РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2023 г. г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Томиловой М.И.,
при секретаре Кондратьевой И.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 63RS0030-01-2022-004746-58 иску (производство № 2а-315/2023 (2а-2903/2022) по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Мартыновой Ю.С о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Мартыновой Ю.С. о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 789,71 руб., из которых:
-налог в размере 385,00 руб., начисленный за 2020 г. согласно требованию от 16.12.2021 № 96440;
-пеня в размере 52,15 руб., начисленная за 31.12.2020 г. по 15.02.2021 г.. согласно требованию от 16.02.2021 № 6707;
-пеня в размере 100,49 руб., начисленная за период с 01.12.2016 г. по 10.09.2017 г. согласно требованиям от 11.07.2019 № 69722;
-пеня в размере 52.15 руб., начисленная за 01.01.2018 г. но 31.12.2018 г.. согласно требованию от 16.02.2021 № 6707;
-пеня в размере 10,25 руб., начисленная за период с 01.11.2015 г. по 30.11.2015г., согласно требованиям от 27.08.2018 № 75964;
-пеня в размере 10,25 руб., начисленная за период с 01.12.2015 г. по 31.12.2015г., согласно требованиям от 27.08.2018 № 75964;
-пеня в размере 15.68 руб., начисленная за 23.12.2019.г. по 25.06.2020 г.. согласно требованию от 26.06.2020 № 44002;
-пеня в размере 215.89 руб., начисленная за 02.12.2016 г. по 01.08.2018 г., согласно требованию от 27.08.2018 № 75964.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик, как лицо, состоящее на учете в качестве налогоплательщика, обязанное уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ей имущества, не своевременно исполнила установленную законом обязанность по уплате транспортного налога, в связи с чем в ее адрес были направлены требования об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность, которые оставлены без исполнения.
14.06.2022г. мировым судьей судебного участка №106 Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области по заявлению налогового органа был вынесен судебный приказ №2-1421/2022 о взыскании Мартыновой Ю.С. задолженности по налогам и пени, который определением от 15.07.2022г. отменен.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Мартынова Ю.С. в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
При указанных выше обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Суд, исследовав материалы дела, считает административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Согласно ч. 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в 2018-2020 г.г. Мартынова Ю.С. являлась собственником транспортного средства - автомобиля Мазда 3, г/н В865КМ716.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ); налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 363 НК РФ).
Налоговым органом в адрес налогоплательщика Мартыновой Ю.С. были направлены налоговые уведомления № 83182851 от 29.09.2016г., №44650594 от 15.08.2019 г., №45289584 от 01.09.2021 г., в которых предлагалось уплатить в установленные законом сроки транспортные налоги на вышеуказанное имущество.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлена налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Межрайонной ИФНС России по Самарской области посредством почтовой связи в адрес Мартыновой Ю.С. были направлены требования об уплате недоимки по налогам и пени:
-№75964 по состоянию на 27.08.2018г. об уплате за 2017 налоговый период транспортного налога в размере 1243 руб., пени – 274,58 руб., со сроком уплаты до 03.12.2018г.;
-№69722 по состоянию на 11.07.2019г. об уплате за 2018 налоговый период транспортного налога в размере 1243руб., пени – 100,49 руб., со сроком уплаты до 06.11.2019г.
-№44002 по состоянию на 26.06.2020г. об уплате за 2019 налоговый период транспортного налога в размере 385руб., пени – 15,68 руб., со сроком уплаты до 27.11.2020г.
-№6707 по состоянию на 16.02.2021г. об уплате за 2020 налоговый период транспортного налога в размере 4844руб., пени – 52,15 руб., со сроком уплаты до 13.04.2021.
-№94635 по состоянию на 16.12.2021г. об уплате за 2020 налоговый период транспортного налога в размере 7108,58руб., со сроком уплаты до 31.01.2022г.
В установленный срок обязанность по уплате недоимки по налогам исполнена не была.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщики, плательщики сборов должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Ввиду невнесения Мартыновой Ю.С. в установленный срок оплаты транспортного налога ей обоснованно были начислены пени, указанные в налоговых требованиях.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
На основании письма ФНС России от 07.09.2021гг. №КЧ-4-8/12644@ «О централизации функций по управлению долгом», в соответствии с приказом УФНС России по Самарской области от 28.12.2021г. №01-04/230 с 01.03.2022г. функции по управлению долгом централизованы на базе Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области.
В соответствии с Положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Самарской области, утверждённым приказом УФНС России по Самарской области от 30.12.2021г. №01-04/237, Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции, в том числе, по управлению долгом в части урегулирования (взыскания) задолженности.
В связи с неисполнением требований об уплате недоимки по налогам и пени, Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № 106 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании Мартыновой Ю.С. недоимки по налогам и пени по требованиям от 27.08.2018 г. №75964. от 11.07.2019 г. №69722, от 26.06.2020 г. №44002, от 16.02.2021 г. №6707, от 16.12.2021 г. №94635 за 2020 г.: транспортного налога с физических лиц: налог в размере 7493,58 руб., пени в размере 404,71 руб., на общую сумму 7898,29 руб.
Мировым судьей судебного участка № 106 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области 14.06.2022 г. был вынесен судебный приказ № 2а-1421/2022 о взыскании с Мартыновой Ю.С. указанной выше суммы, который определением от 15.07.2022 г. отменен на основании возражений поступивших от должника.
После отмены судебного приказа, 21.11.2022 г. налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика не исполненной задолженности по налогам и по пени.
Судом установлено и следует из материалов дела, что по входящим в предмет настоящего административного иска требованиям сумма задолженности Мартыновой Ю.С. не превышает 10 000 рублей.
Таким образом, срок уплаты задолженности по самому раннему требованию №75964 от 27.08.2018г., выставленному налоговым органом Мартыновой Ю.С. - до 03.12.2018 г., шестимесячный срок подачи заявления о взыскании недоимки по налогам и пени начал исчисляться с указанной даты и истек 03.06.2022 г. (03.12.2018 г. + 3 года+6 месяцев).
С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Мартыновой Ю.С. налоговой задолженности, составляющей предмет настоящего административного иска, Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась 14.06.2022 г., то есть за пределами установленного законом шестимесячного срока.
На основании ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5).
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
При этом суд учитывает, что возможность восстановления пропущенного срока действующее законодательство связывает с наличием обстоятельств, объективно исключающих возможность обращения в суд в установленные законом сроки.
Как указал Конституционный суд РФ в Определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и оно направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.02.2012 г. № 479-О-О указал, что не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что налоговый орган, обращаясь с исковым заявлением о взыскании с Мартыновой Ю.С. недоимки по налогам и пени по требованиям от 27.08.2018 г. №75964, от 11.07.2019 г. №69722, от 26.06.2020 г. №44002, от 16.02.2021 г. №6707, от 16.12.2021 г. №94635 уже утратил право на принудительное взыскание налога в связи с пропуском установленного шестимесячного срока для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных налоговым органом исковых требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Мартыновой Ю.С о взыскании недоимки по налогам и пени – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.01.2023 г.
Судья М.И. Томилова