Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1072/2019 ~ М-1126/2019 от 10.07.2019

Гражданское дело № 2-1072/289-2019г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Курск                  19 августа 2019 года

Курский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Жиленковой Н.В.,

с участием истца Шаховой Т.В. и ее представителя Борисова С.В., действующего по доверенности от 04.12.2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шаховой Татьяны Васильевны к администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области о признании незаконными действий по удержанию налога на доходы физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Шахова Татьяна Васильевна обратилась в суд с иском к администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области о признании незаконными действий администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области по удержанию налога на доходы физических лиц из ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости за период с 10.06.2016 года по 31.05.2019 года, возложении обязанности на администрацию Камышинского сельсовета Курского района Курской области прекратить исчисление и удержание из ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости налога на доходы физических лиц с 01 июня 2019 года, а также о взыскании расходов на оплату представителя в размере 15000,00 руб. и взыскании расходов, связанных с оплатой государственной пошлины, мотивируя тем, что на основании Постановления главы решением комиссии №6 от 07.06.2008 года Шахова Т.В. была назначена главой администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области и до 15.03.2012 года замещала выборную должность главы Камышинского сельсовета Курского района Курской области, постановлением №22 от 15.03.2012 года прекратила свои полномочия в связи с истечением срока трудового договора – на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. С 16.03.2012 года после прекращения полномочий главы администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области, на основании распоряжения главы администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области от 20.04.2012 года № 21 она является получателем ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), в соответствии с положениями Закона от 17.12.2001 года № 17-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Законом Курской области «О статусе Глав муниципальных образований и других выборных должностей местного самоуправления в Курской области», Положением от 10.07.2008 года №24-4-б «Об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим должность Главы муниципального образования «Камышинский сельсовет Курского района Курской области». Ответчиком производилось удержание налога на доходы физических лиц, что, по мнению истца, является незаконным, поскольку такая доплата носит компенсационный характер, обусловленных утратой заработка в связи с прекращением полномочий главы муниципального образования по основаниям, предусмотренных законом, и по своей правовой природе представляет собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению, потому в силу п.2 ст. 217 НК РФ не подлежит налогообложению, в связи, с чем истец была вынуждена обратиться с настоящим иском в суд.

В судебном заседании истец Шахова Т.В. и ее представитель по доверенности Борисов С.В. исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика – администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области Герасимов В.Н., в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин своей неявки суд в известность не поставил. Ранее в судебном заседании не оспаривал, что из указанной доплаты администрацией Камышинского сельсовета Курского района Курской области производится удержания налога на доходы физических лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав истца и ее представителя, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относится к компетенции законодателя установлении государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).

В соответствии с частью 1 статьи 13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 г. № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» главам муниципальных образований при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности) устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

В части 10 статьи 13.1 Закона Курской области «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» закреплено, что размер доплаты к трудовой пенсии пересчитывается при повышении месячного денежного вознаграждения главы соответствующего муниципального образования.

В соответствии с частью 11 указанной статьи Закона перечень документов, необходимых для установления доплаты к трудовой пенсии, правила обращения за доплатой к трудовой пенсии, назначения доплаты к трудовой пенсии и перерасчета размера доплаты к трудовой пенсии, ведение пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом органом местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством.

Законом Курской области от 09.09.2015 г. № 76-ЗКО внесены изменения в Закон Курской области от 11.12.1998 г. № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе», согласно которым слова «трудовая пенсия» заменены на слова «страховая пенсия».

Согласно пункту 2 статьи 13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 г. № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» право на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в соответствии с уставом муниципального образования на условиях, определенных настоящей статьей, могут иметь главы муниципальных образований, осуществлявшие полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе не менее трех лет и получавшие вознаграждение за счет средств местного бюджета и в этот период достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность, за исключением лиц, полномочия которых были прекращены по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6-9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5-8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как следует из решения Курского районного суда Курской области от 13.12.2018 года и установлено в судебном заседании, истец Шахова Т.В. постановлением главы решением муниципальной комиссии №6 от 07.06.2008 года была назначена главой администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области и до 15.03.2012 года замещала выборную должность главы Камышинского сельсовета Курского района Курской области постановлением № 22 от 15.03.2012 года прекратила свои полномочия в связи с истечением срока трудового договора – на основании п.3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

На основании распоряжения главы Камышинского сельсовета Курского района Курской области №21 от 20.04.2012 года – с 16.03.2012 года Шаховой Т.В. была установлена ежемесячная доплата к пенсии по старости, как лицу, замещавшему должность главы муниципального образования Камышинского сельсовета Курского района Курской области, установлена и назначена доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности) в сумме 6902,07 руб..

Во исполнение решения Курского районного суда Курской области от 13.12.2018 года, распоряжением главы администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области от 13.12.2018 года № 30-1 «О перерасчете ежемесячной доплаты к страховой пенсии», Шаховой Т.В. был произведен перерасчет ежемесячной доплаты в соответствии новым порядком, установленным ст. 13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 года № 35-ЗКО « О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» (с последующими изменениями).

Как следует из представленного расчета размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за период с 01.03.2018 года по 31.03.2019 года, справок о ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости (инвалидности) Шаховой Т.В. от 07.03.2019 года № 50 и от 10.06.2019 года №144, при ее исчислении производилось удержание налога на доходы физических лиц.

Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определено, что пенсия по государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности).

В силу пункта 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируется право на пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Вместе с тем, названным Федеральным законом не определяется статус выборных должностных лиц местного самоуправления, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

В соответствии с частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что ежемесячная доплата к государственной пенсии является дополнительной социальной гарантией, предоставляемой за счет средств соответствующего бюджета; такая доплата носит компенсационный характер, обусловленный утратой заработка в связи с прекращением полномочий главы муниципального образования по основаниям, предусмотренным законом, и по своей правовой природе в полной мере соответствует пенсии по государственному пенсионному обеспечению и в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению, поскольку представляет собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению.

При таких обстоятельствах действия администрации по начислению и удержанию из ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) Шаховой Т.В. налога на доходы физических лиц не могут считаться законными.

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования Шаховой Т.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.

Как следует из статьи 94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд, расходы на оплату услуг представителей.

В соответствии со статьей 100 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Из материалов дела следует, что для ведения настоящего дела истец по делу Шахова Т.В. на основании соглашения об оказании юридической помощи по гражданскому делу от 08.05.2019 года № 21, заключенного ею с адвокатом Борисовым С.В., воспользовалась услугами представителя Борисова С.В., и взяла на себя обязательства оплатить его услуги, что предусмотрено пунктом 2 данного соглашения.

Судом установлено, что представителем Борисовым С.В. была оказана Шаховой Т.В. юридическая помощь, подготовлено и направлено в суд исковое заявление, осуществлялось участие в судебных заседаниях при рассмотрении гражданского дела по существу, что следует из соглашения № 21 об оказании юридической помощи по гражданскому делу от 08 мая 2019 года.

Факт оплаты понесенных расходов за участие в деле представителя Борисова С.В. подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру №21 от 08.05.2019 года.

Суд полагает, что определенная к взысканию сумма затрат по оплате услуг представителя в данном размере отвечает требованиям разумности и справедливости, определена с учетом объема оказанной представителем юридической помощи, сложности производства по гражданскому делу и соотносится со всеми заслуживающими внимание обстоятельствами.

Из разъяснений, содержащихся в абз. 3 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» следует, что расходы на оформление доверенности представителя могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.

Определяя размер подлежащих взысканию издержек, связанных с оплатой услуг представителя Шаховой Т.В., суд, руководствуясь вышеперечисленными нормами процессуального права, с учетом всех обстоятельств по делу, в том числе с учетом разумности, которую определяет индивидуально, с учетом сложности дела, характера спора и категории дела, объема доказательной базы по делу и объема оказанных представителем услуг, количества судебных заседаний с участием представителя, их продолжительности, полагает заявленные Шаховой Т.В. требования удовлетворить - взыскать с администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области в пользу Шаховой Т.В. издержки, связанные с оплатой услуг представителя в размере 15000 рублей.

Не опровергает выводы суда и само по себе решение Совета адвокатской палаты Курской области от 06 мая 2013 года о минимальных ставках вознаграждения за оказываемую юридическую помощь, согласно данному решению при заключении соглашения об оказании юридической помощи размер вознаграждения определяется соглашением между адвокатом и лицом, обратившимся за юридической помощью. При этом данное решение не является обязательным, носит рекомендательный характер, что согласуется с объяснениями представителя заявителя Борисова С.В. в данной части.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Шаховой Татьяны Васильевны к администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области о признании незаконными действий по удержанию налога на доходы физических лиц – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области по удержанию налога на доходы физических лиц из ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости Шаховой Татьяны Васильевны за период с 10 июня 2016 года по 31 мая 2019 года.

Обязать администрацию Камышинского сельсовета Курского района Курской области прекратить исчисление и удержание из ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) Шаховой Татьяны Васильевны налога на доходы физических лиц с 01 июня 2019 года.

Взыскать с администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области в пользу Шаховой Татьяны Васильевны издержки, связанные с рассмотрением дела в размере 15000 рублей.

В остальной части иска, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курского областного суда через Курский районный суд Курской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 23 августа 2019 года

Судья                             Н.В. Жиленкова

2-1072/2019 ~ М-1126/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шахова Татьяна Васильевна
Ответчики
Администрация Камышинского сельсовета Курского района Курской области
Суд
Курский районный суд Курской области
Судья
Жиленкова Наталья Викторовна
Дело на сайте суда
kursky--krs.sudrf.ru
10.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.07.2019Передача материалов судье
10.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2019Судебное заседание
19.08.2019Судебное заседание
23.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2019Дело оформлено
06.06.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее