Дело № 2-571/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Моршанск 14 мая 2019 года
Моршанский районный суд Тамбовской области в составе: федерального судьи: Чепраковой О.В., при секретаре: Ходяковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серяповой Тамары Алексеевны к администрации Моршанского района Тамбовской области, Серяповой Галине Владимировне, Серяпову Александру Алексеевичу о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Истица Серяпова Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Моршанского района Тамбовской области, Серяповой Г.В., о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер её свекор – ФИО1. На случай своей смерти он завещания не оставил. После его смерти открылось наследство, состоящее из земельного участка с кадастровым номером 68:09:1804003:12 общей площадью 4300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, который принадлежал ему на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ выданного нотариусом ФИО13, после смерти матери ФИО2. После смерти ФИО1 в фактическое пользование наследственным имуществом вступил её супруг, т.е. сын умершего - ФИО3, так как на момент смерти свекра брак с ФИО4, матерью её умершего мужа в 1997 г. был расторгнут, а второй сын, т.е. брат её умершего супруга ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ У ФИО5 имеется сын – ФИО6, который на наследственное имущество, оставшееся после смерти своего деда ФИО1 никогда не претендовал и не претендует. Её, истицы ФИО9, супруг ФИО3, принял наследственное имущество, следил за жилым домом и земельным участком, пользовался домом и землей с момента открытия наследства, содержал данное имущество, принял меры по их охране от третьих лиц, ухаживал за земельным участком. Но, в силу юридической неграмотности, после отца надлежащим образом документы не были оформлены, так как полагал, что вступил в наследование автоматически. ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО3ич ФИО11.Наследниками по закону его имущества является она и их дочь – ФИО7. Она вступила в права наследника путем фактического принятия наследства после смерти мужа. Их дочь обратилась к нотариусу <адрес> и <адрес> ФИО14 с заявлением об отказе от наследства после смерти отца – ФИО3 Фактически приняв наследство, начав ухаживать за домом и земельным участком, оформить наследство у нотариуса не может, т.к. её супруг, хотя фактически и вступил в права наследовании по закону, не обратился к нотариусу и не переоформил на свое имя наследственное имущество, не зарегистрировал на него свое право в органе регистрации. Просит признать за ней право собственности на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером 68:09:1804003:12, общей площадью 4300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти супруга ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, принявшего его в свою очередь и не оформившего право собственности в порядке наследования после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
К участию в деле в качестве ответчика привлечен ФИО8.
В процессе рассмотрения данного дела от представителя истицы ФИО9, действующей на основании доверенности ФИО10 в суд поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором она просит признать за ФИО9 право на ? долю земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства кадастровый №, общей площадью 4300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти супруга ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, принявшего его в свою очередь и не оформившего право собственности в порядке наследования после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истица ФИО9 не явилась. О слушании дела извещена надлежащим образом причина неявки в суд неизвестна. Её интересы в судебном заседании по доверенности представляет ФИО10
Представитель истца ФИО9, действующая на основании доверенности ФИО15 заявленные требования с учетом уточнения поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просила суд их удовлетворить.
Ответчик - представитель администрации <адрес> в судебное заседание не явился. О слушании дела извещены надлежащим образом, причина неявки в суд неизвестна. От представителя по доверенности ФИО16 в суд поступило ходатайство, в котором она просит рассмотреть данное дело в их отсутствие. Принятие решения по делу оставляют на усмотрение суда.
Ответчик - ФИО8 в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме и не возражал против их удовлетворения. Пояснил, что после смерти ФИО1 он вступал в наследство вместе с ФИО3 и они оформляли квартиру. На тот момент он был несовершеннолетним и наследовал по праву представления, так как его отец ФИО5 умер.
Ответчик – ФИО7 в судебное заседание не явилась. О слушании дела извещена надлежащим образом. Причина неявки в суд неизвестна. В материалах дела от неё имеется заявление, в котором она просит рассмотреть данное дело в её отсутствие, так как находится в другом городе. С требованиями истца полностью согласна.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся участников процесса
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела,, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст. 12, 55, 59, 60, 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, установив юридически значимые обстоятельства, суд пришел к следующему:
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется в полном объеме судебная защита его прав и свобод. Из данной нормы в ее взаимосвязи со ст. 17 Конституции РФ следует, что право на судебную защиту относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека в России и служит, в свою очередь, необходимой гарантией осуществления всех других прав и свобод, обеспечиваемых согласно ст. 18 Конституции РФ правосудием, признание, соблюдение и защита которых согласно ст. 2 Конституции РФ - обязанность государства.
В соответствии с ч.4 ст.35 Конституции РФ право наследования гарантируется.
На основании ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В силу ч.2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст.1110 ГК РФ при наследовании имущества умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
В силу ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1, что подтверждается свидетельством о смерти I-КС №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС <адрес>.
После его смерти открылось наследство, состоящее кроме прочего и из земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Факт принадлежности земельного участка ФИО1 подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом <адрес> и <адрес> ФИО13.
Из вышеуказанного документа следует, что «После смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследником её имущества является её сын ФИО1. Наследственное имущество, на которое выдано настоящее свидетельство состоит из: целого домовладения, расположенного в селе Давыдово, по <адрес>; земельного участка, расположенного в селе Давыдово, по <адрес>., площадью 0.43 га.; земельного участка, расположенного в колхозе «Красный строитель» <адрес>, площадью 8.14 га, поле №. земельная доля сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства; недополученная пенсия за октябрь, ноябрь, декабрь 1998 года и январь 1999 года.»
Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения дела, надлежащим образом наследственное имущество после смерти матери, ФИО1 не оформил.
В настоящее время спорный земельный участок по прежнему значится за умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, что подтверждается Выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, согласно которой ФИО2 принадлежал на праве собственности земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 4300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, о чем в похозяйственной книге № начатой ДД.ММ.ГГГГ и законченной ДД.ММ.ГГГГ администрацией Серповского сельсовета <адрес> ДД.ММ.ГГГГ сделана запись на основании свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ №.
На случай своей смерти ФИО1. завещания не оставил.
Как установлено в судебном заседании у ФИО1 было двое детей – ФИО3 и ФИО5. На момент смерти ФИО1 в брачных отношениях не состоял. Также в судебном заседании установлено, что ФИО5 умерший ДД.ММ.ГГГГ, имел сына - ФИО8. Данные факты подтверждены имеющимися в материалах дела документами.
Наследниками после смерти ФИО1 являлись сын – ФИО3 и внук ФИО8.
Степень родства подтверждена имеющимися в деле документами.
В установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства, ФИО3 и ФИО8 обратились к нотариусу <адрес> и <адрес> ФИО14 с заявлением о принятии наследства.
Как следует из сообщения нотариуса <адрес> и <адрес> ФИО14, после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заведено наследственное дело №. Заявления о принятии наследства по всем основаниям поданы: сыном наследодателя ФИО3, внуком наследодателя ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Свидетельства о праве на наследство по закону выданы на имя ФИО3 и на имя ФИО8 в ? (одной второй) доле каждому на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, по реестрам №, №.
Статьей 1152 ГК РФ предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с п.1 и п.2 ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно п.36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
Учитывая, что ФИО3 подавал заявление нотариусу <адрес> и <адрес> ФИО14, вступил во владение и пользование частью наследственного имущества, а также фактически вступил во владение иной частью наследственного имущества, поскольку не только осуществил похороны умершего отца – ФИО1, но и распорядилась его имуществом, в соответствии со ст. 1152 ГК РФ он считается принявшим наследство после смерти отца – ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, свои наследственные права на принадлежащее ему наследственное имущество, ФИО3 надлежащим образом не оформил.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер, что подтверждается свидетельством о смерти I-КС №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Устьинского сельсовета <адрес>.
После его смерти открылось наследство, состоящее кроме прочего и из земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
На случай своей смерти ФИО3 завещания не оставил.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследником после смерти ФИО3 являются его супруга ФИО9 и дочь ФИО7.
Степень родства подтверждена имеющимися в материалах дела документами.
ФИО7 в свою очередь отказалась от причитающейся ей доли наследства после смерти отца в пользу матери, о чем ею было подано заявление нотариусу об отказе от наследства.
В соответствии с межевым планом, подготовленным в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 68:09:1804003:12, расположенного по адресу: <адрес> указанный земельный участок имеет площадь 4300 кв.м..
Как следует из сообщения нотариуса <адрес> и <адрес> ФИО14, после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заведено наследственное дело №. Заявление о принятии наследства по закону подано ДД.ММ.ГГГГ супругой наследодателя ФИО9. Заявление об отказе от причитающейся по всем основаниям доли наследства было подано дочерью наследодателя ФИО7. Свидетельство о праве на наследство выдано не было.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Учитывая, что истица подавала заявление нотариусу, но также фактически вступила во владение наследственным имуществом, поскольку не только осуществила похороны умершего мужа ФИО3, но и распорядилась его имуществом, пользуется им, поддерживает его в надлежащем состоянии, оплачивает налоги и платежи, в соответствии со ст.1152 ГК РФ она считается принявшей наследство после смерти мужа – ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в свою очередь принявшего наследство, но не оформившего своих наследственных прав после смерти отца ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
У суда по данному делу не было законных оснований для выхода за пределы заявленных требований.
Возражений против исковых требований ФИО9 от ответчиков и иных лиц в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что исковые требования ФИО9 законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Серяповой Тамары Алексеевны к администрации Моршанского района Тамбовской области, Серяповой Галине Владимировне, Серяпову Александру Алексеевичу о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования – удовлетворить.
Признать за Серяповой Тамарой Алексеевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на ? долю земельного участка, площадью 4300 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> порядке наследования после смерти супруга ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, принявшего наследство, но не оформившего своих наследственных прав после смерти отца ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Местоположение границ земельного участка определено в межевом плане, подготовленном кадастровым инженером ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, в результате уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 68:09:1804003:12, расположенного по адресу: <адрес> являющемся неотъемлемой частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Моршанский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Федеральный судья О.В.Чепракова
Решение составлено в окончательной форме: 17 мая 2019 года.
Федеральный судья: О.В.Чепракова