РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2017 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Прасоловой Ж.А. при секретаре Волоховой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-204/2017 по иску ФИО2 к ООО «Иркутскэнергосбыт» о признании действий незаконными, возложении обязанности исключить пени, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование требований с учетом уточнений истец указала, что проживает в многоквартирном доме по адресу: ... и является потребителем коммунальных услуг по отоплению, горячему водоснабжению и коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды. Плату за услуги начисляет ООО «Иркутскэнергосбыт» и направляет ежемесячно платежные документы на оплату данных услуг. Являясь добросовестным плательщиком, она вносит плату за услуги по теплоснабжению в кассу управляющей организации РСП ОАО «ДОСТ». Ответчиком начислены пени в размере 1174,11 руб. в связи с тем, что с ** на ее лицевой счет не поступали денежные средства за услуги по теплоснабжению. Отсутствие платы было вызвано тем, что с ** управляющая организация потребовала от нее оплаты комиссионного сбора в размере 1,5% от суммы платежа. Она посчитала данное требование не законным, в кассе ей было отказано в приеме денежных средств в качестве платы за коммунальные услуги. Она обратилась в суд и просила признать действия управляющей организации незаконными. ** ее требования были удовлетворены. За весь период отсутствия платы ответчик начислял пени. Полагает, что мера гражданско-правовой ответственности к ней не может быть применена, поскольку ее вины в ненадлежащем исполнении обязательств не имеется. Действиями ответчика нарушено ее право потребителя на оплату услуг без применения мер гражданско-правовой ответственности при условии отсутствия вины за несвоевременную оплату коммунальных услуг. Действиям ответчика ей причинен моральный вред, который она оценивает в 5 000 руб. Просит признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в начислении пеней за несвоевременное внесения платы за услуги по теплоснабжению при отсутствии вины, обязать ответчика исключить из платежного документа пени в размере 1174,11 руб., взыскать компенсацию морального вреда 5000 руб..
В судебном заседании истец поддержала требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске и письменных пояснениях на иск, которые приобщены к материалам дела.
Представитель ответчика Бухарова О.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, поддержала доводы письменных возражений на иск, которые приобщены к материалам дела.
Представитель третьего лица РСП ОАО «ДОСТ» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд находит иск не подлежащим удовлетворению. Выводы суда основаны на следующем.
Постановлением администрации города Ангарска № 178 от 04.03.2014 года ОАО «Иркутскэнерго» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в границах города Ангарска.
Между ОАО «Иркутскэнерго» и ответчиком ООО «Иркутскэнергосбыт» заключен агентский договор № от **, по которому ответчик принял на себя обязательства по поручению и за счет ОАО «Иркутскэнерго» осуществлять прием денежных средств за отпущенную тепловую энергию.
На основании договора от ** ответчик с ** от имени ОАО «Иркутскэнерго» совершает действия, направленные на обеспечение реализации тепловой энергии населению на территории Ангарского городского округа.
Частью 7 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 настоящей статьи и ст. 171 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 15 ст. 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Между РСП ОАО «ДОСТ» и ООО «Иркутскэнергосбыт» заключен договор об осуществлении деятельности по приемке платежей физических лиц от **, что подтверждается решением Ангарского городского суда Иркутской области от 27.04.2015 года, вступившим в законную силу 15.09.2015.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации 6 мая 2011 г. издало постановление № 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила, действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 603).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов.
Раздел II Правил определяет условия предоставления коммунальных услуг. Пунктом 13 Правил предусмотрена обязанность управляющей организации заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Условия этих договоров определяются с учетом данных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией.
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, в соответствии с требованиями части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Данные требования федерального законодателя являются обязательными для сторон. Законодательство обязывает исполнителя коммунальных услуг заключить договор на поставку тепловой энергии с теплоснабжающей организацией и предоставляет ему защиту в случае уклонения последнего от заключения такого договора (пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положения пункта 13 Правил соответствуют также правилам заключения договора энергоснабжения, содержащимся в параграфе 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04 июня 2011 года № 123-ФЗ, действовавшей до 30 июня 2015 года) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного части 7.1 настоящей статьи (часть 7).
В силу п.7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно п.14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за тепловую энергию.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых помещений обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Таким образом, истец несет обязанность по оплате коммунальных услуг, в том числе тепловую энергию.
Пункт 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, предусматривает, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 данных Правил (то есть, как управляющая, так и ресурсоснабжающая организации). При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14 - 17 Правил.
Согласно пункту 14 Правил предоставления коммунальных услуг, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу пункта 30 Правил предоставления коммунальных услуг, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 данных Правил.
Подпунктом "б" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 данных Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пунктах 14 или 15 настоящих Правил.
Части 7 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляют возможность внесения платы за коммунальные услуги либо управляющей организации, либо ресурсоснабжающим организациям.
Таким образом, по смыслу приведенных норм материального права в их взаимосвязи, управляющая компания становится исполнителем коммунальной услуги для потребителей только после заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Романчук А.С. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ....
Ответчик ООО «Иркутскэнергосбыт» предоставляет истцу коммунальный ресурс - тепловую энергию для бытовых нужд.
Расчет за оказанные и потребленные услуги производится через лицевой счет истца, на котором отражается начисление за оказанные услуги: количество зарегистрированных граждан умножается на действующий тариф.
В период с ** по ** Истец Романчу А.С. не производила оплату за предоставленные им услуги по отоплению и горячему водоснабжению, в связи с чем, у нее перед ООО «Иркутскэнергосбыт» образовалась задолженность по оплате предоставленной услуги, а также начислены пени (**).
Как следует из представленной истцом претензии от ** в адрес РСП ОАО «ДОСТ» в связи с требованием кассира оплаты комиссии в размере 1,5% от суммы платежа, Романчук А.С. приостановила плату за отопление и горячее водоснабжение до устранения ее нарушенного права на внесение платы за коммунальные услуги той управляющей организации, с которой заключен договор управления.
Договор энергоснабжения между ООО «Иркутскэнергосбыт» и РСП ОАО «ДОСТ» не заключен.
Суд приходит к выводу о том, что в отсутствие договора энергоснабжения между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией, последняя вправе, до заключения такого договора, начислять и взимать с потребителей (собственников помещений в многоквартирном доме) плату за потребление теплоэнергии, в том числе и теплоэнергии для горячего водоснабжения, а также пени.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что по смыслу вышеприведенных норм материального права в их взаимосвязи, управляющая компания становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги.
Истец самостоятельно приостановила плату за оказанные услуги по теплоснабжению при том, что ответчиком данная услуга оказывалась в полном объеме. Суд не находит оснований для признания действий ресурсоснабжающей организации по начислению пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг незаконными, поскольку действия ответчика соответствуют требованиям законодательства, а том числе п.14 ст. 155 ЖК РФ.
Поскольку действия ответчика по начислению пени признаны судом законными, не имеется оснований для удовлетворения производных требований истца об исключении пени из платежного документа и взыскании компенсации морального вреда.
Истец не лишена права взыскать убытки с управляющей компании.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО2 к ООО «Иркутскэнергосбыт» о признании действий незаконными, возложении обязанности исключить пени, взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированный текст решения будет составлен 09 марта 2017 года.
СУДЬЯ
**
**
**
**