установить, что в результате таких работ общая площадь жилого помещения не увеличивается либо увеличивается менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В то же время полагала, что имеет спор с Пенсионным Фондом на предмет распоряжения средствами материнского капитала, в этой связи настаивала на том, что оспариваемым отказом в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства права Таршинова В.Г. не затронуты.

Представитель комитета архитектуры и строительства в судебное заседание не явился. Извещен надлежаще. Ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 7, ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям на улучшение жилищных условий. Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон) средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

Часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке документов (ч. 1.1 ст. 10 Закона).

В соответствии с ч. 1.2 ст. 10 Закона часть средств материнского (семейного) капитала, оставшаяся в результате распоряжения ими в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, может быть использована на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Порядок выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, урегулирован Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2011 г. N 686 "Об утверждении Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала" (далее - Правила).

Согласно пункту 1 Правил таким документом является акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства (далее - акт освидетельствования).

Акт освидетельствования выдается органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, на основании заявления лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо его представителя (п. 2 Правил).

Уполномоченный орган организует в установленном им порядке осмотр объекта индивидуального жилищного строительства в присутствии лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, или его представителя. По результатам осмотра объекта индивидуального жилищного строительства составляется акт освидетельствования по форме, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации (п. 3 Правил).

При этом в силу п. 5 Правил уполномоченный орган отказывает в выдаче акта освидетельствования в случае, если в ходе освидетельствования проведения работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства будет установлено, что в результате таких работ общая площадь жилого помещения не увеличивается либо увеличивается менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Таршинов В.Г. является лицом, получившим государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 06 июля 2009 года, установлен факт пригодности для постоянного проживания жилого строения, расположенного на участке по <адрес>, принадлежащего Таршиновой Е.Н.

Как видно из выписки из ЕГРП от 20.12.2016 года объектом права является жилой дом по адресу - <адрес>, в котором Таршинов В.Г. и членов его семьи постоянно зарегистрированы в и проживают.

Согласно выписки из ЕГРП от 19.12.2016 г., земельный участок с кадастровым номером , по адресу – <адрес>, на котором расположен жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., находится в долевой собственности Таршинова В.Г. и членов его семьи, земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – под существующий индивидуальный жилой дом.

Как пояснял в судебном заседании Таршинов В.Г., он за счет собственных средств произвел реконструкцию жилого дома, поэтому намерен распорядиться средствами материнского капитала и направить их на возмещение понесенных расходов.

Материалами дела подтверждается, что Таршинов В.Г. в ходе приема граждан, состоявшегося в Администрации ГО Город Калининград 12.12.2016 года, просил выдать ему акт освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, необходимый для распоряжения средствами материнского капитала.

Ответом от 19.12.2016 года за подписью и.о. председателя комитета архитектуры и строительства Коновалова А.С. Таршинову В.Г. отказано в выдаче акта по мотиву того, что принадлежащее Таршинову В.Г. и членам его семьи строение, возведено на садовом, огородном участке, поэтому не является индивидуальным жилым домом.

Указано также, что в соответствии с ч.17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства. Таким образом, оформить разрешение на строительство (реконструкцию) жилого дома, расположенного на дачном участке и, соответственно, получить акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства. Как указано в отказе, не представляется возможным.

Суд не может согласиться с обоснованностью такого отказа в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства.

На основании статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений); дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан", в соответствии с абзацем 4 статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачные земельные участки, так же, как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.

Часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет понятие жилого помещения - изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" устанавливает требования, которым должно отвечать жилое помещение. При этом запретов на расположение жилых домов на садовых земельных участках данное Положение также не содержит.

При таком положении, принимая во внимание изложенное, следует вывод о том, что средства материнского капитала могут быть направлены на строительство (реконструкцию) жилого дома, выстроенного на садовом земельном участке с соблюдением установленного законом порядка, соответственно, отказ в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, оформленный в виде ответа от 19.12.2016 года и мотивированный тем, что жилое строение, возведенное на садовом, огородном либо дачном участке, не является индивидуальным жилым домом, а потому оформить разрешение на строительство (реконструкцию) жилого дома, расположенного на дачном участке, и, соответственно, получить акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта ИЖС не представляется возможным, наряду с тем, что разрешенное использование земельного участка административного истца изменено «под существующий индивидуальный жилой дом 1-2 этажа с придомовыми земельными участками и дворовыми постройками», нельзя признать законным.

Кроме того, положения пункта 5 Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2011 N 686, таких оснований к отказу в выдаче истребуемого административным истцом документа не содержат.

Изложенное позволяет суду прийти к выводу о том, что оспариваемым отказом нарушено право административного истца на рассмотрение его заявления в установленном законом порядке.

При таком положении в целях восстановления нарушенного права истца, на административного ответчика – Администрацию ГО Город Калининград следует возложить обязанность по повторному рассмотрению обращения Таршинова В.Г. о выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

Оснований к возложению указанной обязанности на заместителя главы администрации, председателя комитета архитектуры и строительства А.Л. Крупина, как об этом просит истец в своем иске, не усматривается.

Доводы представителя административного ответчика о несоблюдении истцом порядка предоставления документов и последовательности получения части средств материнского капитала, установленного вышеприведёнными положениями ст. 10 Федерального Закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и неполучении последним разрешения на строительство, изложенный в обоснование позиции об отсутствии законных оснований для выдачи Таршинову В.Г. истребуемого акта, не могут быть приняты во внимание суда, так как основанием к оспариваемому отказу не являлись.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении иска Таршинова В.Г.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Таршинова В. Г. к Администрации ГО Город Калининград, комитету архитектуры и строительства Администрации ГО Город Калининград о признании незаконными действий по отказу в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства – удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации ГО Город Калининград, изложенные в ответе от 19.12.2016 года, по отказу Таршинову В. Г. в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, обязав повторно рассмотреть его обращение о выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, сообщив об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через суд Ленинградского района Калининграда в течение месяца.

Мотивированное решение суда изготовлено 20 апреля 2017 года.

Судья:

2а-1734/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Таршинов В. Г.
Ответчики
Администрация ГО"Город Калининград"
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининград
Судья
Дорошенко О.Л.
Дело на странице суда
leningradsky.kln.sudrf.ru
09.02.2017Регистрация административного искового заявления
09.02.2017Передача материалов судье
10.02.2017Решение вопроса о принятии к производству
10.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2017Судебное заседание
17.04.2017Судебное заседание
20.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее