Дело № 2-2760/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Иващенко В.В.,
при секретаре Сналиной Н.Н.
с участием истца Чекалина А.А., его представителя допущенного в порядке ст. 53 ГПК РФ Руднева Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Чекалина А. А. к Открытому Акционерному Обществу (Наименование3) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Чекалин А. А. обратился в суд с исковым заявлением к ОАО (Наименование3) о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение <адрес>. В обоснование своих требований указал, что с (ДД.ММ.ГГГГ) по настоящее время является нанимателем жилого помещения <адрес>, вселение в общежитие произведено государственным предприятием (Наименование1) (в настоящее время ОАО (Наименование3)). Жилое помещение было предоставлено на основании договора социального найма. Общежитие было построено в (ДД.ММ.ГГГГ) и принадлежало федеральному государственному предприятию (Наименование3), а в дальнейшем в процессе приватизации было включено в уставный капитал (Наименование3), в настоящее время преобразованного в ОАО (Наименование3). Сделка по приватизации общежития, по мнению истца, была совершена с нарушениями действовавшего на момент приватизации законодательства, является ничтожной. Общежитие должно быть передано в муниципальную собственность, истец имеет право проживать в общежитии на условиях договора социального найма и приобрести право собственности на помещение в порядке приватизации. Нахождение общежития в собственности ОАО (Наименование3) препятствует истцу в получении помещения в собственность в порядке приватизации (л.д. 3-7).
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали.
Ответчик ОАО (Наименование3) представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщили. В адрес суда ответчиком были направлены возражения на исковое заявление, в котором он просил суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, выслушав истца, его представителя, изучив письменные возражения ответчика и исследовав представленные доказательства, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что Решением (Госорган3) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) на основании решения трудового коллектива (Наименование3), зафиксированного протоколом общего собрания от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) о приватизации государственного предприятия и поданной заявки, создана комиссия по приватизации, разработавшая План приватизации (Наименование3), утвержденный в дальнейшем решением Комитета от (ДД.ММ.ГГГГ) (№). Общежитие, находящееся по адресу: <адрес>, вошло в указанный план приватизации, решением (Госорган2) (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (Наименование3) приватизировано с включением в Уставной фонд стоимости зданий общежитий, (Наименование2), спортзала, решением (Госорган3) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) товарищество с ограниченной ответственностью (Наименование3) преобразовано в (Наименование3) согласно утвержденному плану приватизации.
Право собственности (Наименование3) на спорное общежитие было зарегистрировано в соответствии с действовавшим порядком (Госорган4) <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ). В дальнейшем право собственности ОАО (Наименование3) было зарегистрировано (Госорган1) по <адрес>, на основании регистрационного удостоверения (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) и плана приватизации, утвержденного решением (Госорган3) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) за (№).
В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и бытового назначения регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и Республик в составе Российской Федерации.
Согласно п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», акционерному обществу передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Пообъектный состав имущества, передаваемого акционерному обществу, утверждается комитетом. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.
Согласно ст. 9 Закона РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «Об основах федеральной жилищной политики», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
В соответствии со ст. 1 Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», приватизация государственных и муниципальных предприятий – есть приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий и т.д.
Федеральным законом от (ДД.ММ.ГГГГ) N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление приемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
План приватизации (Наименование3) был утвержден после вступления в законную силу вышеуказанных законов, Указа Президента РФ (№) «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», Указа Президента РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «Об использовании объектов социально культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», согласно которым объекты жилищного фонда не могли быть включены в состав приватизируемого имущества.
Поскольку сделка по включению стоимости объектов жилищного фонда при преобразовании государственного предприятия была совершена с нарушением вышеуказанных правовых актов, она является ничтожной в соответствии со ст.168 ГК РФ.
В соответствии с Законом РФ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», независимо от способа приватизации между продавцом и покупателем государственного или муниципального предприятия заключается договор в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации…3. Право собственности на предприятие переходит от продавца к покупателю с момента регистрации договора купли - продажи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 27).
Статья 50 Основ гражданского законодательства Союза ССР и Республик от (ДД.ММ.ГГГГ) в п. 2 устанавливала что, если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации или нотариальному удостоверению, право собственности у приобретателя возникает в момент регистрации или удостоверения договора, а при необходимости нотариального удостоверения и государственной регистрации договора - в момент его регистрации.
Аналогичная норма содержалась в ст. 135 ГК РСФСР:
Право собственности у приобретателя имущества по договору (а у государственных организаций - право оперативного управления имуществом) возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором… Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.
Договор между продавцом и покупателем приватизируемого предприятия суду сторонами не представлен, однако передача общежития в уставной капитал АООТ (Наименование3) носила возмездный характер. В связи с этим, а также на основании анализа вышеуказанных нормативных актов в совокупности, суд приходит к выводу, что моментом перехода спорного общежития из государственной собственности в собственность (Наименование3) является дата выдачи обществу регистрационного удостоверения (Госорган4) о регистрации за ним по праву собственности здания <адрес>.
Регистрация права собственности органами (Госорган4) была предусмотрена рядом нормативных актов, например, ст. 239 ГК РСФСР, Постановлением <адрес> городского муниципального совета от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «О введении реестра собственности на территории <адрес> и регистрации недвижимости и сделок с ней», подтвердившим ранее существовавший порядок регистрации и др.
Право собственности ОАО (Наименование3) было зарегистрировано в установленном законом порядке органами технической инвентаризации (ДД.ММ.ГГГГ), то есть к этой дате завершено исполнение сделки по приватизации общежития.
Истец приобрел право пользования общежитием до перехода права собственности на него от государства к ОАО (Наименование3), до утверждения плана приватизации АООТ (Наименование3), зарегистрирован в общежитии с (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 10).
Следует признать, что у Чекалина А.А., вселившегося в общежитие до перехода объекта недвижимости из государственной собственности в собственность коммерческой организации – АООТ (Наименование3) возникли жилищные права и обязанности, которые сохранялись в неизменном виде вне зависимости от перехода прав на общежитие от одного собственника к другому. Недопустимость ограничения прав граждан по пользованию жилым помещением иначе как в порядке и на основаниях, предусмотренных законом, была установлена ранее действующим жилищным законодательством (ст. 7 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), ст. 10 ЖК РСФСР). Применительно к жилищному фонду, который находился в ведении приватизируемых предприятий, принцип сохранения жилищных прав граждан в полном объеме закреплен вышеприведенными нормами законодательства о приватизации государственных предприятий.
Право граждан на жилище закреплено в Конституции РФ (статья 40).
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) предусмотрено право граждан на бесплатную передачу в их собственность занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетний членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 7 Федерального Закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В установленном законом порядке истец лишен возможности приобрести комнату в собственность в связи с тем, общежитие находится в собственности ОАО «ЦКСР». Занимаемая истцом жилая комната является изолированным жилым помещением площадью 13,3 кв.м., что подтверждается схемой жилого помещения (л.д.11). Истец несет бремя по содержанию жилья.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ) N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Поскольку указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий, такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность, то при приватизации в (ДД.ММ.ГГГГ) имущественного комплекса (Наименование3) общежитие, в котором проживает истец, было включено в перечень приватизируемых объектов неправомерно. Однако включение жилого дома в состав приватизируемого имущества государственного предприятия в нарушение действующего законодательства не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, к категории которых и относятся истцы, в том числе и на их право бесплатной передачи жилья в собственность.
Согласно представленной справке Чекалин А.А. не принимал участия в приватизации жилых помещений на территории <адрес> (л.д.12).
При таких обстоятельствах комната подлежит передаче в собственность Чекалину А.А. в соответствии с его волеизъявлением.
Срок исковой давности к требованиям истца не применим, так как переход права собственности на жилое помещение не влияет на объем прав нанимателя, в том числе на право приватизации. Вопрос о применении последствий недействительности сделки истцом не ставился, и судом не рассматривался. На требование о признании права собственности исковая давность в данном случае не распространяется. Поэтому ходатайство ОАО (Наименование3) о применении срока исковой давности удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чекалина А. А. к открытому акционерному обществу (Наименование3) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать право собственности за Чекалиным А. А., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженцем <адрес> на жилое помещение (№) общей площадью 13,3 кв.м. в доме <адрес> в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в месячный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме через Коминтерновский районный суд <адрес>.
Судья: подпись Иващенко В.В.
Решение в окончательной форме
изготовлено (ДД.ММ.ГГГГ)
Копия верна:
Судья: Секретарь:
Дело № 2-2760/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Иващенко В.В.,
при секретаре Сналиной Н.Н.
с участием истца Чекалина А.А., его представителя допущенного в порядке ст. 53 ГПК РФ Руднева Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Чекалина А. А. к Открытому Акционерному Обществу (Наименование3) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Чекалин А. А. обратился в суд с исковым заявлением к ОАО (Наименование3) о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение <адрес>. В обоснование своих требований указал, что с (ДД.ММ.ГГГГ) по настоящее время является нанимателем жилого помещения <адрес>, вселение в общежитие произведено государственным предприятием (Наименование1) (в настоящее время ОАО (Наименование3)). Жилое помещение было предоставлено на основании договора социального найма. Общежитие было построено в (ДД.ММ.ГГГГ) и принадлежало федеральному государственному предприятию (Наименование3), а в дальнейшем в процессе приватизации было включено в уставный капитал (Наименование3), в настоящее время преобразованного в ОАО (Наименование3). Сделка по приватизации общежития, по мнению истца, была совершена с нарушениями действовавшего на момент приватизации законодательства, является ничтожной. Общежитие должно быть передано в муниципальную собственность, истец имеет право проживать в общежитии на условиях договора социального найма и приобрести право собственности на помещение в порядке приватизации. Нахождение общежития в собственности ОАО (Наименование3) препятствует истцу в получении помещения в собственность в порядке приватизации (л.д. 3-7).
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали.
Ответчик ОАО (Наименование3) представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщили. В адрес суда ответчиком были направлены возражения на исковое заявление, в котором он просил суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, выслушав истца, его представителя, изучив письменные возражения ответчика и исследовав представленные доказательства, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что Решением (Госорган3) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) на основании решения трудового коллектива (Наименование3), зафиксированного протоколом общего собрания от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) о приватизации государственного предприятия и поданной заявки, создана комиссия по приватизации, разработавшая План приватизации (Наименование3), утвержденный в дальнейшем решением Комитета от (ДД.ММ.ГГГГ) (№). Общежитие, находящееся по адресу: <адрес>, вошло в указанный план приватизации, решением (Госорган2) (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (Наименование3) приватизировано с включением в Уставной фонд стоимости зданий общежитий, (Наименование2), спортзала, решением (Госорган3) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) товарищество с ограниченной ответственностью (Наименование3) преобразовано в (Наименование3) согласно утвержденному плану приватизации.
Право собственности (Наименование3) на спорное общежитие было зарегистрировано в соответствии с действовавшим порядком (Госорган4) <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ). В дальнейшем право собственности ОАО (Наименование3) было зарегистрировано (Госорган1) по <адрес>, на основании регистрационного удостоверения (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) и плана приватизации, утвержденного решением (Госорган3) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) за (№).
В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и бытового назначения регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и Республик в составе Российской Федерации.
Согласно п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», акционерному обществу передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Пообъектный состав имущества, передаваемого акционерному обществу, утверждается комитетом. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.
Согласно ст. 9 Закона РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «Об основах федеральной жилищной политики», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
В соответствии со ст. 1 Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», приватизация государственных и муниципальных предприятий – есть приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий и т.д.
Федеральным законом от (ДД.ММ.ГГГГ) N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление приемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
План приватизации (Наименование3) был утвержден после вступления в законную силу вышеуказанных законов, Указа Президента РФ (№) «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», Указа Президента РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «Об использовании объектов социально культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», согласно которым объекты жилищного фонда не могли быть включены в состав приватизируемого имущества.
Поскольку сделка по включению стоимости объектов жилищного фонда при преобразовании государственного предприятия была совершена с нарушением вышеуказанных правовых актов, она является ничтожной в соответствии со ст.168 ГК РФ.
В соответствии с Законом РФ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», независимо от способа приватизации между продавцом и покупателем государственного или муниципального предприятия заключается договор в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации…3. Право собственности на предприятие переходит от продавца к покупателю с момента регистрации договора купли - продажи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 27).
Статья 50 Основ гражданского законодательства Союза ССР и Республик от (ДД.ММ.ГГГГ) в п. 2 устанавливала что, если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации или нотариальному удостоверению, право собственности у приобретателя возникает в момент регистрации или удостоверения договора, а при необходимости нотариального удостоверения и государственной регистрации договора - в момент его регистрации.
