Дело (УИД) № 19RS0010-01-2020-001010-08
Производство № 2 – 13/2021 (№ 2-561/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 февраля 2021 года Ширинский районный суд c. Шира
В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Укачикова Д.Г.,
при секретаре Носакиной А.С.,
с участием: представителя истца Майнагашева Р.А., действующего на основании доверенности от 14 января 2021 года,
представителя ответчика администрации муниципального образования Ширинский район – Андриенко Е.Ю., действующей на основании доверенностей от 14 февраля 2020 года, от 12 января 2021 года,
ответчика Углова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казанцева С.В. к администрации муниципального образования Ширинский район, Углову В.А. о признании публичных торгов по продаже земельного участка недействительными, применении последствий признания торгов недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Казанцев С.В. обратился в Ширинский районный суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Ширинский район, Углову В.А. о признании публичных торгов по продаже земельного участка недействительными, применении последствий признания торгов недействительными. Требования мотивировал тем, что 26.10.2020 года администрацией Ширинского района в лице Управления муниципальным имуществом был проведен аукцион № 5 по продаже земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. В результате аукциона победителем был признан Углов В.А., с ним был заключен договор, документы переданы в Росреестр для регистрации перехода права. Истцу отказывают в возможности ознакомиться с протоколами торгов, цена заключенного договора ему не известна. Вместе с тем, истец с 17.01.1989 года является членом СНТ «Санаторное». Решением от 22.03.1989 года № 55 садоводству курорта «Озеро Шира» был предоставлен земельный участок. Впоследствии СНТ «Санаторное» представило в пользование Казанцева С.В. спорный земельный участок, который истцом был огорожен и на нем возведён жилой дом. Указывает, что в результате проведения аукциона 26.10.2020 года № 5 нарушено его право собственности, гарантированное ст. 35 Конституции Российской Федерации. В связи с чем, ссылаясь на положения Гражданского кодекса РФ, просит суд признать недействительными состоявшиеся 26.10.2020 года публичные торги по продаже земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, проведенные Управлением муниципальным имуществом администрации Ширинского района, применить последствия признания недействительными торгов, признать недействительным договор, заключенный с выигравшим торги лицом – Угловым В.А.
Определением суда от 11.11.2020 года по ходатайству истца применены обеспечительные меры в виде: запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия совершать регистрационные действия по государственной регистрации права, ограничения (обременения), перехода и прекращения права собственности в отношении недвижимого имущества – земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Определением суда от 14.12.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена Казанцева О.И.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Ширинский район Андриенко Е.Ю., действующая на основании доверенностей от 14.02.2020 года, от 12.01.2021 года, в представленных суду отзывах на исковое заявление, ссылаясь на пункты 1, 2 ст. 11, ст. ст. 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3, пункты 2, 4 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 8 Устава администрации муниципального образования Ширинский район, указала, что спорный земельный участок с кадастровым номером 19:11:020113:321 сформирован путем образования из земель, собственность на которые не разграничена на основании распоряжения Управления муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ширинский район от 22.08.2019 года № 418. Требования по подготовке и организации аукциона Управлением муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ширинский район соблюдены в полной мере: земельный участок сформирован путем образования из земель, собственность на которые не разграничена, поставлен на государственный кадастровый учет, получены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, проведена проверка наличия или отсутствия оснований для отказа в проведении аукциона. Распоряжением Управления муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ширинский район от 14.09.2020 года № 430 принято решение о проведении открытого аукциона по составу участников аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 19:11:020113:321, площадью 734 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес> (лот № 1). Извещение о проведении аукциона размещено на официальном сайте: torgi.gov.ru 18.09.2020 года в открытом доступе любому заинтересованному лицу в сети «Интернет», а также в средствах массовой информации (специальное бесплатное приложение «Муниципальный вестник» № 25 к газете «Ширинский вестник» от 24.09.2020 года №№ 169-175 (13892-13898)). После извещения о проведении аукциона по лоту № 1 подано две заявки: 29.09.2020 г. - Казанцева О.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ - Углов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Оба участника допущены к участию в аукционе. Исковое заявление о признании торгов недействительными подано Казанцевым С.В., не являющимся участником торгов, из чего следует, что он не может выступать в качестве истца с требованием о признании торгов недействительными, так как администрация муниципального образования Ширинский район не является нарушителем его прав и законных интересов. С доводами истца о том, что ему не выдан протокол торгов, о цене заключения договора купли-продажи земельного участка не известно, администрация не может согласиться, так как согласно п. 15 ст. 39.12. ЗК РФ организатор аукциона протокол о результатах аукциона составляет в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, второй остается у организатора аукциона. Обязанности в выдаче протокола остальным участникам аукциона у организатора торгов согласно Земельному кодексу не имеется. С протоколом о результатах аукциона истец мог ознакомиться на официальном сайте, в свободном доступе сети «Интернет». Исходя из вышеизложенного, администрация считает, что аукцион на право заключения договора купли-продажи спорного земельного участка с кадастровым номером 19:11:020113:321 проведен по всем правилам действующего законодательства и ссылка на нормы права в исковом заявлении о проведении торгов с нарушением (п. 1 ст. 449 ГК РФ) в данном случае не применима. Земельный участок с кадастровым номером 19:11:020113:321 сформирован путем образования из земель, собственность на которые не разграничена, по инициативе Казанцевой О.И. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального образования Ширинский район от нее поступило заявление о предоставлении муниципальной услуги - утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях его образования, площадью 734 кв.м., с условным кадастровым номером 19:11:020113:ЗУ1, расположенного по адресу: <адрес>, цель использования - для садоводства с прилагаемыми документами, в том числе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная кадастровым инженером по заявлению Казанцевой О.И. Информацию о том, что на земельном участке имеется строение, заявитель не предоставил, согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2019-23028011, предоставленной Управлением Россрестра по Республике Хакасия в пределах земельного участка данные об объектах недвижимости отсутствуют. Решением комиссии по управлению и распоряжению земельными участками из земель муниципального образования Ширинский район от 14.08.2019 года № 2-08 заявление удовлетворено, распоряжением Управления муниципальным имуществом от 22.08.2019 года № 418 схема расположения земельного участка на КПТ утверждена. При подаче заявки на участие в аукционе Казанцевой О.И. факт нахождения строения на земельном участке также был скрыт, каких-либо документов, подтверждающих права на жилой дом (дачный дом) на свое, а также на имя своего мужа – Казанцева С.В. ею представлено не было. Согласно сведениям, необходимым для организации и проведения торгов, предоставленных Управлением Росреестра по Республике Хакасия и иными организациями, на земельном участке не имелось строений, имеющих признаки капитального строительства. На основании вышеизложенного, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель Управления Росреестра по Республике Хакасия направил в адрес суда отзыв на исковое заявление, в котором указал, что Управление не имеет заинтересованности в предмете судебного разбирательства, оставляет принятие решения по данному делу на усмотрение суда.
В судебном заседании истец Казанцев С.В., извещенный о дате и времени судебного заседания, отсутствовал, заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания, о рассмотрении дела в свое отсутствие в адрес суда не направил, о причинах неявки не сообщил.
Представитель истца Майнагашев Р.А., действующий на основании доверенности от 14.01.2021 года, в судебном заседании заявленные требования уточнил, пояснил, что в исковом заявлении неверно указан имущественный объект – не жилой, а садовый дом. Законодательством РСФСР, а также действующим законодательством Российской Федерации не предъявляются требования к обязательной государственной регистрации садового (дачного) дома. Кроме того, в соответствии со ст. 39 Земельного кодекса РФ администрация должна была проверить наличие на земельном участке либо отсутствие на нем объектов недвижимости при формировании схемы. Основанием для признания торгов недействительными является наличие на земельном участке строений. В результате, земельный участок с чужим строением, принадлежащим Казанцеву С.В., продан, и сторона истца считает, что аукцион проведен с нарушением закона. В остальном заявленные требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Ширинский район Андриенко Е.Ю. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в отзывах на исковое заявление. Дополнительно указала, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Жемчужненского сельсовета спорный земельный участок расположен в зоне, где строительство и размещение жилых помещений запрещено, и не содержит вид разрешенного использования земли - под индивидуальное жилищное строительство. Кроме того, законодательством РСФСР было предусмотрено наличие разрешения для возведения объектов недвижимости. В настоящее время действуют положения Федерального закона № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Действующее законодательство не обязывает организатора торгов выезжать на местность и устанавливать наличие фактического объекта недвижимости, согласно межведомственному взаимодействию имеется перечень полномочий, которые и были осуществлены. Кроме того, просила признать недопустимыми доказательствами копию платежной ведомости, представленной истцом к исковому заявлению, поскольку из данной ведомости не усматривается, кому уплачивались взносы, за какой период, ни даты, ни года представленная ведомость не содержит, а также справку СНТ «Санаторное» за подписью председателя Филатовой Н.В., из которой следует, что спорный участок был предоставлен истцу в 1989 году, тогда как согласно выписке из ЕГРЮЛ, указанное садовое товарищество образовано 11.12.2008 года.
Ответчик Углов В.А. в судебном заседании поддержал позицию администрации муниципального образования Ширинский район, просил в удовлетворении заявленных требований отказать, дополнительно пояснил, что до проведения аукциона Казанцева О.И. обратилась к нему с просьбой приобретения земельного участка, за что предлагала ему денежные средства. Также Казанцева О.И. пояснила, что это их второй земельный участок, о наличии на земельном участке строения ничего не говорила. Углов В.А. самостоятельно земельный участок не осматривал, только проверил его наличие на публичной кадастровой карте.
Представители третьих лиц - Управления Росреестра по РХ, Ширинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, СНТ «Санаторное», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, отсутствовали, ранее от Управления Росреестра по РХ поступал отзыв на исковое заявление, в котором представитель Управления ходатайствовал о рассмотрении иска в свое отсутствие.
Третье лицо Казанцева О.И., извещенная о дате и времени судебного заседания, отсутствовала, заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания, о рассмотрении дела в свое отсутствие в адрес суда не направила, о причинах неявки не сообщила.
Как следует из свидетельства о заключении брака серии II-БА № от ДД.ММ.ГГГГ, между истцом Казанцевым С.В. и третьим лицом Казанцевой О.И. заключен брак.
Суд полагает возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Пункт 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определяет, что торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
Согласно статье 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В соответствии с пунктом 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» споры о признании таких торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Как разъяснено в пункте 70 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 года № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» с иском в суд о признании публичных торгов недействительными может обратиться любое заинтересованное лицо. В частности, такими лицами могут быть: участники торгов; лица, не имевшие возможности участвовать в публичных торгах из-за допущенных, по их мнению, нарушений правил их проведения; стороны исполнительного производства; судебный пристав-исполнитель; иные лица, обосновавшие свой интерес в оспаривании публичных торгов.
Обосновывая заявленные требования, истец пояснил, что с 17.01.1989 года является членом СНТ «Санаторное». Решением от 22.03.1989 года № 55 садоводству курорта «Озеро Шира» был предоставлен земельный участок. Впоследствии СНТ «Санаторное» представило в пользование Казанцева С.В. спорный земельный участок, который истцом был огорожен и на нем возведён жилой (дачный) дом. Указывает, что в результате проведения аукциона ДД.ММ.ГГГГ № нарушено его право собственности, гарантированное ст. 35 Конституции Российской Федерации.
Также из материалов дела установлено, что согласно решению Исполнительного комитета Ширинского районного Совета народных депутатов Хакасской автономной области Красноярского края № 55 от 22.03.1989 года коллективу курорта «Озеро Шира» и коллективу детского санатория предоставлены земельные участки по 9 га каждому в постоянное пользование под коллективное садоводство за землях подхоза курорта «Озеро Шира».
Согласно справке СНТ «Санаторное» от ДД.ММ.ГГГГ Казанцев С.В. является членом СНТ «Санаторное» с ДД.ММ.ГГГГ, и выделенный ему земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, входит в границы СНТ «Санаторное».
Администрацией Жемчужненского поссовета справкой № 889 от 28.10.2020 года подтверждено, что спорный земельный участок был предоставлен для ведения садоводства Казанцеву С.В.
Из представленных документов следует, что Казанцев С.В. являлся пользователем указанного выше земельного участка, о чем, в том числе, представил справку СНТ «Санаторное» от 28.10.2020 года, ведомость по уплате членских взносов (без указания периода). Факт пользования Казанцевым С.В. земельным участком на момент проведения торгов сторонами не оспаривался, доказательств обратного суду представлено не было. Установление факта, с какого именно момента Казанцев С.В. пользовался спорным земельным участком, по мнению суда, правового значения для рассмотрения заявленных исковых требований не имеет. В связи с чем, оснований для признания недопустимыми доказательствами справки СНТ «Санаторное» от 28.10.2020 года, ведомости по уплате членских взносов суд не усматривает.
Приведенные истцом доводы и документы, позволяют признать его лицом, заинтересованным в оспаривании результатов торгов, хотя бы истец и не участвовал в торгах. В связи с чем, заявленный представителем администрации муниципального образования Ширинский район довод о том, что Казанцев С.В. не может выступать в качестве истца с требованием о признании торгов недействительными, суд признает необоснованным.
Из смысла ст. 449 ГК РФ следует, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Поскольку требование о признании торгов недействительными подлежит рассмотрению по правилам о признании недействительными оспоримых сделок, то и договор, юридическая сила которого зависит от итогов судебной оценки торгов, повлекших его заключение, также является оспоримой сделкой. Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. При рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.
На основании статьи 39.2 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 данного Кодекса.
Образование земельного участка, предоставление которого предполагается осуществить посредством проведения аукциона, а также само проведение аукциона могут быть инициированы как органами государственной и муниципальной власти (п. 3 ст. 39.11 ЗК РФ), так и заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами (п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона (в редакции, действовавшей на момент проведения торгов), осуществлялась в следующем порядке: подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории; обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы); осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации прав на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства; принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона (п. 3 ст. 39.11 ЗК РФ).
Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В рамках процедуры образования земельного участка и подготовке аукциона по инициативе заинтересованного лица первым шагом является подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка (ст. 11.10 ЗК РФ).
Земельный участок с кадастровым номером 19:11:020113:321 был сформирован путем образования из земель, государственная собственность на которые не разграничена, по заявлению Казанцевой О.И. на основании распоряжения Управления муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ширинский район № 418 от 22.08.2019 года.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ об объекте недвижимости и его характеристиках – земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ присвоен кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: ведение садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества, ведение садоводства, сведения о правообладателе отсутствуют.
Пунктом 1 статьи 39.12 ЗК РФ установлено, что для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);
3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
4) документы, подтверждающие внесение задатка.
При этом, в силу пункта 3 статьи 39.12 ЗК РФ организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 9 статьи 39.12 ЗК РФ заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем, подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий день после дня подписания протокола.
Заявителям, признанным участниками аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в аукционе, организатор аукциона направляет уведомления о принятых в отношении них решениях не позднее дня, следующего после дня подписания протокола, указанного в пункте 9 настоящей статьи (пункт 10 статьи 39.12 ЗК РФ).
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием (подпункт 8 пункта 8 статья 39.11 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения Управления муниципальным имуществом администрации муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении открытого аукциона по составу участников аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 19:11:020113:321, площадью 734 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – ведение садоводства, кадастровая стоимость 19047,30 руб., категория земель: земли населенных пунктов. Данным распоряжением также установлена начальная цена предмета аукциона, сумма задатка, «шаг аукциона».
Извещение о проведении аукциона, в том числе по лоту № 1, размещено на официальном сайте: torgi.gov.ru 18.09.2020 года в открытом доступе сети «Интернет», а также в средствах массовой информации (специальное бесплатное приложение «Муниципальный вестник» № 25 к газете «Ширинский вестник» от 24 сентября 2020 г. № 169-175 (13892-13898)).
После извещения о проведении аукциона по лоту № 1 подано две заявки: 29 сентября 2020 года – Казанцевой О.И., ДД.ММ.ГГГГ - Угловым В.А.. Оба участника провели оплату задатка и были допущены к участию в аукционе (протокол рассмотрения заявок от 21.10.2020 года на участие в аукционе № 5 от 26.10.2020 года), о чем в адрес участников, в частности Казанцевой О.И., ДД.ММ.ГГГГ направлены соответствующие уведомления о признании участником аукциона, с указанием, даты, времени и места проведения аукциона.
Протоколом результатов аукциона № 5 от 26.10.2020 года победителем аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка признан Углов В.А., который сделал последнее предложение о цене предмета аукциона в размере 31038,30 руб., с которым впоследствии заключен договор купли-продажи спорного земельного участка №А от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок Управлением муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ширинский район передан Углову В.А. в соответствии с актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая заявленные истцом требования в части признания проведения аукциона недействительным, суд не может согласиться с их обоснованностью.
Согласно ст. 449 ГК РФ торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Вместе с тем, указанных в законе оснований для признания торгов недействительными, истцом не приведено.
Согласно выпискам из ЕГРН от 23.09.2019 года, от 24.08.2020 года, от 13.11.2020 года, уведомлению об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 13.11.2020 года, на спорном земельном участке отсутствуют зарегистрированные объекты недвижимости, здания.
Из содержания заявления Казанцевой О.И. от 12.08.2019 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, адресованного заместителю главы администрации муниципального образования Ширинский район, заявки Казанцевой О.И. на участие в аукционе от 29.09.2020 года не приведены данные о наличии на земельном участке объектов недвижимости и их принадлежности.
Факт существования на спорном земельном участке, выставленном на торги, постройки, по мнению суда, не может нарушать прав истца, поскольку суду не были представлены доказательства возникновения у Казанцева С.В. прав на указанную постройку и ее принадлежности истцу.
Представленная суду справка СНТ «Санаторное» от 03.11.2020 года о том, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>., не свидетельствует о принадлежности указанного дома Казанцеву С.В.
В силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Таким образом, на момент проведения аукциона право собственности Казанцева С.В. на указанный им в исковом заявлении садовый дом в установленном законом порядке зарегистрировано не было.
Довод представителя истца об обязанности сотрудников администрации муниципального образования Ширинский район проверить наличие на земельном участке либо отсутствие на нем объектов недвижимости при формировании схемы, противоречит нормам земельного законодательства.
В соответствии с п. 20 ст. 11.10 ЗК РФ орган местного самоуправления, принявший решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязан направить в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
Иные обязательства органа местного самоуправления при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории ст. 11.10 ЗК РФ не определены.
Положениям указанной нормы определено, что подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов (п. 5 ст. 11.10 ЗК РФ).
Таким образом, суд приходит к выводу, что администрацией муниципального образования Ширинский район нарушений правил при проведении 26.10.2020 года аукциона № 5 по лоту № 1 допущено не было, а указанные истцом обстоятельства на результаты аукциона не повлияли.
Разрешая спор в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ в пределах заявленных исковых требований, руководствуясь указанными нормами материального права, суд считает необходимым в удовлетворении иска отказать по вышеизложенным основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Казанцева С.В. к администрации муниципального образования Ширинский район, Углову В.А. о признании публичных торгов по продаже земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, недействительными, применении последствий признания торгов недействительными – отказать.
По вступлению решения суда в законную силу отменить обеспечительные меры, наложенные определением Ширинского районного суда от 11 ноября 2020 года, в виде: запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия совершать регистрационные действия по государственной регистрации права, ограничения (обременения), перехода и прекращения права собственности в отношении недвижимого имущества – земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня вынесения окончательного решения.
Председательствующий Укачикова Д.Г.
Мотивированное решение изготовлено и подписано (с учетом выходных дней) 10 февраля 2021 г.
Председательствующий Укачикова Д.Г.