Мотивированное решение суда составлено ***
Дело № – ***
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
дата <адрес>
Березовский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бажевой Е.В.
при секретаре судебного заседания Кузнецовой А. А.,
с участием: истца Князева С. А., представителя ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> - Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> – Власовой Е. А., действующей на основании доверенности от дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Князева С. А. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Князев С. А. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
В обосновании иска истец Князев С. А. указал, что он является лицом, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшийся без попечения родителей. Его мама умерла в 1990 году, отец воспитанием не занимался, вследствие чего его, а также его сестру и брата на основании постановления главы администрации <адрес> № от дата определили в детский <адрес>. Также данным постановлением за ним было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. В дальнейшем, Решением Туринского районного суда <адрес> от дата его отец – Князев А. В. лишен родительских прав.
В период с дата по дата он воспитывался в ГКОУ СО «Туринский детский дом» и находился на полном государственном обеспечении. С 2003 г. по 2006 г. он обучался в *** Богдановичское профессиональное политехническое училище). С *** г. обучался в филиале РГППУ <адрес>.
В период обучения Князев С. А. неоднократно обращался в администрацию <адрес> с целью получения жилого помещения в соответствии со ст. 8 Федерального закона от дата № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку ранее дата администрацией Благовещенского сельсовета <адрес> была выдана справка от дата о том, что он на территории сельсовета закрепленной жилой площади не имеет. Однако в администрации <адрес>, ему пояснили, что претендовать на жилое помещение он не вправе, поскольку за ним закреплено муниципальное жилье в <адрес>.
После окончания обучения, он, поехал в <адрес> с целью вселиться в закрепленное за ним жилое помещение. В администрации <адрес> ему пояснили, что никаких прав на жилое помещение он не имеет. В соответствии с заключением от дата жилое помещение было признано непригодным для проживания.
В 2014 году он обратился в прокуратуру <адрес> с заявлением о нарушении его прав. По результатам проверки в 2015 году прокуратурой был дан ответ, что Князев С. А. не состоит в Управлении социальной политики по <адрес> на учете для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного фонда <адрес> и за ним закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. В ходе повторной проверки были выявлены нарушения законодательства и вынесено представление об устранении нарушения жилищного законодательства главе Туринского городского округа. По результатам рассмотрения данного представления дата комитет по управлению имуществом администрации Туринского городского округа уведомил истца о том, что ранее закрепленное за ним жилое помещение пригодно для проживания, проживавшие и незарегистрированные граждане указанное помещение освободили и препятствий для заселения не имеется.
По приезду в <адрес>, заселиться в жилое помещение он не смог, так как в нем также проживали неизвестные лица. Обратившись в Управление социальной политики по <адрес> с заявлением о принятии на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес>, решением от дата № ему отказано в приеме заявления, поскольку на момент обращения он достиг 23 лет.
Более того, заключением межведомственной комиссии Администрации Туринского городского округа от дата № жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для постоянного проживания.
Истцом предпринимались неоднократные попытки к реализации своего права на обеспечение жилым помещением, но реализовать данное право он не смог, поскольку Администрация Туринского городского округа вводила его в заблуждение относительно наличия/отсутствия закрепленного за ним жилого помещения.
Истец Князев С. А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, поддержала требования и доводы, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседание представитель ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> - Власова Е. А., действующая на основании доверенности от дата исковые требования не признала, поддержала доводы отзыва на исковое заявление, в котором указано, что гарантируемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста. Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не обратилось в территориальный исполнительный орган государственной власти <адрес> в сфере социальной защиты населения с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что утрачивается одно из установленных законом условий (возраст до 23 лет) получения такой социальной поддержки.
Определением Березовского городского суда <адрес> от дата к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Администрация Туринского городского округа.
Представитель третьего лица Администрации Туринского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Глава Туринского городского округа – Белоусов А. В. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Туринского городского округа.
Определением Березовского городского суда <адрес> от дата к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес>.
Представитель третьего лица Территориального отраслевой исполнительного органа государственной власти <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, просили рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве на исковое заявление указано, что считают иск Князева С. А. обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку до достижения возраста 18 лет, Князев С. А. приобрел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, а с *** лет относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем имел право на предоставление ему гарантий, предусмотренных Федеральным законом от дата № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Князевым С. А. принимались неоднократные попытки к реализации своего права на обеспечение жилым помещением, но реализовать свое право он не смог, т.к. за ним, было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, в которое он пытался вселиться, но там проживали посторонние люди. Срок для постановки на учет пропущен Князевым С. А, по уважительной причине.
Определением Березовского городского суда <адрес> от дата к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>, ГКУ <адрес> «Фонд поддержки жилищного строительства».
Представитель третьего лица Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>, ГКУ <адрес> «Фонд поддержки жилищного строительства» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, просили рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве на исковое заявление указали, что Князев С. А. в настоящее время не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достиг 23-летнего возраста. Истцом не названо объективных и исключительных причин, препятствовавших ему обратиться в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в период его возраста с 18 до 23 лет.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от дата N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Порядок реализации права лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жильем по договору найма специализированного жилого фонда, регламентирован в <адрес> Постановлениями <адрес> от дата N 491-ПП, от дата N 527-ПП.
В соответствии с п. 1 ст. 8 вышеуказанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Закона).
В силу абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется по достижении 23 лет только за теми лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые реализовали свое право до 23 лет путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.
Судом установлено, что решением Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> от дата №, отказано Князеву С. А. в приеме заявление о принятии на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилого фонда <адрес>, поскольку меры социальной поддержки предоставляются до 23 лет (л.д. 11)
Согласно свидетельства о рождении серии *** № родителями Князева С. А., дата года рождения являются Князев А. В. и Князева И. С. (л.д. 17)
Заочным решением Туринского районного суда <адрес> от дата Князев А. В. лишен родительских прав в отношении Князева С. А., дата года рождения (л.д. 9-10)
Из свидетельства о смерти серии *** №, выданного дата Благовещенским сельским <адрес> следует, что Князева И. С., умерла дата (л.д. 16)
Следовательно Князев С. А. относится к категории лиц, перечисленных в статье 1 Федерального закона от дата *** и, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные названным Законом.
Постановлением Главы администрации <адрес> от дата № Князев С. А., дата года рождения определен в детский <адрес>. За несовершеннолетним закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д. 8)
В период с дата по дата Князев С. А. являлся воспитанником детского дома, был отчислен на основании приказа «Об отчислении» от дата № в связи с поступлением в *** .
С дата по дата Князев С. А. обучался в ГОУ НПО «БПХУ» по профессии «живописец», очная форма обучения.
Согласно справке от дата №, выданной Благовещенским сельским управлением Администрации Туринского городского округа Князев С. А., дата года рождения родился и проживал по адресу: <адрес> с декабря 1987 года. В июне 1993 года Князев С. А. выбыл в детский дом <адрес>, В <адрес> Князев С. А. не проживает с июня 1993 года.
Согласно справке от дата, выданной администрацией Благовещенского сельсовета <адрес>, Князев С. А. на территории сельсовета жилой площади не имеет. Справка дана в отдел опеки Туринской администрации (л.д. 21)
Актом обследования помещения № от дата установлено, что межведомственная комиссия произвела обследование помещения по заявлению Князева С. А. от дата и составила настоящий акт обследования помещения: <адрес>. Дом одноэтажный, двухквартирный, деревянный. Фундамент – частично рассыпается, имеет сколы. Наружные стены – бревна, имеются трещины, в местах сопряжений незначительная гниль. Потолочное перекрытие в удовлетворительном состоянии. Полы не значительно уклонены к внутренним стенам. В подполье сырость не наблюдается, конструкции в удовлетворительном состоянии. Состояние несущих и не несущих конструктивных элементов ветхое. Жилое помещение соответствует требования, предоставленным к жилому помещению на день обследования, пригодно для проживания (л.д. 29-30)
Заключением межведомственной комиссии № от дата жилое помещение по адресу: <адрес> соответствует требованиям, предъявленным к жилому помещению на день обследования, пригодно для проживания (л.д. 31)
Из письма <адрес> следует, что по заявлению Князева С. А. проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. В нарушение требований ч. 1 ст. 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрация Благовещенского сельсовета сообщила, что жилой площади на территории Благовещенского сельского совета Князев С. А. не имеет. Вместе с тем постановление главы администрации <адрес> от дата № не отменялось и не изменялось. По результатам проведенной проверки главе Туринского городского округа вынесено представление об устранении жилищного законодательства (л.д. 13)
Постановлением главы Туринского городского округа от дата №, внесены изменения в постановление Главы администрации <адрес> от дата, исключен п. 2 о закреплении за Князевым С. А. жилой площади по адресу: <адрес> (л.д. 12)
дата Князеву С. А. исполнилось 23 года.
С заявлением о постановке на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда <адрес> в Управление социальной политики по <адрес> Князев С. А. обратился по достижении возраста 23 лет.
Отсутствие Князева С. А. на учете нуждающихся в жилом помещении, а также то обстоятельство, что он не встал на учет для получения жилья до достижения 23 лет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требований о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда в настоящее время.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дата, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от дата N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Причины, по которым Князев С. А. не мог реализовать свое право по данному делу следует признать уважительными.
С учетом установленных при рассмотрении настоящего дела обстоятельств и принимая во внимание приведенные разъяснения истца Князева С. А., который пояснил, что он неоднократно обращался в администрацию <адрес>, Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> с целью получения жилого помещения.
Как следует из материалов дела, Князев С. А. не был поставлен на учет по не зависящим от него причинам - ввиду наличия у него формально закрепленного жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что достижение Князевым С. А. возраста 23 лет на момент подачи искового заявления по настоящему делу не может рассматриваться как обстоятельство, влекущее утрату им права на получение жилого помещения как лицом, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от дата N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Исходя из того, что Князев С. А. по уважительной причине не встал своевременно на учет для целей предоставления жилого помещения, входящего в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, учитывая правила п. 9 ст. 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ, а также то, что право Князева С. А., который относился к категории лиц из числа детей-сирот, на получение жилого помещения не реализовано, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования, признав незаконным приказ Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> от дата №, в соответствии с которым Князеву С. А. отказано в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения, входящего в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложив на ответчика обязанность устранить допущенное нарушение прав истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Князева С. А. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.
Возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> обязанность принять Князева С. А., дата года рождения, на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Березовский городской суд <адрес>.
Судья Е. В. Бажева