РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2019 года Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
судьи Насоновой О.Ю.
при секретаре Кардецкой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1549/2019 по иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонного) к Пак (Софрыгиной) Людмиле Валерьевне о взыскании средств материнского (семейного) капитала,
у с т а н о в и л :
Истец ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кургане Курганской области (межрайонного) обратилось в суд с иском к ответчику Пак (Софрыгиной) Л.В. о взыскании средств материнского (семейного) капитала, использованных не по целевому назначению, в размере 433 000 рублей. Мотивируя свое требования тем, что согласно Конституции России в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семей, материнства и детства, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты, материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленным законом. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее по тексту Закон № 256-ФЗ) устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Согласно ст. 2 Закона № 256-ФЗ материнский (семейный) капитал - это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки обусловлено рождением второго и последующих детей. В силу ч. 1 ст. 7 Закона № 256-ФЗ распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом. Пунктом 3 ст. 7 Закона № 256-ФЗ предусмотрено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона. Таким образом, подпунктом 1 ч. 3 ст. 7 установлено, что одним из направлений использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала (далее по тексту МСК) является улучшение жилищных условий семей, имеющих детей. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона № 256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели. Правила подачи заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала устанавливаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (далее по тексту - Правила). В соответствии с п. 2 Правил лица, получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение или строительство жилого помещения, осуществляемые гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели. В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, государственной политики в области социального обеспечения. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Нормы п. «в», «е» ст.71, п. «б», «ж» ст.72 и ч.1 и 2 ст.76 Конституции Российской Федерации определяют компетенцию органов государственной власти в решении вопросов социального обеспечения, а также распределение полномочий с учетом федеративного устройства Российской Федерации. Содержание понятия материнский (семейный) капитал раскрывает источники финансирования расходов на реализацию дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Таким источником выступают средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки. Статьей 9 Закона № 256-ФЗ предусмотрен перевод средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и учет их в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации по заявке Пенсионного фонда Российской Федерации. Порядок перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, предусматривающий, в том числе, периодичность и сроки перевода, объем переводимых средств, устанавливается Правительством Российской Федерации. Таким образом, из вышеперечисленных норм законодательства следует, что средства МСК могут быть использованы лицом, имеющим право на меры дополнительной государственной поддержки, на улучшение жилищных условий членов семьи, они являются целевыми, выделяются из федерального бюджета, перечисляются территориальным органом пенсионного органа на счет продавца жилого помещения либо организации, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели. Решением УПФ РФ в г. Тюмени № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с рождением третьего ребенка ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ, Софрыгиной Л.В. был выдан Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серия №. ДД.ММ.ГГГГ Софрыгиной Л.В. заключен договор займа № на сумму 423 000 рублей. Для целевого использования – приобретение объекта недвижимости: жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>. По данному договору займодавцем выступает <данные изъяты> заемщик – Софрыгина Л.В. ДД.ММ.ГГГГ Софрыгина Л.В. подала заявление в <данные изъяты> о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала зарегистрированного №. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> принято решение № об удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного капитала) на погашение основного долга и уплату процентов по займу, заключенному с организацией на улучшение жилищных условий – погашение основного долга и уплату процентов по договору займа на приобретение жилья. ДД.ММ.ГГГГ согласно платежному поручению № денежные средства в размере 423 000 рублей переведены на счет <данные изъяты> по договору займа № от ДД.ММ.ГГГГ с Софрыгиной Л.В. Однако ДД.ММ.ГГГГ решением <данные изъяты> договор купли-продажи жилого дома в <адрес> расторгнут. Таким образом выявлен факт нецелевого использования средств М(С)К. В ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> прекратил юридическую деятельность путем реорганизации в форме слияния. Правопреемником заявителя является ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика истцом направлена претензия, с требованием в добровольном порядке вернуть денежные средства в размере 433 000 рублей. Однако оплата задолженности ответчиком не произведена. В связи с чем средства материнского (семейного) капитала, использованы ответчиком не по целевому назначению, установленному действующим законодательством, подлежит возмещению в Пенсионный фонд РФ.
Представитель истца Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонного) в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просят дело рассмотреть в отсутствие их представителя, дело рассмотрено в отсутствие представителя истца.
Ответчик Пак (Софрыгина) Л.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, суду не были представлены доказательства, что ответчик не явилась в суд по уважительной причине, дело рассмотрено в ее отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласен, суду пояснил, что Пак Л.В. подано заявление в полицию о привлечении <данные изъяты> уголовной ответственности. <данные изъяты> не перечислил денежные средства в виде материнского капитала продавцу жилого дома Васильченко В.А..
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковое требование подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Как установлено судом, согласно Конституции России в РФ обеспечивается государственная поддержка семей, материнства и детства, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты, материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленным законом.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее по тексту Закон № 256-ФЗ) устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Согласно ст. 2 Закона № 256-ФЗ материнский (семейный) капитал - это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки обусловлено рождением второго и последующих детей.
В силу ч. 1 ст. 7 Закона № 256-ФЗ распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 3 ст. 7 Закона № 256-ФЗ предусмотрено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий; 2)получение образования ребенком (детьми); 3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Таким образом, подпунктом 1 ч. 3 ст. 7 установлено, что одним из направлений использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала (далее по тексту МСК) является улучшение жилищных условий семей, имеющих детей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона № 256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
Правила подачи заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п. 2 Правил лица, получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение или строительство жилого помещения, осуществляемые гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, государственной политики в области социального обеспечения. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Нормы п. «в», «е» ст.71, п. «б», «ж» ст.72 и ч.1 и 2 ст.76 Конституции Российской Федерации определяют компетенцию органов государственной власти в решении вопросов социального обеспечения, а также распределение полномочий с учетом федеративного устройства Российской Федерации.
Содержание понятия материнский (семейный) капитал раскрывает источники финансирования расходов на реализацию дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Таким источником выступают средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки.
Статьей 9 Закона № 256-ФЗ предусмотрен перевод средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и учет их в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации по заявке Пенсионного фонда Российской Федерации. Порядок перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, предусматривающий, в том числе, периодичность и сроки перевода, объем переводимых средств, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, из вышеперечисленных норм законодательства следует, что средства МСК могут быть использованы лицом, имеющим право на меры дополнительной государственной поддержки, на улучшение жилищных условий членов семьи, они являются целевыми, выделяются из федерального бюджета, перечисляются территориальным органом пенсионного органа на счет продавца жилого помещения либо организации, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
Решением УПФ РФ в г. Тюмени № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с рождением третьего ребенка ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ, Пак (Софрыгиной) Л.В. был выдан Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серия №
ДД.ММ.ГГГГ Пак (Софрыгиной) Л.В. заключен договор займа № на сумму 423 000 рублей. Для целевого использования – приобретение объекта недвижимости: жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>. По данному договору займодавцем выступает <данные изъяты> заемщик – Пак (Софрыгина) Л.В..
ДД.ММ.ГГГГ Пак (Софрыгина) Л.В. подала заявление в <данные изъяты> о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала зарегистрированного №.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> принято решение № об удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного капитала) на погашение основного долга и уплату процентов по займу, заключенному с организацией на улучшение жилищных условий – погашение основного долга и уплату процентов по договору займа на приобретение жилья. ДД.ММ.ГГГГ согласно платежному поручению № денежные средства в размере 423 000 рублей переведены на счет <данные изъяты> по договору займа № от ДД.ММ.ГГГГ с Пак (Софрыгиной) Л.В.
ДД.ММ.ГГГГ решением <данные изъяты> договор купли-продажи жилого дома в <адрес>, заключенный между ФИО6 и Софрыгиной Л.В. расторгнут.
В ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> прекратил юридическую деятельность путем реорганизации в форме слияния. Правопреемником заявителя является ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика истцом направлена претензия, с требованием в добровольном порядке вернуть денежные средства в размере 433 000 рублей.
Таким образом, судом установлено, что ответчик использовала средства материнского (семейного) капитала не на цели, установленные действующим законом.
Так как средства материнского (семейного) капитала были использованы ответчиком не на цели, установленные действующим законом, указанная сумма является неосновательным обогащением.
Суду не были представлены доказательства, что ответчик Пак (Софрыгина) Л.В. использовала полученные средства материнского (семейного) капитала по целевому назначению, а также что ответчиком истцу были возвращены денежные средства.
Судом не принимается во внимание довод представителя ответчика, что денежные средства в виде материнского капитала не были перечислены продавцу дома <данные изъяты> не является юридически значимым обстоятельством при рассмотрении исковых требований истца.
Истец не является стороной в правоотношениях возникших между ответчиком и <данные изъяты>
При таких обстоятельствах, суд считает, что на основании статьи 1102 ГК РФ, с ответчика в пользу истца следует взыскать денежные средства в размере 433 000 рублей.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход муниципального образования г. Тюмени подлежит взысканию государственная пошлина в размере 7 530 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 103, 194-198 ГПК РФ, ст. 309, 310 ГК РФ, суд
Р е ш и л :
Взыскать с Пак (Софрыгиной) Людмилы Валерьевны в пользу Пенсионного фонда Российской Федерации в лице государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонного) денежные средства в размере 433 000 рублей.
Взыскать с Пак (Софрыгиной) Людмилы Валерьевны в доход муниципального образования г. Тюмени государственную пошлину в размере 7 530 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени путем подачи апелляционной жалобы.
Судья :
Мотивировочная часть решения изготовлена 23 января 2019 года