№ 2-1780/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 сентября 2014 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Горпинич Н.Н.,
при секретаре Могильной Т.В.,
с участием:
прокурора Серебренникова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <данные изъяты> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к П о признании бездействия незаконным и возложении обязанности привести скотомогильники в соответствие с требованиями законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
<данные изъяты> межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к П о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по приведению скотомогильников в соответствие с действующим законодательством. В обоснование требований указал, что на территории <данные изъяты> имеются три места захоронения биологических отходов (скотомогильника), которые не соответствуют требованиям действующего законодательства, так как место захоронения по периметру не имеет траншеи и не огорожено забором. Данные объекты, полномочия по содержанию которых возложены на ответчика, являются потенциально опасными в ветеринарно-санитарном отношении. Допущенные при эксплуатации скотомогильников нарушения могут способствовать возникновению и распространению острых инфекционных заболеваний, общих для человека и животных, причинить вред окружающей среде. Просил суд признать незаконным бездействие П по не приведению в соответствие скотомогильников, расположенных на земельных участках в пределах границ муниципального образования <данные изъяты>; обязать П привести скотомогильники в соответствие с действующим законодательством: скотомогильники, <данные изъяты>.
Впоследствии прокурор уточнил исковые требования, указав, что в соответствии с актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что скотомогильник, расположенный на земельном участке, в пределах границ муниципального образования <данные изъяты>. Место захоронения представляет собой земляную яму, имеется перекрытие с металлической крышкой, огорожено, нет земляного вала, вокруг не оканавлено, есть табличка о месте захоронения, эксплуатируется, имеются останки животных. ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок выделялся для размещения свалки, скотомогильника на существующих площадях. В 2010 году на указанный скотомогильник велась Ветеринарно-санитарная карточка. Скотомогильник, расположенный на земельном участке возле <данные изъяты> Место захоронения представляет собой земляную яму, имеется перекрытие с металлической крышкой, огорожено, нет земляного вала, вокруг не оканавлено, есть табличка о месте захоронения. ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок выделялся для размещения мусоросвалки и скотомогильника на существующих площадях. В 2010 году на указанный скотомогильник велась Ветеринарно-санитарная карточка.
Просит суд признать незаконным бездействие П по не приведению в соответствие скотомогильников, расположенных на земельных участках в пределах границ муниципального образования <данные изъяты>; обязать П привести скотомогильники в соответствие с требованиями положений п. 4.1.2, п. 5.6 Ветеринарно-санитарных правил: засыпать ямы с образованием кургана высотой не менее 1 м.; по периметру захоронения обустроить траншеей глубиной 0,8-1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта.
В судебном заседании прокурор Серебренников С.А. полностью поддержал уточненные требования по вышеизложенным основаниям, настаивал на их удовлетворении.
Ответчик П, <данные изъяты> в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Представитель третьего лица <данные изъяты> в зал суда не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ на территории <данные изъяты> края помощником <данные изъяты> межрайонного прокурора совместно с главным специалистом по вопросам экологии и охраны окружающей среды администрации <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, в результате которой установлено, что на указанной территории находятся скотомогильники, не соответствующие требованиям действующего законодательства.
Скотомогильник, расположенный на земельном участке, в пределах границ муниципального образования <данные изъяты>. Место захоронения представляет собой земляную яму, имеется перекрытие с металлической крышкой, огорожено, нет земляного вала, вокруг не оканавлено, есть табличка о месте захоронения, эксплуатируется, имеются останки животных. ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок выделялся для размещения свалки, скотомогильника на существующих площадях. В 2010 году на указанный скотомогильник велась ветеринарно-санитарная карточка.
Скотомогильник, расположенный на земельном участке возле <данные изъяты> Место захоронения представляет собой земляную яму, имеется перекрытие с металлической крышкой, огорожено, нет земляного вала, вокруг не оканавлено, есть табличка о месте захоронения. ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок выделялся для размещения мусоросвалки и скотомогильника на существующих площадях. В 2010 году на указанный скотомогильник велась ветеринарно-санитарная карточка.
По периметру захоронения не обустроены траншеей глубиной 0,8-1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта, что является нарушением п. 5.6. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995г. № (далее Ветеринарно-санитарные правила).
Из представленной суду копии ветеринарно-санитарной карточки на скотомогильник, <данные изъяты>, усматривается, что контроль за состоянием скотомогильника в 2008-2010 годах осуществляла государственная ветеринарная служба.
Согласно п. 5 Ветеринарно-санитарных правил скотомогильник (биотермическая яма) представляет собой сложное техническое сооружение, для строительства которого органом местной администрации производится выбор и отвод земельного участка по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Приемку построенного скотомогильника (биотермической ямы) проводят с обязательным участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора с составлением акта приемки.
В соответствии с п. 7.3. Ветеринарно-санитарных правил все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учет и им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка.
В силу п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно подп. 1 п.2 ст.12 ЗК РФ целями охраны земель являются, в том числе предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесено, кроме прочего, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения (п.20 ч.1).
К вопросам местного значения муниципального района статьей 15 данного Федерального закона отнесена, кроме прочего, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (п.9 ч.1).
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст. 21 названного Федерального закона в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу пунктов «г», «д» ч.2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Ветеринарно-санитарными правилами к биологическими отходами отнесены, наряду с прочим - трупы животных (п. 1.2 Правил).
Из пункта 1.11 Правил следует, что они определяют условия: сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных; при транспортировке животных и животноводческой продукции; нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных; предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями; охраны окружающей среды от загрязнения.
Согласно п. 1.4 Правил обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации).
Пунктом 6.10 Правил предусмотрено, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Исходя из системного толкования приведённых правовых норм, суд приходит к выводу, что организацию мероприятий по охране окружающей среды и земельному контролю в границах городского, сельского поселения должны осуществлять органы местного самоуправления. Учитывая, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, обязанность по приведению скотомогильников в соответствие с требованиями положений п. 4.1.2, п. 5.6 Ветеринарно-санитарных правил не может быть возложена на П.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», если при подготовке дела судья придет к выводу, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, он с соблюдением правил статьи 41 ГПК РФ по ходатайству ответчика может произвести замену ответчика. Такая замена производится по ходатайству или с согласия истца. Таким образом, суд производит замену ненадлежащего ответчика надлежащим только при наличии ходатайства истца, а в случае, если такое ходатайство поступит от ответчика - с согласия истца. Следовательно, инициатива замены ненадлежащего ответчика должна исходить только от сторон по делу, а не от суда.
Принимая во внимание, что иск заявлен прокурором к ненадлежащему ответчику, в удовлетворении требований суд полагает необходимым отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований <данные изъяты> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к П отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий: Н.Н. Горпинич
Копия верна.
Судья: Н.Н. Горпинич