Дело № 2-1-274/2019
64RS0008-01-2019-000322-67
Решение
Именем Российской Федерации
13 мая 2019 года рабочий поселок Базарный Карабулак
Саратовской области
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Карпачевой Т.В.,
при секретаре Логиновой М.Ю.,
с участием истца Константиновой Л.В., представителя истца Михайловой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Константиновой Л.В. к администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области об установлении факта принятия наследства, о признании имущества совместно нажитым, о выделении супружеской доли, и признании права собственности на наследственное имущество,
установил:
истец обратился в Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области с указанным исковым заявлением.
Заявленные требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер её муж – ФИО1, после смерти которого, открылось наследство, состоящее из: ? доли в праве общей собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; счета в публичном акционерном обществе «Сбербанк». Ею был пропущен шестимесячный срок вступления в наследство. Фактически она приняла наследство, так как с момента смерти мужа продолжает жить в указанной квартире, пользоваться совместно нажитым имуществом.
Просит установить факт принятия наследства Константиновой Л.В. после смерти мужа ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ; признать квартиру, расположенную по адресу: <адрес> совместно нажитым имуществом; включить в наследственную массу ? долю квартиры, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования после умершего ФИО1; признать за нею право собственности на ? долю указанной квартиры; признать право собственности на счета и компенсации в ПАО «Сбербанк России»; признать право собственности на страховую выплату, подлежащую выплате наследникам после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в размере 15 809 рублей.
В судебном заседании истец Константинова Л.В. исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные иску.
Представитель истца Михайлова Е.А. исковые требования своего доверителя поддержала, просила удовлетворить.
Ответчик – администрация Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации не просил.
Третье лицо – Константинов А.С. в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал, наследство не принимал и не претендует на него.
Третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области извещено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления не просило.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Часть 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации гарантирует право наследования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно пункту 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Статья 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со статьей 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Срок принятия наследства установлен статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации и составляет шесть месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает юридические факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Часть 2 данной статьи относит к юридическим фактам и факт принятия наследства.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 и Константинова Л.В. состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о браке (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти, выданным отделом записи актов гражданского состояния по Базарно-Карабулакскому району управления по делам записи актов гражданского состояния Правительства Саратовской области (л.д. 10).
Согласно справке № 503 от 05 февраля 2019 года, выданной администрацией Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, ФИО1 на день своей смерти, то есть ДД.ММ.ГГГГ, был зарегистрирован и проживал с супругой Константиновой Л.В. по адресу: <адрес> (л.д. 12).
В силу пункта 1 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Правила определения долей супругов в общем имуществе при его разделе и порядок такого раздела устанавливаются семейным законодательством (пункт 4 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункта 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Семейного кодекса Российской Федерации при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит Константиновой Л.В. на праве собственности на основании договора купли-продажи от 13 октября 1993 года (л.д.13-15).
Указанная квартира была приобретена совместно ФИО1 и Константиновой Л.В. в период брака, заключенного 01 октября 1982 года, что подтверждается материалами дела, объяснениями лиц, участвующих в деле, и не оспаривается сторонами.
Соответственно, доля каждого супруга в указанном совместно нажитом имуществе составляет ? долю.
Таким образом, супружеская доля ФИО1 в квартире, расположенной по адресу: <адрес> составляет ? долю, которая является наследственным имуществом умершего ФИО1
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 09 апреля 2019 года, сведений о собственниках квартиры, расположенной по адресу: <адрес> не имеется (л.д. 41-42).
Согласно ответу регионального центра Сопровождения розничного бизнеса Публичного акционерного общества «Сбербанк России» на имя ФИО1 установлено наличие открытых и закрытых вкладов: в ВСП №: счет №; счет №; счет №; счет №; счет № (л.д. 39).
В соответствии с сообщением общества с ограниченной ответственностью «Сбербанк страхование жизни» размер страховой выплаты, подлежащей выплате наследникам застрахованного лица, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составляет 15 809 (пятнадцать тысяч восемьсот девять) рублей 19 копеек (л.д. 28).
После смерти ФИО1, что не оспаривается сторонами, открылось наследство в виде ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, счетов (вклады) в Публичном акционерном обществе «Сбербанк», страховой выплаты, подлежащей выплате наследникам застрахованного лица в обществе с ограниченной ответственностью «Сбербанк страхование жизни».
В соответствии с пунктом 34, 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно справке № 503 от 05 февраля 2019 года, выданной администрацией Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, ФИО1 на день своей смерти, то есть ДД.ММ.ГГГГ, был зарегистрирован и проживал с супругой Константиновой Л.В. по адресу: <адрес> (л.д. 12).
Согласно сообщению нотариуса нотариального округа р.п. Базарный Карабулак, Базарно-Карабулакский район после умершей ФИО1 заведено наследственное дело № 219/2017 (л.д. 23).
Свидетели ФИО2., ФИО3 суду показали, что Константинова Л.В. после смерти мужа распорядилась вещами умершего, проживает в той же квартире, в которой жила с мужем.
Указанные обстоятельства и показания свидетелей подтверждают, что после смерти супруга – истец Константинова Л.В. фактически приняла наследство, поскольку после смерти наследодателя осталась проживать в данном жилом помещении, пользуется совместно нажитым имуществом.
Нахождение у истца Константиновой Л.В. подлинников документов на имя ФИО1 также является подтверждением обоснованности заявленных требований, обстоятельств, опровергающих доводы истца, судом не установлено.
Пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» подтверждает сформированное судебной практикой мнение о том, что получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника и не влияет на наличие у наследника наследственных прав. Это согласуется с положениями пунктом 1 статьи 1163 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым по общему правилу свидетельство о праве на наследство выдается наследникам в любое время по истечении шести месяцев со дня открытия наследства.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования Константиновой Л.В. законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме, подтверждаются совокупностью представленных суду доказательств, поскольку она, является наследником по закону после смерти ФИО1, фактически приняла наследство, следовательно, право собственности на принадлежащее наследодателю имущество переходит к истцу как к наследнику на основании пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
установить факт принятия Константиновой Л.В. наследства после смерти мужа – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать общим имуществом супругов ФИО1 и Константиновой Л.В. квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Выделить в общем имуществе супругов ФИО1 и Константиновой Л.В. супружескую долю ФИО1, <данные изъяты>, в размере ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
Включить в наследственную массу имущество после смерти ФИО1, <данные изъяты> заключающееся в ? доле в праве общей долевой собственности на квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
Признать за Константиновой Л.В., <данные изъяты>, право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в порядке наследования после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Признать за Константиновой Л.В., <данные изъяты>, право собственности на денежные средства и компенсации по вкладам (счетам) Публичного акционерного общества «Сбербанк России» в ВСП №: счет №; счет №; счет №; счет №; счет №, в порядке наследования после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Признать за Константиновой Л.В., <данные изъяты> право собственности на страховую выплату, подлежащую выплате наследникам застрахованного лица, в порядке наследования после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере 15 809 (пятнадцать тысяч восемьсот девять) рублей 19 копеек
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, то есть – 17 мая 2019 года.
Судья Т.В.Карпачева