Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2021 года с. Ивановка
Ивановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Скобликовой Н.Г.
при секретаре Блинове Е.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора ЗОВ, поданного в интересах неопределенного круга лиц – жителей <адрес> и в интересах Российской Федерации, к АО «<данные изъяты>» о возложении обязанности по изготовлению проекта рекультивации земельных участков и проведении рекультивации земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор ЗОВ, действуя в интересах неопределенного круга лиц – жителей <адрес> и в интересах Российской Федерации, обратился в суд с данным иском, указывая в нем следующее.
Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой по информации Управления Россельхознадзора по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка, в ходе которой установлено, что АО «<данные изъяты>» на праве собственности принадлежат земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: №, №, вид разрешенного использования - для производства сельскохозяйственной продукции, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в частности, на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
В соответствии со статьей 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
На основании пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Статья 42 ЗК РФ возлагает на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, обязанности использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
На основании статьи 4 Федерального закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Пунктом 2 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
АО «Луч» при использовании земельных участков с кадастровыми номерами: №, № допущены нарушения указанных выше требований законодательства.
Так, на площади 2,3 га земельного участка с кадастровым номером №, который расположен в районе села <адрес>, выявлено хаотичное захламление отходами животноводства (навоз крупного рогатого скота), что привело к загрязнению почв.
В ходе рейда Управлением Россельхознадзора по Амурской области отобраны почвенные образцы на содержание опасных химических веществ, патогенов, экопатогенов. Почвенные образцы переданы в испытательную лабораторию Амурского филиала ФГБУ «Забайкальский референтный центр». Согласно протоколу испытания от ДД.ММ.ГГГГ № на площади 100 кв. м выявлено превышение отдельных показателей загрязнения, а именно: содержание марганца (подвижная форма) в количестве 80,17 мк/кг (норматив 80); в соответствии с протоколом испытаний от ДД.ММ.ГГГГ № на площади 100 кв. м выявлено содержание марганца (подвижная форма) в количестве 81,245 мк/кг (норматив 80), цинка (подвижная форма) 25,625 мк/кг (норматив 23,0); на основании протокола испытания от ДД.ММ.ГГГГ № выявлено содержание в почве марганца (подвижная форма) в количестве 80,78 мк/кг (норматив 80), цинка (подвижная форма) в количестве 30,945 мк/кг (норматив 23,0), нитраты в количестве 197 мк/кг (норматив не более 130); в соответствии с протоколом испытаний от ДД.ММ.ГГГГ № выявлено содержание в почве марганца (подвижная форма) в количестве 81,99 мк/кг (норматив 80); в соответствии с протоколом испытаний от ДД.ММ.ГГГГ № выявлено содержание в почве марганца (подвижная форма) в количестве 81,645 мк/кг (норматив 80), нитраты 169 мк/кг (норматив не более 130); на основании протокола испытания от ДД.ММ.ГГГГ № выявлено содержание в почве марганца (подвижная форма) в количестве 80,28 мк/кг (норматив 80), цинка (подвижная форма) в количестве 27,53 мк/кг (норматив 23,0), нитраты в количестве 193 мк/кг (норматив не более 130), что свидетельствует о невыполнении АО «<данные изъяты>» установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв на земельном участке с кадастровым номером № на площади 2,3 га. Загрязнение почв вызвано захламлением земельного участка отходами животноводства (навоз крупного рогатого скота).
На части площади земельного участка с кадастровым номером №, который расположен в районе села <адрес>, выявлено хаотичное захламление отходами животноводства (навоз крупного рогатого скота), что привело к загрязнению почв на данном земельном участке.
Также в ходе рейда Управлением Россельхознадзора по Амурской области отобраны почвенные образцы на содержание опасных химических веществ, патогенов, экопатогенов, которые переданы в испытательную лабораторию Амурского филиала ФГБУ «Забайкальский референтный центр». Согласно протоколу испытания от ДД.ММ.ГГГГ № выявлено превышение отдельных показателей загрязнения, а именно: содержание марганца (подвижная форма) в количестве 64,205 мг/кг (норматив 60); в соответствии с протоколом испытаний от ДД.ММ.ГГГГ № на площади 1000 кв. м выявлено содержание марганца (подвижная форма) в количестве 71,21 мг/кг (норматив 60); на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ № выявлено содержание в почве марганца (подвижная форма) в количестве 82,275 мг/кг (норматив 80).
Тем самым выявлено невыполнение АО «<данные изъяты>» установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №.
Таким образом, деятельность АО «<данные изъяты>» привела к причинению вреда окружающей среде.
В силу пункта 2 статьи 78 Федерального закона № 7-ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
В рассматриваемой сфере действуют Правила проведения рекультивации и консервации земель, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 (далее - Правила). Правила в пункте 3 возлагают на лиц, деятельность которых привела к деградации земель (то есть к ухудшению качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов), обязанность разработать проект рекультивации земель и провести рекультивацию земель.
Как указано в пункте 6 Правил, рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, обязанность по разработке проекта рекультивации земель, нарушенных в результате загрязнения земельных участков с кадастровыми номерами: №, № отходами животноводства и проведения рекультивации земель должна быть исполнена АО «<данные изъяты>».
Вместе с тем мер, направленных на устранение последствий загрязнения земель сельскохозяйственного назначения отходами АО «<данные изъяты>» не принято. Так, согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ № на представление Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений закона соответствующие мероприятия указанной организацией не выполнены.
Допущенное АО «<данные изъяты>» бездействие затрагивает интересы Российской Федерации, которая в силу подпункта 1 пункта 1 ЗК РФ осуществляет регулирование отношений по использованию и охране земли исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации. Также нарушены права неопределенного круга лиц - жителей <адрес>, так как данное экологическое правонарушение влияет на гарантированное им статьей 42 Конституции Российской Федерации право на благоприятную окружающую среду, одним из компонентов которой являются земля, почвы.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в данной статье способами, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор просит суд: возложить на акционерное общество «<данные изъяты>» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации нарушенных в результате загрязнения отходами животноводства земельных участков с кадастровыми номерами: №, №, и провести рекультивацию земель в соответствии с данным проектом рекультивации земель.
Представителем третьего лица – Управления Россельхознадзора по Амурской области – ЗАВ, действующим на основании доверенности, направлен отзыв на иск, в котором указано на обоснованность требований, заявленных прокурором.
В предварительном судебном заседании – ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика – КДС, действующая на основании доверенности, пояснила, что ответчик с предъявленными исковыми требованиями согласен. Однако, просила установить иной срок для исполнения решения суда, а именно до ДД.ММ.ГГГГ. Пояснила, что данный срок необходим для того, что, если АО «<данные изъяты>» не успеет устранить выявленные нарушения весной ДД.ММ.ГГГГ года (до посевной на полях), то возможность продолжить рекультивацию общество имеет только после уборки урожая. Самые морозостойкие культуры, выращиваемые обществом, это: кукуруза на зерно и соя, которые в зависимости от погодных условий, могут убираться и до конца ноября.
В последующем – ДД.ММ.ГГГГ от генерального директора АО «<данные изъяты>» - Ус В.Г. поступило заявление о признании исковых требований в полном объеме, но с предоставлением разумного срока для разработки проекта и рекультивации земель до ДД.ММ.ГГГГ, с приведением оснований, ранее изложенных представителем ответчика в предварительном судебном заседании.
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор ЗОВ, которому судом было направлено заявление ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, суду ДД.ММ.ГГГГ адресовал заявление, в котором указано об отсутствии возражений относительно срока, предложенного ответчиком для добровольного исполнения исковых требований; судебное заседание просил провести в его отсутствие.
Представитель ответчика АО «<данные изъяты>» - КДС просила судебное заседание провести в её отсутствие (телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ).
Представитель третьего лица – Управления Россельхознадзора по Амурской области – ЗАВ, участвующий в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, возражений относительно принятия судом признания иска со стороны ответчика не имел, как и возражений относительно установления срока для устранения недостатков – до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, провел судебное заседание в отсутствие истца, представителя ответчика.
Учитывая, что признание иска представителем ответчика – генеральным директором АО «<данные изъяты>» - УВГ. не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным его принять и вынести решение об удовлетворении иска в полном объеме без исследования доказательств по делу.
Суд, устанавливая в соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ срок, в течение которого ответчик должен исполнить возложенную на него обязанность (разработать проект рекультивации и провести рекультивацию земель в соответствии с данным проектом рекультивации земель), учитывая пояснения стороны ответчика относительно хозяйственной деятельности на земельных участках, которые должны быть рекультивированы, отсутствие возражений со стороны истца и третьего лица относительно срока, предложенного ответчиком, считает необходимым установить ответчику срок для добровольного исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ взыскать с АО «<данные изъяты>» в доход бюджета Ивановского района государственную пошлину в сумме 300 рублей (п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ).
Руководствуясь ч.3 ст. 173, ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Принять признание иска Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора ЗОВ стороны представителя ответчика – генерального директора АО «<данные изъяты>» - УВГ.
Исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора ЗОВ – удовлетворить полностью.
Возложить на акционерное общество «<данные изъяты>» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект рекультивации нарушенных в результате загрязнения отходами животноводства земельных участков с кадастровыми номерами: №, №, и провести рекультивацию земель в соответствии с данным проектом рекультивации земель.
Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно судом.
Взыскать с АО «<данные изъяты>» в доход бюджета Ивановского района государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья: Скобликова Н.Г.