РЕШЕНИЕ
ИФИО1
19 мая 2023 года пгт. Безенчук
Безенчукский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Бурдиной Д.Ю.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения Звезда муниципального района <адрес> об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения,
установил:
<адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Безенчукский районный суд <адрес> (далее – суд) с указанным выше иском, требуя обязать Администрацию с.<адрес> м.<адрес> разработать, утвердить схему дислокации дорожных знаков в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории с.<адрес>. Проверкой выявлено, что Администрацией с.<адрес> м.<адрес> не разработан проект организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и дорожной разметки на территории поселения, т.е. ответчиком не осуществляется дорожная деятельность в соответствии с законами Российской Федерации. Выявленные нарушения создают реальную угрозу для жизни и здоровья физических лиц, имущества и затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц (участников дорожного движения, в том числе несовершеннолетних и др.).
Представитель истца – старший помощник прокурора ФИО3с. в судебном заседании исковые поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика – Глава с.<адрес> м.<адрес> ФИО4 в судебное заседание не явилась, обратилась в суд с ходатайством о рассмотрении дела без её участия.
В силу положений ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, выслушав представителя истца – старшего помощника прокурора ФИО3, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
По смыслу вышеуказанных норм, круг лиц является неопределенным, если отсутствует возможность индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Поскольку ч.1 ст.45 ГПК РФ и п.4 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прямо предусмотрено право прокурора на обращение в суд в порядке гражданского судопроизводства с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц; право выбора по принятию той или иной меры прокурорского реагирования, предусмотренной законом, принадлежит прокурору, в связи с чем, учитывая установленные в ходе проверки обстоятельства, в целях защиты прав неопределенного круга лиц, прокурор при предъявлении указанного заявления действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законом.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в п.4 ст.6 Федерального закона №196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения».
В соответствии с ст.3 Федерального закона РФ №196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения» основными принципами дородного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государств при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с частями 1 и 2 ст.21 вышеуказанного Федерального закона мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с ч.8 ст.6 Федерального закона №257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктом 6 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п.12 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» содержание автомобильной дороги это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения по протяженности, техническому состоянию автомобильных дорог Российской Федерации и наличию на них объектов сервиса (далее - Правила).
В соответствии с п.3 Правил государственный учет осуществляют органы управления автомобильными дорогами общего пользования, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся эти автомобильные дороги, трамваи или троллейбусы.
Пунктом 7 Правил определено, что государственный учет осуществляется, в том числе, в отношении количества дорожных знаков и указателей в соответствии с утвержденной дислокацией.
Пунктом 6 Приказа Минтранса Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» установлено, что в состав работ по содержанию дорог входит разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов.
В соответствии с п.1.4 Порядка разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, установленного совместным письмом МВД Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ и Росавтодора № от ДД.ММ.ГГГГ, заказчиком проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами.
Судом установлено, что в соответствии с уставом с.<адрес> м.<адрес> к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
<адрес> проведена проверка законодательства о безопасности дорожного движения на территории с.<адрес> м.<адрес> (л.д.11).
В ходе указанной проверки выявлено, что Администрацией с.<адрес> м.<адрес> не разработан проект организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и дорожной разметки на территории поселения, т.е. ответчиком не осуществляется дорожная деятельность в соответствии с законами Российской Федерации. В адрес Администрации с.<адрес> м.<адрес> вынесено представление о незамедлительном устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения (л.д.14-17).
Из ответа Администрации с.<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ведется работа по разработке проекта организации дорожного движения и утверждения схемы дислокации дорожных знаков (л.д.18-19).
До настоящего времени схема дислокации дорожных знаков не разработана и не утверждена.
При таких обстоятельствах, когда выявленные нарушения создают реальную угрозу для жизни и здоровья физических лиц, имущества и затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц (участников дорожного движения, в том числе несовершеннолетних и др.), суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> (ИНН/ОГРН №), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения Звезда муниципального района <адрес> (ИНН/ОРГН №) об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения Звезда муниципального района <адрес> разработать, утвердить схему дислокации дорожных знаков в течение 6-ти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд <адрес>.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.
Судья Д.Ю. Бурдина