Решение по делу № 2-136/2015 ~ М-19/2015 от 20.01.2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Абан                                                                                         ДД.ММ.ГГГГ 2015 года

Абанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Кизиловой Н.В., с участием истца – старшего помощника прокурора <данные изъяты> Д, представителя администрации <данные изъяты> Ч, ответчиков К, К, действующих в своих интересах и в интересах своих малолетних детей К и К, представителя ответчика администрации <данные изъяты> Г,

при секретаре В,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> Красноярского края гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации Красноярский край, муниципального образования <адрес> к К, К, действующих в своих интересах и в интересах своих малолетних детей К и К, администрации <данные изъяты> о признании незаконным п.2 постановления администрации Абанского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ. «О признании нуждающимися в жилых помещениях», признании недействительным свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ о праве получения К и членами ее семьи социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в размере <данные изъяты> рублей, взыскании солидарно незаконно полученных денежных средств в размере <данные изъяты> рублей и госпошлины,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с иском к К, К, действующих в своих интересах и в интересах своих малолетних детей К и К, администрации <данные изъяты> о признании незаконным п.2 постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании нуждающимися в жилых помещениях», признании недействительным свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ. о праве получения К и членами ее семьи социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в размере <данные изъяты> рублей, взыскании солидарно незаконно полученных денежных средств в размере <данные изъяты> рублей и госпошлины. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <данные изъяты> проведена проверка соблюдения законодательства в рамках реализации подпрограммы «Доступное и комфортное жилье гражданам России» федеральной целевой программы «Жилище» в части получения К социальной выплаты по долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012-2015годы. С 01.01.2012г. по 01.01.2014г. на территории Красноярского края реализовалась долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012-2015г., утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 13.10.2011г. №596-п. Аналогичная программа «Обеспечение жильем молодых семей в Абанском районе» на 2012-2015 годы, утвержденная постановлением администрации Абанского района от ДД.ММ.ГГГГ., реализовалась на территории Абанского района. Обязательным условием участия в программе в соответствии с п.6 постановления Правительства края №596-п являлось признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении по основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно п.1 ст.4 закона Красноярского края №18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Красноярского края» граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет по истечении пяти лет со дня совершения указанных намеренных действий. К действиям, указанным в пункте 1 данной статьи, повлекшим ухудшение жилищных условий, могут быть отнесены, в том числе, вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов). В силу п.3 указанной статьи не считаются действиями, совершенными гражданином с намерением приобретения права состоять на учете вселение по месту жительства родителей, если до вселения данные лица не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением. Учетная норма площади жилого помещения установлена в соответствии с ч.5 ст.50 ЖК РФ, постановлением администрации Абанского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ. и составляет 12 кв.м. Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В силу ч.4 указанной статьи с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы, необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен законом Красноярского края от 23.05.2006г. №18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края", ст.3 которого содержит положения, аналогичные закрепленным ч.2 ст.51 Жилищного кодекса РФ. Порядок принятия граждан на учет определен ст.5 указанного Закона, согласно которой, принятие граждан на учет осуществляется на основании заявлений, поданных гражданами по месту своего жительства в орган, осуществляющий принятие на учет. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, указанные в статье 6 настоящего Закона, подтверждающие право состоять на учете, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Согласно ст.6 указанного закона при подаче заявления о принятии на учет гражданином, в том числе, должна быть предоставлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя и членов его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества. В случае если указанные документы находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, и не были представлены гражданами по собственной инициативе, орган, осуществляющий принятие на учет, запрашивает посредством межведомственных запросов документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствующих органах и организациях. Решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет в соответствии со ст.9 указанного закона принимается органом, осуществляющим принятие на учет по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет с представленными к нему документами и документов, полученных по межведомственным запросам. Статьей 13 указанного закона установлено, что орган, осуществляющий принятие на учет, наделен правом в любое время проверить основания нахождения гражданина на учете. ДД.ММ.ГГГГ. К обратилась в администрацию <данные изъяты> с заявлением о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также с заявлением о признании ее молодой семьи участником долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Абанском районе» на 2012-2015гг. С заявлением К представлены: копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, принадлежащее на праве собственности ее супругу К, расположенное по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, справка о принадлежности К на праве собственности <данные изъяты> доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, сведения об отсутствии у заявителя и ее несовершеннолетних детей К, К недвижимого имущества, выписка из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из домовой книги в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, членом семьи собственника которого является К, зарегистрированы 5 лиц: заявитель - К, супруг заявителя - К, сын заявителя - К, отец заявителя - Р, сын заявителя - К Заявление К и представленные ей документы были рассмотрены ДД.ММ.ГГГГ. жилищной комиссией администрации <данные изъяты>. Уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи К определен исходя из площади одного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, в размере 9,72 кв.м на одного члена семьи (расчет произведен следующим образом 48,6 кв.м разделено на 5 членов семьи = 9,72кв.м). Постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. К с семьей из четырех человек: муж К, сын К, сын К признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным п.п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ как являющаяся членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченная общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Постановление администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. является незаконным по следующим основаниям. При предоставлении заявления и документов в администрацию <данные изъяты> для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении К не представлены сведения о принадлежности члену ее семьи Р на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, указанные сведения администрацией <данные изъяты> истребованы не были. Жилищной комиссией администрации <данные изъяты> уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения в нарушение ч.2 ст.51 ЖК РФ определен исходя из площади одного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадь которого составляет <данные изъяты> кв.м. Кроме того, администрацией <данные изъяты> при принятии решения не учтены предоставленные К сведения о принадлежности супругу заявителя К <данные изъяты> (<данные изъяты>) доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> Отчуждение указанной доли в праве К произведено ДД.ММ.ГГГГ г., не смотря на это, в нарушение ст. 53 ЖК РФ К, К и двое их несовершеннолетних детей приняты на учет нуждающимися в жилом помещении. В соответствии с ч.2 ст.51 ЖК РФ уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи К на момент рассмотрения заявления и документов жилищной комиссией ДД.ММ.ГГГГ. составлял: (48,60 кв.м <адрес> + 49,40 кв.м <адрес> на 5 членов семьи согласно выписке из домовой книги) = 19,6 кв.м на каждого члена семьи, что значительно больше учетной нормы, установленной органом местного самоуправления в размере 12 кв.м. С учетом 1/4 (14,35 кв.м.) доли К на жилое помещение уровень обеспеченности общей площадью на 1 члена семьи составлял 22,47 кв.м (48,60 кв.м + 49,40 кв.м + 14,35 кв.м.) / 5 = 22,47 кв.м). Постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ семья К признана имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. В результате принятия администрацией <данные изъяты> незаконного решения о принятии К и членов ее семьи К, К, К на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, К приобрела право на получение социальной выплаты в рамкам реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012-2015годы, «Обеспечение жильем молодых семей в Абанском районе» на 2012-2015годы, которое реализовала путем получения социальной выплаты в размере <данные изъяты> руб. (в том числе за счет средств федерального бюджета - <данные изъяты>., краевого - <данные изъяты>., местного -<данные изъяты>.). С заявлением на выдачу свидетельства о выделении социальных выплат на приобретение жилья за счет федерального, краевого, местного бюджета К обратилась в администрацию <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ., в этот же день свидетельство было выдано. ДД.ММ.ГГГГ. К, действующая в своих интересах и в интересах 2 несовершеннолетних детей, К, заключили договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес> отцом К - Р Переход права собственности зарегистрирован в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ. Цена отчуждаемой по договору квартиры составила <данные изъяты> руб., из них <данные изъяты>. за счет социальной выплаты из федерального бюджета, <данные изъяты>. за счет социальной выплаты из краевого бюджета, <данные изъяты> руб. за счет социальной выплаты из местного бюджета, <данные изъяты>. за счет средств покупателей. Поскольку обязательным условием участия в ДЦП «Обеспечение жильем молодых семей» являлось установление факта нуждаемости в жилом помещении, при отсутствии оснований для признания К и ее семьи нуждающейся в жилом помещении получение последней социальной выплаты на приобретение жилого помещения является незаконным. В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные указанной главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. По смыслу данной нормы право обогащение может быть признано неосновательным в случае, когда отсутствуют предусмотренные законом правовые основания на приобретение имущества. Такими основаниями в силу ст. 8 ГК РФ могут быть акты органов местного самоуправления, сделки и иные юридические факты. Просит признать незаконным п.2 постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. «О признании нуждающимися в жилых помещениях»; признать недействительным свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ. о праве получения К и членами ее семьи К, К, К социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в размере <данные изъяты>; взыскать солидарно с К, К незаконно полученные денежные средства в сумме <данные изъяты>. в следующем порядке: в доход федерального бюджета - <данные изъяты> руб., в доход бюджета субъекта РФ Красноярский край - <данные изъяты>., в бюджет муниципального образования Абанский район - <данные изъяты> руб.; взыскать солидарно с К, К госпошлину за рассмотрение иска.

          В судебном заседании старший помощник прокурора <данные изъяты> Д исковые требования поддержала в полном объеме, уточнив их. Просила признать незаконным п.2 постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. «О признании нуждающимися в жилых помещениях»; признать недействительным свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ. о праве получения К и членами ее семьи социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в размере <данные изъяты> рублей, взыскать с К, действующей за себя лично и в интересах малолетних К и К, незаконно полученные денежные средства в размере <данные изъяты> рублей в следующем порядке:

                                - в доход федерального бюджета – <данные изъяты> руб.

                                - в доход бюджета субъекта РФ Красноярский край – <данные изъяты> руб.

                                - в бюджет муниципального образования Абанский район – <данные изъяты>.;         взыскать с К, действующего за себя лично и в интересах малолетних К и К, незаконно полученные денежные средства в размере <данные изъяты> рублей в следующем порядке:

                                - в доход федерального бюджета – <данные изъяты> руб.

                                - в доход бюджета субъекта РФ Красноярский край – <данные изъяты> руб.

                                - в бюджет муниципального образования Абанский район – <данные изъяты> руб.

Представитель администрации <данные изъяты>Ч в судебном заседании пояснила, что поскольку в настоящем процессе администрация <данные изъяты> является процессуальным истцом, то согласны с требованиями прокурора <данные изъяты> и поддерживают требования указанные в исковом заявлении. Указала о том, что ответчики К не согласны с тем, что Р является членом их семьи. Однако, даже без жилого помещения, принадлежащего Р, администрацией <данные изъяты> не учтена принадлежащая К доля жилого помещения, расположенного по <адрес> (14,35 кв.м). Не была применена ст.53 ЖК РФ. Следствием неправомерных действий администрации <данные изъяты> явилось определение нуждаемости семьи К, выдача им свидетельства и необходимость возврата средств государственной поддержки ответчиками К.

             Представитель заинтересованного лица – Министерства Финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю М, будучи надлежащим образом извещенной о дне и времени рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ., в судебное заседание не явилась. Представила в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

                Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Красноярского края В будучи надлежащим образом извещенной о дне и времени рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ., в судебное заседание не явилась. Представила суду письменный отзыв на исковое заявление, указав, что предъявленные прокурором требования Министерство финансов Красноярского края поддерживает в полном объеме. По существу заявленных требований поясняют следующее. Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципе адресности и целевого характера расходования бюджетных средств. Предоставление государственной поддержки К осуществлялось в соответствии с долгосрочной целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 13.10.2011 №596-п (далее - краевая программа). Целью данной краевой программы являлось решение жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, за счет предоставления государственной поддержки, направленной па строительство или приобретение жилья. Ожидаемыми конечными результатами программы являлось обеспечение жильем молодых семей. Отмечают, что финансирование мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей осуществлялось, в том числе за счет средств субсидии, поступившей в краевой бюджет из федерального бюджета. Так постановлением Правительства Российской Федерации №1050 от 17.12.2010 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы (далее федеральная программа.), предполагающая софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей. Целью федеральной программы также является оказание содействия за счет средств федерального бюджета в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. При изложенных в исковом заявлении обстоятельствах, а именно заключении договора купли-продажи квартиры К с ее отцом Р, что подтверждается копией договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ находящейся в материалах дела, достижение результата предоставления средств государственной поддержки фактически не было обеспечено. Кроме того, Р фактически был учтен и качестве члена семьи К при расчете площади жилого помещения на одного члена семьи для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, как зафиксировано в протоколе комиссии о постановке на учет нуждающихся от ДД.ММ.ГГГГ. (пункт 2). Вместе с тем площадь жилого помещения, находящегося в собственности Р не принята во внимание, что противоречит части 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, поскольку это привело бы к превышению размера жилой площади, приходящегося на каждого члена семьи относительно учетной нормы площади жилого помещения, и семья, состоящая из 5 человек: К, К. К, К и Р, не подлежала бы принятию на учет в качестве нуждающихся. Также не подлежала бы принятию на учет в качестве нуждающихся семья, проживающая в жилом помещении в составе из 4-х человек: К, К, К. К, как имеющая достаточную обеспеченность жилой площадью, руководствуясь учетной нормой площади жилого помещения, установленной постановлением Абанского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, получение К средств социальной выплаты не основано на законе, и данные обстоятельства влекут право требовать возврата средств социальной выплаты, предоставленных К в краевой бюджет. Необходимость учета жилой площади, всех находящихся в собственности жилых помещений каждого из членов семьи, признающейся нуждающейся и улучшении жилищных условий, подтверждается также судебной практикой в Кассационном определении Оренбургского областного суда от 13.10.2010г. по делу№ 33-5519/2010. Таким образом, полагают требования прокурора <данные изъяты> законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.

             Ответчик К, действующая за себя лично и в интересах своих малолетних детей, в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно решениям Верховного Суда РФ 2012 и 2014 года нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к Правилам и устанавливающего иные условия, при которых молодая семья вправе стать участником подпрограммы и получить социальную выплату, не имеется. Жилищный Кодекс не регулирует отношения, связанные с предоставлением молодым семьям социальных выплат, и не устанавливает перечень документов, необходимых для предоставления в орган местного самоуправления для участия в подпрограмме. Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье. Признано, что у молодой семьи К возраст не превышал 35 лет. Р не являлся членом молодой семьи К, и это установлено жилищной комиссией администрации <данные изъяты>. В соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ семья К признана нуждающейся в жилом помещении. Также в соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. семья К признана имеющей достаточные доходы. При этом признание молодых семей малоимущими и постановка их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не требуется. Поэтому для реализации данной программы не имеет значения, поставлена ли семья К на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении или не поставлена. Оснований для отказа в признании молодой семьи участником программы ни по одному из пунктов не было. Субъектами - участниками названной целевой программы могут быть только молодые семьи, а не отдельные граждане, поэтому при решении вопроса о признании молодой семьи участницей данной программы необходимым условием является установление факта реализации конкретной молодой семьей своего права на улучшение жилищных условий путем получения государственной поддержки. В свидетельстве указано, что предоставляется выплата К, К, К, К На основании договора купли-продажи семьей, состоящей из 4-х человек приобретена в общую долевую собственность квартира по цене <данные изъяты> рублей, из них <данные изъяты> руб. оплачено из собственных средств, <данные изъяты> руб.- за счет средств, представленных в виде социальной выплаты. Согласно свидетельств о государственной регистрации права право собственности на квартиру оформлено по <данные изъяты> доли (К<данные изъяты>, К- <данные изъяты>, и несовершеннолетние дети: К<данные изъяты> и К – ?). Все условия программы были соблюдены. Основанием для получения гражданином субсидии является принимаемое в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления решение о предоставлении субсидии. При этом обязанность проверить соответствие действительности представляемых гражданином сведений, признаваемых условиями для выдачи субсидии, возлагается на указанный орган местного самоуправления. Постановление администрации <данные изъяты> законно, принято в     соответствии     с     действующим законодательством. Действия были добросовестны в получении денежных средств, доступны сведения обо всех членах семьи, месте их жительства, жилищных условиях из тех документов, которые были предоставлены для участия в жилищной программе, что указывает на осведомленность администрации, рассматривавшей поступившие от нее документы, на предмет соответствия условиям предоставления субсидии до принятия решения, обо всех обстоятельствах, не препятствующих предоставлению субсидии. На протяжении всего периода учета К в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий решения о снятии их с учета учетным органом не принималось. В соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства, при определении уровня обеспечения общей площадью на одного человека необходимо учитывать площадь всех имеющихся на момент учета у ее семьи (К, К и двоих несовершеннолетних детей) жилых помещений, которую необходимо разделить на количество зарегистрированных в них лиц. Общая площадь жилого помещения по <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м, количество зарегистрированных в них граждан 5, следовательно <данные изъяты>.= <данные изъяты> кв.м общей площади на одного человека, что меньше установленной нормы <данные изъяты> кв.м. Регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами. По смыслу ст.53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 5 статьи ГК Российской Федерации, согласно которому добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Отдельного жилья помимо дома по <адрес> не было. Была <данные изъяты> доля по <адрес> приобретенная в несовершеннолетнем возрасте (договор приватизации от сентября <данные изъяты> года). К закончив школу, уехал в <адрес> на обучение в институт и с этого момента больше не проживал в вышеуказанном помещении, т.е. утратил право пользования, совместного хозяйства с родителями не вел, прав на <данные изъяты> доли не предъявлял и своей собственностью никогда не считал. Договоров на право пользования долей не заключал. В ДД.ММ.ГГГГ году по окончании института, приехав в <адрес>, родители К приобрели дом по <адрес> с условием, что К сделает отчуждение доли. В указанную квартиру по <адрес> ни К, ни К со своим несовершеннолетним сыном никогда не вселялись, в доме не проживали, право пользования данным жилым домом не приобрели. С собственниками общего хозяйства не вели. О данной целевой жилищной программе в то время не знали и участие принимать не собирались. Умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий не производили. Кроме того истцом нарушены сроки обращения в суд. Для взыскания с ответчиков К денежных средств по жилищной программе необходимо признать выданное им свидетельство незаконным. Для такого признания необходимо признать незаконным п. 2 постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Т.е. первоначальное действие для всех исковых требований - признание незаконным постановления администрации <данные изъяты>. Именно такая причинно-следственная связь указана и в очередности перечисления исковых требований в исковом заявлении. Т.е. первоначально необходимо оспорить решение органа местного самоуправления. Для такого действия законом предусмотрен лишь порядок, определенный главой 25 ГПК РФ. Подача такого заявления в порядке искового заявления законом не предусмотрена, даже в числе других требований. Тем более, что это требование является первым звеном в причинно-следственной связи исковых требований, и именно по нему подается заявление в суд. Уважительных причин для пропуска срока истец не имеет. Кроме    того,    исковое    заявление прокурора не соответствует требованиям, предусмотренным 131 ГПК, 132 ГПК РФ. В связи с вышеизложенным прошу удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.

Ответчик К в суде исковые требования прокурора не признал, пояснив, что истец полагает, что при приобретении права на получение социальной выплаты в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей в Абанском районе» на 2012-2015 годы ответчики К были незаконно приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Незаконность, согласно исковому заявлению, заключается в двух обстоятельствах, по мнению истца имеющих место: 1) истец утверждает, что К не представлены сведения, а, следовательно, не учтено при определении уровня обеспеченности общей площадью принадлежащее на праве собственности отцу К Р жилое помещение, расположенное в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, 2) истец утверждает, что администрацией <данные изъяты> при принятии решения не учтена, принадлежащая К и отчужденная им ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное в <адрес>. По мнению истца, без учета указанных жилых помещений, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определен администрацией <данные изъяты> с нарушениями ч.2 ст. 51 ЖК РФ. Прокурор <данные изъяты> заявляет, что в нарушение закона К не представлены сведения о принадлежности члену ее семьи Р жилого помещения на праве собственности, а администрацией <данные изъяты> данные сведения не были затребованы. Однако К не являлась собственником жилого помещения, а лишь писала заявление о постановке на учет ее семьи, состоящей из четырех человек. В то время как в законе говорится о членах семьи собственника жилого помещения, а не о членах семьи заявителя о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Собственником квартиры, в которой проживала молодая семья, является К Членами его семьи являются его супруга, а также его дети и его родители. Р, отец супруги, не является его родителем, следовательно, членом семьи его (К) не является. Также Р проживал с семьей К не постоянно, а лишь при наличии надобности по уходу за детьми, общее хозяйство с ним не велось, он самостоятельно приобретал питание и вещи, которыми пользовался по своему усмотрению, материально семья ответчиков и Р были независимы друг от друга, имели раздельные доходы и раздельное пользование материальными средствами, т.е. отсутствует общий бюджет, также отсутствовали общие предметы быта, другое общее имущество. Таким образом, Р нельзя признать членом семьи К При этом Р выделено в квартире место на случай его проживания, семья этим местом не пользовалась, в связи с чем жилищные условия семьи были ограничены. То, что Рукосуев не является членом семьи, также признано и в обжалуемом данным исковым заявлением постановлении о признании нуждающимися в жилых помещениях, а именно там указано, что семья состоит из четырех человек: К, К, К и К Эти четыре человека являлись молодой семьей и в дальнейшем были обеспечены жильем. В числе участников целевой программы по обеспечению жильем молодых семей Р не указан, обеспечение жильем в отношении него не производилось. При таких обстоятельствах сведения о регистрации прав на недвижимое имущество Р не являлись необходимыми и поэтому не запрашивались. Нарушений закона администрацией <данные изъяты> Абанского района Красноярского края не допущено, сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество Р, не являющегося членом семьи собственника квартиры К, не должны и не могут быть учтены при определении учетной нормы обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи собственника жилого помещения. Прокурор <данные изъяты> в исковом заявлении намеренным ухудшением своих жилищных условий с целью быть признанными нуждающимися в жилых помещениях посчитал отчуждение ДД.ММ.ГГГГ К принадлежащих ему <данные изъяты> доли в праве собственности в жилом помещении. Однако прокурор не указал, на каком основании он пришел к выводу о намеренном отчуждении с целью постановки на учет нуждающихся, и изложил его как установленный факт. Истцом не учтено, что участие в приватизации данного жилого помещения К принимал в несовершеннолетнем возрасте, его отчуждение произведено за несколько лет до постановки на учет, не было скрыто от жилищной комиссии, производилось не формально, а с целью улучшения жилищных условий матери К, а именно смена ею неблагоустроенного жилья на благоустроенное. На тот период времени К намерения встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не имел, о проведении в будущем целевой программы по обеспечению жильем не предполагал. Данные обстоятельства свидетельствуют о том факте, что у К отсутствовал умысел на совершение отчуждения с намерением приобретения права стоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. К при подаче заявления о признании в качестве нуждающихся в жилых помещениях к пакету документов была приложена справка БТИ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что К в приватизации жилого фонда участия не принимала. Однако вместо этой справки к исковому заявлению приложена справка БТИ от ДД.ММ.ГГГГ , которую К приложить не могла, т.к. справка появилась через два года после события, о том, что она принимала участие в приватизации жилого помещения. При этом в действительности приватизации не было, договора приватизации не существует, справка содержит фальшивые сведения. Ответчиками по делу являются двое малолетних детей, спорное жилье выделено также и на них по <данные изъяты> доли в праве собственности, другого жилья дети не имеют. Жилищные условия семьи К в количестве четырех человек действительно давали им право как состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так и в участии в программе по обеспечению жильем. Таким образом, исковые требования прокурора <данные изъяты> полностью незаконны и не обоснованы. Кроме того, истцом нарушены сроки обращения в суд. В соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 № 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. На основании ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Представление по результатам проверки в органы полиции заявлено прокуратурой <данные изъяты>, т.е. истец не мог о нем не знать. Подаче заявления в органы полиции предшествовало представление об устранении нарушений жилищного законодательства главе <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. В данном представлении приведены основания, перечисленные в исковом заявлении, и сделан вывод, что допущенные администрацией сельсовета нарушения требований законодательства повлекли принятие незаконного решения о признании К нуждающейся в улучшении жилищных условий. Ничто не мешало истцу в это же время обратиться в суд с заявлением в гражданско-правовом порядке. В настоящее время с момента, когда истец сделал вывод об имеющих место нарушениях, прошло более трех месяцев. Уважительных причин для пропуска срока истец не имеет. Кроме того, не указал нормы, по которым требует признания постановления <данные изъяты> незаконным.

Представитель ответчика администрации <данные изъяты> – глава сельсовета Г, исковые требования прокурора не признал. Пояснил, что Жилищный кодекс не устанавливает правила участия в программе, а устанавливает сама программа. Есть решения Верховного суда, которые определяют, что правила программы имеют большую силу для данной программы, нежели Жилищный кодекс. Ст.51 Жилищного кодекса не дает конкретного определения кто является участником программы, которые являются членами молодой семьи. Министерство строительства и архитектуры Красноярского края, пояснило, что должны руководствоваться Правилами, которые они написали в эту программу.

Выслушав истица, представителя администрации <данные изъяты>, ответчиков, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

С 01.01.2012г. по 01.01.2014г. на территории Красноярского края реализовывалась долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012-2015г., утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 13.10.2011г. № 596-п.

Аналогичная программа «Обеспечение жильем молодых семей в Абанском районе» на 2012-2015 годы, утвержденная постановлением администрации Абанского района №1151-1-п от 14.11.2011г., реализовалась на территории Абанского района.

П.6 указанной выше краевой программы установлено, что участником программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, все члены которой являются гражданами Российской Федерации, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на дату утверждения министерством строительства и архитектуры Красноярского края сводного списка молодых семей - участников программы на планируемый год, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не превышает 35 лет (включительно); признание семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящего подраздела программы; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В силу п.7 Программы применительно к настоящей программе под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, в том числе признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Аналогичные требования содержатся и в долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Абанском районе» на 2012-2015года, утвержденная постановлением главы администрации Абанского района №1151-п от 14.11.2011г.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Учетная норма площади жилого помещения установлена в соответствии с ч.5 ст.50 ЖК РФ постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. и составляет 12 кв.м.

Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В силу ч. 4 указанной статьи с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы, необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен Законом Красноярского края от 23.05.2006г. № 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края", ст.3 которого содержит положения, аналогичные закрепленным ч.2 ст.51 Жилищного кодекса РФ.

Порядок принятия граждан на учет определен ст.5 указанного Закона, согласно которой, принятие граждан на учет осуществляется на основании заявлений, поданных гражданами по месту своего жительства в орган, осуществляющий принятие на учет. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, указанные в статье 6 настоящего Закона, подтверждающие право состоять на учете, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Согласно ст.6 указанного закона при подаче заявления о принятии на учет гражданином, в том числе, должна быть предоставлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя и членов его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества. В случае если указанные документы находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, и не были представлены гражданами по собственной инициативе, орган, осуществляющий принятие на учет, запрашивает посредством межведомственных запросов документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствующих органах и организациях.

В ходе судебного заседания установлено, что ответчики проживают в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельством о заключении брака <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ., выданным Абанским территориальным отделом агентства ЗАГС администрации Красноярского края.

К имеет в собственности 3-х комнатную квартиру общей площадью <данные изъяты>.м, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. серии <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. К обратилась в администрацию <данные изъяты> с заявлением о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

К указанному выше заявлению ответчиком был приложен пакет документов состоящий, в том числе, из:

заявления о признании молодой семьи, состоящую из 4-х человек (К, К, К, К), участником долгосрочной целевой программы «обеспечение жильем молодых семей в Абанском районе» на 2012-2015г.;

выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>, согласно которой по указанному адресу проживают 5 человек, а именно: К (записан первым), К (жена), К (сын), Р (тесть), К (сын);

справки от ДД.ММ.ГГГГ. , выданной ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральной БТИ» Абанский производственный участок Канского отделения филиал по Красноярскому краю, о том, что по данным Краевого архива до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированных прав на объект недвижимого имущества за К (Р) Е.Е., К, К, К, не имеется;

уведомления от ДД.ММ.ГГГГ., выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Канский отдел, об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений относительно К, К, К;

справки от ДД.ММ.ГГГГ., выданной РОУМИ администрации <данные изъяты>, о том, что К, К, К участия в приватизации жилого фонда не принимали;

справки от ДД.ММ.ГГГГ., выданной РОУМИ администрации <данные изъяты>, о том, что К участвовал в приватизации квартиры (договор от ДД.ММ.ГГГГ.) по адресу: <адрес> несовершеннолетнем возрасте.

ДД.ММ.ГГГГ. состоялось заседание жилищной комиссии, что подтверждается приобщенным в материалы дела протоколом , в ходе которого рассматривалось, том числе, заявление К о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Из содержания протокола следует: «Проживают по адресу: <адрес>. Общая площадь дома составляет <данные изъяты>. Обеспеченность общей площадью на одного человека – <данные изъяты> кв.м, что менее учетной нормы. Необходимые документы, согласно перечню, утвержденному законом, представлены в полном объеме. Решили: рекомендовать главе <данные изъяты> Г признать нуждающимися в улучшении жилищных условий К по основаниям, предусмотренным пп.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ».

ДД.ММ.ГГГГ. главой <данные изъяты> Г принято постановление о признании нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма К, с семьей из 4-х человек: муж К, сын К, сын К, по основаниям, предусмотренным пп.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ К, участнику программы «Обеспечение жильем молодых семей», и членам ее семьи выдано свидетельство о праве получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в размере <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ. между ответчиками и Р заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за ответчиками по ? доле в праве ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, и последними не оспаривается.

Как следует из объяснений ответчиков в суде, поскольку в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на момент подачи документов об участии в программе зарегистрировано и фактически проживало 5 человек, то общая площадь делилась на указанное количество проживающих. Считают, что жилищной комиссией принято верное решение о том, что поскольку обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи ответчиков приходится менее учетной нормы, семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Р, являющийся отцом К, прописан в указанном жилом помещении, поскольку помогал в уходе за их (К) малолетними детьми. Большую часть времени он проживал в их доме, в связи с чем ему было выделено место для проживания и в связи с чем они (К) терпели неудобства. Указанными обстоятельствами ответчики объяснили причину регистрации Р в их доме.

Как следует из показаний допрошенных свидетелей М, Р, И они входят в состав жилищной комиссии. И является председателем, М – секретарем, Р – членом жилищной комиссии. ДД.ММ.ГГГГ. рассматривался пакет документов К о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Поскольку общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты> кв.м, количество зарегистрированных в нем лиц составляло 5 человек, то на каждого зарегистрированного по математическим расчетам приходилось <данные изъяты>.м жилой площади. Тот факт, что Р имеет в собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, жилищной комиссией не проверялся, ответчиками сведения об этом не предоставлялись. Как следует из объяснений М, указанное обстоятельство не проверялось, поскольку Р как члена семьи К жилищная комиссия не расценивала. При этом И и Р пояснили суду, что считали Р членом семьи К, т.к. последний является отцом К, однако его имущественное положение комиссией не проверялось, в связи с чем площадь принадлежащей ему квартиры в расчет не бралась.

Из п.11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки (подпункт "а").

Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства (подпункт "б").

Суд считает, что семья К и ее отец Р на дату рассматриваемых событий проживали одной семьей, поскольку из объяснений ответчиков следует, что порядок пользования жилым помещением между ними определен не был, доказательств раздельного ведения хозяйства суду не представлено, проживая в доме Р, помогал в уходе за малолетними детьми ответчиков – своими внуками.

В силу ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Конституционность указанной нормы закона была неоднократно предметом рассмотрения Конституционным судом РФ, и признана конституционным, направленным на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым на реализацию принципа равенства.

Таким образом, законом прямо предусмотрено определение уровня обеспеченности жилым помещением исходя из общей площади жилого помещения, а при наличии у членов одной семьи нескольких жилых помещений - исходя из их суммарной общей площади.

В силу ч.4 ст.52 ЖК РФ органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении вопроса жилищной комиссией о признании семьи К нуждающейся в улучшении жилищных условий, последняя была обязана запросить сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество Р и уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи К необходимо было определять с учетом площади квартиры, принадлежащей Р, которая составляет <данные изъяты> кв.м.

Таким образом уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи общей площадью на одного члена семьи К на момент рассмотрения заявления и документов жилищной комиссией ДД.ММ.ГГГГ., с учетом указанных объектов недвижимости, составлял <данные изъяты> кв.м на каждого члена семьи, что больше учетной нормы, установленной органом местного самоуправления, которая составляет 12кв.м.

Оценив в совокупности представленные доказательства, пояснения сторон, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что Р зарегистрирован в доме ответчиков именно с целью создать условия для признания семьи К нуждающейся в улучшении жилищных условий, о чем свидетельствует тот факт, что имея ДД.ММ.ГГГГ года в собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, тем не менее, он был зарегистрирован по другому адресу, а именно в жилом доме, принадлежащем К

Кроме того, факт намеренного ухудшения ответчиками своих жилищных условий с целью сохранения статуса участника подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг. подтверждается материалами дела. Так из представленных документов следует, что с ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес> кроме семьи ответчиков до ДД.ММ.ГГГГ. был зарегистрирован Р (с указанной даты зарегистрирован по адресу: <адрес>). С ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>, зарегистрирована Р – мать К, имевшая до этого регистрацию по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. К, участнику программы «Обеспечение жильем молодых семей», и членам ее семьи выдано свидетельство о праве получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в размере <данные изъяты> рублей. Следовательно при снятии Р с регистрационного учета по адресу: <адрес>, и отсутствии регистрации 5-го человека, семья К утратила бы статус нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При этом довод ответчиков К и К о том, что регистрируя у себя в доме Р, они не знали о размере учетной нормы, размер которой был установлен после того как Р был прописан по адресу: <адрес>, суд признает несостоятельным. Так учетная норма жилого помещения в размере 12 кв.м была установлена еще распоряжением Абанского <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории Абанского района».

К исковому заявлению прокурором <данные изъяты> также приобщено свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. серии <адрес>, согласно которого за К, К, К, З зарегистрировано право совместной собственности на трехкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>.

Аналогичные сведения также содержатся в справке от ДД.ММ.ГГГГ., выданной ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральной БТИ» Абанский производственный участок Канского отделения филиал по Красноярскому краю.

Как следует из выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. произведена государственная регистрация прекращения права на указанный выше объект недвижимости, что не оспаривалось ответчиком К в суде.

Из объяснений ответчика К следует, что на вырученные деньги от продажи квартиры, расположенной по <адрес>, в которой он имел ? доли в праве собственности, было приобретено иное жилье для его матери К, в котором последняя и проживает.

В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно п. 1 ст. 4 закона края № 18-4751 граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет по истечении пяти лет со дня совершения указанных намеренных действий. К действиям, указанным в пункте 1 данной статьи, повлекшим ухудшение жилищных условий, могут быть отнесены, в том числе, вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов). В силу п. 3 указанной статьи не считаются действиями, совершенными гражданином с намерением приобретения права состоять на учете вселение по месту жительства родителей, если до вселения данные лица не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением.

При этом во взаимосвязи с положениями статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации лицо, претендующее на приобретение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях несет риск неблагоприятных последствий совершения им с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях действий, в результате которых оно может быть признано таковым.

Судом установлено, что последовательность действий К свидетельствует о его добровольном и безвозмездном отказе от каких-либо прав на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, приобретенных на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ.

Тогда как вопреки требованиям части 1 статьи 56 ГПК РФ согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, ответчик К не представил суду какие-либо доказательства того, что указанная выше квартира изначально принадлежала на праве собственности только лишь его матери К

В связи с чем в отсутствие доказательств иного, ответчик К не мог не осознавать, что отказываясь от своих прав на долю в указанном выше жилом помещении он ухудшает как свои жилищные условия, так и жилищные условия своих несовершеннолетних сыновей, которые включены в состав семьи ответчиков К, поставленной на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы".

При этом ответчики не ссылались и не предоставили доказательств того, что были вынуждены продать данную долю в виду обстоятельств непреодолимой силы, либо иных не зависящих от их воли причин.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в данном случае хронология действий ответчика К, связанных с реализацией своих жилищных прав свидетельствует о его добровольном и безвозмездном отказе от них, что в свою очередь повлекло признание его и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях, что при таких обстоятельствах в соответствии с положениями статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации нельзя признать допустимым, поскольку со дня совершения указанных намеренных действий К прошло менее пяти лет.

К продал долю жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м, находящуюся в собственности, по адресу: <адрес>, тем самым намеренно ухудшил свои жилищные условия и, в соответствии со ст.53 ЖК РФ, семья ответчика может быть признана нуждающейся в жилом помещении не ранее чем через пять лет со дня совершения указанного намеренного действия.

Для применения в отношении гражданина последствий нормы ст.53 ЖК РФ необходимо установить, что гражданин: - совершил действия по ухудшению своих жилищных условий; - данные действия носили умышленный, а не вынужденный характер.

Данный вывод основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 апреля 2007 г. №258-О-О, в котором указано, что по, смыслу этой нормы Закона, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

К фактически ДД.ММ.ГГГГ. добровольно отказался от прав на долю в праве на жилое помещение по адресу: <адрес>, продавая указанную долю должен был осознавать, что в результате этого он ухудшает свои жилищные условия и это может привести его к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти в обеспечении его другим жильем, что и произошло в конечном результате. При таком положении недобросовестным является притязание ответчиков К, требующих участия со стороны государственной власти в обеспечении их другим жильем в настоящее время, до истечения предусмотренного законом срока.

Как следует из пояснений ответчиков, несмотря на их утверждения о нуждаемости в улучшении жилищных условий, на полученные от реализации 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение, приобретена квартира матери ответчика К

Доказательств вынужденности совершения действий по ухудшению своих жилищных условий ответчиками, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, не представлено.

При этом суд также отклоняет доводы ответчика К о том, что отчуждение принадлежащей ему доли произошло до начала действия настоящей долгосрочной целевой программы, в связи с чем нельзя говорить о том, что он намеренно ухудшил свои жилищные условия, поскольку такие программы утверждались Законом Красноярского края от 25.04.2006г. № 184702 «О Краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей» на 2006-2008 года», постановлением правительства Красноярского края от 19.12.2008г. №247-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2011 годы, которые содержали аналогичные требования к лицам, претендующим на участие в программе.

Довод ответчика К о том, что участие в приватизации указанной выше доли он принимал будучи несовершеннолетним, в связи с чем не считает себя собственником ? доли, суд признает несостоятельным и не соответствующим нормам действующего законодательства РФ, поскольку приобретение права собственности, либо доли в праве собственности в несовершеннолетнем возрасте, не влечет за собой каких-либо ограничений прав собственника на жилое помещение.

Таким образом, жилищная комиссия, имея сведения о принадлежащей доли в праве К, должна была выяснить судьбу этой доли на момент принятия решения и согласно п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказать в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно которой отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в частности, в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок.

В силу ч.5 ст.9 Закона Красноярского края от 23.05.2006г. №18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» орган, осуществляющий принятие на учет, имеет право в любое время проверить основания нахождения гражданина на учете.

Суд полагает, что при рассмотрении жилищной комиссией администрации <данные изъяты> заявления К, документы, представленные заявителем, не были исследованы в соответствии с требованиями действующего законодательства, а потому вывод комиссии о нуждаемости ответчика в жилом помещении нельзя признать законным, соответствующим приведенным нормам права.

Суд отмечает, что К и К, принимая условия Программы, не могли не осознавать особый характер правоотношений, в которые вступают и целевое назначение выделяемых им денежных средств. При этом вступая на добровольной основе в эти отношения, обязаны были исходить из того, что предполагается не только приобретение ими определенных прав и преимуществ, но и возложение на них определенных обязанностей по предоставлению, в том числе, доказательств, подтверждающих признание их семьи в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий. Учитывая перечисленные положения закона в их системной взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для выплаты ответчикам денежных средств не имелось. В связи с чем на К и К должна быть возложена обязанность по их возврату.

В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Поскольку семья К и А.В. не могла быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий, то не могла являться участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", а, следовательно, не имела право на получение свидетельства и социальной выплаты. В связи с чем, семья К не имея на то законных оснований, неосновательно получила социальную выплату за счет бюджета, и обязана возвратить полученное неосновательное обогащение.

Оснований, предусмотренных ст.1109 Гражданского кодекса РФ, влекущих исключение обязанности по возврату неосновательного обогащения, не имеется.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о взыскании денежных средств в размере <данные изъяты> рублей, на основании ст. 1102 Гражданского кодекса РФ.

Относительно пропуска прокурором срока исковой давности для обращения с настоящим заявлением в суд, о чем в суде было заявлено ответчиками К и К, суд приходит к следующему.

Настоящее исковое заявление подано прокурором <данные изъяты> не в порядке особого производства, на что указывают ответчики, а в порядке искового производства, поскольку наряду с требованием об оспаривании постановления администрации <данные изъяты>, заявлено требование о взыскании с ответчиков незаконно полученных денежных средств, срок исковой давности по которому составляет 3 года.

Следовательно, спор подлежит разрешению судом по правилам искового производства. Общий срок исковой давности, установленный ст.196 ГК РФ, истцом не пропущен.

         На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.198-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

         Исковые требования прокурора <данные изъяты> в интересах российской Федерации, субъекта Российской Федерации РФ Красноярский край, муниципального образования Абанский район к К, К действующих в своих интересах и в интересах своих малолетних детей К и К, администрации <данные изъяты>, удовлетворить.

         Признать незаконным п.2 постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. «О признании нуждающимися в жилых помещениях».

         Признать недействительным свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ. о праве получения К и членами ее семьи социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в размере <данные изъяты> рублей,

         Взыскать с К, действующей за себя лично и в интересах малолетних К и К, незаконно полученные денежные средства в размере ДД.ММ.ГГГГ рублей в следующем порядке:

                                - в доход федерального бюджета – <данные изъяты> руб.

                                - в доход бюджета субъекта РФ Красноярский край – <данные изъяты> руб.

                                - в бюджет муниципального образования Абанский район – <данные изъяты> руб.

          Взыскать с К, действующего за себя лично и в интересах малолетних К и К, незаконно полученные денежные средства в размере <данные изъяты> рублей в следующем порядке:

                                - в доход федерального бюджета – <данные изъяты> руб.

                                - в доход бюджета субъекта РФ Красноярский край – <данные изъяты> руб.

                                - в бюджет муниципального образования Абанский район – <данные изъяты> руб.

          Взыскать с К, К, действующих в своих интересах и в интересах своих малолетних детей К и К, расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб. с каждого.

             Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Абанский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

2-136/2015 ~ М-19/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
СТАРШИЙ пом. прокурора Абанского района Дубро В.И.
Ответчики
администрация Абанского сельсовета
Колпаков Алексей Валерьевич
Колпакова Елена Егоровна в своих интересах и интересах несовершеннолетних Колпакова В.А., Колпакова С.А.
Другие
УФК по Красноярскому краю
Министерство Финансов Красноярского края
администрация Абанского района
Суд
Абанский районный суд Красноярского края
Судья
Кизилова Наталия Валерьевна
Дело на сайте суда
aban--krk.sudrf.ru
20.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2015Передача материалов судье
21.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2015Судебное заседание
03.03.2015Судебное заседание
19.03.2015Судебное заседание
23.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2015Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее