Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-152/2021 ~ М-29/2021 от 18.02.2021

дело № 3а-152/2021

Решение

Именем Российской Федерации

14 мая 2021 года                         город Орёл

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лобовой С.С.,

с участием прокуроров Дорогавцевой И.В., Корнеева А.Э.,

представителя административного истца Лунина Е.В., представителей административных ответчиков Пахомовского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области и Администрации Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области Елецкой С.А. и Фалеевой Ю.А., представителя заинтересованного лица на стороне административных ответчиков Администрации Орловского района Орловской области Дёминой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению Гефеля Владислава Владимировича к Пахомовскому сельскому Совету народных депутатов Орловского района Орловской области, Администрации Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области о признании не действующими в части Генерального Плана Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области, утвержденного решением Пахомовского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области от 22 мая 2012 года № 9/24-СС, Правил землепользования и застройки Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области, утвержденных решением Пахомовского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области от 27 июня 2012 года № 10/26-СС,

                установил:

решением Пахомовского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области от 22 мая 2012 года № 9/24-СС «Об утверждении Генерального плана Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области» (далее по тексту - Решение от 22 мая 2012 года № 9/24-СС, Генеральный план поселения), принятым на девятом заседании Пахомовского сельского Совета народных депутатов, утвержден Генеральный план поселения, состоящий из Положения о территориальном планировании, описания обоснований Генерального плана, картографического материала, включающего в себя карту современного использования территорий (опорный план) (схема 1), карту планируемого развития инженерной и транспортной инфраструктуры (схема 2), карту планируемого размещения объектов местного назначения сельского поселения (схема 3), карту границ населенных пунктов (схема 4), карту функциональных зон (схема 5).

Решение от 22 мая 2012 года № 9/24-СС с приложением к нему (состав проектных материалов Генерального плана поселения) официально опубликованы в газете «Наша жизнь» от 26 мая 2012 года выпуск № 41-42; Генеральный план поселения с графическими материалами размещены на официальном сайте Администрации Орловского района Орловской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» orlr.ru в разделе «старая версия сайта», «территориальное планирование», «Пахомовское сельское поселение», а также 24 сентября 2012 года размещены в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования https://fgistp.economy.gov.ru/.

Решением Пахомовского сельского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 года № 10/26-СС «Об утверждении Правил землепользования и застройки Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области» (далее по тексту- Решение от 27 июня 2012 года № 10/26-СС), принятым на десятом заседании названного Совета и опубликованным в газете «Наша жизнь» от 31 октября 2012 года выпуск № 31, утверждены Правила землепользования и застройки Пахомовского сельского поселения Орловского района (далее - Правила землепользования и застройки), в состав которых входят Порядок применения Правил и внесения в них изменений, Градостроительные регламенты, Карты градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территорий.

Правила землепользования и застройки с картами размещены на официальном сайте Администрации Орловского района Орловской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» orlr.ru в разделе «старая версия сайта», «территориальное планирование», «Пахомовское сельское поселение», на официальном сайте Пахомовского сельского поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» pah.orlr.ru, а также в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования https://fgistp.economy.gov.ru/.

В графических материалах к Генеральному плану поселения на схемах 1,2,3,5 отображены функциональная зона СП 4 (скотомогильники) и границы зоны с особыми условиями использования территории к ней: санитарно-защитной зоны <...>

Согласно Правилам землепользования и застройки поселения и прилагаемому к ним картографическому материалу, земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...> предоставленный в аренду Гефелю В.В. ранее 2011 года, находится в санитарно-защитной зоне <...>

Гефель В.В. обратился в областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в процессе судебного разбирательства, к Пахомовскому сельскому Совету народных депутатов Орловского района Орловской области о признании не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением от 27 июня 2012 года № 10/26-СС, а также Генерального плана поселения, утвержденного Решением от 22 мая 2012 года № 9/24-СС, в части установления санитарно-защитной зоны <...>

Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемыми положениями Генерального плана поселения и Правил землепользования и застройки установлены размеры и границы санитарно-защитной зоны скотомогильника, расположенного <...>, для земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> что послужило основанием для принятия Администрацией Орловского района Орловской области решения от 24 декабря 2020 года об отказе в заключении договора аренды земельного участка на новый срок для завершения строительства жилого дома.

По мнению административного истца, оспариваемые нормативные правовые акты противоречат пункту 4 статьи 1, части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункту 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускающим произвольного установления зон с особыми условиями использования территории, статье 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и предписаниям, содержащимся в пунктах 3.1, 4.2, 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в силу которых установление санитарно-защитных зон для скотомогильников с захоронением в ямах, отнесенных к 1 классу опасности санитарной классификации объектов, производится при наличии соответствующего проекта, на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, принятого при наличии предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами, выполненной аккредитованными организациями, оценки риска здоровью населения.

Определениями Орловского областного суда от 23 марта и 5 апреля 2021 года к участию в данном деле в качестве административного соответчика привлечена Администрация Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области, в качестве заинтересованных лиц на стороне административных ответчиков привлечены Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области, Орловский районный Совет народных депутатов Орловской области, Администрация Орловского района Орловской области (л.д.232-234 т.2, л.д.42-44 т.3).

Административный истец Гефель В.В., представители заинтересованных лиц Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области, Орловского районного Совета народных депутатов Орловской области надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились; от представителя заинтересованного лица Орловского районного Совета народных депутатов поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия, в связи с чем, на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель административного истца Гефеля В.В. - Лунин Е.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования с учетом их уточнения, просил признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки, утвержденные Решением от 27 июня 2012 года № 10/26-СС, а также Генеральный план поселения, утвержденный Решением от 22 мая 2012 года № 9/24-СС, в части установления в картографических материалах к ним санитарно-защитной зоны скотомогильника (биотермической ямы) № 21, расположенного южнее пос.Зеленый Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области.

Представители административных соответчиков Фалеева Ю.А., действующая на основании доверенностей, и Елецкая С.А., являющаяся Главой Пахомовского сельского поселения и председателем Пахомовского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области, представитель заинтересованного лица Администрации Орловского района Орловской области Дёмина Н.А. не возражали против удовлетворения заявленных требований. Полагали, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты и введены в действие с соблюдением требований градостроительного законодательства, а необоснованное отображение в графических материалах санитарно-защитной зоны, выявленное при разрешении спора, может быть исправлено путем признания не действующими оспариваемых положений с момента вступления решения суда в законную силу.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей <...> А.Н., <...> Н.В., <...> И.Н., являвшихся депутатами Пахомовского сельского Совета народных депутатов в 2012 году, подтвердившими принятие оспариваемых нормативных правовых актов при наличии кворума; показания свидетеля <...> О.Н., осуществлявшей в 2012 году обязанности секретаря сельского Совета народных депутатов, ведение протоколов публичных слушаний и протоколов заседаний сельского Совета народных депутатов, подтвердившей наличие кворума при принятии оспариваемых решений Совета и достоверность материалов по результатам публичных слушаний по проектам Генерального плана поселения и Правил землепользования и застройки, переданных разработчику проектов обществу с ограниченной ответственностью «Надир+»; показания свидетеля <...> Н.С., занимавшего в 2012 году должность <...> Пахомовского сельского поселения Орловского района об обстоятельствах проведения публичных слушаний по проектам Генерального плана поселения и Правил, принятия решений об утверждении оспариваемых нормативных правовых актов при наличии кворума депутатов; показания свидетеля <...> И.В., участвовавшего в разработке Правил землепользования и застройки поселения, присутствовавшего при проведении публичных слушаний по проекту Правил, об отображении на схемах к Генеральному плану поселения и картографических материалах к названным Правилам ориентировочной санитарно-защитной зоны к действующему скотомогильнику на основании схемы территориального планирования Орловского района, исследовав материалы дела, в том числе, сообщения Управления Роспотребнадзора по Орловской области об отсутствии постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросу установления санитарно-защитной зоны для скотомогильника, расположенного на территории МТФ Истомино Пахомовского сельского поселения, предварительного заключения Управления для принятия решения об установлении санитарно-защитной зоны, экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами, заслушав заключение прокурора Корнеева А.Э., полагавшего требования административного истца удовлетворить, суд приходит к следующим выводам.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному Кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее также- ГрК РФ).

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов), утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, местных нормативов градостроительного проектирования поселений, относилось к вопросам местного значения поселения, по которым представительный орган местного самоуправления поселения принимает муниципальные правовые акты.

С 1 января 2015 года полномочия по принятию генерального плана поселения и правил землепользования и застройки перешли к представительному органу местного самоуправления муниципального района.

В соответствии с частями 8 и 9 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении настоящего административного дела суд должен установить: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого акта, форма и вид принятого решения, процедура его принятия, правила введения его в действие и опубликования, соответствие оспариваемой части нормативного акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания приведенных выше обстоятельств, за исключением нарушения прав административного истца, возлагается процессуальным законом на административных ответчиков.

При разрешении данного дела установлено, что на основании договора аренды от <...> 2015 года Администрация Орловского района Орловской области предоставила в пользование Гефелю В.В. на новый срок (до <...> 2018 года) земельный участок из земель <...> с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...> для <...> ( л.д.125-130 т.1).

В целях завершения строительства жилого дома, Гефель В.В. обратился в Администрацию Орловского района с заявлением о заключении договора аренды земли на новый срок, однако Администрация района <...> 2020 года уведомила его об отказе в заключении такого договора со ссылкой на Правила землепользования и застройки поселения, согласно которым испрашиваемый земельный участок находится в санитарно-защитной зоне скотомогильника (л.д.137 т.1).

Судом установлено, что в графических материалах к Генеральному плану поселения на схемах 1,2,3,5 отображены функциональная зона СП 4 (скотомогильники) и границы зоны с особыми условиями использования территории к ней: санитарно-защитной зоны <...>

Правила землепользования и застройки поселения и прилагаемый к ним картографический материал (карта градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территории) свидетельствуют о том, что земельный участок с кадастровым номером <...> находится в санитарно-защитной зоне <...>

Таким образом, административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми положениями нормативных правовых актов, и вправе обратиться за судебной защитой своих прав в порядке главы 21 КАС РФ.

Проверяя соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемых актов, форму и вид принятых решений, процедуру их принятия, правила введения в действие и опубликования, суд установил следующие обстоятельства.

Как видно из материалов дела, проекты Генерального плана поселения и Правил землепользования и застройки поселения были подготовлены обществом с ограниченной ответственностью «Надир+» (далее также - ООО «Надир+») на основании муниципальных контрактов, заключенных с Администрацией Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области 14 ноября 2011 года. По проектам состоялись публичные слушания, по результатам которых составлены протоколы и заключения, отражающие поступившие вопросы, предложения и замечания (л.д.25-33 т.4).

Решением Пахомовского сельского Совета народных депутатов от 22 мая 2012 года № 9/24-СС, принятым на девятом заседании сельского Совета народных депутатов, утвержден Генеральный план поселения (л.д.80-81 т.3).

Решение от 22 мая 2012 года № 9/24-СС с приложением к нему (состав проектных материалов Генерального плана поселения) официально опубликованы в газете «Наша жизнь» от 26 мая 2012 года выпуск № 41-42; Генеральный план поселения с графическими материалами размещен на официальном сайте Администрации Орловского района Орловской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» orlr.ru в разделе «старая версия сайта», «территориальное планирование», «Пахомовское сельское поселение», наполнение которых исследовано в судебном заседании, а также 24 сентября 2012 года размещен для всеобщего доступа в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования https://fgistp.economy.gov.ru/(л.д.89, 206-208 т.3).

Решением Пахомовского сельского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 года № 10/26-СС, принятым на десятом заседании названного Совета, опубликованным в газете «Наша жизнь» от 31 октября 2012 года выпуск № 31, утверждены Правила землепользования и застройки поселения, в состав которых входят Порядок применения Правил и внесения в них изменений, Градостроительные регламенты, Карта градостроительного зонирования и карта зон с особыми условиями использования территорий.

Правила землепользования и застройки с картографическим материалом размещены на официальном сайте Администрации Орловского района Орловской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» orlr.ru в разделе «старая версия сайта», «территориальное планирование», «Пахомовское сельское поселение», на официальном сайте Пахомовского сельского поселения Орловского района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» pah.orlr.ru, а также в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования https://fgistp.economy.gov.ru/.

То обстоятельство, что Решения Пахомовского сельского Совета народных депутатов от 22 мая 2012 года № 9/24-СС и от 27 июня 2012 года №10/26-СС приняты при наличии кворума, представительным органом, уполномоченным на утверждение Генерального плана поселения частью 1 статьи 24 ГрК РФ и на утверждение Правил землепользования и застройки поселения частью 1 статьи 32 ГрК РФ, в установленной форме, с соблюдением правил введения в действие и официального опубликования Решений, предусмотренных статьями 24 и 32 ГрК РФ, пунктом 5 статьи 18, статьей 28 и частью 4 статьи 31 Устава Пахомовского сельского поселения (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения), ввиду утраты протоколов заседания Совета народных депутатов подтверждено показаниями допрошенных судом свидетелей <...> А.Н., <...> Н.В., <...> И.Н., являвшихся депутатами сельского Совета народных депутатов на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, свидетелем <...> О.Н., являвшейся секретарем названного Совета, а также материалами дела.

Исследовав постановление Главы администрации Пахомовского сельского поселения <...> Н.С. от 8 февраля 2011 года, которым были назначены публичные слушания по проекту Генерального плана поселения, определено место размещения материалов по проекту и время ознакомления с ними в здании администрации поселения и на официальном сайте Администрации Орловского района Орловской области, порядок сбора предложений и замечаний по теме публичных слушаний до 12 марта 2012 года в администрации сельского поселения; выпуск газеты «Наша жизнь», определенной в качестве печатного издания для официального опубликования муниципальных правовых актов, от 15 февраля 2012 года № 13; исследовав старую версию официального сайта Администрации Орловского района Орловской области, где имеется Генеральный план поселения и графические материалы к ним с указанием на даты их размещения 7 февраля и 27 февраля 2012 года соответственно; протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний от 13 марта 2012 года, сообщение ООО «Надир+», осуществлявшего подготовку проекта Генерального плана поселения, об участии в публичных слушаниях главного инженера проекта <...> А.А., суд приходит к выводу о том, что Решение от 22 мая 2012 года № 9/24-СС принято по результатам публичных слушаний, утверждено уполномоченным представительным органом, в установленной форме, с соблюдением правил введения в действие и официального опубликования, и по этим основаниям не оспаривалось.

По делу также установлено, что на основании постановления Главы Пахомовского сельского поселения <...> Н.С. от 11 марта 2012 года №20, официально опубликованного в газете «Наша жизнь» от 24 марта 2012 года № 8, утверждено Положение о комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки поселения, а также состав этой комиссии, в который были включены Глава администрации поселения <...> Н.С., его заместитель <...> С.А., <...> О.Н., <...> А.Н. и <...> И.В. (л.д.91 т.3).

Постановлением Главы администрации Пахомовского сельского поселения Кабанова Н.С. от 20 апреля 2012 года № 36, официально опубликованным в газете «Наша жизнь» от 11 мая 2012 года № 36, назначены публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки на 22 июня 2012 года, определено место размещения материалов по проекту и время ознакомления с ними в здании администрации поселения и на официальном сайте Администрации Орловского района, предусмотрен порядок сбора предложений и замечаний по теме публичных слушаний до 21 июня 2012 года в администрации сельского поселения (л.д.88 т.3).

Публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки проведены <...> 2012 года в <...> с участием 153 человек, что подтверждается сообщением ООО «Надир+» об участии в публичных слушаниях ведущего архитектора <...> И.В., представленными названным Обществом по запросу суда протоколом публичных слушаний от <...> 2012 года, подписанным <...> Н.С. и <...> О.Н., итоговым заключением по результатам публичных слушаний от 25 июня 2012 года (л.д.25,31-32,33 т.4), показаниями свидетелей <...> Н.С., <...> О.Н. и <...> И.В.

Оценив выше приведенные доказательства, суд пришел к выводу о недостоверности протокола публичных слушаний от той же даты, представленного административными ответчиками (л.д.103-108,т.3), поскольку свидетель <...> О.Н., показания которой суд признает объективными ввиду их соответствия письменным доказательствам и показаниям свидетеля <...> И.В., указала, что он является черновиком, тогда как протокол от 22 июня 2012 года, представленный ООО «Надир+», которому на хранение передавались протоколы и итоговые документы публичных слушаний, является подлинным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Решение от 27 июня 2012 года № 10/26-СС принято по результатам публичных слушаний, утверждено уполномоченным представительным органом, в установленной форме, с соблюдением правил введения в действие и официального опубликования, и по этим основаниям не оспаривалось.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, Гефель В.В. полагал, что оспариваемыми нормативными правовыми актами незаконно установлена санитарно-защитная зона, что влечет невозможность использования земельного участка, на котором им возведен жилой дом, по целевому назначению.

Проверив доводы административного истца, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о неправомерном отображении на карте градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территорий к Правилам землепользования и застройки поселения санитарно-защитной зоны <...> а также неправомерном отображении на прилагаемых к Генеральному плану поселения карте планируемого размещения объектов местного назначения сельского поселения, карте планируемого развития инженерной и транспортной инфраструктуры, карте современного использования территории (опорном плане), карте функциональных зон, границы зоны с особыми условиями использования территории: санитарно-защитной зоны <...>

Так, зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 ГрК РФ).

Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.

На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 ГрК РФ в редакции, действовавшей на момент утверждения Правил землепользования и застройки поселения).

Положениями части 3 статьи 4 ГрК РФ предусмотрено, что в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации, к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.

В пунктах 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) закреплено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 (далее также - Санитарные правила), которыми определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.

Пунктом 4.2 Санитарных правил определено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:

- предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;

-действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

-экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;

- оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункт 3.1 Санитарных правил).

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования (пункт 5.1 Санитарных правил).

В соответствии с разделом VII Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон, конкретные размеры и границы которых определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

Согласно разделу 7.1.12 пункта 3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, скотомогильники с захоронением в ямах относятся к сооружениям, относящимся к I классу санитарной классификации, для которого предусматривается ориентировочная санитарно-защитная зона 1000 м.

С учетом приведенных норм, отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые установлены уполномоченным органом или должностным лицом такого органа, с соблюдением требований соответствующего законодательства.

При этом отображение в указанных документах ориентировочных санитарно-защитных зон, исходя из положений пункта 2.2 Санитарных правил, требует соблюдения предписаний, предусмотренных названными правилами, и не предоставляет органу местного самоуправления полномочия на установление санитарно-защитных зон, в том числе, ориентировочных размеров таких зон, проектом документа территориального планирования без учета требований СанПин, в том числе, касающихся порядка их утверждения.

Управление Роспотребнадзора по Орловской области суду сообщило, что Управлением не выдавались санитарно-эпидемиологические заключения на проекты санитарно-защитных зон для скотомогильника, расположенного южнее пос.Зеленый Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области, решение Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об установлении санитарно-защитных зон на указанный объект не принималось и на хранение в Управление не передавалось (л.д.203-204 т.3).

Согласно сообщениям Управления ветеринарии Орловской области и Опытной станции «Стрелецкая» - филиала ФГБНУ ФНЦ ЗБК, неиспользованный скотомогильник (биотермическая яма) № 21, расположенный <...> на территории <...> был ликвидирован на основании приказа Управления ветеринарии Орловской области от 5 ноября 2020 года № 213-1; проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров, решение Главного государственного врача Российской Федерации об установлении санитарно-защитной зоны для данного объекта отсутствуют (л.д.14-21,238 т.3).

Таким образом, проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров, как и соответствующее решение об установлении санитарно-защитной зоны <...> суду не представлены, не имеется таких документов и ссылок на них в материалах по обоснованию Генерального плана поселения в текстовой форме и в виде схем, а также в Правилах землепользования и застройки поселения.

Таким образом, Пахомовский сельский Совет народных депутатов вышел за пределы своей компетенции, установив в Генеральном плане поселения, а в последующем - в Правилах землепользования и застройки поселения санитарно-защитную зону скотомогильника № 21, с нарушением выше указанных норм законодательства, имеющих большую юридическую силу, что повлекло нарушение прав административного истца Гефеля В.В.

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При установленных обстоятельствах, в соответствии с пунктами 1 и 3 части 8 статьи 213, пунктом 1 части 1 статьи 215 КАС РФ, пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», принимая во внимание, что оспариваемые нормативные правовые акты до принятия решения суда применялись и на их основании были реализованы права граждан и организаций, суд признает Правила землепользования и застройки Пахомовского сельского поселения, утвержденные Решением от 27 июня 2012 года № 10/26-СС, недействующими в части отображения на карте градостроительного зонирования санитарно-защитной зоны скотомогильника, расположенного в 1000 м от д.Истомино, южнее пос.Зеленый Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области, с момента вступления решения суда в законную силу.

По выше приведенным основаниям суд считает необходимым признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план Пахомовского сельского поселения, утвержденный Решением от 22 мая 2012 года № 9/24-СС, в части отображения на карте планируемого размещения объектов местного назначения сельского поселения, карте планируемого развития инженерной и транспортной инфраструктуры, карте современного использования территории (опорном плане), карте функциональных зон, границы зоны с особыми условиями использования территории: санитарно-защитной зоны южнее пос.Зеленый Пахомовского сельского поселения, с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ суд считает необходимым указать на необходимость опубликования в печатном издании «Орловская районная газета», а также размещения на официальных сайтах Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области и Орловского районного Совета народных депутатов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

В силу части 1 статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления Гефелем В.В. уплачена государственная пошлина в размере <...> рублей согласно чеку-ордеру от <...> 2021 года (т.1 л.д.142).

В связи с тем, что Пахомовский сельский Совет народных депутатов не зарегистрирован в установленном порядке в качестве юридического лица, и принимая во внимание, что на основании Устава поселения обеспечение деятельности данного представительного органа осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете поселения, исполнение которого в силу статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации возложено на администрацию поселения, суд считает необходимым взыскать понесенные Гефелем В.В. судебные расходы с Администрации Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области.

Руководствуясь статьями 177 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Гефеля Владислава Владимировича удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области, утвержденные решением Пахомовского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области от 27 июня 2012 года № 10/26-СС, в части отображения на карте градостроительного зонирования санитарно-защитной зоны <...>

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области, утвержденный решением Пахомовского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области от 22 мая 2012 года № 9/24-СС, в части отображения на карте планируемого размещения объектов местного назначения сельского поселения, карте планируемого развития инженерной и транспортной инфраструктуры, карте современного использования территории (опорном плане), карте функциональных зон, границы зоны с особыми условиями использования территории: санитарно-защитной зоны <...>

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании «Орловская районная газета», а также размещению на официальных сайтах Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области и Орловского районного Совета народных депутатов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Взыскать с Администрации Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области в пользу Гефеля Владислава Владимировича судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <...> рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 21 мая 2021 года.

Председательствующий                 Н.А. Георгинова

дело № 3а-152/2021

Решение

Именем Российской Федерации

14 мая 2021 года                         город Орёл

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лобовой С.С.,

с участием прокуроров Дорогавцевой И.В., Корнеева А.Э.,

представителя административного истца Лунина Е.В., представителей административных ответчиков Пахомовского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области и Администрации Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области Елецкой С.А. и Фалеевой Ю.А., представителя заинтересованного лица на стороне административных ответчиков Администрации Орловского района Орловской области Дёминой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению Гефеля Владислава Владимировича к Пахомовскому сельскому Совету народных депутатов Орловского района Орловской области, Администрации Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области о признании не действующими в части Генерального Плана Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области, утвержденного решением Пахомовского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области от 22 мая 2012 года № 9/24-СС, Правил землепользования и застройки Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области, утвержденных решением Пахомовского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области от 27 июня 2012 года № 10/26-СС,

                установил:

решением Пахомовского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области от 22 мая 2012 года № 9/24-СС «Об утверждении Генерального плана Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области» (далее по тексту - Решение от 22 мая 2012 года № 9/24-СС, Генеральный план поселения), принятым на девятом заседании Пахомовского сельского Совета народных депутатов, утвержден Генеральный план поселения, состоящий из Положения о территориальном планировании, описания обоснований Генерального плана, картографического материала, включающего в себя карту современного использования территорий (опорный план) (схема 1), карту планируемого развития инженерной и транспортной инфраструктуры (схема 2), карту планируемого размещения объектов местного назначения сельского поселения (схема 3), карту границ населенных пунктов (схема 4), карту функциональных зон (схема 5).

Решение от 22 мая 2012 года № 9/24-СС с приложением к нему (состав проектных материалов Генерального плана поселения) официально опубликованы в газете «Наша жизнь» от 26 мая 2012 года выпуск № 41-42; Генеральный план поселения с графическими материалами размещены на официальном сайте Администрации Орловского района Орловской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» orlr.ru в разделе «старая версия сайта», «территориальное планирование», «Пахомовское сельское поселение», а также 24 сентября 2012 года размещены в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования https://fgistp.economy.gov.ru/.

Решением Пахомовского сельского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 года № 10/26-СС «Об утверждении Правил землепользования и застройки Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области» (далее по тексту- Решение от 27 июня 2012 года № 10/26-СС), принятым на десятом заседании названного Совета и опубликованным в газете «Наша жизнь» от 31 октября 2012 года выпуск № 31, утверждены Правила землепользования и застройки Пахомовского сельского поселения Орловского района (далее - Правила землепользования и застройки), в состав которых входят Порядок применения Правил и внесения в них изменений, Градостроительные регламенты, Карты градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территорий.

Правила землепользования и застройки с картами размещены на официальном сайте Администрации Орловского района Орловской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» orlr.ru в разделе «старая версия сайта», «территориальное планирование», «Пахомовское сельское поселение», на официальном сайте Пахомовского сельского поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» pah.orlr.ru, а также в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования https://fgistp.economy.gov.ru/.

В графических материалах к Генеральному плану поселения на схемах 1,2,3,5 отображены функциональная зона СП 4 (скотомогильники) и границы зоны с особыми условиями использования территории к ней: санитарно-защитной зоны <...>

Согласно Правилам землепользования и застройки поселения и прилагаемому к ним картографическому материалу, земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...> предоставленный в аренду Гефелю В.В. ранее 2011 года, находится в санитарно-защитной зоне <...>

Гефель В.В. обратился в областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в процессе судебного разбирательства, к Пахомовскому сельскому Совету народных депутатов Орловского района Орловской области о признании не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением от 27 июня 2012 года № 10/26-СС, а также Генерального плана поселения, утвержденного Решением от 22 мая 2012 года № 9/24-СС, в части установления санитарно-защитной зоны <...>

Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемыми положениями Генерального плана поселения и Правил землепользования и застройки установлены размеры и границы санитарно-защитной зоны скотомогильника, расположенного <...>, для земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> что послужило основанием для принятия Администрацией Орловского района Орловской области решения от 24 декабря 2020 года об отказе в заключении договора аренды земельного участка на новый срок для завершения строительства жилого дома.

По мнению административного истца, оспариваемые нормативные правовые акты противоречат пункту 4 статьи 1, части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункту 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускающим произвольного установления зон с особыми условиями использования территории, статье 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и предписаниям, содержащимся в пунктах 3.1, 4.2, 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в силу которых установление санитарно-защитных зон для скотомогильников с захоронением в ямах, отнесенных к 1 классу опасности санитарной классификации объектов, производится при наличии соответствующего проекта, на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, принятого при наличии предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами, выполненной аккредитованными организациями, оценки риска здоровью населения.

Определениями Орловского областного суда от 23 марта и 5 апреля 2021 года к участию в данном деле в качестве административного соответчика привлечена Администрация Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области, в качестве заинтересованных лиц на стороне административных ответчиков привлечены Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области, Орловский районный Совет народных депутатов Орловской области, Администрация Орловского района Орловской области (л.д.232-234 т.2, л.д.42-44 т.3).

Административный истец Гефель В.В., представители заинтересованных лиц Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области, Орловского районного Совета народных депутатов Орловской области надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились; от представителя заинтересованного лица Орловского районного Совета народных депутатов поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия, в связи с чем, на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель административного истца Гефеля В.В. - Лунин Е.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования с учетом их уточнения, просил признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки, утвержденные Решением от 27 июня 2012 года № 10/26-СС, а также Генеральный план поселения, утвержденный Решением от 22 мая 2012 года № 9/24-СС, в части установления в картографических материалах к ним санитарно-защитной зоны скотомогильника (биотермической ямы) № 21, расположенного южнее пос.Зеленый Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области.

Представители административных соответчиков Фалеева Ю.А., действующая на основании доверенностей, и Елецкая С.А., являющаяся Главой Пахомовского сельского поселения и председателем Пахомовского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области, представитель заинтересованного лица Администрации Орловского района Орловской области Дёмина Н.А. не возражали против удовлетворения заявленных требований. Полагали, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты и введены в действие с соблюдением требований градостроительного законодательства, а необоснованное отображение в графических материалах санитарно-защитной зоны, выявленное при разрешении спора, может быть исправлено путем признания не действующими оспариваемых положений с момента вступления решения суда в законную силу.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей <...> А.Н., <...> Н.В., <...> И.Н., являвшихся депутатами Пахомовского сельского Совета народных депутатов в 2012 году, подтвердившими принятие оспариваемых нормативных правовых актов при наличии кворума; показания свидетеля <...> О.Н., осуществлявшей в 2012 году обязанности секретаря сельского Совета народных депутатов, ведение протоколов публичных слушаний и протоколов заседаний сельского Совета народных депутатов, подтвердившей наличие кворума при принятии оспариваемых решений Совета и достоверность материалов по результатам публичных слушаний по проектам Генерального плана поселения и Правил землепользования и застройки, переданных разработчику проектов обществу с ограниченной ответственностью «Надир+»; показания свидетеля <...> Н.С., занимавшего в 2012 году должность <...> Пахомовского сельского поселения Орловского района об обстоятельствах проведения публичных слушаний по проектам Генерального плана поселения и Правил, принятия решений об утверждении оспариваемых нормативных правовых актов при наличии кворума депутатов; показания свидетеля <...> И.В., участвовавшего в разработке Правил землепользования и застройки поселения, присутствовавшего при проведении публичных слушаний по проекту Правил, об отображении на схемах к Генеральному плану поселения и картографических материалах к названным Правилам ориентировочной санитарно-защитной зоны к действующему скотомогильнику на основании схемы территориального планирования Орловского района, исследовав материалы дела, в том числе, сообщения Управления Роспотребнадзора по Орловской области об отсутствии постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросу установления санитарно-защитной зоны для скотомогильника, расположенного на территории МТФ Истомино Пахомовского сельского поселения, предварительного заключения Управления для принятия решения об установлении санитарно-защитной зоны, экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами, заслушав заключение прокурора Корнеева А.Э., полагавшего требования административного истца удовлетворить, суд приходит к следующим выводам.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному Кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее также- ГрК РФ).

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов), утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, местных нормативов градостроительного проектирования поселений, относилось к вопросам местного значения поселения, по которым представительный орган местного самоуправления поселения принимает муниципальные правовые акты.

С 1 января 2015 года полномочия по принятию генерального плана поселения и правил землепользования и застройки перешли к представительному органу местного самоуправления муниципального района.

В соответствии с частями 8 и 9 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении настоящего административного дела суд должен установить: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого акта, форма и вид принятого решения, процедура его принятия, правила введения его в действие и опубликования, соответствие оспариваемой части нормативного акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания приведенных выше обстоятельств, за исключением нарушения прав административного истца, возлагается процессуальным законом на административных ответчиков.

При разрешении данного дела установлено, что на основании договора аренды от <...> 2015 года Администрация Орловского района Орловской области предоставила в пользование Гефелю В.В. на новый срок (до <...> 2018 года) земельный участок из земель <...> с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...> для <...> ( л.д.125-130 т.1).

В целях завершения строительства жилого дома, Гефель В.В. обратился в Администрацию Орловского района с заявлением о заключении договора аренды земли на новый срок, однако Администрация района <...> 2020 года уведомила его об отказе в заключении такого договора со ссылкой на Правила землепользования и застройки поселения, согласно которым испрашиваемый земельный участок находится в санитарно-защитной зоне скотомогильника (л.д.137 т.1).

Судом установлено, что в графических материалах к Генеральному плану поселения на схемах 1,2,3,5 отображены функциональная зона СП 4 (скотомогильники) и границы зоны с особыми условиями использования территории к ней: санитарно-защитной зоны <...>

Правила землепользования и застройки поселения и прилагаемый к ним картографический материал (карта градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территории) свидетельствуют о том, что земельный участок с кадастровым номером <...> находится в санитарно-защитной зоне <...>

Таким образом, административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми положениями нормативных правовых актов, и вправе обратиться за судебной защитой своих прав в порядке главы 21 КАС РФ.

Проверяя соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемых актов, форму и вид принятых решений, процедуру их принятия, правила введения в действие и опубликования, суд установил следующие обстоятельства.

Как видно из материалов дела, проекты Генерального плана поселения и Правил землепользования и застройки поселения были подготовлены обществом с ограниченной ответственностью «Надир+» (далее также - ООО «Надир+») на основании муниципальных контрактов, заключенных с Администрацией Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области 14 ноября 2011 года. По проектам состоялись публичные слушания, по результатам которых составлены протоколы и заключения, отражающие поступившие вопросы, предложения и замечания (л.д.25-33 т.4).

Решением Пахомовского сельского Совета народных депутатов от 22 мая 2012 года № 9/24-СС, принятым на девятом заседании сельского Совета народных депутатов, утвержден Генеральный план поселения (л.д.80-81 т.3).

Решение от 22 мая 2012 года № 9/24-СС с приложением к нему (состав проектных материалов Генерального плана поселения) официально опубликованы в газете «Наша жизнь» от 26 мая 2012 года выпуск № 41-42; Генеральный план поселения с графическими материалами размещен на официальном сайте Администрации Орловского района Орловской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» orlr.ru в разделе «старая версия сайта», «территориальное планирование», «Пахомовское сельское поселение», наполнение которых исследовано в судебном заседании, а также 24 сентября 2012 года размещен для всеобщего доступа в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования https://fgistp.economy.gov.ru/(л.д.89, 206-208 т.3).

Решением Пахомовского сельского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 года № 10/26-СС, принятым на десятом заседании названного Совета, опубликованным в газете «Наша жизнь» от 31 октября 2012 года выпуск № 31, утверждены Правила землепользования и застройки поселения, в состав которых входят Порядок применения Правил и внесения в них изменений, Градостроительные регламенты, Карта градостроительного зонирования и карта зон с особыми условиями использования территорий.

Правила землепользования и застройки с картографическим материалом размещены на официальном сайте Администрации Орловского района Орловской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» orlr.ru в разделе «старая версия сайта», «территориальное планирование», «Пахомовское сельское поселение», на официальном сайте Пахомовского сельского поселения Орловского района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» pah.orlr.ru, а также в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования https://fgistp.economy.gov.ru/.

То обстоятельство, что Решения Пахомовского сельского Совета народных депутатов от 22 мая 2012 года № 9/24-СС и от 27 июня 2012 года №10/26-СС приняты при наличии кворума, представительным органом, уполномоченным на утверждение Генерального плана поселения частью 1 статьи 24 ГрК РФ и на утверждение Правил землепользования и застройки поселения частью 1 статьи 32 ГрК РФ, в установленной форме, с соблюдением правил введения в действие и официального опубликования Решений, предусмотренных статьями 24 и 32 ГрК РФ, пунктом 5 статьи 18, статьей 28 и частью 4 статьи 31 Устава Пахомовского сельского поселения (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения), ввиду утраты протоколов заседания Совета народных депутатов подтверждено показаниями допрошенных судом свидетелей <...> А.Н., <...> Н.В., <...> И.Н., являвшихся депутатами сельского Совета народных депутатов на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, свидетелем <...> О.Н., являвшейся секретарем названного Совета, а также материалами дела.

Исследовав постановление Главы администрации Пахомовского сельского поселения <...> Н.С. от 8 февраля 2011 года, которым были назначены публичные слушания по проекту Генерального плана поселения, определено место размещения материалов по проекту и время ознакомления с ними в здании администрации поселения и на официальном сайте Администрации Орловского района Орловской области, порядок сбора предложений и замечаний по теме публичных слушаний до 12 марта 2012 года в администрации сельского поселения; выпуск газеты «Наша жизнь», определенной в качестве печатного издания для официального опубликования муниципальных правовых актов, от 15 февраля 2012 года № 13; исследовав старую версию официального сайта Администрации Орловского района Орловской области, где имеется Генеральный план поселения и графические материалы к ним с указанием на даты их размещения 7 февраля и 27 февраля 2012 года соответственно; протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний от 13 марта 2012 года, сообщение ООО «Надир+», осуществлявшего подготовку проекта Генерального плана поселения, об участии в публичных слушаниях главного инженера проекта <...> А.А., суд приходит к выводу о том, что Решение от 22 мая 2012 года № 9/24-СС принято по результатам публичных слушаний, утверждено уполномоченным представительным органом, в установленной форме, с соблюдением правил введения в действие и официального опубликования, и по этим основаниям не оспаривалось.

По делу также установлено, что на основании постановления Главы Пахомовского сельского поселения <...> Н.С. от 11 марта 2012 года №20, официально опубликованного в газете «Наша жизнь» от 24 марта 2012 года № 8, утверждено Положение о комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки поселения, а также состав этой комиссии, в который были включены Глава администрации поселения <...> Н.С., его заместитель <...> С.А., <...> О.Н., <...> А.Н. и <...> И.В. (л.д.91 т.3).

Постановлением Главы администрации Пахомовского сельского поселения Кабанова Н.С. от 20 апреля 2012 года № 36, официально опубликованным в газете «Наша жизнь» от 11 мая 2012 года № 36, назначены публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки на 22 июня 2012 года, определено место размещения материалов по проекту и время ознакомления с ними в здании администрации поселения и на официальном сайте Администрации Орловского района, предусмотрен порядок сбора предложений и замечаний по теме публичных слушаний до 21 июня 2012 года в администрации сельского поселения (л.д.88 т.3).

Публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки проведены <...> 2012 года в <...> с участием 153 человек, что подтверждается сообщением ООО «Надир+» об участии в публичных слушаниях ведущего архитектора <...> И.В., представленными названным Обществом по запросу суда протоколом публичных слушаний от <...> 2012 года, подписанным <...> Н.С. и <...> О.Н., итоговым заключением по результатам публичных слушаний от 25 июня 2012 года (л.д.25,31-32,33 т.4), показаниями свидетелей <...> Н.С., <...> О.Н. и <...> И.В.

Оценив выше приведенные доказательства, суд пришел к выводу о недостоверности протокола публичных слушаний от той же даты, представленного административными ответчиками (л.д.103-108,т.3), поскольку свидетель <...> О.Н., показания которой суд признает объективными ввиду их соответствия письменным доказательствам и показаниям свидетеля <...> И.В., указала, что он является черновиком, тогда как протокол от 22 июня 2012 года, представленный ООО «Надир+», которому на хранение передавались протоколы и итоговые документы публичных слушаний, является подлинным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Решение от 27 июня 2012 года № 10/26-СС принято по результатам публичных слушаний, утверждено уполномоченным представительным органом, в установленной форме, с соблюдением правил введения в действие и официального опубликования, и по этим основаниям не оспаривалось.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, Гефель В.В. полагал, что оспариваемыми нормативными правовыми актами незаконно установлена санитарно-защитная зона, что влечет невозможность использования земельного участка, на котором им возведен жилой дом, по целевому назначению.

Проверив доводы административного истца, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о неправомерном отображении на карте градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территорий к Правилам землепользования и застройки поселения санитарно-защитной зоны <...> а также неправомерном отображении на прилагаемых к Генеральному плану поселения карте планируемого размещения объектов местного назначения сельского поселения, карте планируемого развития инженерной и транспортной инфраструктуры, карте современного использования территории (опорном плане), карте функциональных зон, границы зоны с особыми условиями использования территории: санитарно-защитной зоны <...>

Так, зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 ГрК РФ).

Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.

На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 ГрК РФ в редакции, действовавшей на момент утверждения Правил землепользования и застройки поселения).

Положениями части 3 статьи 4 ГрК РФ предусмотрено, что в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации, к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.

В пунктах 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) закреплено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 (далее также - Санитарные правила), которыми определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.

Пунктом 4.2 Санитарных правил определено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:

- предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;

-действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

-экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;

- оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункт 3.1 Санитарных правил).

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования (пункт 5.1 Санитарных правил).

В соответствии с разделом VII Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон, конкретные размеры и границы которых определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

Согласно разделу 7.1.12 пункта 3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, скотомогильники с захоронением в ямах относятся к сооружениям, относящимся к I классу санитарной классификации, для которого предусматривается ориентировочная санитарно-защитная зона 1000 м.

С учетом приведенных норм, отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые установлены уполномоченным органом или должностным лицом такого органа, с соблюдением требований соответствующего законодательства.

При этом отображение в указанных документах ориентировочных санитарно-защитных зон, исходя из положений пункта 2.2 Санитарных правил, требует соблюдения предписаний, предусмотренных названными правилами, и не предоставляет органу местного самоуправления полномочия на установление санитарно-защитных зон, в том числе, ориентировочных размеров таких зон, проектом документа территориального планирования без учета требований СанПин, в том числе, касающихся порядка их утверждения.

Управление Роспотребнадзора по Орловской области суду сообщило, что Управлением не выдавались санитарно-эпидемиологические заключения на проекты санитарно-защитных зон для скотомогильника, расположенного южнее пос.Зеленый Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области, решение Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об установлении санитарно-защитных зон на указанный объект не принималось и на хранение в Управление не передавалось (л.д.203-204 т.3).

Согласно сообщениям Управления ветеринарии Орловской области и Опытной станции «Стрелецкая» - филиала ФГБНУ ФНЦ ЗБК, неиспользованный скотомогильник (биотермическая яма) № 21, расположенный <...> на территории <...> был ликвидирован на основании приказа Управления ветеринарии Орловской области от 5 ноября 2020 года № 213-1; проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров, решение Главного государственного врача Российской Федерации об установлении санитарно-защитной зоны для данного объекта отсутствуют (л.д.14-21,238 т.3).

Таким образом, проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров, как и соответствующее решение об установлении санитарно-защитной зоны <...> суду не представлены, не имеется таких документов и ссылок на них в материалах по обоснованию Генерального плана поселения в текстовой форме и в виде схем, а также в Правилах землепользования и застройки поселения.

Таким образом, Пахомовский сельский Совет народных депутатов вышел за пределы своей компетенции, установив в Генеральном плане поселения, а в последующем - в Правилах землепользования и застройки поселения санитарно-защитную зону скотомогильника № 21, с нарушением выше указанных норм законодательства, имеющих большую юридическую силу, что повлекло нарушение прав административного истца Гефеля В.В.

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При установленных обстоятельствах, в соответствии с пунктами 1 и 3 части 8 статьи 213, пунктом 1 части 1 статьи 215 КАС РФ, пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», принимая во внимание, что оспариваемые нормативные правовые акты до принятия решения суда применялись и на их основании были реализованы права граждан и организаций, суд признает Правила землепользования и застройки Пахомовского сельского поселения, утвержденные Решением от 27 июня 2012 года № 10/26-СС, недействующими в части отображения на карте градостроительного зонирования санитарно-защитной зоны скотомогильника, расположенного в 1000 м от д.Истомино, южнее пос.Зеленый Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области, с момента вступления решения суда в законную силу.

По выше приведенным основаниям суд считает необходимым признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план Пахомовского сельского поселения, утвержденный Решением от 22 мая 2012 года № 9/24-СС, в части отображения на карте планируемого размещения объектов местного назначения сельского поселения, карте планируемого развития инженерной и транспортной инфраструктуры, карте современного использования территории (опорном плане), карте функциональных зон, границы зоны с особыми условиями использования территории: санитарно-защитной зоны южнее пос.Зеленый Пахомовского сельского поселения, с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ суд считает необходимым указать на необходимость опубликования в печатном издании «Орловская районная газета», а также размещения на официальных сайтах Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области и Орловского районного Совета народных депутатов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

В силу части 1 статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления Гефелем В.В. уплачена государственная пошлина в размере <...> рублей согласно чеку-ордеру от <...> 2021 года (т.1 л.д.142).

В связи с тем, что Пахомовский сельский Совет народных депутатов не зарегистрирован в установленном порядке в качестве юридического лица, и принимая во внимание, что на основании Устава поселения обеспечение деятельности данного представительного органа осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете поселения, исполнение которого в силу статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации возложено на администрацию поселения, суд считает необходимым взыскать понесенные Гефелем В.В. судебные расходы с Администрации Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области.

Руководствуясь статьями 177 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Гефеля Владислава Владимировича удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области, утвержденные решением Пахомовского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области от 27 июня 2012 года № 10/26-СС, в части отображения на карте градостроительного зонирования санитарно-защитной зоны <...>

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области, утвержденный решением Пахомовского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области от 22 мая 2012 года № 9/24-СС, в части отображения на карте планируемого размещения объектов местного назначения сельского поселения, карте планируемого развития инженерной и транспортной инфраструктуры, карте современного использования территории (опорном плане), карте функциональных зон, границы зоны с особыми условиями использования территории: санитарно-защитной зоны <...>

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании «Орловская районная газета», а также размещению на официальных сайтах Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области и Орловского районного Совета народных депутатов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Взыскать с Администрации Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области в пользу Гефеля Владислава Владимировича судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <...> рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 21 мая 2021 года.

Председательствующий                 Н.А. Георгинова

1версия для печати

3а-152/2021 ~ М-29/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гефель Владислав Владимирович
Ответчики
Администрация Пахомовского с/п Орловского района
Пахомовский сельский Совет народных депутатов Орловского района
Другие
Администрация Орловского района
Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области
Орловский районный Совет народных депутатов Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
18.02.2021Регистрация административного искового заявления
19.02.2021Передача материалов судье
20.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
20.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.03.2021Подготовка дела (собеседование)
09.03.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.03.2021Предварительное судебное заседание
05.04.2021Предварительное судебное заседание
19.04.2021Предварительное судебное заседание
28.04.2021Предварительное судебное заседание
05.05.2021Судебное заседание
14.05.2021Судебное заседание
21.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее