Решение в окончательной форме изготовлено 16 ноября 2018 года.
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 ноября 2018 года г. Краснотурьинск
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Чумак О.А.,
при секретаре судебного заседания Делимовой Н.Н.,
с участием прокурора - заместителя прокурора г. Краснотурьинска Стукова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Краснотурьинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Третьякову А. Б. о прохождении профилактического медицинского осмотра,
установил:
заместитель прокурора г. Краснотурьинска Стуков А.И., действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к Третьякову А.Б. о прохождении профилактического медицинского осмотра в ГАУЗ СО «Краснотурьинская городская больница» на основании п. 5 Постановления Правительства РФ от 25.12.2001 № 892 «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» предусматривающего, что лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом подлежат профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза 2 раза в год в течение первых 2 лет после освобождения. В нарушение указанного положения Третьяков А.Б., освободившийся из мест лишения свободы 21.02.2017 года, проходил флюорографическое обследование лишь 26.02.2018.
В судебном заседании заместитель прокурора г. Краснотурьинска Стуков А.И. уточнил исковые требования, просил обязать Третьякова А.Б. пройти профилактический медицинский осмотр в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу в любом медицинском учреждении.
Ответчик Третьяков А.Б в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, путем направления судебного извещения по месту регистрации (л.д. 25) и размещения информации на официальном сайте суда. В адрес суда ходатайств об отложении дела либо о рассмотрении дела в его отсутствие не поступало.
Представитель третьего лица ГАУЗ СО «Краснотурьинская городская больница», привлеченный к участию в деле определением судьи от 09.10.2018 года, в судебное заседание не явился будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте его проведения путем вручения судебной повестки (л.д.23) и размещения информации на официальном сайте суда, о причинах неявки суд не известил.
На основании ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения заместителя прокурора судом определено рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.
Суд, выслушав заместителя прокурора, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобретает особое общественное значение.
Исходя из смысла статей 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбулы, статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является публично-правовой обязанностью государства, обусловленной необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правого, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно п. 8 ст. 4 вышеназванного Федерального закона одним из принципов охраны здоровья граждан является принцип приоритета профилактических мер в области охраны здоровья граждан.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Одним из направлений деятельности государственной политики в области профилактики охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является предупреждение распространения туберкулёза в Российской Федерации.
Основы профилактики туберкулеза в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 18.06.2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулёза в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 8 вышеназванного Федерального закона в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза установлены Приказом Минздрава России от 21.03.2017 N 124н "Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза", предусматривающем, что 2 раза в год в целях выявления туберкулеза подлежат профилактическим медицинским осмотрам лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, - в течение первых 2 лет после освобождения.
Аналогичные требования содержатся в п. 4.12 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 № 60, в соответствии с которыми по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, в течение первых 2 лет после освобождения.
В соответствии с копией справки № 037548 от 21.02.2017, выданной ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Свердловской области (л.д. 9), Третьяков А.Б освободился из указанного исправительного учреждения 21.02.2017 условно-досрочно.
Вместе с тем согласно сведениям, представленным ГАУЗ СО «Краснотурьинская городская больница», Третьяков А.Б в нарушение вышеуказанных требований флюорографию в поликлинике названного медицинского проходил 26.02.2018 года (л.д. 24).
При таких обстоятельствах исковые требования заместителя прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Третьякову А.Б. о прохождении профилактического медицинского осмотра являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. При этом суд считает необходимым установить срок выполнения обязанностей по прохождению медицинского осмотра – 2 месяца с даты вступления решения в законную силу.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Следовательно, взысканию с ответчика в доход бюджета городского округа «Краснотурьинск» подлежит государственная пошлина в размере 300 руб., от уплаты которой прокурор города Краснотурьинска освобожден в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194 – 198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора города Краснотурьинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Третьякову А. Б. о прохождении профилактического медицинского осмотра удовлетворить.
Обязать Третьякова А. Б., <дата обезличена> года рождения, гражданина Российской Федерации, пройти профилактический медицинский осмотр в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Взыскать с Третьякова А. Б. в доход бюджета городского округа «Краснотурьинск» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья (подпись) Чумак О.А.