Аналогичная норма содержалась в ст. 135 ГК РСФСР:
Право собственности у приобретателя имущества по договору (а у государственных организаций - право оперативного управления имуществом) возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором… Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.
Договор между продавцом и покупателем приватизируемого предприятия суду сторонами не представлен, однако передача общежития в уставной капитал АООТ (Наименование3) носила возмездный характер. В связи с этим, а также на основании анализа вышеуказанных нормативных актов в совокупности, суд приходит к выводу, что моментом перехода спорного общежития из государственной собственности в собственность (Наименование3) является дата выдачи обществу регистрационного удостоверения (Госорган4) о регистрации за ним по праву собственности здания <адрес>.
Регистрация права собственности органами (Госорган4) была предусмотрена рядом нормативных актов, например, ст. 239 ГК РСФСР, Постановлением <адрес> городского муниципального совета от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «О введении реестра собственности на территории <адрес> и регистрации недвижимости и сделок с ней», подтвердившим ранее существовавший порядок регистрации и др.
Право собственности ОАО (Наименование3) было зарегистрировано в установленном законом порядке органами технической инвентаризации (ДД.ММ.ГГГГ), то есть к этой дате завершено исполнение сделки по приватизации общежития.
Истец приобрел право пользования общежитием до перехода права собственности на него от государства к ОАО (Наименование3), до утверждения плана приватизации АООТ (Наименование3), зарегистрирован в общежитии с (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 10).
Следует признать, что у Чекалина А.А., вселившегося в общежитие до перехода объекта недвижимости из государственной собственности в собственность коммерческой организации – АООТ (Наименование3) возникли жилищные права и обязанности, которые сохранялись в неизменном виде вне зависимости от перехода прав на общежитие от одного собственника к другому. Недопустимость ограничения прав граждан по пользованию жилым помещением иначе как в порядке и на основаниях, предусмотренных законом, была установлена ранее действующим жилищным законодательством (ст. 7 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), ст. 10 ЖК РСФСР). Применительно к жилищному фонду, который находился в ведении приватизируемых предприятий, принцип сохранения жилищных прав граждан в полном объеме закреплен вышеприведенными нормами законодательства о приватизации государственных предприятий.
Право граждан на жилище закреплено в Конституции РФ (статья 40).
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) предусмотрено право граждан на бесплатную передачу в их собственность занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетний членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 7 Федерального Закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В установленном законом порядке истец лишен возможности приобрести комнату в собственность в связи с тем, общежитие находится в собственности ОАО «ЦКСР». Занимаемая истцом жилая комната является изолированным жилым помещением площадью 13,3 кв.м., что подтверждается схемой жилого помещения (л.д.11). Истец несет бремя по содержанию жилья.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ) N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Поскольку указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий, такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность, то при приватизации в (ДД.ММ.ГГГГ) имущественного комплекса (Наименование3) общежитие, в котором проживает истец, было включено в перечень приватизируемых объектов неправомерно. Однако включение жилого дома в состав приватизируемого имущества государственного предприятия в нарушение действующего законодательства не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, к категории которых и относятся истцы, в том числе и на их право бесплатной передачи жилья в собственность.
Согласно представленной справке Чекалин А.А. не принимал участия в приватизации жилых помещений на территории <адрес> (л.д.12).
При таких обстоятельствах комната подлежит передаче в собственность Чекалину А.А. в соответствии с его волеизъявлением.
Срок исковой давности к требованиям истца не применим, так как переход права собственности на жилое помещение не влияет на объем прав нанимателя, в том числе на право приватизации. Вопрос о применении последствий недействительности сделки истцом не ставился, и судом не рассматривался. На требование о признании права собственности исковая давность в данном случае не распространяется. Поэтому ходатайство ОАО (Наименование3) о применении срока исковой давности удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чекалина А. А. к открытому акционерному обществу (Наименование3) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать право собственности за Чекалиным А. А., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженцем <адрес> на жилое помещение (№) общей площадью 13,3 кв.м. в доме <адрес> в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в месячный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме через Коминтерновский районный суд <адрес>.
Судья: подпись Иващенко В.В.
Решение в окончательной форме
изготовлено (ДД.ММ.ГГГГ)
Копия верна:
Судья: Секретарь: