12-55/2020
УИД 24RS0016-01-2020-001107-50
Р Е Ш Е Н И Е
город Железногорск 14 августа 2020 года
Красноярского края
Судья Железногорского городского суда Красноярского края Потылицын А.В., рассмотрев жалобу Поляковой Валентины Петровны на постановление руководителя Межрегионального управления №51 ФМБА России – главного государственного санитарного врача по ЗАТО Железногорск Красноярского края, по ЗАТО Циолковский Амурской области и организациям, обслуживаемым ФМБА России по территории г. Красноярска Красноярского края и территории Иркутской области Блохина В.П. № от 24.04.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ в отношении директора КГБУ «Центр питания» Поляковой Валентины Петровны,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением руководителя Межрегионального управления №51 ФМБА России – главного государственного санитарного врача по ЗАТО Железногорск Красноярского края, по ЗАТО Циолковский Амурской области и организациям, обслуживаемым ФМБА России по территории г. Красноярска Красноярского края и территории Иркутской области Блохина В.П. № от 24.04.2020 г. директор КГБУ «Центр питания» Полякова В.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 500 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Полякова В.П. обратилась в суд с жалобой и дополнениям к ней, в которой просит прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указано на то, что по результатам проведенной проверки должен был быть составлен акт проверки, в котором должны в частности содержаться дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; сведения о результатах проверки, в том числе о лицах, допустивших указанные нарушения; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица. Акт осмотра от 17.02.2020 г. указанные сведения не содержит. Кроме того, с учетом того, что акт осмотра вручен Поляковой В.П. только 17.04.2020 г., имеются основания полагать, что акт был подписан именно 17.02.2020 г. В случае, если Акт осмотра не является актом проверки, тогда административный материал является неполным, акт проверки отсутствует и до настоящего времени не вручен лицу, привлекаемому к административной ответственности. Акт проверки должен быть вручен руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица непосредственно после завершения проверки, однако как следует из акта осмотра, проверка проведена 17.02.2020 г. с 9 часов до 13 часов, каких-либо отметок об отказе в ознакомлении с актом либо об отсутствии уполномоченных лиц акт не содержит. В ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ указаны обстоятельства, при которых результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, ИП обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Кроме того, руководителем учреждения предприняты все необходимые меры к нормальному и правильному функционированию учреждения, а также контролю за производственным процессом, назначены ответственные должностные лица. С учетом наличия приведенных нарушений закона, материалы проверки не могут являться доказательствами нарушения, а административное дело подлежит прекращению.
В судебное заседание Полякова В.П. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена своевременно, об уважительной причине неявки суд не уведомила.
Защитник Поляковой В.П. Кожальник В.П. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Помощники прокурора ЗАТО г. Железногорск Рябых И.А., Вертилецкая А.Е., представители Межрегионального управления №51 ФМБА России Шилова В.В., Лоптева Ю.А., участвующие в рассмотрении дела в предыдущих судебных заседаниях, а также помощник прокурора ЗАТО г. Железногорск Антропов А.С. в последнем судебном заседании против удовлетворения жалобы возражали в полном объеме, указав на то, что постановление № от 24.04.2020 г. является законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
При этом согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Следовательно, должностное лицо может быть признано виновным в совершении правонарушения лишь в случае, если соответствующее правонарушение, то есть соответствующие противоправные действия или бездействие, совершены именно данным лицом и исключительно вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих служебных обязанностей. То есть факт неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом своих служебных обязанностей должен быть доказан.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются место совершения и событие административного правонарушения, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Статьей 6.6 КоАП РФ установлено, что нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
По смыслу приведенных положений закона как в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором, так и в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны конкретные должностные обязанности должностного лица, в результате не выполнения или ненадлежащего выполнение которых данным должностным лицом совершено правонарушение, предусмотренное ст. 6.6 КоАП РФ.
От содержания данных должностных обязанностей зависит в том числе правильное определение места совершения данным должностным лицом административного правонарушения.
Согласно постановлению о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 17.04.2020 г. и постановлению по делу об административном правонарушении № от 24.04.2020 г. в ходе проведенной прокуратурой ЗАТО г. Железногорск в порядке надзора проверки исполнения требований федерального законодательства в КГБОУ «Железногорская школа №1» установлено, что услуги по организации горячего питания для учащихся КГБОУ «Железногорская школа №1» оказывает КГБУ «Центр питания» на основании распоряжения Правительства Красноярского края от 26.02.2019 г. №140-р и соглашения №136.131.2020 о порядке и условиях взаимодействия сторон при исполнении государственного задания, заключенного 09.01.2020 г. между КГБУ «Центр питания» и КГБОУ «Железногорская школа №1». В соответствии с п. 2.2.1-1.2.22 Соглашения КГБУ «Центр питания» обязывался в том числе, соблюдать установленные санитарно-гигиенические правила и нормы обслуживания, условия приготовления пищи, хранения и реализации скоропортящихся продуктов в соответствии с СП 2.3.6.1079-01.2.3.6. Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и обороноспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 г. №31), СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 г. №45; соблюдать требования Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В нарушение требований ст. 28, 38, 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.3, 5.4, 4.14, 13.6, 14.11 СанПиН 2.4.5.2409-08, п. 6.21 СП 2.3.6.1079-01, в КГБОУ «Железногорская школа №1» на дату проверки (19.02.2020 г.) на пищеблоке отсутствуют резервные источники горячего водоснабжения, в моечных помещениях отсутствовали инструкции о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемого моющего средства «Тейя», в складском помещении для хранения сыпучих сухих продуктов и бакалеи отсутствовал прибор для измерения относительной влажности и температуры воздуха, в гардеробной для персонала пищеблока личные вещи, верхняя одежда и обувь хранились совместно с санитарной одеждой (в одном шкафу, рядом на вешалках), на пищеблоке отбираются суточные пробы салатов и закусок (маринад овощной, сельдь с луком), вторых блюд (колбасные изделия отварные – сосиска) не в полном объеме, менее 100 грамм. В холодильнике для хранения суточных проб на хранении находятся суточные пробы обеда 17.02.2020 г. – маринад овощной (80 гр.), колбасные изделия отварные – сосиска (60 гр.); обеда 18.02.2020 г. – сельдь с луком (60 гр.).
С учетом изложенного в действиях должностного лица – директора КГБУ «Центр питания» Поляковой В.П. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, а именно: нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению (л.д. 10-16, 75-77).
Местом совершения административного правонарушения является: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, ул. Восточная, 2 «а» (пищеблок КГБОУ «Железногорская школа №1»). Время совершения административного правонарушения: 19 февраля 2020 года с 9 часов до 13 часов.
Таким образом, ни в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 17.04.2020 г., ни в постановлении о привлечении должностного лица к административной ответственности в результате неисполнения, либо ненадлежащего исполнения каких должностных обязанностей директором КГБУ «Центр питания» Поляковой В.П. данным должностным лицом совершено административное правонарушение не указано.
При этом в качестве места совершения административного правонарушения указано место оказания КГБУ «Центр питания» услуг по организации детского питания по адресу6 Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, ул. Восточная, 2 «а» (пищеблок КГБОУ «Железногорская школа №1»), который рабочим местом директора КГБУ «Центр питания» Поляковой В.П. не является, в указном месте она свои должностные обязанности не выполняет.
Согласно выписки из государственного реестра юридических лиц местом нахождения КГБУ «Центр питания» является: г. Красноярск, ул. Малиновского, д. 20 «г», корпус 22 (л.д. 115-123). Из объяснений в судебном заседании защитника Поляковой В.П. – Кожальника В.П. следует, что Полякова В.П. исполняет свои должностные обязанности по адресу: г. Красноярск, ул. Устиновича, д. 3 «а».
Кроме того, как следует из представленных защитником трудовых договоров № от 20.08.2019 г. по должности диетическая сестра, № от 01.08.2019 г. по должности шеф-повара, № от 15.01.2019 г. по должности технолога, в КГБУ «Центр питания» обязанности по контролю за соблюдением работниками СанПиН, за технологической дисциплиной в подразделениях и правильной эксплуатацией технологического оборудования, за качеством и соблюдением технологии приготовления пищи, за производственными процессами в подведомственных подразделениях и др. возложены на конкретных сотрудников юридического лица. Каких-либо доказательств того, что указанные как в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором, так и в постановлении по делу об административном правонарушении нарушения санитарно-эпидемиологических требований допущены в результате ненадлежащего исполнения обязанностей директором КГБУ «Центр питания», а не указанными лицами не приведено, в материалы дела такие доказательства не представлены.
Также, согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки (ч. 3 ст. 21 указанного Федерального закона).
В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.
Частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ установлено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом работы прокуратуры ЗАТО г. Железногорск на первое полугодие 2020 года, утвержденным 30.12.2019 г. прокурором ЗАТО г. Железногорск, на основании решения о проведении проверки № от 03.02.2020 г. старшим помощником прокурора ЗАТО г. Железногорск Рябых И.А. была проведена проверка в отношении КГБОУ «Железногорская школа №1» (л.д. 155, 158-165).
Таким образом, старшим помощником прокурора ЗАТО г. Железногорск Рябых И.А. проведена плановая выездная проверка юридического лица КГБОУ «Железногорская школа №1», в ходе которой установлены обстоятельства нарушения законодательства КГБУ «Центр питания», оформленные актом осмотра помещения от 19.02.020 г., на основании которого вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
Однако, решение о проведении проверки в отношении КГБУ «Центр питания» прокурором, либо его заместителем не выносилось, руководителю, либо иному уполномоченному представителю юридического лица до начала проведения проверки не вручалось, представитель юридического лица в проверке не участвовал, доказательств обратного суду не представлено.
Вопреки доводам помощников прокурора и представителей Межрегионального управления №51 ФМБА России Белоусова Р.В., доверенность на имя которой представлена в материалы дела (л.д. 61), и которая присутствовала при производстве проверки, не имела полномочий на участие в данной проверки прокуратуры ЗАТО г. Железногорск и представление в ходе нее интересов КГБУ «Центр питания», т.к. из содержания указанной доверенности следует, что она выдана на представление интересов КГБУ «Центр питания» в Межрегиональном управлении №51 ФМБА России.
При таких обстоятельствах акт осмотра помещения от 19.02.2020 г., а также вынесенное на основании данного акта постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 17.04.2020 г. в соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении не являются, поскольку они получены в ходе проверки, проведенной старшим помощником прокурора ЗАТО г. Железногорск в отношении КГБУ «Центр питания» с грубым нарушением приведенных положений законодательства в отсутствие решения прокурора, либо заместителя прокурора о проведении проверки и без уведомления руководителя КГБУ «Центр питания» о проведении проверки до ее начала и не могут быть использованы в качестве доказательства по делу об административном правонарушении.
Иных допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих совершение директором КГБУ «Центра питания» Поляковой В.П. правонарушения в материалах дела не имеется.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
В связи с чем, постановление руководителя Межрегионального управления №51 ФМБА России – главного государственного санитарного врача по ЗАТО Железногорск Красноярского края, по ЗАТО Циолковский Амурской области и организациям, обслуживаемым ФМБА России по территории г. Красноярска Красноярского края и территории Иркутской области Блохина В.П. № от 24.04.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ в отношении директора КГБУ «Центр питания» Поляковой В.П., подлежит отмене, а производство по делу прекращению за недоказанностью обстоятельства, на основании которых вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Поляковой Валентины Петровны удовлетворить.
Постановление руководителя Межрегионального управления №51 ФМБА России – главного государственного санитарного врача по ЗАТО Железногорск Красноярского края, по ЗАТО Циолковский Амурской области и организациям, обслуживаемым ФМБА России по территории г. Красноярска Красноярского края и территории Иркутской области Блохина В.П. № от 24.04.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ в отношении директора КГБУ «Центр питания» Поляковой Валентины Петровны отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в десятидневный срок со дня вручения копии решения с подачей жалобы через Железногорский городской суд Красноярского края.
Судья А.В. Потылицын