№2-3099/13
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
«25» ноября 2013 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска УР под председательством судьи Сентяковой Н.А.,
при секретаре Смердовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Ижевска в интересах Калимуллиной Рафили к Министерству социальной защиты населения Удмуртской республики о понуждении к обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах истца Калимуллиной Р. к ответчику о понуждении к обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение в соответствии с заявлением от -Дата-. Свои требования мотивировал тем, что материальный истец является инвалидом и имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. -Дата- истец обратился в Управление социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2012 году, однако до настоящего времени за 2012 год путевка истцу не была предоставлена.
Определением суда от -Дата- к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Управление социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска
В судебное заседание не явились процессуальный истец прокурор Октябрьского района г. Ижевска, ответчик Министерство социальной защиты населения УР, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании истец Калимуллина Р. на исковых требованиях настаивала, пояснила, что до настоящего времени путевку на санаторно- курортное лечение за 2012 год ей не предоставили.
Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска Шалтина В.Н., действующая на основании доверенности, пояснила, что истица обратилась с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение -Дата-, тогда же она была поставлена в очередь. На сегодняшний день истец стоит в очереди на получение путевки под №166, путевка истцу не была предоставлена из-за недостаточного финансирования.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству ответчик возражал против исковых требований, считая надлежащим ответчиком по делу территориальный орган социальной защиты населения по месту жительства истца. Не оспаривал право истца на получение путевки на санаторно- курортное лечение в 2012 году и факт не предоставления данной путевки истцу в указанный период. Считает исковые требования неподлежащими удовлетворению, поскольку ответчиком свои обязательства в рамках предоставленных полномочий и выделенных финансовых средств выполняются в полном объеме. Истцом будет получена путевка в соответствии с действующим законодательством в порядке очередности.
Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Калимуллина Рафиля -Дата- года рождения является инвалидом третьей группы бессрочно. Данное обстоятельство подтверждается справкой серии №, выданной -Дата- ФКУ Главное бюро МСЭ по УР.
Согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной экспертным составом № ФГУ МСЭ по УР -Дата-, справкам для получения путевки от -Дата-, от -Дата-, от -Дата-, выданным БУЗ «ГКБ № МЗУР», Калимуллина Р. имеет право на получение мероприятий медицинской реабилитации в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение при отсутствии противопоказаний.
-Дата- Калимуллина Р. обратилась в Управление социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2012 году, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении и отсутствии общих противопоказаний, исключающих направление на санаторно-курортное лечение.
Указанное заявление зарегистрировано УСЗН в Октябрьском районе г. Ижевска -Дата-, Калимуллина Р. поставлена на учет для получения санаторно-курортной путевки согласно профилю заболевания, указанному в справке.
В 2012- 2013 годах Калимуллиной Р. путевка на санаторно-курортное лечение предоставлена не была.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с п.8 ст. 6.1. Федерального закона №178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
Согласно п. 1.1 п. 1 ст. 6.2 Федерального закона №178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
В соответствии с п.2 ст. 6.3 Федерального закона №178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года (п.2 ст. 6.3 Федерального закона №178-ФЗ).
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее Порядок), согласно которому:
- обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п.3.1);
- организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п.3.3);
- граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки (п.3.6);
- при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п.3.7);
- исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения (п.3.9).
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики о передаче Правительству Удмуртской Республики осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 2174-р и распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 17 октября 2011 года N 889-р, Правительство Удмуртской Республики определило Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики и его территориальные органы уполномоченными органами государственной власти Удмуртской Республики по осуществлению части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, переданных Правительству Удмуртской Республики.
Также Постановлением Правительства УР от 12 марта 2012 года №81, утвержден Порядок организации предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее Порядок №81).
Согласно п.4, 5 Порядка №81:
- организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд;
- предоставление путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется территориальным органом Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики (далее - территориальный орган) по месту жительства гражданина, на основании заявлений граждан, представляемых с 1 января 2012 года в территориальный орган либо переданных Министерству региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике.
Согласно материалам дела, истец своевременно обратился к ответчику с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки, приложил медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении и отсутствии противопоказаний к лечению, при этом, право истца на получение данных социальных услуг ответчиком не оспаривается.
За 2012 год истцу путевка на санаторно-курортное лечение предоставлена не была по причине отсутствия достаточного финансирования.
Однако суд считает, что истцу не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета по следующим основаниям.
Установив Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Поскольку Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики и его территориальные органы являются уполномоченными органами государственной власти Удмуртской Республики по осуществлению части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, переданных Правительству Удмуртской Республики, постольку именно МСЗН УР является надлежащим ответчиком по делу.
При этом ответчик Министерство социальной защиты населения УР не может быть освобождено от исполнения указанных обязанностей, в том числе, и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи», так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав.
Так как истец после получения медицинской справки, подтверждающей право на санаторно-курортное лечение, обратился с соответствующим заявлением, и был включен в список лиц, находящихся в ожидании путевки, ему не могло быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, поскольку недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.
Неисполнение государством своих обязанностей в установленный законом период (календарный год) обеспечить санаторно-курортными путевками всех лиц, имеющих право на данную социальную льготу, не является основанием для лишения конкретного гражданина (истца) принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, тем более, что истцом на день рассмотрение дела подтверждена нуждаемость в санаторно-курортном лечении и отсутствие противопоказаний, исключающих направление на санаторно-курортное лечение.
В соответствии со ст. 206 ч.2 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда один месяц со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок суд считает разумным и достаточным, учитывая необходимость выделения бюджетных средств и соблюдения процедуры выделения данных средств, время, необходимое для проведения конкурса на закупку путевок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Ижевска в интересах Калимуллиной Рафили к Министерству социальной защиты населения Удмуртской республики о понуждении к обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение удовлетворить.
Обязать Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики предоставить Калимуллиной Рафиле -Дата- года рождения путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с ее заявлением от -Дата-.
Решение суда подлежит исполнению в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме в совещательной комнате.
Судья Сентякова Н.А.