Решение по делу № 2-1780/2014 ~ М-5670/2013 от 24.12.2013

                                                                                                                                         № 2-1780/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 сентября 2014 года                                                                                                     г. Красноярск

          Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Горпинич Н.Н.,

при секретаре Могильной Т.В.,

          с участием:

прокурора Серебренникова С.А.,

          рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <данные изъяты> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к П о признании бездействия незаконным и возложении обязанности привести скотомогильники в соответствие с требованиями законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

<данные изъяты> межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к П о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по приведению скотомогильников в соответствие с действующим законодательством. В обоснование требований указал, что на территории <данные изъяты> имеются три места захоронения биологических отходов (скотомогильника), которые не соответствуют требованиям действующего законодательства, так как место захоронения по периметру не имеет траншеи и не огорожено забором. Данные объекты, полномочия по содержанию которых возложены на ответчика, являются потенциально опасными в ветеринарно-санитарном отношении. Допущенные при эксплуатации скотомогильников нарушения могут способствовать возникновению и распространению острых инфекционных заболеваний, общих для человека и животных, причинить вред окружающей среде. Просил суд признать незаконным бездействие П по не приведению в соответствие скотомогильников, расположенных на земельных участках в пределах границ муниципального образования <данные изъяты>; обязать П привести скотомогильники в соответствие с действующим законодательством: скотомогильники, <данные изъяты>.

    Впоследствии прокурор уточнил исковые требования, указав, что в соответствии с актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что скотомогильник, расположенный на земельном участке, в пределах границ муниципального образования <данные изъяты>. Место захоронения представляет собой земляную яму, имеется перекрытие с металлической крышкой, огорожено, нет земляного вала, вокруг не оканавлено, есть табличка о месте захоронения, эксплуатируется, имеются останки животных. ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок выделялся для размещения свалки, скотомогильника на существующих площадях. В 2010 году на указанный скотомогильник велась Ветеринарно-санитарная карточка. Скотомогильник, расположенный на земельном участке возле <данные изъяты> Место захоронения представляет собой земляную яму, имеется перекрытие с металлической крышкой, огорожено, нет земляного вала, вокруг не оканавлено, есть табличка о месте захоронения. ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок выделялся для размещения мусоросвалки и скотомогильника на существующих площадях. В 2010 году на указанный скотомогильник велась Ветеринарно-санитарная карточка.

     Просит суд признать незаконным бездействие П по не приведению в соответствие скотомогильников, расположенных на земельных участках в пределах границ муниципального образования <данные изъяты>; обязать П привести скотомогильники в соответствие с требованиями положений п. 4.1.2, п. 5.6 Ветеринарно-санитарных правил: засыпать ямы с образованием кургана высотой не менее 1 м.; по периметру захоронения обустроить траншеей глубиной 0,8-1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта.

    В судебном заседании прокурор Серебренников С.А. полностью поддержал уточненные требования по вышеизложенным основаниям, настаивал на их удовлетворении.

Ответчик П, <данные изъяты> в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Представитель третьего лица <данные изъяты> в зал суда не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

        Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

        На основании ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

        Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

            Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ на территории <данные изъяты> края помощником <данные изъяты> межрайонного прокурора совместно с главным специалистом по вопросам экологии и охраны окружающей среды администрации <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, в результате которой установлено, что на указанной территории находятся скотомогильники, не соответствующие требованиям действующего законодательства.

            Скотомогильник, расположенный на земельном участке, в пределах границ муниципального образования <данные изъяты>. Место захоронения представляет собой земляную яму, имеется перекрытие с металлической крышкой, огорожено, нет земляного вала, вокруг не оканавлено, есть табличка о месте захоронения, эксплуатируется, имеются останки животных. ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок выделялся для размещения свалки, скотомогильника на существующих площадях. В 2010 году на указанный скотомогильник велась ветеринарно-санитарная карточка.

             Скотомогильник, расположенный на земельном участке возле <данные изъяты> Место захоронения представляет собой земляную яму, имеется перекрытие с металлической крышкой, огорожено, нет земляного вала, вокруг не оканавлено, есть табличка о месте захоронения. ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок выделялся для размещения мусоросвалки и скотомогильника на существующих площадях. В 2010 году на указанный скотомогильник велась ветеринарно-санитарная карточка.

              По периметру захоронения не обустроены траншеей глубиной 0,8-1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта, что является нарушением п. 5.6. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995г. (далее Ветеринарно-санитарные правила).

             Из представленной суду копии ветеринарно-санитарной карточки на скотомогильник, <данные изъяты>, усматривается, что контроль за состоянием скотомогильника в 2008-2010 годах осуществляла государственная ветеринарная служба.

             Согласно п. 5 Ветеринарно-санитарных правил скотомогильник (биотермическая яма) представляет собой сложное техническое сооружение, для строительства которого органом местной администрации производится выбор и отвод земельного участка по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Приемку построенного скотомогильника (биотермической ямы) проводят с обязательным участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора с составлением акта приемки.

В соответствии с п. 7.3. Ветеринарно-санитарных правил все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учет и им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка.

В силу п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно подп. 1 п.2 ст.12 ЗК РФ целями охраны земель являются, в том числе предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесено, кроме прочего, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения (п.20 ч.1).

К вопросам местного значения муниципального района статьей 15 данного Федерального закона отнесена, кроме прочего, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (п.9 ч.1).

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

         Согласно ст. 21 названного Федерального закона в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу пунктов «г», «д» ч.2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Ветеринарно-санитарными правилами к биологическими отходами отнесены, наряду с прочим - трупы животных (п. 1.2 Правил).

Из пункта 1.11 Правил следует, что они определяют условия: сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных; при транспортировке животных и животноводческой продукции; нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных; предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями; охраны окружающей среды от загрязнения.

Согласно п. 1.4 Правил обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации).

Пунктом 6.10 Правил предусмотрено, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

             Пунктом 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

         Исходя из системного толкования приведённых правовых норм, суд приходит к выводу, что организацию мероприятий по охране окружающей среды и земельному контролю в границах городского, сельского поселения должны осуществлять органы местного самоуправления. Учитывая, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, обязанность по приведению скотомогильников в соответствие с требованиями положений п. 4.1.2, п. 5.6 Ветеринарно-санитарных правил не может быть возложена на П.

         Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», если при подготовке дела судья придет к выводу, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, он с соблюдением правил статьи 41 ГПК РФ по ходатайству ответчика может произвести замену ответчика. Такая замена производится по ходатайству или с согласия истца. Таким образом, суд производит замену ненадлежащего ответчика надлежащим только при наличии ходатайства истца, а в случае, если такое ходатайство поступит от ответчика - с согласия истца. Следовательно, инициатива замены ненадлежащего ответчика должна исходить только от сторон по делу, а не от суда.

         Принимая во внимание, что иск заявлен прокурором к ненадлежащему ответчику, в удовлетворении требований суд полагает необходимым отказать.

         На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

         В удовлетворении заявленных требований <данные изъяты> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к П отказать.

         Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.

    Председательствующий:                               Н.Н. Горпинич

    Копия верна.

    Судья:                                                                 Н.Н. Горпинич

2-1780/2014 ~ М-5670/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Назаровский межрайонный прокурор
Другие
Правительство Красноярского края
Управление Россельхознадзора по Кк
Суд
Центральный районный суд г. Красноярска
Судья
Горпинич Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
centr--krk.sudrf.ru
24.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2013Передача материалов судье
09.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2014Судебное заседание
09.07.2014Судебное заседание
01.09.2014Судебное заседание
29.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2015Дело оформлено
13.02.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее