Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-610/2023 (2а-6176/2022;) ~ М-5527/2022 от 28.11.2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 февраля 2023 года                            г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Лазарева Р.Н.

при секретаре Полынкиной П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-610/2023 по административному исковому заявлению МИФНС России № 23 по Самарской области к Чекмареву Алексею Александровичу о взыскании задолженности по транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Чекмареву А.А. о взыскании недоимки по обязательным платежам в размере 24 559,95 рублей, а именно: по транспортному налогу за 2019г. в размере 9 816 рублей. Пени – 36,16 рублей; по транспортному налогу за 2020г. в размере 14 682 рубля, пени – 25,69 рублей. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Чекмарев А.А. является плательщиком транспортного налога в связи с наличием объектов налогообложения, указанных в налоговых уведомлениях. В установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Выданный 29.04.2022г. судебный приказ № 2а-1650/2022 о взыскании указанной недоимки отменен по заявлению налогоплательщика определением мирового судьи от 23.05.2022г. На момент подачи административного иска Чекмарев А.А. сумму задолженности не оплатил.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

Согласно положениям части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).

При этом по смыслу вышеприведённых норм действия лиц, участвующих в деле, при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС Правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд.

В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России № 23 по Самарской области не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Чекмарев А.А. в судебное заседание не явился, извещался надлеждащим образом о времени и месте судебного заседания лично, что подтверждается справочным листом. До начала судебного представил платежные документы от 03.12.2019г. на сумму 7 599 рублей с указанием назначения платежа – налоговый платеж; от 27.02.2023г. на сумму 14 682 рубля с указанием назначения платежа – транспортный налог за 2020г.; от 27.02.2023г. в на сумму 25,9 рублей с указанием назначения платежа – транспортный налог за 2020г.

Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая, что явка административного истца не признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Из материалов дела следует и установлено судом, что Чекмарев А.А. является плательщиком транспортного налога в связи с наличием у него в собственности объектов налогообложения, а именно: автомобиль Хонда CRV, г/н №..., 2000 года выпуска; автомобиль ВАЗ 2121, г/н №..., 1991 года выпуска; автомобиль Хендэ Санта Фе, г/н №..., 2013 года выпуска; ВАЗ 21213, г/н №..., 1996 года выпуска; Хендэ Н-1, г/н №..., 2013 года выпуска.

Налоговым органом Чекмареву А.А. был начислен транспортный налог за 2019г.

Административному ответчику налоговым органом направлялось налоговое уведомление № 56520555 от 01.09.2020г. с расчетом транспортного налога за 2019г. в размере 9 816 рублей.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии со ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Административный ответчик в полном объеме налоговые обязательства не исполнил, в связи с неуплатой налога налогоплательщику выставлено требование № 36489 по состоянию на 28.12.2020г., в котором рассчитана сумма задолженности по транспортному налогу за 2019г. размере 9 816 рублей и пени в размере 36,16 рублей со сроком оплаты до 03.02.2021г.

Срок исполнения требования № 36489 истек 03.02.2021г., следовательно, предельным сроком для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019г. является 03.08.2021г.

Судом установлено, что с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Чекмарева А.А. в пользу МИФНС России № 23 по Самарской области недоимки по налогам, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 36 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области 25.04.2022 года. 29.04.2022г. мировым судьей судебного участка № 36 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ № 2а-1650/2022 о взыскании с Чекмарева А.А. в пользу МИФНС России № 23 по Самарской области задолженности по налогам. 23.05.2022г. мировым судьей судебного участка № 36 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области вышеуказанный судебный приказ отменен, в связи с поступившими возражениями должника.

Таким образом, с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа о взыскании с Чекмарева А.А. задолженности по транспортному налогу за 2019г. МИФНС России № 21 по Самарской области обратилась с нарушением предусмотренного законом шестимесячного срока.

В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Таким образом, установление в законе срока исковой давности, то есть срока для защиты права по иску лица, право которого нарушено, обусловлено необходимостью обеспечить стабильные и определенные отношения, сложившиеся между участниками гражданского оборота. Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, само по себе является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. В этом случае принудительная (судебная) защита прав истца, независимо от того, имело ли место в действительности нарушение его прав, невозможна. Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования МИФНС России № 23 по Самарской области к Чекмареву Алексея Александровича о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2019г. в размере 9 816 рублей, пени – 36,16 рублей удовлетворению не подлежат.

За 2020 год налоговым органом Чекмареву А.А. начислен транспортный налог, с направлением в адрес налогоплательщика налогового уведомления № 42802861 от 01.09.2021г.

В связи с неуплатой налога налогоплательщику выставлено требование № 59655 по состоянию на 09.12.2021г., которым предложено погасить задолженность по транспортному налогу за 2020 год в размере 14 682 рублей, пени – 25,69 рублей, в срок до 11.01.2022г.

Получение как налогового уведомления, так и требования об уплате налога за 2020 годы подтверждается материалами дела, и ответчиком не оспаривается.

Как усматривается из материалов дела, МИФНС России № 23 по Самарской области обращалась к мировому судье судебного участка № 36 Октябрьского судебного района г.Самары с заявлением о выдаче судебного приказа, 29.04.2022г. мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-1650/2022 о взыскании с Чекмарева А.А. задолженности по налогам.

Определением мирового судьи судебного участка № 36 Октябрьского судебного района г.Самары от 23.05.2022г. судебный приказ № 2а-1650/2022 отменен по заявлению Чекмарева А.А.

В связи с отменой указанного судебного приказа МИФНС России № 23 по Самарской области 25.11.2022г. обратилась в суд с настоящим административным иском, ссылаясь на то, что Чекмарев А.А. не оплатил заявленную к взысканию задолженность.

Вместе с тем, административным ответчиком в материалы дела представлены платежные документы от 03.12.2019г. на сумму 7 599 рублей с указанием назначения платежа – налоговый платеж; от 27.02.2023г. на сумму 14 682 рубля с указанием назначения платежа – транспортный налог за 2020г.; от 27.02.2023г. в на сумму 25,9 рублей с указанием назначения платежа – транспортный налог за 2020г., что опровергает доводы административного истца и свидетельствует о том, что после подачи административного иска в суд Чекмаревым А.А. оплачена задолженность налогам за 2020 год в полном объеме.

Согласно п. 7 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (приложение N 2 к Приказу Министерства Финансов РФ от 12.11.13 N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ"), в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения:

"ТП" - платежи текущего года;

"ЗД" - добровольное погашение задолженности но истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов);

"ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов); и другие.

В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.

Налоговый период указывается для платежей текущего года, а также в случае самостоятельного обнаружения ошибки в ранее представленной декларации и добровольной уплаты доначисленного налога (сбора) за истекший налоговый период при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов). В показателе налогового периода следует указать тот налоговый период, за который осуществляется уплата или доплата налогового платежа.

При погашении задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов) в показателе налогового периода в формате "день.месяц.год" указывается конкретная дата, которая взаимосвязана с показателем основания платежа (пункт 7 настоящих Правил).

Из содержания представленных Чекмаревым А.А. платежных документов следует, что они содержат названные выше реквизиты.

Таким образом, установлено и подтверждено материалами дела, что Чекмаревым А.А. оплачена заявленная к взысканию задолженность, ввиду чего суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для взыскания с административного ответчика указанной задолженности, и отказе в административном иске.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования МИФНС России № 23 по Самарской области к Чекмареву Алексею Александровичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                        /подпись/                           Р.Н. Лазарев

Копия верна

Судья -

Секретарь -

2а-610/2023 (2а-6176/2022;) ~ М-5527/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Чекмарев А.А.
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Лазарев Р. Н.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
28.11.2022Регистрация административного искового заявления
28.11.2022Передача материалов судье
30.11.2022Решение вопроса о принятии к производству
30.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2022Судебное заседание
25.01.2023Судебное заседание
27.02.2023Судебное заседание
27.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2023Дело оформлено
29.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее