№ 2а-310/2019
УИД: 28RS0021-01-2019-000525-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2019 года г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Петрашко С.Ю.,
при секретаре Лоптевой А.В.,
представителя административного истца администрации Сковородинского района Рябовой В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Сковородинского района к отделу судебных приставов по Сковородинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец администрация Сковородинского района обратилась в суд с административным исковым заявлением к отделу судебных приставов по Сковородинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований указала, что 14.06.2019 г. судебным приставом-исполнителем Федеральной службы судебных приставов УФССП России по Амурской области ОСП по Сковородинскому району вынесено постановление о взыскании с администрации Сковородинского района исполнительного сбора, в связи с неисполнением должником обязанности по восстановлению работоспособности ДЭС 60 кВт.
Администрация Сковородинского района просит освобождения от исполнительского сбора, по следующим обстоятельствам:
07.05.2019 года исполнительным производством № 9262/19/28018-ИП было возбужденно исполнительное производство, на основании исполнительного листа ФС 025043508 от 07.05.2019 года, выданный Сковородинским районным судом по делу № 2-70/2019 об обязании администрации Сковородинского района восстановить работоспособность ДЭС 60 кВт № двигателя 120550145А, № генератора 2012502.
15.05.2019 письмом № 2046 администрация Сковородинского района дала ответ о том, что в настоящее время в рамках Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Администрацией района заключен муниципальный контракт с ИП Тимошенко С.К., на ремонт ДЭс 60 кВт, сроком исполнения до 04.06.2019 г.
Письмом от 11.06.2019 г. Администрацией Сковородинского района в адрес ОСП направлено письмо указывающее, что Подрядчиком нарушен срок выполнения работ и что в настоящее время, ему направлена претензия, с указанием на обязанность исполнить работы в срок до 30.06.2019, в противном случае Администрация Сковородинского района будет вынуждена принять решение об одностороннем расторжении контракта, выставлением штрафа и внесением в реестр недобросовестных Подрядчиков.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа (постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П).
Обращаясь в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, Администрация Сковородинского района указывает на наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа, а также указывает, что должником были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Администрация Сковородинского района осуществила все возможные действия в рамках действующего конкурсного законодательства. Ответственность за нарушения Подрядчиком сроков, Заказчик нести не может.
Таким образом, администрацией Сковородинского района будут предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства, при исполнении контракта Подрядчиком, либо при их неисполнении после расторжения контракта в одностороннем порядке и поиском нового Подрядчика и проведения ремонта. На основании изложенного и в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ. Администрация Сковородинского района, просит освободить Администрацию Сковородинского района от исполнительного сбора в размере 50 000 рамках исполнительного производства № 9262/19/28018-ИП.
Представитель административного истца – администрации Сковородинского района Рябовой В.С. в судебном заседании требования поддержала по основаниям изложенным в иске, дополнительно суду пояснила, что требования по исполнительному производству № 9262/19/20018-ИП от 07.05.2019 года исполнены в полном объеме. Работы по ремонту ДЭС 60 кВТ, выполнены. Контракт с актом выполненных работ направлен в ОСП для окончания исполнительного производства. Просит суд освободить администрацию Сковородинского района от взыскания исполнительского сбора.
Представитель административного ответчика – ОСП по Сковородинскому району в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика – Управления федеральной службы судебных приставов по Амурской области в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ООО «СТК» в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Дела об оспаривании действий (бездействия), решений должностных лиц службы судебных приставов подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом (ст. 218 КАС РФ).
В соответствии с ч.4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Администрация Сковородинского района обратилась с заявлением об освобождении от исполнительского сбора.
В судебном заседании установлено, что решением Сковородинского районного суда Амурской области от 21 марта 2019 года на администрацию Сковородинского района возложена обязанность восстановить работоспособность ДЭС 60 кВт (№ двигателя: 120550145А; № генератора: 2012502), в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Как следует из материалов исполнительного производства №9262/19/28018-ИП от 07 мая 2019 года судебный пристав-исполнитель ОСП по Сковородинскому району Вардеванян Г.Ш. вынес постановление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа серии ФС № 025043508 от 25 апреля 2019 года с требованием обязать администрацию Сковородинского района восстановить работоспособность ДЭС 60 кВт (№ двигателя: 120550145А; № генератора: 2012502), в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В ч.2 постановления должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была получена администрацией Сковородинского района.
Во исполнение указанного постановления администрацией Сковородинского района в адрес ОСП по Сковородинскому району 15.05.2019 года был направлен муниципальный контракт от 01 апреля 2019 года, заключенный с ИП Тимошенко С.К. на выполнение работ по ремонту ДЭС 60 кВт, в течение 60 дней с момента подписания.
В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно требования судебного пристава-исполнителя от 05 июня 2019 года следует, что должнику администрации Сковородинского выставлено требование о предоставлении в срок до 13 июня 2019 года в полном объеме исполнить требования исполнительного документа, а именно восстановить работоспособность ДЭС 60 кВт (№ двигателя: 120550145А; № генератора: 2012502) и предоставить судебному приставу-исполнителю Вардеванян Г.Ш. документ, подтверждающий исполнение решения суда.
На данное требование администрация города Сковородино предоставила ответ от 11.06.2019 года, согласно которого 01.04.2019 года администрацией Сковородинского района заключен муниципальный контракт с ИП Тимошенко С.К. на выполнение работ по ремонту ДЭС 60 кВт, срок исполнения работ – в течение 60 дней с момента подписания, соответственно срок исполнения работ истек 04.06.2019 года (включительно). В связи с тем, что до настоящего времени работы ИП Тимошенко С.К. не выполнены в полном объеме, администрация Сковородинского района выставила Подрядчику претензию с оплатой пени и установила срок для исполнения 30.06.2019 года. В случае невыполнения условий контракта в установленный срок, администрация Сковородинского района будет расторгать контракт в одностороннем порядке, а также взыскивать штраф и убытки понесенные неисполнением контракта.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району от 14 июня 2019 года с должника - администрации Сковородинского района взыскан исполнительский сбор в размере 50.000 рублей, поскольку, исполнительный документ должником - администрацией Сковородинского района в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю, должником не предоставлено.
На основании п.1 ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации взыскивается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В силу ч.2 ст.112 Закона N 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (п.75). По смыслу ч.1 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от установленного размера. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Положениями п.1 ст. 401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Исполнительский сбор, является мерой принуждения, применяемой в связи с несоблюдением должником установленных законом требований исполнения решения суда в добровольном порядке. По своей сути, это санкция штрафного характера, возлагающая на недобросовестного должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа орган местного самоуправления ссылается на нарушение срока выполнения работ подрядчиком, а также указывает, что все возможные меры для надлежащего исполнения обязательства должником были приняты. 1 апреля 2019 года заключен муниципальный контракт в рамках ФЗ от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с ИП Тимошенко С.К., на ремонт ДЭС 60 кВт, сроком исполнения до 4.06.2019 года. Письмом от 11.06.2019 г. Администрацией Сковородинского района в адрес ОСП направлено письмо указывающее, что Подрядчиком нарушен срок выполнения работ и что в настоящее время, ему направлена претензия, с указанием на обязанность исполнить работы в срок до 30.06.2019, в противном случае Администрация Сковородинского района будет вынуждена принять решение об одностороннем расторжении контракта, выставлением штрафа и внесением в реестр недобросовестных Подрядчиков.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Администрацией Сковородинского района приняты необходимые и возможные меры для исполнения требований исполнительного документа, и его вина в несвоевременном их исполнении не установлена. 1 апреля 2019 года Администрацией Сковородинского района с ИП Тимошенко С.К. заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по ремонту ДЭС 60 кВТ. Срок выполнения работ 60 дней. Работы по ремонту ДЭС 60 кВт выполнены, просрочка по контракту составила 26 дней. В связи с чем, вина администрации Сковородинского района в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа не установлена.
При таких обстоятельствах, разрешая спор по существу, суд приходит к выводу о том, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена процедура в рамках ФЗ от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Администрацией Сковородинского района предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника – администрации Сковородинского района от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 9262/19/28018-ИП от 07 мая 2019 года.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации Сковородинского района к отделу судебных приставов по Сковородинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию Сковородинского района от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 9262/19/28018-ИП, возбужденному 07 мая 2019 года на основании исполнительного листа серии ФС № 025043508 от 25 апреля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. 19 июля 2019 года.
Председательствующий Петрашко С.Ю.