Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-436/2022 ~ М-1-432/2022 от 07.09.2022

    73RS0021-01-2022-000595-31

    Дело № 2-1-436/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 октября 2022 года                                                                                          г. Сенгилей

Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе:

судьи Кузнецовой М.С.

при секретаре судебного заседания Бессольцевой Ю.В.

с участием представителя истца – Назарова А.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального учреждения администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> к Фирсову Д.В., Широковой Т.А. об обязании устранить нарушения Правил благоустройства территорий,

            установил:

Глава МУ администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области Самаркин М.Н. обратился в Сенгилеевский районный суд Ульяновской области с иском к Фирсову Д.В., Широковой Т.А. об обязании устранить нарушения Правил благоустройства территорий.

В обоснование исковых требований указал, что на основании пункта 19 части 1 статьи 14, пункта 11 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решением Совета депутатов муниципального образования «Сенгилеевское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила благоустройства территорий муниципального образования «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области (текст документа опубликован в газете «Волжские зори» от ДД.ММ.ГГГГ). Правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (статья 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Согласно пункта 23 статьи 43 Устава муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ N 120 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) Муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» осуществляет контроль за соблюдением Правил благоустройства в границах населенных пунктов поселения). В состав муниципального образования «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области входит в том числе, город Сенгилей (подпункт 2 пункта 2 статьи 4 Устава). Во исполнение вышеуказанных полномочий истцом было осуществлено обследование земельного участка с кадастровым номером и жилого дома (далее здания) расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , установлено, что оставшаяся после пожара конструкция жилого дома (деревянные сруб) находится в неудовлетворительном техническом состоянии, имеются разрушения строительных конструкций, дом непригоден для проживания, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан. На территории земельного участка кадастровый допущено размещение твердо-бытовых отходов, в виде пластмассовых бутылок, полиэтиленовых пакетов, веток древесины, а также обильное размещение сорной древесно-кустарниковой растительности. Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым номером 73:14:030110:187, расположенный по адресу: <адрес>, был приобретен в собственность Фирсовым Д.В. по договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ у Широковой Т.А. Между тем, в нарушение установленных требований собственник здания не обеспечил надлежащее состояние объекта, что отрицательно влияет на эстетический образ и внешний облик МО «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области.

Просит обязать ответчика в течение месяца с момента вступления в силу решения суда демонтировать оставшуюся после пожара конструкцию жилого дома (деревянные сруб), расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , а также выполнить работы, связанные с уборкой твердо-бытовых отходов и очисткой сорной древесно-кустарниковой растительности на земельном участке с кадастровым номером

В судебное заседание ответчик Широкова Т.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.

    Судом в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрено дело в отсутствие не явившихся лиц.

            В судебном заседании представитель истца – по доверенности Назаров А.В. на исковых требованиях настаивал.

            В письменном отзыве на исковое заявление ответчик Широкова Т.А. с исковыми требованиями не согласилась, поскольку спорный земельный участок был продан ею Фирсову Д.В. ДД.ММ.ГГГГ.

            Выслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 209 Гражданского кодекса РФ определено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ч. 1).

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 209 ГК РФ).

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе, по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии с ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 6 ст. 12).

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ч. 7 ст. 12).

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с требованиями п. 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», введенных в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст, собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, и относится к вопросам местного значения, предусмотренных статьей 14 названного Закона.

Решением Совета депутатов МО «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области от 29.06.2017 года № 39 на основании п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 11 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждены Правила благоустройства территорий МО «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области (далее – Правила благоустройства территорий).

Согласно пунктам 1.1, 1.4 Правил благоустройства территорий они направлены на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории поселения и устанавливают, в том числе требования к содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений; они обязательны к исполнению для органов местного самоуправления поселений, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, правообладателями расположенных на территории поселения земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В силу подпунктов 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 пункта 3.1 Правил благоустройства территории физические и юридические лица независимо от организационно-правовых форм обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий, а собственники и иные пользователи наземных частей сооружений, наружных инженерных сетей обязаны содержать охранную зону и прилегающую к ним территорию в чистоте; на территориях поселений запрещается накапливать и размещать отходы в несанкционированных местах; лица, разместившие отходы в несанкционированных местах, обязаны за свой счёт производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости – рекультивацию земельного участка; в случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов, а при необходимости рекультивация территорий свалок производятся за счёт лиц, обязанных обеспечивать содержание отведённой и прилегающей территорий в соответствии с подпунктом 3.1.1 настоящего подраздела.

Согласно статьям 41, 43 Устава МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, принятого решением Совета депутатов МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ (ред. oт ДД.ММ.ГГГГ), МУ администрация МО «Сенгилеевский район» исполняет полномочия администрации МО «Сенгилеевское городское поселение» в полном объеме в соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления к Российской Федерации», в том числе в части осуществления контроля за соблюдением Правил благоустройства территорий.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в результате проведения истцом обследования земельного участка с кадастровым номером 73:14:030110:187, расположенного по адресу: <адрес>, было установлено, что расположенная на данном земельном участке оставшаяся после пожара конструкция жилого дома (деревянного сруба) с кадастровым номером находится в неудовлетворительном техническом состоянии, имеются разрушения строительных конструкций, дом не пригоден для проживания, представляет угрозу жизни и здоровью граждан. Также на земельном участке допущено размещение твердо-бытовых отходов в виде пластмассовых бутылок, полиэтиленовых пакетов, веток древесины, а также обильное размещение сорной древесно-кустарниковой растительности.

Наличие указанных нарушений на данном земельном участке подтверждается актом обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными к нему фотоматериалами, а также пояснениями представителя истца, данными им в суде.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) право собственности на земельный участок с кадастровым номером 73:14:030110:187, расположенный по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за Фирсовым Д.В.; категория земель – земли населенных пунктов; вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство; сведения о земельном участке внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из ЕГРН на указанном земельном участке расположен жилой дом площадью 54,4 кв.м с кадастровым номером 73:14:030110:349; сведения о правообладателе указанного жилого дома в ЕГРН отсутствуют.

Между тем, исходя из справки главного государственного инспектора Сенгилеевского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ указанный выше жилой дом был уничтожен огнем в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ.

Территориально участок расположен в пределах муниципального образования «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области.

Таким образом, Фирсов Д.В. как собственник указанного выше земельного участка обязана обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку земельного участка, а в случае накопления и размещения на нем отходов обязан за свой счет производить уборку и очистку данной территории.

Вместе с тем, возложенные на ответчика обязанности на момент рассмотрения настоящего гражданского дела им не выполнены в полном объеме, что подтверждается представленными сторонами фотоматериалами и пояснениями представителями истца, данными им в ходе судебного заседания.

            Суд, оценив доказательства в соответствии со статьями 55, 56, 67, 79 ГПК РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и в своей совокупности достаточности, приходит к выводу о том, что следует обязать Фирсова Д.В. демонтировать оставшуюся после пожара конструкцию жилого дома (деревянного сруба), расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 73:14:030110:349, и выполнить работы по уборке твердо-бытовых отходов и очистке сорной древесно-кустарниковой растительности на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером

            Ответчиком Фирсовым Д.В. в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено суду доказательств, подтверждающих основания для освобождения его от выполнения обязанностей.

            Также суд в соответствии со ст. 206 ГПК РФ считает необходимым возложить на Фирсова Д.В. обязанность исполнить решение суда в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения в законную силу и сообщить о его исполнении в суд.

            При таких обстоятельствах исковые требования МУ администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области к Фирсову Д.В. об обязании устранить нарушения Правил благоустройства территорий подлежат удовлетворению.

            В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, учитывая то, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, с Фирсова Д.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

            Вместе с тем, суд отказывает в удовлетворении исковых требований МУ администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области к Широковой Т.А. об обязании устранить нарушения Правил благоустройства территорий, поскольку она с 2016 года не является собственником спорного по делу земельного участка.

Руководствуясь статьями 194 – 199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

            решил:

            Исковые требования муниципального учреждения администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области к Фирсову Д.В., Широковой Т.А. об обязании устранить нарушения Правил благоустройства территорий удовлетворить частично.

            Обязать Фирсова Д.В. демонтировать оставшуюся после пожара конструкцию жилого дома (деревянного сруба), расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером и выполнить работы по уборке твердо-бытовых отходов и очистке сорной древесно-кустарниковой растительности на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером

            Обязать Фирсова Д.В. исполнить решение в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу и сообщить о его исполнении в суд.

            Взыскать с Фирсова Д.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

            В удовлетворении исковых требований муниципального учреждения администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области к Широковой Т.А. об обязании устранить нарушения Правил благоустройства территорий отказать.

            Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – с 18 октября 2022 года.

            Судья                                                                                         М.С. Кузнецова

2-1-436/2022 ~ М-1-432/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области
Ответчики
Фирсов Д.В.
Широкова Т.А.
Суд
Сенгилеевский районный суд Ульяновской области
Судья
Кузнецова М. С.
Дело на сайте суда
sengileevskiy--uln.sudrf.ru
07.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.09.2022Передача материалов судье
08.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2022Судебное заседание
22.09.2022Подготовка дела (собеседование)
18.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2022Дело оформлено
24.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее