РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2021 года Центральный районный суд г.о. Тольятти Самарской области в составе:
Председательствующего судьи Дурмановой Е.М.
при секретаре ФИО2
с участием представителя истца Межрайонной ИФНС России по Самарской области ФИО3, после перерыва ФИО4, действующие на основании доверенности, диплома,
представителя ответчика ФИО1 – ФИО5, после перерыва ФИО6 действующие на основании доверенности, диплома,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-126/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №19 по Самарской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогом и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России №19 по Самарской области обратилась с административным исковым заявлением к ФИО1 просит взыскать с ФИО1 недоимку по транспортному налогу за период 2015 г. в размере 101853 рубля и пени в размере 679 рублей 02 копейки.
Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО1 является налогоплательщиком транспортного налога в связи с наличием объектов налогообложения. В установленные законом сроки налоговый орган направил ответчику налоговое уведомление, однако в установленный срок, должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи, с чем налоговым органом начислены пени. Позднее в адрес ответчика было направлено требование об уплате налога, которое оставлены ответчиком также без исполнения.
Представители административного истца в судебном заседании доводы, изложенные в иске, поддержали, просили их удовлетворить, пояснив суду, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования транспортного средства налогоплательщиком. Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено НК РФ в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах (Письма ФНС России от 24.07.2020 N БС-2-21/1403; Минфина России от 28.12.2018 N 03-05-05-04/95689). В Письме ФНС России от 30.03.2018 N БС-4-21/6042 указано, что иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона
транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
Представители административного ответчика в судебном заседании возражали относительно удовлетворения исковых требований о взыскании налога и пени в указанном истцом размере в части транспортных средств ВАЗ 21061 г/н №, Мерседес Бенц G500 г/н №, Мерседесбенц S430 г/н №, ВАЗ 21130 г/н №, пояснив суду, что указанные транспортные средства проданы в 2014 году, а Мерседесбеннц G500 г/н № продан ДД.ММ.ГГГГ. Вины ФИО1, в том, что после продажи транспортных средств новые собственники не поставили их на учет, нет. При реализации по договору купли-продажи снятие транспортного средства с учета бывшим владельцем не производится. Право собственности на автомобиль возникает с момента передачи его новому собственнику на основании договора купли-продажи, у которого и возникает обязанность по уплате транспортного налога. ФИО1 не является надлежащим ответчиком по делу.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3 ст. 75 НК РФ).
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
Сведения о наличии у налогоплательщиков - физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам предоставляется в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 НК РФ).
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган. В связи с чем налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В случае, указанном в абз. 2 данного пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной п. 2.1 ст. 23 НК РФ, исчисление суммы налога производится, начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность.
Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 4 ст. 52 НК РФ).
Датой получения налогоплательщиком налогового уведомления в электронном виде является дата, указанная в подтверждении о получении налогоплательщиком налогового уведомления с использованием Интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» (п. 4 ст. 31 НК РФ, Приказ ФНС РФ № ММВ-7-11/324@ от 23.05.2011г. «Об утверждении форматов и порядка направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи").
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.п. 1, 2 ст. 69 НК РФ). Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 6 ст. 69 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, а также пени, начисленной за каждый календарный день просрочки.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 является собственником движимого имущества, указанного в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения о наличии в собственности ФИО1 на период 2015 года указанного движимого имущества подтверждены карточками учета транспортных средств, поступившими из ГИБДД УМВД России по г. Тольятти Самарской области.
Согласно ст. 399 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налог - необходимое условие существования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе могут быть нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
ФИО1 в лице представителей в части транспортных средств ВАЗ 21061 г/н №, Мерседес Бенц G500 г/н №, Мерседесбенц S430 г/н №, ВАЗ 21130 г/н № сумму недоимки не признает, поскольку указанные транспортные средства на налоговый период 2015 года были проданы, что подтверждается договорами купли-продажи транспортного средства и транспортный налог должен оплачивается новыми собственниками.
Доводы представителей административного ответчика суд признает несостоятельными и основанными на неверном толковании норм права по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
На основании части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу части 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Налоговый кодекс в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.
Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
В случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
Принимая во внимание, что согласно регистрационным данным ГИБДД УМВД России по <адрес> собственником транспортных средств ВАЗ 21061 г/н №, Мерседес Бенц G500 г/н №, Мерседесбенц S430 г/н №, ВАЗ 21130 г/н № за период 2015 г. являлась ФИО1, то оснований для освобождения административного ответчика от уплаты транспортного налога не имеется. Уплата начисленного налога ФИО1 не является препятствием в дальнейшем решить вопрос о взыскании данной суммы с лица, фактически владеющего автомобилем, однако установление данного лица, не входит в обязанности налогового органа, для которого все сведения о собственнике автомобиля содержатся в официальных базах данных, предоставленных органами ГИБДД.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 70 НК Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 6 статьи 69 НК Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
ФИО7 по месту ее регистрации были направлены почтой налоговое уведомление№ от ДД.ММ.ГГГГ, а в последующем требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов№ от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списками почтовых отправлений, которые оставлены ответчиком без исполнения. Адрес регистрации ФИО7 сменила ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями из адресно-справочной службы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств в банке наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Из представленных налогового уведомления и требования об уплате налога, суд приходит к выводу, что процедура принудительного взыскания налога налоговым органом была соблюдена.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.2 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области судебный приказ по заявлению должника отменен.
В порядке искового производства налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым штампом на конверте.
Таким образом обращение в суд с требованиями о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени, последовало в пределах, установленных ст. 48 НК РФ сроков, что позволяет суду сделать вывод, что в рассмотренном деле сроки обращения в суд с указанными требованиями соблюдены.
С учетом того, что ответчиком не представлены в суд доказательства об отсутствии у нее задолженности по обязательным платежам в указанном административном истцом размере и за указанный истцом период, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца о взыскании задолженности по транспортному налогу в полном объеме.
В связи с неуплатой налога в соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму неуплаченного налога начисляются пени. Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Административный истец просит взыскать пени по транспортному налогу в размере 679 рублей 20 копейки.
Поскольку ответчик своевременно недоимку по налогу не оплатил, а также не представил в суд доказательства об отсутствии у нее задолженности как по налогам, взятым при расчете, так и по указанным в иске пеням, требование о взыскании с ответчика пени подлежит также удовлетворению.
В связи с тем, что истец на основании п.п.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины, последняя, в размере 3250 рублей 64 копейки подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 14,175-178 КАС РФ
р е ш и л:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России №19 по Самарской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогом и пени – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, зарегистрированной по адресу: <адрес> в пользу ИФНС России № 19 по Самарской области недоимку по транспортному налогу за период 2015 г. в размере 101853 рубля, пени по транспортному налогу в размере 679 рублей 02 копейки.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 3250 рублей 64 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.М. Дурманова
Мотивированное решение изготовлено 01 марта 2021 года
Судья Е.М. Дурманова