Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-87/2021 ~ М-53/2021 от 28.01.2021

                                                                                                               Дело

                                                                                   УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 марта 2021 года                                                                                     с. Ивановка

Ивановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи                                                           Скобликовой Н.Г.

при секретаре                                                                                        Блинове Е.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора ЗОВ, поданного в интересах неопределенного круга лиц – жителей <адрес> и в интересах Российской Федерации, к АО «<данные изъяты>» о возложении обязанности по изготовлению проекта рекультивации земельных участков и проведении рекультивации земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

          Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор ЗОВ, действуя в интересах неопределенного круга лиц – жителей <адрес> и в интересах Российской Федерации, обратился в суд с данным иском, указывая в нем следующее.

Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой по информации Управления Россельхознадзора по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка, в ходе которой установлено, что АО «<данные изъяты>» на праве собственности принадлежат земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: , , вид разрешенного использования - для производства сельскохозяйственной продукции, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в частности, на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

В соответствии со статьей 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

На основании пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Статья 42 ЗК РФ возлагает на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, обязанности использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

На основании статьи 4 Федерального закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Пунктом 2 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

АО «Луч» при использовании земельных участков с кадастровыми номерами: , допущены нарушения указанных выше требований законодательства.

Так, на площади 2,3 га земельного участка с кадастровым номером , который расположен в районе села <адрес>, выявлено хаотичное захламление отходами животноводства (навоз крупного рогатого скота), что привело к загрязнению почв.

В ходе рейда Управлением Россельхознадзора по Амурской области отобраны почвенные образцы на содержание опасных химических веществ, патогенов, экопатогенов. Почвенные образцы переданы в испытательную лабораторию Амурского филиала ФГБУ «Забайкальский референтный центр». Согласно протоколу испытания от ДД.ММ.ГГГГ на площади 100 кв. м выявлено превышение отдельных показателей загрязнения, а именно: содержание марганца (подвижная форма) в количестве 80,17 мк/кг (норматив 80); в соответствии с протоколом испытаний от ДД.ММ.ГГГГ на площади 100 кв. м выявлено содержание марганца (подвижная форма) в количестве 81,245 мк/кг (норматив 80), цинка (подвижная форма) 25,625 мк/кг (норматив 23,0); на основании протокола испытания от ДД.ММ.ГГГГ выявлено содержание в почве марганца (подвижная форма) в количестве 80,78 мк/кг (норматив 80), цинка (подвижная форма) в количестве 30,945 мк/кг (норматив 23,0), нитраты в количестве 197 мк/кг (норматив не более 130); в соответствии с протоколом испытаний от ДД.ММ.ГГГГ выявлено содержание в почве марганца (подвижная форма) в количестве 81,99 мк/кг (норматив 80); в соответствии с протоколом испытаний от ДД.ММ.ГГГГ выявлено содержание в почве марганца (подвижная форма) в количестве 81,645 мк/кг (норматив 80), нитраты 169 мк/кг (норматив не более 130); на основании протокола испытания от ДД.ММ.ГГГГ выявлено содержание в почве марганца (подвижная форма) в количестве 80,28 мк/кг (норматив 80), цинка (подвижная форма) в количестве 27,53 мк/кг (норматив 23,0), нитраты в количестве 193 мк/кг (норматив не более 130), что свидетельствует о невыполнении АО «<данные изъяты>» установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв на земельном участке с кадастровым номером на площади 2,3 га. Загрязнение почв вызвано захламлением земельного участка отходами животноводства (навоз крупного рогатого скота).

На части площади земельного участка с кадастровым номером , который расположен в районе села <адрес>, выявлено хаотичное захламление отходами животноводства (навоз крупного рогатого скота), что привело к загрязнению почв на данном земельном участке.

    Также в ходе рейда Управлением Россельхознадзора по Амурской области отобраны почвенные образцы на содержание опасных химических веществ, патогенов, экопатогенов, которые переданы в испытательную лабораторию Амурского филиала ФГБУ «Забайкальский референтный центр». Согласно протоколу испытания от ДД.ММ.ГГГГ выявлено превышение отдельных показателей загрязнения, а именно: содержание марганца (подвижная форма) в количестве 64,205 мг/кг (норматив 60); в соответствии с протоколом испытаний от ДД.ММ.ГГГГ на площади 1000 кв. м выявлено содержание марганца (подвижная форма) в количестве 71,21 мг/кг (норматив 60); на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ выявлено содержание в почве марганца (подвижная форма) в количестве 82,275 мг/кг (норматив 80).

Тем самым выявлено невыполнение АО «<данные изъяты>» установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером .

Таким образом, деятельность АО «<данные изъяты>» привела к причинению вреда окружающей среде.

В силу пункта 2 статьи 78 Федерального закона № 7-ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В рассматриваемой сфере действуют Правила проведения рекультивации и консервации земель, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 (далее - Правила). Правила в пункте 3 возлагают на лиц, деятельность которых привела к деградации земель (то есть к ухудшению качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов), обязанность разработать проект рекультивации земель и провести рекультивацию земель.

Как указано в пункте 6 Правил, рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

    Таким образом, обязанность по разработке проекта рекультивации земель, нарушенных в результате загрязнения земельных участков с кадастровыми номерами: , отходами животноводства и проведения рекультивации земель должна быть исполнена АО «<данные изъяты>».

Вместе с тем мер, направленных на устранение последствий загрязнения земель сельскохозяйственного назначения отходами АО «<данные изъяты>» не принято. Так, согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ на представление Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений закона соответствующие мероприятия указанной организацией не выполнены.

Допущенное АО «<данные изъяты>» бездействие затрагивает интересы Российской Федерации, которая в силу подпункта 1 пункта 1 ЗК РФ осуществляет регулирование отношений по использованию и охране земли исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации. Также нарушены права неопределенного круга лиц - жителей <адрес>, так как данное экологическое правонарушение влияет на гарантированное им статьей 42 Конституции Российской Федерации право на благоприятную окружающую среду, одним из компонентов которой являются земля, почвы.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в данной статье способами, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор просит суд: возложить на акционерное общество «<данные изъяты>» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации нарушенных в результате загрязнения отходами животноводства земельных участков с кадастровыми номерами: , , и провести рекультивацию земель в соответствии с данным проектом рекультивации земель.

Представителем третьего лица – Управления Россельхознадзора по Амурской области – ЗАВ, действующим на основании доверенности, направлен отзыв на иск, в котором указано на обоснованность требований, заявленных прокурором.

В предварительном судебном заседании – ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика – КДС, действующая на основании доверенности, пояснила, что ответчик с предъявленными исковыми требованиями согласен. Однако, просила установить иной срок для исполнения решения суда, а именно до ДД.ММ.ГГГГ. Пояснила, что данный срок необходим для того, что, если АО «<данные изъяты>» не успеет устранить выявленные нарушения весной ДД.ММ.ГГГГ года (до посевной на полях), то возможность продолжить рекультивацию общество имеет только после уборки урожая. Самые морозостойкие культуры, выращиваемые обществом, это: кукуруза на зерно и соя, которые в зависимости от погодных условий, могут убираться и до конца ноября.

В последующем – ДД.ММ.ГГГГ от генерального директора АО «<данные изъяты>» - Ус В.Г. поступило заявление о признании исковых требований в полном объеме, но с предоставлением разумного срока для разработки проекта и рекультивации земель до ДД.ММ.ГГГГ, с приведением оснований, ранее изложенных представителем ответчика в предварительном судебном заседании.

Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор ЗОВ, которому судом было направлено заявление ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, суду ДД.ММ.ГГГГ адресовал заявление, в котором указано об отсутствии возражений относительно срока, предложенного ответчиком для добровольного исполнения исковых требований; судебное заседание просил провести в его отсутствие.

Представитель ответчика АО «<данные изъяты>» - КДС просила судебное заседание провести в её отсутствие (телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ).

Представитель третьего лица – Управления Россельхознадзора по Амурской области – ЗАВ, участвующий в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, возражений относительно принятия судом признания иска со стороны ответчика не имел, как и возражений относительно установления срока для устранения недостатков – до ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, провел судебное заседание в отсутствие истца, представителя ответчика.

Учитывая, что признание иска представителем ответчика – генеральным директором АО «<данные изъяты>» - УВГ. не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным его принять и вынести решение об удовлетворении иска в полном объеме без исследования доказательств по делу.

Суд, устанавливая в соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ срок, в течение которого ответчик должен исполнить возложенную на него обязанность (разработать проект рекультивации и провести рекультивацию земель в соответствии с данным проектом рекультивации земель), учитывая пояснения стороны ответчика относительно хозяйственной деятельности на земельных участках, которые должны быть рекультивированы, отсутствие возражений со стороны истца и третьего лица относительно срока, предложенного ответчиком, считает необходимым установить ответчику срок для добровольного исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ.

              В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ взыскать с АО «<данные изъяты>» в доход бюджета Ивановского района государственную пошлину в сумме 300 рублей (п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ).

Руководствуясь ч.3 ст. 173, ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Принять признание иска Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора ЗОВ стороны представителя ответчика – генерального директора АО «<данные изъяты>» - УВГ.

Исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора ЗОВ – удовлетворить полностью.

Возложить на акционерное общество «<данные изъяты>» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект рекультивации нарушенных в результате загрязнения отходами животноводства земельных участков с кадастровыми номерами: , , и провести рекультивацию земель в соответствии с данным проектом рекультивации земель.

        Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно судом.

       Взыскать с АО «<данные изъяты>» в доход бюджета Ивановского района государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья:                                                                        Скобликова Н.Г.

2-87/2021 ~ М-53/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Благовещенская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Акционерное общество "Луч"
Другие
Управление Россельхознадзора по Амурской области
Суд
Ивановский районный суд Амурской области
Судья
Скобликова Наталья Геннадьевна
Дело на странице суда
ivanovskiy--amr.sudrf.ru
28.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.01.2021Передача материалов судье
02.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.02.2021Предварительное судебное заседание
05.03.2021Судебное заседание
05.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее