Дело №2-1279/2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Каменск-Уральский 03 октября 2012 года
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе: председательствующего судьи Москалевой А.В.
при секретаре Савиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к отраслевому органу Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» о признании бездействия незаконным, об обязании произвести ремонт дорожного покрытия автомобильной дороги в створе ул. Ленина в г. Каменске-Уральском Свердловской области,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к отраслевому органу Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству (отраслевой орган), муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» (МКУ «УГХ) о признании бездействия незаконным, об обязании произвести ремонт дорожного покрытия автомобильной дороги в створе по ул. Ленина (в направлении г. Курган) в г. Каменске-Уральском Свердловской области,
В обоснование заявленных требований прокурором было указано в иске, что прокуратурой г. Каменска-Уральского совместно с сотрудниками ОГИБДД ММО МВД России «Каменск-Уральский» проводилась проверка эксплуатационного состояния улично-дорожной сети в створе по ул. Ленина в г. Каменске-Уральском Свердловской области.
В ходе проверки было установлено, что путепровод в створе улицы Ленина относится к категории улиц местного значения, по которой осуществляется транспортная и пешеходная связь жилых районов. На указанном участке путепровода, а также на подходах к путепроводу имеются многочисленные просадки, неровное дорожное покрытие, наличие грязи у ограждения, наличие древесно-кустарниковой растительности на насыпи (справа, слева); загрязнено существующее ограждение, дорожное ограждение на искусственном сооружении и подходам к нему не соответствует требованиям ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52607-2006. Таким образом, было установлено, что состояние указанных участков дорожного покрытия не соответствует требованиям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения"; ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; ГОСТ Р 52607-2006 «Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей».
Согласно Положению об отраслевом органе администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, утвержденному Решением Городской Думы от 26.11.2008 года № 24, к компетенции Органа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа (содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования), а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с действующим законодательством.
В силу п. 1.11 Устава МКУ «Управление городского хозяйства», утвержденного приказом органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» от 12.05.2011 года № 142 учреждение несет ответственность за качество содержания муниципального имущества, переданного в оперативное управление Учреждения в пределах, выделяемых на эти цели из бюджета муниципального образования город Каменск-Уральский денежных средств. В соответствии с пп. «а», «б» п. 2.2 Устава предметом деятельности Учреждения является организация содержания городских автомобильных дорог, ливневой канализации, тротуаров, остановок общественного транспорта, объектов безопасности дорожного движения.
В нарушение нормативных требований и своих обязанностей, установленных учредительными документами, ответчиками не принимаются достаточные меры к обеспечению безопасности дорожного движения по дороге в створе ул. Ленина, восстановительный ремонт дорожного полотна и дорожных удерживающих боковых ограждений (далее - ограждения) ими не проводится, что создает опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. В связи с изложенным прокурор просил признать незаконным бездействие отраслевого органа администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству, муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» в части непринятия мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, а именно в невыделении отраслевым органом администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству денежных средств, необходимых для проведения ремонтных работ на участке улично-дорожной сети путепровода в створе улицы Ленина, в неприведении МКУ «Управление городского хозяйства» проезжей части и ограждений на участке улично-дорожной сети путепровода в створе улицы Ленина в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; ГОСТ Р 52607-2006 «Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей» и обязать отраслевой орган администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству выделить МКУ учреждению «Управление городского хозяйства» финансовые средства на проведение ремонта проезжей части и ограждений автодороги в створе ул. Ленина, МКУ «Управление городского хозяйства» - привести проезжую часть и ограждения в створе ул. Ленина в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения"; ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; ГОСТ Р 52607-2006 «Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей».
В судебном заседании помощник прокурора Колесникова М.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Отраслевого органа администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству Бушуев Д.В. в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв, в котором иск прокурора не признал, указывая, что непосредственным ремонтом дорог отраслевой орган не занимается, все выделяемые ему на эти цели средства он незамедлительно доводит до МКУ «УГХ». В 2012 году все, предусмотренные Бюджетом города Каменска-Уральского денежные средства были переведены МКУ «УГХ», именно последнее определяет каким образом распределить денежные средства при выполнении ремонтных работ. Отраслевой орган не обладает полномочиями по выделению из городского бюджета денежных средств на решение вопросов местного значения. Выделение дополнительных средств возможно только по решению представительного органа муниципального образования. Доказательств того, что отраслевой орган свои обязанности не выполняет, прокурором не представлено. Кроме того, по мнению представителя ответчика, истцом не представлены доказательства, что перечисленные в исковом заявлении дефекты дорожного покрытия не соответствуют требованиям ГОСТ-50597-93.
Представитель ответчика МКУ «Управление городского хозяйства» Кадынцева Н.Ю. в судебное заседание не явилась, направив заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. В судебном заседании 31.08.2012 года исковые требования также не признала, при этом пояснила, что, действительно, дорожное покрытие и ограждения в створе ул. Ленина в г. Каменске-Уральском Свердловской области не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52607-2006, однако по мере поступления финансирования и заключения муниципальных контрактов ремонт будет производиться.
Представитель третьего лица ГИБДД ММО МВД России «Каменск-Уральский» в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела суду не представил.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно абз. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон N 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 6 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в числе прочего, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принятый Решением Каменск-Уральской городской Думы от 22.02.2006 N 148 Устав муниципального образования «Город Каменск-Уральский» к вопросам местного значения поселения отнес дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 5 Устава).
Согласно Положению об отраслевом органе администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, утвержденному Решением Городской Думы от 26.11.2008 года № 24, к компетенции Органа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа (содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования), а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с действующим законодательством (п. 3.4 Положения).
В силу п. 1.11 Устава МКУ «Управление городского хозяйства», утвержденного приказом органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» от 12.05.2011 года № 142 учреждение несет ответственность за качество содержания муниципального имущества, переданного в оперативное управление Учреждения в пределах, выделяемых на эти цели из бюджета муниципального образования город Каменск-Уральский денежных средств.
В соответствии с пп. «а», «б» п. 2.2 Устава предметом деятельности Учреждения является организация содержания городских автомобильных дорог, ливневой канализации, тротуаров, остановок общественного транспорта, объектов безопасности дорожного движения.
Следовательно, обязанность по содержанию городских автомобильных дорог, ливневой канализации, тротуаров, остановок общественного транспорта, объектов безопасности дорожного движения лежит на МКУ «Управление городского хозяйства», которому денежные средства на выполнение его полномочий перечисляются через отраслевой орган Администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству из местного бюджета.
Автомобильная дорога в створе улицы Ленина в г. Каменске-Уральском (в направлении города Кургана) относится к автомобильным дорогам местного значения. Данное обстоятельство стороной ответчика не оспаривалось.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с положениями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года N 221, и введенного в действие 01.07.1994 года, установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. С 01 января 1995 года указанные требования распространяются на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
В соответствии с указанным ГОСТ проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин, откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству; покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью; предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см; обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см; возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.
В соответствии с положениями ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст и введенного в действие с 01.01.2006 года, а также ГОСТ Р 52607-2006 «Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей», установлено, что на автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют дорожные ограждения, разрешенные для эксплуатации в установленном порядке.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Судом из объяснений истца, не опровергнутых ответчиками, актов обследования эксплуатационного состояния улично-дорожной сети от 05.06.2012 года и от 04.09.2012 года, выполненных сотрудниками ОГИБДД ММО МВД России «Каменск-Уральский» установлено и не оспорено стороной ответчика, что состояние проезжей части дороги улицы Ленина на участке от улицы Травянской до коллективных садов в направлении границ города не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93, поскольку асфальтобетонное покрытие дороги имеет многочисленные дефекты: 1) в створе путепровода ул. Ленина со стороны границ города: образование дефектов покрытия проезжей части, наличие наплыва асфальтобетона, поперечные и продольные выступы размером: поперечная высота 3 см., продольная высота 7 см., шириной 3 м.; с четной стороны улицы образование продольных просадок глубиной 6 см., наличие колейности в асфальтобетонном покрытии, образование гребенки по краю проезжей части с числом просветов на трехметровой рейки («РДУ-Кондор» № 3942) более 50%; обочины выше проезжей части на 5,5 см.; повреждение бетонного ограждения – отсутствует 5 пролетов, отсутствует вертикальная разметка, отсутствуют светоотражающие элементы, отсутствуют концевые элементы, конструктивные особенности ограждения не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52289-2004 г.; ограничена видимость бетонного ограждения древесно-кустарниковой растительностью на протяжении всего участка; 2) в створе путепровода ул. Ленина со стороны ул. Травянская: на подходах к путепроводу образование колейности в асфальтобетоне высотой 4 см.; дефекты покрытия проезжей части в виде сетки трещин, выбоин размерами: глубиной до 5,5 см., шириной 15 см., длиной 15 см; с четной стороны улицы обочина выше уровня проезжей части на 3 см.; высота бетонного ограждения 60 см., имеются повреждения в 5 секциях, наличие оголенной арматуры, отсутствует 2 пролета, отсутствуют светоотражающие элементы, не нанесена вертикальная разметка, отсутствуют концевые элементы, конструктивные особенности ограждения не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52289-2004 г.; 3) ул. Ленина на участке от ул. Травянская до границ города отсутствует линия наружного уличного освещения.
В силу положений Приказа МВД РФ от 08.06.1999 N 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, установкой и эксплуатацией технических средств организации дорожного движения возложен на органы ГИБДД, которые по результатам проверки правомочны составлять соответствующие акты, следовательно, у суда нет оснований сомневаться в правомочности действий сотрудника дорожного надзора ОГИБДД ММО МВД России «Каменск-Уральский» по проверке эксплуатационного состояния спорной дороги и актировании результатов проверки. Ответчиками доказательств того, что на текущий момент проезжая часть и ограждения створа ул. Ленина (в направлении г. Курган) отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52607-2006, суду не представлено.
Обязанность по организации содержания и ремонта автомобильной дороги и ограждения в створе по ул. Ленина возложена на МКУ «УГХ», что не оспаривается представителем последнего. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора о признании незаконным бездействия МКУ «Управление городского хозяйства» в части принятия мер к устранению нарушений по содержанию автомобильной дороги и ограждения в створе по ул. Ленина, к приведению состояния дорожного полотна и ограждений в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52607-2006 и о возложении на этого ответчика обязанности по устранению выявленных нарушений, приведению дороги и ограждений в створе по ул. Ленина в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52607-2006.
В соответствии с приказом отраслевого органа администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству «Об утверждении Задания на выполнение работ за счет средств местного бюджета МКУ «Управление городского хозяйства» на 2012 год», с приказом № 39 от 02.07.2012 года «О внесении изменений в задание на выполнение работ за счет средств местного бюджета МКУ «Управление городского хозяйства» на 2012 года» и заданиями на выполнение работ за счет средств местного бюджета отраслевым органом доведены до МКУ «Управление городского хозяйства» денежные средства на содержание объектов дорожного хозяйства на территории города, в частности, на содержание объектов безопасности дорожного движения, включающее в себя ямочный ремонт дорог и их очистку, 61 594 500 рублей. Притом, что МКУ «УГХ» самостоятельно осуществляет выбор дорог, подлежащих ремонту, в отсутствие доказательств со стороны этого ответчика того, что выделенных денежных средств МКУ «УГХ» недостаточно для надлежащего содержания и ремонта автодороги в створе по ул. Ленина, что оно, определив нуждаемость автодороги в приведении её в соответствие с нормативными требованиями, обращалось в отраслевой орган и ему было отказано в выделении дополнительных денежных средств, по мнению суда, требование прокурора о признании бездействия отраслевого органа незаконным и о возложении на него обязанностей по выделению финансовых средств, необходимых для проведения ямочного ремонта и ограждений автодороги в створе по ул. Ленина, необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В силу части второй статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика лично совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание виды, объёмы и специфику подлежащих выполнению мероприятий, временные и материальные затраты на соблюдение требуемых процедур, исходя из требования разумности, суд полагает целесообразным обязать МКУ «УГХ» исполнить решение в части обязанности по приведению дороги и ограждений в створе по ул. Ленина в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52607-2006 в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства» в части непринятия мер к приведению проезжей части и ограждения участка автомобильной дороги путепровода в створе по ул. Ленина в городе Каменске-Уральском Свердловской области в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 52607-2006 «Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей».
Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 52607-2006 «Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей» улично-дорожную сеть путепровода в створе ул. Ленина (в направлении города Кургана) в городе Каменске-Уральском Свердловской области.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований прокурора города Каменска-Уральского - отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского.
Решение изготовлено в машинописном варианте в окончательной форме 07 ноября 2012 года и является подлинником.
Судья: А.В. Москалева